Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:59, курсовая работа
Проблематике кризиса экономическая теория начала уделять внимание лишь с середины XIX века, после того как в 1825 г. разразился первый кризис капиталистического хозяйства. Первым охарактеризовал это явление Дж. Ст. Милль, который в своей работе «Принципы политической экономии» (1948 г.) отмечал, что в периоды коммерческих кризисов «реально имеет место избыток всех товаров над денежным спросом». Природу кризиса он объяснял тем, что производители не в состоянии продавать свою продукцию по ценам, покрывающим издержки, если быстрое накопление капитала создает слишком много производственных мощностей, а спрос на рынке растет меньшими темпами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КРИЗИСОВ………………………………………….5
2 ХАРАКТЕРИСТИКА КРИЗИСА ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА И НЕДОПРОИЗВОДСТВА…………………………………………………..……9
2.1 Сущность, причины и последствия кризиса перепроизводства…...……..9
2.2 Сущность и особенности кризиса недопроизводства………………...….15
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ……….2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..30
Кризис перепроизводства наступает тогда, когда масса предлагаемых к продаже товаров и услуг по их общей стоимости начинает превышать объем совокупного платежеспособного спроса населения и происходит затоваривание всей системы сбыта производимой продукции. В обычных условиях излишки произведенной продукции устраняются посредством снижения цен или сокращением самого производства. Более низкие цены позволяют сбыть залежалый товар, а ограничение его выпуска – перейти на другую, пользующуюся спросом продукцию. Нежелание делать ни то, ни другое толкает на поиски путей расширения спроса из каких-то новых источников платежных средств. Самым подходящим таким источником стал потребительский и ипотечный кредит, который позволил предприятиям, пользовавшимся услугами банков, временно увеличить платежеспособный спрос и продолжать выпуск освоенной продукции, несмотря на предельный уровень насыщения рынка такими товарами [6, c. 30].
В свое время был придуман простой до гениальности способ расширения платежеспособного спроса населения за счет ипотечного и потребительского кредита. Расчет был прост: если у покупателей недостаточно средств для приобретения все возраставшей массы товаров, то их можно предоставлять, не требуя немедленной оплаты, в рассрочку возврата. Это можно было делать только при участии банков и фондов, которые предоставляли такие кредиты и зарабатывали на процентных ставках. Все участники рынка (производители, торговцы, банкиры, финансисты, потребители) в едином порыве согласились на такой вариант, который, казалось бы, не предвещал ничего плохого тем, что руководствовался сиюминутными краткосрочными побуждениями. Это давало возможность поддерживать экономический рост «длинными» деньгами за счет будущих доходов потребителей, но при условии сохранения их реальной платежеспособности.
После того, как имевшиеся резервы такого роста были исчерпаны, встал вопрос, какие путем обеспечивать дальнейшее развитие не снижающимися темпами. И тогда возобладало желание продолжать прежнюю благодатную практику путем использования ничем не обеспеченных кредитов, то есть за счет фиктивного капитала. Краткосрочное кредитование покупателей – вполне допустимая мера, если кредиты выдаются из реальных денежных фондов банков или инвестиционных компаний, и они вовремя погашаются. Но оно становится опасным, когда эта практика расширяется настолько, что выданные в кредит средства перестают регулярно возвращаться и для их пополнения приходится пользоваться сомнительными источниками. Именно это и случилось в период расцвета массового потребительского и ипотечного кредитования, когда заемными средствами могли воспользоваться не только платежеспособные покупатели, но и практически все желающие [12, c. 31].
Все увеличивающееся число клиентов и постоянно растущий объем кредитов позволял банкам безболезненно покрывать эти убытки до тех пор, пока масса невозвращенных долгов не превысила критический уровень, за которым наступила неплатежеспособность самих заимодавцев. Но и тогда банки еще могли без труда перекредитоваться на дешевом финансовом рынке и привлекать дополнительные средства под сравнительно невысокие проценты. Долгое время их ликвидность еще поддерживалась за счет производных финансовых инструментов (деривативов), но это лишь оттягивало момент наступления краха зарвавшихся кредиторов.
Кризис неплатежей в США и других странах произошел, таким образом, из-за безответного поведения как заемщиков, так и кредиторов, которые в погоне за прибылью всем силами увеличивали число своих клиентов, стремясь к их стопроцентному охвату без учета реальной платежеспособности. Обвал ипотечного рынка в США, с которого, как принято считать, он начался, стал лишь исходным пунктом. Первый толчок мог последовать и от другого сектора экономики.
Бывший председатель Федеральной Резервной Системы Алан Гринспен, выступая на заседаниях Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка отметил: «Финансовый кризис стал событием, которое давно должно было произойти. Если бы кризис не был спровоцирован неправильной оценкой секьюритизированных субстандартных ипотечных закладных США, то он возник бы в каком-либо другом секторе или на другом рынке» [15].
Проблемы в мировой финансовой системе зародились на фоне бесконтрольного накачивания мировой экономической системы денежными знаками, не подкрепленными товарным производством, эмитированными в первую очередь США, а также Японией и ЕС, что вызвало распространение отрицательных реальных кредитных ставок по всему миру. Сбой в финансовой системе повел за собой падение цен на основные ресурсы – нефть, металл, продукцию химической промышленности, сельского хозяйства и др. Нынешний мировой кризис, в отличие от кризиса перепроизводства 1929-1933 годов, с которым все чаще сравнивают сегодняшнюю ситуацию, можно назвать «кризисом перепроизводства денег» [16].
Особенности кризиса 2008 - 2009 гг. можно определить следующим образом [9, c. 46].
1) Глобальный характер. Кризис поразил все развитые страны, страны с переходной экономикой и большинство развивающихся. Например, в Китае выросла безработица, в 4 раза упал фондовый рынок, на 30% сократился экспорт, значительно - импорт. Наиболее негативные последствия возникли в социальной сфере: обострились социальные конфликты.
2) Всесторонность. Из ипотечного кризиса США кризис развился в общефинансовый, а затем перерос в экономический (падение производства) и социальный (рост безработицы, снижение реальных доходов), в отдельных странах перейдя в политический. Например, сменилось правительство в Исландии, Чехии, некоторых странах Балтии. И это, по-видимому, только начало.
3) Глубина. Этот кризис - один из самых глубоких в истории. Снижение объемов ВВП в развитых странах и странах с переходной экономикой составляет 5-10%, продукции промышленности- 15-30%. Падение фондовых рынков - в 2,5-5 раз; в 1,5-2 раза снизились цены на нефть и газ, несколько меньше - на металлы. Вдвое выросла безработица в США, она приблизилась к 10% в Еврозоне.
4) Продолжительность. В США кризис охватил 2007-2010-гг., в Европе и России - 2008-2010 гг. Вероятно достижение дна в финансово-экономической части кризиса в 2009 г., с продолжением кризиса, особенно в социальной части, в 2010 г.
5) Затяжной выход. Предположительный переход кризиса в длительную депрессию с элементами дефляции в ряде развитых стран, и стагфляцию - в России. Докризисный уровень (для США - 2006 г., других стран - 2008 г.) будет достигнут передовыми странами в 2011 г., отстающими - в 2012 - 2013 гг.
История развития капитализма в последние два века показала, что полностью свободный рынок, в отличие от идеальных теоретических построений, далеко не совершенный механизм и он не в состоянии обеспечивать на практике оптимальное и бесперебойное развитие экономики. Об этом свидетельствуют периодические кризисы, приносящие значительный материальный ущерб и отбрасывающие общество назад. После Великой депрессии 1930-х годов прошлого столетия стало ясно, что выйти из глубокого всеохватывающего кризиса невозможно без вмешательства государства.
Итак, современная кризисная ситуация в России и в мире может быть охарактеризована как кризис перепроизводства. Главной сложностью ситуации стало то, что все существующие до этого времени теории регулирования и предсказания кризисной ситуации оказались несостоятельными и не смогли ни предсказать, не облегчить наступивший коллапс мировой экономики. Главное, с чем согласны все экономисты и эксперты, кризис 2008 – 2009 гг. привел к необходимости регулирования финансовой сферы даже в большей степени, чем это делается на других рынках.
3 государственное антикризисное регулирование
Из истории экономических учений известно, что на различных этапах развития общества государство тем или иным способом воздействовало на экономику. Так, в период меркантилизма, в XVI – XVII вв., государству отводилась важная роль по поддержке и стимулированию зарождающегося национального производства, защите интересов национальных производителей на внутреннем и внешнем рынках. По мере развития капитализма в XVIII – XIX вв. уровень государственного регулирования снизился до выполнения функций по охране частной собственности и защите рыночных интересов [6, c. 138].
Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип laisser faire, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность.
Подчиняясь неким неосознанным всеобщим требованиям, которые А. Смит образно назвал «невидимой рукой рынка», неоклассики постарались конкретизировать реальные условия происходящих на рынке процессов, объяснить мотивацию рыночных субъектов, в результате рациональных действий которых устанавливается равновесие между спросом и предложением товаров, и дали практические рекомендации предпринимателям по ведению их бизнеса. Но они по-прежнему исходили из абсолютной свободы рынка и игнорировали влияние на него со стороны государства, которое, однако, все больше вмешивалось в экономическую жизнь.
Оптимальное экономическое и социальное развитие невозможно без государственного регулирования, особенно когда речь идет о долгосрочных и мало предсказуемых процессах, могущих привести к катастрофическим последствиям. В то же время госрегулирование нельзя считать панацеей от недостатков рынка, оно не является свободным и от собственных минусов. Более того, излишнее вмешательство государства, как показывает исторический опыт, способно так «отрегулировать» рынок, что экономика может снизить свою эффективность и прийти в упадок. Утвердившаяся в развитых странах социально-регулируемая рыночная экономика оказалась в состоянии преодолеть многие прежние пороки капитализма, несовместимые с его нормальным существованием и, казалось, грозившие ему неизбежной гибелью. Но современная жизнь бросает этому строю все новые вызовы и создает серьезные проблемы, решить которые невозможно без его дальнейшего реформирования. Большую роль играет в этом отношении экономическая наука, призванная теоретически осмысливать происходящие процессы и вовремя реагировать на возникающие трудности. Кризис показал, что современная экономический теория не выдержала преподнесенных ей жизнью испытаний и поэтому нуждается в обновлении многих прежних подходов.
Росси по итогам кризиса оказалась в числе наиболее пострадавших стран. В 2009 г. ВВП упал на 7,8%, в то время как мировой ВВП снизился лишь на 0,6%, а выпуск в развивающихся странах и странах с формирующимся рынком вырос на 2,6%. При этом в них, как и в России, кризисные явления были вызваны финансовыми и торговыми шоками.
Глубина падения российской экономики была обусловлена многими факторами, среди которых следует выделить:
- докризисный перегрев
- высокая зависимость от нефтегазовых экспортных доходов.
В России было три этапа антикризисных мер. Программа первого этапа была реализована в октябре-ноябре 2008 г. Ее основное назначение - накачка банков деньгами для предотвращения банковского кризиса из-за сокращения ликвидности. Всего было выделено 5918 млрд руб. (около 220 млрд дол.), из них [9, c. 54]:
- до 1500 млрд руб. - коммерческим банкам из временно свободных средств госбюджета на срок до 3 месяцев под 8% годовых;
- до 700 млрд руб. - беззалоговых кредитов для 116 коммерческих банков из средств ЦБ РФ на 35 дней под 9,89%;
- 950 млрд руб. - субординированные кредиты сроком до 2020 г. под 8% годовых, в том числе 725 млрд руб. «Сбербанку», «ВТБ» и «Россельхозбанку» из средств ЦБ (500 млрд руб.) и Фонда национального благосостояния (450 млрд руб.);
- 60 млрд руб. - АИЖК из федерального бюджета для поддержки ипотечного кредитования и др.
Второй этап заключался главным образом в помощи реальному сектору. В декабре 2008 г. - январе 2009 г. были приняты дополнительные антикризисные меры по снижению налога на прибыль с 24 до 20%, упрощенного налога на малый бизнес- с 15 до 5%, увеличено пособие по безработице до 4900 руб. в месяц, приближена на год выплата материнского капитала, направлено на помощь в обучении и трудоустройстве безработных 44 млрд руб., и др.
Помощь главным образом
По этому этапу антикризисных мер затраты составили 1,6 трлн руб.
Третий этап начался в апреле 2009 г. с принятия Антикризисной программы правительства РФ на 2009 г. с дополнительными средствами в 1,4 трлн руб. Среди крупных мероприятий:
340 млрд руб. - перечисления в Пенсионный фонд на индексацию пенсий в апреле 2009 г. - на 17,5% и в августе - на 8,5%;
Информация о работе Кризисы перепроизводства и недопроизводства