Коррупция. Борьба с коррупцией в системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение истоков коррупции и понятия данного явления, рассмотрение атикоррупционной политики Российской Федерации и поиск наиболее эффективных механизмов борьбы с коррупцией. Цели исследования соответствуют следующие задачи:
- выяснить историю коррупции, определить ее понятие и формы;
- изучить опыт противодействия коррупции различных государств;
- выявить общественную опасность коррупции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...
3
1. Коррупция: история, понятие и формы………………………………….
5
1.1. История коррупции……………………………………………………..
5
1.2. Понятие и формы коррупции…………………………………………..
8
2. Политика противодействия коррупции………………………………….
15
2.1. Антикоррупционная политика РФ: законодательная база…………...
15
2.2. Опыт борьбы с коррупцией других государств……………………….
19
3. Общественная опасность коррупции…………………………………….
26
Заключение…………………………………………………………………..
30
Библиография……………………….……………………………………….
33

Файлы: 1 файл

Реферат на тему Коррупция[1]. Борьба с коррупцией в системе госуправления РФ.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

Основными фигурантами  коррупционных дел по всей стране  также стали  врачи, учителя, мелкие, второстепенные чиновники, правоохранители  низшего звена, а средняя сумма  взяток оставалась на уровне не более нескольких тысяч рублей. В погоне за улучшением статистических показателей, оперативные службы зачастую довольствовались задержанием должностных лиц с самым низким размером оплаты труда: поймать их на взятке гораздо легче, чем "акул" коррупционного бизнеса, использующих в отмывании денег новейшие схемы и пробелы в несовершенном законодательстве. Правовые аналитики постоянно заявляют, что оперативные подразделения, главной задачей которых является своевременное выявление и фиксация передачи взяток, не утруждают себя и берут на коррупции лишь тех, кто не будет сопротивляться. По этой причине высокие чины на скамье подсудимых оказываются крайне редко - они имеют слишком много способов противодействия, да и среди самих правоохранителей также есть немало чинов, которые за дополнительный бонус к заработной плате готовы прекратить уголовное преследование.

Коррупционные действия зачастую совершаются в очень сложных специфических и конфиденциальных видах государственной деятельности, где непрофессионалу разобраться трудно. Поэтому ни в одной стране мира нет полных данных об этом явлении. Налицо мировой парадокс: все говорят и даже кричат о разрушительной и растущей коррупции, но официальная криминальная, судебная статистика, как мировая, так и национальная, свидетельствует лишь о единичных случаях доказанной продажности. По имеющимся данным, правоохранительные органы выявляют не более 1-2% реальной коррупции, еще меньше виновных лиц предстает перед судом и лишь единицам, причем самой низшей категории, назначается реальное уголовное наказание.

Несмотря на это, определенную информацию о масштабах распространенности коррупции в различных странах  можно получить из исследований крупнейшей международной организации, занимающейся борьбой с коррупцией. Ее основная задача-проведение независимых исследований в этой области. На основании проведенных исследований в области управления, принятия решений, прозрачности бизнеса «Transparency International» рассчитывает индекс восприятия коррупции, который отражает восприятие положения дел с коррупцией в отдельных странах бизнесменами и аналитиками, как зарубежными, так и представляющими сами страны.

Совершенно очевидно, что для устранения коррупции, необходима, прежде всего, политическая воля руководства  страны. Но эту проблему власть не способна решить в отрыве от общества. Необходимо осознать, что эта проблема касается каждого, кто считает себя человеком и гражданином, кто понял опасность для себя и своих близких, для своего дела и общества. Пока приходится констатировать тот факт, что хотя о коррупции, как об одном из самых распространенных преступлений, в России говорят много, но действенных мер со стороны общества и власти по решению этой проблемы нет.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе работы был рассмотрен ряд определений коррупции, общий смысл которых сводится к одному: коррупция- это использование должностным лицом своего положения с целью извлечения личной выгоды. Итак, изучив проблему, стало понятно, что существуют достаточно эффективные методы борьбы с этим явлением, о чем успешно свидетельствует мировая практика. Не бороться с коррупцией – значит поддерживать ее, а учитывая, какие разрушительные последствия такого бездействия возникают во всех сферах жизни общества, проблема противодействия этому «внутреннему врагу» стоит в любом государстве. Поэтому столь важно изучение причин коррупции - ведь надо бороться не только с самим сорняком, но и с его семенами. Понимая, что из себя представляет коррупция, исследуя это явление и опыт других стран по сопротивлению ему, мы получаем знание - а знание, как известно, сила.

 По данным Transparency International, в индексе Восприятия Коррупции в 2011 году (ИВК) Россия набрала 2.4 балла и заняла 143  место из 183 возможных. Если сравнивать Индекс России в 2011 году с данными 2010 года (индекс 2.1, 154 место из 178) можно отметить небольшую позитивную динамику. Данные изменения объясняются принятием Россией комплекса антикоррупционного законодательства, определяющего основные правовые параметры предотвращения коррупции в публичном секторе. Не надо рассматривать полученный результат как повод считать, что дело сделано и в дальнейшем борьба с коррупцией в стране пойдёт сама собой. Выросший на 0,3 балла показатель Индекса страны скорее устанавливает планку, относительно которой в дальнейшем будет возможно оценивать реальные антикоррупицонные успехи по применению законодательства, принятого c 2008 по 2011 год. Только если все законы будут применяться согласно принципам неизбежности и неизбирательности, можно будет говорить о реальном изменении ситуации к лучшему.

В России крайне сложно бороться с коррупцией, потому как она изначально заложена в менталитете наших  сограждан. Однако считаю, что ее можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. В значительной мере задача борьбы с коррупцией сводится к задаче формирования честной и неподкупной верхушки чиновничества, руководствующейся не своими личными интересами, а благом государства и общества.

Так, наиболее успешные государства  в истории, и в особенности  наиболее успешные и стабильные демократические государства, применяли один и тот же набор принципов формирования своей чиновничьей верхушки, к которым относятся:

1) добровольно-принудительный отказ правящего слоя от владения крупным личным имуществом и от получения крупных личных доходов;

2)частая и принудительная ротация чиновников, особенно в высшем звене, ограничение срока пребывания чиновника на одном месте самое большее несколькими годами;

3) строгое наказание за нарушение установленных правил – изгнание из государственного аппарата, конфискация имущества - и суровые наказания при обнаружении фактов, уличающих чиновника во взятках и воровстве.

Причина, по которой данные меры оказываются наиболее эффективными в борьбе с коррупцией, заключается  в том, что введение системы этих мер делает бессмысленным вхождение во власть для тех, кто стремится к богатству и власти, а также противодействует образованию устойчивых коррумпированных групп. Соответственно, внедрение указанной системы мер открывает дорогу во власть тем, кто готов служить обществу относительно бескорыстно (за достойное вознаграждение), не преследуя властных амбиций и целей обогащения.

Среди мер, которые целесообразно  взять на вооружение из западного опыта, можно отметить: запрет на ведение чиновниками и членами их семей личного бизнеса, конкурирующего с деятельностью чиновника ("конфликт интересов"), запрет на владение оффшорными компаниями и контакты с ними, публичность и открытость всех процедур, осуществляемых властями, улучшение социального обеспечения чиновников (для увеличения потери чиновника в случае, если его поймают на коррупционной деятельности), независимые средства массовой информации.

Необходимо также развитие института гражданского общества как основы правового демократического государства. Для успешного противодействия коррупции важно применять современные технологии, новейший опыт развитых стран, добившихся значительных успехов в борьбе с ней. Итак, станет ли Россия свободной и процветающей страной, из которой не хотелось бы эмигрировать - теперь дело стоит за новым правительством и президентом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции    (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003г.)
  2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS №173 (Страсбург, 27 января 1999г.)
  3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979г.)
  4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
  5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001г. №195-ФЗ
  6. Федеральный закон от 08.03.2006 г. №40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» «Коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран» - Преамбула Конвенции ООН против коррупции.
  7. Федеральный  закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  8. Федеральный закон № 172-ФЗ от 17.07.2009 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
  9. Федеральный закон №58-ФЗ от 27.05.2003 "О системе государственной службы Российской Федерации"
  10. Федеральный закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
  11. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».
  12. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ от 31.07.2008г. №Пр-1568.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 18.05.2009 №557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".
  14. Указ Президента РФ от 18.05.2009г. №558 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
  15. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12. 2011г. // http://www.1tv.ru/news/polit/194609

Специальная литература:

  1. Аринин А.Н. Взятка – двигатель регресса//Финансовый контроль. 2004, №12
  2. Антикоррупционная политика. Учебное пособие/ Под ред. М.Б. Сатарова – М.: РА «СПАС», 2004.
  3. Барциц И.Н. Модернизация государственного управления в России в условиях административной реформы. – М.:РАГС, 2008.
  4. Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: В 2 т. – М.: Издательство РАГС , 2011.
  5. Журнал «Регионы России: Национальные проекты» №9, 2011
  6. Комитет по борьбе с коррупцией. Международная коррупция и борьба с ней. – 2009 //http://www.com-cor.ru/node/895
  7. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества. Под ред. М.Б. Горного. – СПб: Норма, 2000.
  8. Макиавелли Н. Государь: Сочинения. – М. 2001. 656 с.
  9. Многогрешнов Р.А. Административно – правовая система предупреждения принятия незаконных актов. / JourClub.ru , 2007
  10. Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка ... М., 1998
  11. Российская газета -2011-24 ноября-№264.-с.2.
  12. "РГ" - Федеральный выпуск №5158 15 апреля 2010 г. Приложение №1
  13. "Российская Бизнес-газета" - Бизнес и власть №791 (9) 15.03.2011
  14. www.anti-cor.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Артхашастра ( в переводе с санскрита «наука о пользе») – сводный трактат по науке управления государством и политике, датируется IV веком до н.э.

2 Макиавелли Н. Государь: Сочинения.-М.2001.

3 «African corruption on the wane», BBC News, 10.08.2007, URL:http://news.bbc.co.uk/1/hi/business/6288400.stm

4 Журнал «Регионы России: Национальные проекты» №9, 2011

5 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 22.12. 2011г.URL:http://www.1tv.ru/news/polit/194609

6 "Российская Бизнес-газета" - Бизнес и власть №791 (9) 15.03.2011

7 Комитет по борьбе с коррупцией. Международная коррупция и борьба с ней. – 2009 URL: http://www.com-cor.ru/node/895


Информация о работе Коррупция. Борьба с коррупцией в системе государственного управления