Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 02:16, курсовая работа
Целями данной работы являются:
изучение основ кредитования внешнеэкономических сделок.,
исследование кредитных рынков в России
ВВЕДЕНИЕ 3
1.МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ И КРЕДИТОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК 5
1.1.Понятие международного кредита 5
1.2.Принципы и функции кредитования 6
1.3.Формы и виды кредитования внешнеэкономических сделок 10
2. АНАЛИЗ КРЕДИТНЫХ РЫНКОВ В РОССИИ 19
2.1. Анализ рынка лизинга за 2010 год 19
2.2. Анализ рынка факторинга за 2010 год 22
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРЕДИТНОГО РЫНКА В РОССИИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 32
Факторинг - покупка специализированной финансовой компанией всех денежных требований экспортера к иностранному импортеру в размере до 70-90 % суммы контракта до наступления срока их оплаты; факторинговая компания кредитует экспортёра на срок до 120 дней.
При этом фирма обязуется либо вручить деньги клиенту по мере взимания их с должников, либо выплатить ему наличными при заключении сделки. Взимая долги с покупателя и принимая на себя риск по кредиту, факторинговая компания выполняет функции экспортного отдела промышленной фирмы, коммерческого банка и страховой компании одновременно. Стоимость факторинга дороже, чем обычной банковской ссуды. В процентном отношении к размеру фактически выданных заемных средств она может достигать 20%. Следует учитывать, что в нее входит не только оплата получаемого кредита, но и цена других услуг. Таким образом, система факторинга расширяет возможности экспортеров по предоставлению краткосрочных фирменных кредитов.
При экспорте продукции значительно возрастает кредитный риск экспортера (вследствие трудностей оценки кредитоспособности потенциальных иностранных клиентов; предоставления коммерческого кредита на более длительный срок, с учетом времени, необходимого для доставки товаров на иностранные рынки; а также из-за таких факторов, как политическая нестабильность в стране импортера, низкий уровень ее экономического развития и т.д.) Кроме того, поскольку соглашение о внешнеторговом факторинге может предусматривать использование двух и более валют, возникает также валютный риск - опасность валютных потерь в связи с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной. В связи с увеличением степени риска факторинговая компания предъявляет к экспортеру более жесткие требования, чем к поставщикам на внутреннем рынке. При обслуживании экспортера факторинговая компания, как правило, заключает договор с факторинговой компанией страны-импортера и передает ей часть объема работ. Таким образом, участниками международных факторинговых сделок являются поставщик, покупатель, импорт-фактор (банк или импортная фактор-фирма) и экспорт-фактор (банк или экспортная фактор-фирма).
В международной торговле применяются четыре модели факторинга:
Двухфакторная модель позволяет разделить функции и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и экспорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели - обеспечить финансирование до 100% и уменьшить накладные расходы в административной сфере.
Вторая модель международного факторинга - прямой импортный факторинг. Его главная цель - обеспечение платежей. Прямой импортный факторинг имеет смысл лишь в том случае, когда экспорт производится в одну или две страны. Если экспортер имеет контрагентов во многих странах, то заключение одного соглашения с факторинговой компанией своей страны будет более удобным, чем большего количества прямых соглашений с факторинговыми компаниями других государств.
Третья модель международных факторинговых операций - прямой экспортный факторинг. При прямом экспортном факторинге не требуется подключения факторинговой фирмы в стране импортера.
Последний тип международного
факторинга - «бэк-ту-бэк». В трех первых
моделях международных
Особенностью внешнеторгового факторинга в целом является его всегда открытый характер, а также отсутствие права регресса к поставщику на экспорт. Последнее обусловлено тем, что основной причиной факторингового обслуживания экспортера выступает обычно защита экспортера от кредитного риска. Обслуживание всего товарооборота, которое предусматривается при операциях внутри страны, встречается при факторинговом обслуживании внешнеторговых операций гораздо реже, факторинговые компании в большинстве случаев специализируются на обслуживании рынка одной страны или рынка определенной продукции.
Международный факторинг позволяет импортеру на постоянной основе получать товар с отсрочкой платежа (обычно до трех месяцев). Обязательство оплаты возлагается на импортера после приемки товарной поставки по качеству и количеству. Факторинг открывает уникальные возможности для предприятий, импортирующих товары в Россию, являясь не чем иным, как товарным кредитом. Благодаря факторинговому обслуживанию экспортер имеет дело не с разрозненными иностранными импортерами, а с факторинговой компанией.
Форфейтинг возник после второй мировой войны. Наибольшее развитие он получил в странах, где относительно слабо развито государственное кредитование экспорта.
Форфейтинг обладает существенными достоинствами, что делает его привлекательной формой среднесрочного финансирования. Основным достоинством этой формы является то, что форфейтер берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того, ее привлекательность возрастает в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, хроническим недостатком во многих развивающихся странах валюты для оплаты импортируемых товаров, ростом политических рисков и некоторыми иными обстоятельствами.
Техника и финансовые инструменты, используемые в операциях по форфейтингу, аналогичны тем, которые применяются при традиционном учете торговых векселей банками. Отличие заключается в том, что векселедатель, т.е. экспортер, не несет при форфейтинге никаких рисков, в то время как при обычном учете векселя ответственность за его неоплату должником, согласно вексельному законодательству многих стран, сохраняется за ним в любом случае.
Сделки по форфейтингу позволили значительно удлинить сроки кредитования экспортером покупателя на условиях вексельного кредита, доведя их до пяти, а иногда восьми и более лет, поскольку принятие на себя риска солидным банком-форфейтером повышает заинтересованность инвесторов в длительном помещении своих средств. Источником средств для банков, участвующих в форфейтинговых операциях, служит рынок евровалют.
В международной торговле экспортер получает от иностранного покупателя переводные или простые векселя, оплата которых должна быть произведена в предусмотренные сроки. Поскольку форфейтер покупает долговые обязательства без права регресса, он несет все риски возможного неплатежа. Поэтому если должник не является первоклассным заемщиком, форфейтер будет стремиться получить определенное обеспечение - в форме аваля или безусловной гарантии банка. Гарантийное обязательство выдается гарантом кредитору в обеспечение своевременной уплаты причитающейся с должника суммы. Аваль - это вексельное поручительство, в силу которого авалист принимает ответственность за выполнение обязательств какого-либо обязанного по векселю лица. [1, с.31-42]
Таким образом, мы можем сделать вывод, что классификации кредитов очень разнообразны. Формы международного кредита в общих чертах можно классифицировать по нескольким главным признакам, характеризующим отдельные стороны кредитных отношений.
Лизинг является формой специфического кредитного обслуживания. Он стал одной из важнейших составляющих инвестиционной политики во многих государствах. Темпы роста лизинговых операций, как правило, опережают темпы роста основных макроэкономических показателей. Насыщенность и разветвленность лизинговых операций является своеобразным индикатором развития всей экономики страны. [См.: 10]
Российскому лизингу немногим более пятнадцати лет. Однако он достаточно быстро интегрируется в мировую финансовую систему.
Российский рынок лизинга показал хорошие результаты по итогам 2010 года. Активность лизинговых компаний значительно увеличилась по сравнению с 2009 и возросла по сравнению с 2008 годом. В связи с этим, многие показатели лизинговых компаний вышли на уровень докризисного состояния, что положительно отразилось на восстановлении рынка лизинговых услуг.
Объем сделок по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличился в 3,9 раза и составил всего 174914,26 млн. рублей без НДС, а количество сделок увеличилось почти в 4 раза и составило 42836. Результаты выглядят скромней в сравнение с 2008 годом, рост объема сделок составил 27,14%, хотя количество сделок сократилось на 1%. Суммарный объем портфеля лизинговых компаний составил 297360,60 млн. рублей, что превышает на 11,55% по сравнению с 2008 годом и на 38,86% - 2009 годом.
Средний объем собственных средств лизинговых компаний составил 24,2%, что дает возможность вести активную деятельность. У отдельных организаций данный показатель составил более 60%, то есть эти компании практически не используют займы, а покупают оборудование, автотранспорт, технику и предоставляют её в лизинг за счет собственных средств.
Проблема с
Лизинговые компании возобновляют свою деятельность, заключая новые сделки как с постоянными и проверенными клиентами, так и с новыми организациями. Количество филиалов увеличилось на 16%, а увеличение рабочих мест незначительно, но это предоставляет возможность создания новых рабочих мест на будущие периоды.
По итогам 2010 года объем нового бизнеса и количество заключенных контрактов увеличилось. Компании активизировались и подписывают новые
соглашения о сотрудничестве на более выгодных условиях. Можно отметить соглашение между двумя крупными компаниями “ГАЗ” и “Сбербанк Лизинг”.
“Сбербанк Лизинг” занимает лидирующие позиции в сегменте автотранспорта, оборудования, железнодорожного транспорта и недвижимости, а компания “ГАЗ” является крупнейшим автомобилестроительным холдингом России.
Структура рынка лизинга значительно изменилась по сравнению с 2009
годом. В 2009 году самым крупным сегментом по объему сделок был сегмент сельскохозяйственной техники и племенного скота. На его долю приходилось почти 31% сделок.
В 2010 году основную долю 38,77% занимает железнодорожный транспорт, авиация и суда.
На долю автотранспорта приходится 31,52%. Лизинговым компаниям “Сбербанк Лизинг” и “Europlan” принадлежат первые позиции в этом сегменте, и их суммарная доля составляет 38,86%.
Доля сегментов в объеме нового бизнеса млн.руб.
В 2010 году основными сегментами являются автотранспорт, оборудование, железнодорожный транспорт, авиация и суда, что подтверждено данными.
Структура лизинга по количеству контрактов
В структуре лизинга по количеству контрактов, на долю автотранспорта приходится 59,5%, оборудования – 37,5%, что составляет 97%.
Таким образом, обобщив полученные данные, мы можем говорить о положительной динамике развития лизинговых услуг в России. Лизинг все более прочно занимает подобающее ему место в качестве одного из главных финансовых механизмов обновления основных фондов в экономике. Уже сейчас лизинг в России стал основным инструментом приобретения ряда важнейших видов основных средств, таких как сельскохозяйственная техника, племенная продукция, авиация, авто- и железнодорожный транспорт. [См.: 9]
В России факторинг появился только в марте 1996, когда была принята Часть вторая Гражданского кодекса.
В статье 824 ГК РФ дается следующее определение: по договору факторинга одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательств клиента перед финансовым агентом. [8]
Иными словами, фактические долги (денежные требования) могут быть проданы кредитором определенному лицу, обладающему свободными денежными средствами (финансовому агенту), который обязуется выплатить клиенту (кредитору) причитающийся ему долг третьего лица, за вычетом собственных интересов и комиссии. А когда наступит срок платежа по указанным суммам, финансовый агент взыщет их с должника. Комиссия факторинговой компании обычно складывается из нескольких составляющих — комиссия за сервис, процент за деньги, комиссия за кредитный риск и регистрацию поставки.
Несмотря на свою молодость и ряд нерешенных проблем правового характера, рынок факторинга в России стремительно развивается.
В 2010 году рынок факторинга вплотную приблизился к 500 млрд рублей, но пока не превысил показатели ни 2008, ни 2007 годов. Это при том, что на рынок вернулись старые (Московский кредитный банк, АКБ «Центрокредит») и вышли новые (Эйч-эс-би-си Банк (РР), «ВТБ факторинг») участники. Отчасти это связано с довольно умеренными темпами роста оборота оптовой и розничной торговли, отчасти - со вступлением в силу закона о торговле, закрепившего максимальные отсрочки платежа по продовольственным товарам.
Информация о работе Кредитование внешнеэкономических сделок: сущность, принципы, функции