Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:59, курсовая работа
Проблематике кризиса экономическая теория начала уделять внимание лишь с середины XIX века, после того как в 1825 г. разразился первый кризис капиталистического хозяйства. Первым охарактеризовал это явление Дж. Ст. Милль, который в своей работе «Принципы политической экономии» (1948 г.) отмечал, что в периоды коммерческих кризисов «реально имеет место избыток всех товаров над денежным спросом». Природу кризиса он объяснял тем, что производители не в состоянии продавать свою продукцию по ценам, покрывающим издержки, если быстрое накопление капитала создает слишком много производственных мощностей, а спрос на рынке растет меньшими темпами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КРИЗИСОВ………………………………………….5
2 ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА И НЕДОПРОИЗВОДСТВА…………………………………………………..……9
2.1 Сущность, причины и последствия кризиса перепроизводства…...……..9
2.2 Сущность и особенности кризиса недопроизводства………………...….15
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……….2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..30
300 млрд руб. - предоставление дополнительных госгарантий;
150 млрд руб. - дотации бюджетам субъектов РФ;
150 млрд руб. - расширение возможностей для субъектов РФ в получении бюджетных кредитов;
500 млрд руб. - предоставление кредитов банкам за счет средств Банка России;
30 млрд руб. - поддержка малого и среднего бизнеса и др.
Всего за три этапа антикризисной программы выделено около 9 трлн руб., из которых 60% - краткосрочные кредиты и 40% - долгосрочные кредиты и безвозмездное финансирование.
В России антикризисные меры в основном соответствовали действиям США и других развитых стран. Государство «накачало» банки деньгами, спасая их от разорения. Меры Банка России по поддержке банковского сектора были своевременными и оперативными и позволили быстро стабилизировать ситуацию с ликвидностью. Были также выделены огромные суммы естественным монополиям, госкорпорациям и крупным частным компаниям в порядке финансовой поддержки с целью недопущения их банкротства и перехода в руки иностранных кредиторов части активов в счет непогашенной задолженности [12, c. 53].
В Антикризисной программе на 2010 г. была отмечена важность модернизационных мер российской экономики и формирование необходимых экономических условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач. Такие условия включают в себя обеспечение макроэкономической стабильности, совершенствование экономических институтов, обеспечивающих расширение деловой активности в экономике, причем не последнюю роль в этом должна сыграть стимулирующая налоговая система. В качестве одной из основных мер, принимаемых для значительного снижения зависимости экономики от конъюнктуры цен на сырьевых рынках, предлагается усиление стимулирующего характера налоговой системы, ориентация на поддержку модернизации и инноваций, в том числе разработка и принятие пакета налоговых льгот по направлениям, где предполагается создание новой налоговой базы [1].
Результаты 2010 г. показали, что в России восстановился экономический рост, хотя темп роста был существенно ниже, чем в 2000–2007 гг. (Приложение А). Если прирост реального объема ВВП в 2007 г. составил 8,5%, в 2008 г. – 5,2%, то в 2010 г. – только 4,0%, т.е. ниже докризисного уровня. Снижение реального ВВП в 2009 г. составило 7,8%.
Экономические кризисы можно разделить на две большие группы: кризисы перепроизводства и кризисы недопроизводства.
Сущность экономических
Как правило, кризису перепроизводства присущи:
- низкий спрос на товары и услуги;
- высокий уровень банкротств;
- низкий уровень деловой
- растущая безработица;
- снижение реальной заработной платы наемных работников.
Кризис недопроизводства товаров – острая нехватка товаров в условиях большого спроса на них, это ситуация, когда товаров произведено меньше, чем нужно людям по тем ценам, по которым они готовы купить. Особенность этого вида кризиса в том, что для производителей он кризисом как бы и не является – они просто увеличивают цены на свою продукцию, и добирают прибыль за счет роста цен. Страдают от кризиса недопроизводства только покупатели – они платят больше, или отказываются от необходимого. Именно такой кризис имел место в России в 1990-е гг.
Современная кризисная ситуация в России и в мире может быть охарактеризована как кризис перепроизводства. Главной сложностью ситуации стало то, что все существующие до этого времени теории регулирования и предсказания кризисной ситуации оказались несостоятельными и не смогли ни предсказать, не облегчить наступивший коллапс мировой экономики. Главное, с чем согласны все экономисты и эксперты, кризис 2008 – 2009 гг. привел к необходимости регулирования финансовой сферы даже в большей степени, чем это делается на других рынках.
Сбои в рыночном механизме лишь запустили финансовый кризис 2008 г. В более широком историческом контексте смысл кризиса – в подготовке почвы для становления новой мировой экономики. Мировой кризис, по всей вероятности, освободит экономику от наследия индустриальной эпохи и сделает неактуальными присущие ей методы регулирования.
Следует подчеркнуть, что при этом не происходит ослабления прав государств, возлагающих выполнение части своих обязанностей на совместно созданный орган, как это можно видеть на примере Евросоюза и создания множества централизированных финансовых учреждений. Передаются лишь те функции, самостоятельное осуществление которых все равно либо неэффективно, либо невозможно. Страны перестают растрачивать ресурсы в бесперспективных попытках добиться желаемого в условиях, когда их действия противоречат друг другу. В результате регулирования становится не больше, а меньше, повышается его эффективность при одновременном ослаблении вмешательства государства в экономику.
Главным уроком мирового финансового кризиса для России стало то, что Правительство нашей страны признало, что современная структура российской экономики не может обеспечить переход к долгосрочному устойчивому развитию. Для решения этой задачи необходимо интенсифицировать процесс технологической модернизации и обновления промышленного потенциала. Мировой опыт свидетельствует, что наибольшего прогресса в этом направлении достигали страны, которые акцентировали усилия на улучшении условий ведения бизнеса для всех экономических агентов. Это позволяло некоторым из них добиться больших успехов, но одновременно возрастала общая экономическая эффективность. Традиционно страны, которые сумели реализовать стратегию перехода к долгосрочному устойчивому росту, уделяли большое внимание привлечению прямых инвестиций. Для стимулирования их притока в Россию также необходимы меры по модернизации существующих государственных институтов.
Кризис 2008–2009 гг. оказался первым глобальным кризисом, затронувшим российскую экономику, но, вероятно, не последним. Россия стала частью мирового хозяйства, и любые негативные процессы в нем неизбежно скажутся на отечественной экономике. Цена преодоления последствий кризиса для России была очень высокой во многом по причине слабости институтов. В такой ситуации напрашивается очевидный вывод: если институциональные реформы в нашей стране будут в очередной раз отложены, то при следующем кризисе России придется заплатить вдвойне. В связи с этим вызывает тревогу, что теме модернизации и повышения качества государственных институтов российские власти стали уделять меньше внимания сразу после преодоления внешних проявлений кризиса.
Новая экономика, о которой немало говорили в последнее десятилетие, только начинает создаваться. Мы видели лишь ее первые ростки. Как оказалось, на существующей почве вырасти она не может, для ее становления потребовался кризис. По всей вероятности, в новой экономике критерием эффективности методов регулирования станет их способность приблизить решение сверхзадачи - освобождение труда. Выиграет та страна, которая сможет создать лучшие условия для раскрытия творческого потенциала людей.
Динамика темпов прироста ВВП в 1996 – 2010 гг.
Информация о работе Кризисы перепроизводства и недопроизводства