Конституция США

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Конституция США (англ. United States Constitution) — основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Считается первой в мире конституцией в современном понимании. Состоит из семи статей, за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок, которые являются её неотъемлемой частью.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
3
Глава 1. История создания Конституции…………………………………….
4
1.2 Основные черты конституции США……………………………………..
8
1.3 Изменение конституции…………………………………………………..
10
Глава 2. Органы и учреждения публичной власти………………………….
15
2.1. Конгресс…………………………………………………………………...
15
2.2. Президент………………………………………………………………….
17
2.3. Судебная система…………………………………………………………
18
Глава 3. Американский ФЕДЕРАЛИЗМ……………………………………..
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………

Файлы: 1 файл

кзпс.docx

— 48.07 Кб (Скачать)

Конституционный контроль осуществляется общими судами, а окончательное решение  по федеральным актам принимает  Верховный суд

 США, по актам штатов - обычно верховные суды штатов, но и в последнем случае  по жалобе стороны (если эта  жалоба пройдет необходимые судебные  инстанции) Верховный суд США  может принять окончательное  решение. Об особенностях конституционного  контроля, осуществляемого общими  судами, говорилось в Общей части  курса.

Конституционный статус личности

Концепция прав человека, лежащая  в основе конституционного регулирования, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах.

Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие  ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчуждаемых  прав человека передовые представители  «третьего сословия», революционной  буржуазии, выступали против произвола  абсолютных монархов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование защиты прав человека выдвигается и  в настоящее время различными движениями, направленными против авторитаризма  и тоталитаризма.

К числу неотчуждаемых  прав человека относят обычно право  на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и др. В последние годы сюда присоединяются и некоторые  права «третьего» и

 «четвертого» поколения,  например право на использование достижений культуры или чистую природную среду. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к государству, политическому  сообществу. Это права личности как  члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу  относятся, избирательные права, право  на объединение в политические партии, право на участие в управлении делами государства и т.д. Сюда относятся  и некоторые социально - экономические права. Политические права гражданина были включены в конституцию впоследствии, а о социально-экономических и культурных правах в конституционных текстах вообще не говорится (за исключением поправки V о гарантиях частной собственности). Эти права не считаются фундаментальными и не обеспечиваются судебной защитой путем исков - защищаются лишь производные от них права, например, право на оплату труда, а не само право на труд. Эти пробелы конституционного регулирования заполняются отдельными законами. Речь идет, например, о нескольких законах о гражданских правах, принятых в 50 - 60-е годы, о судебных прецедентах (особенно о решениях Верховного суда США), конституциях штатов (многие из них содержат хартии гражданских прав), о законах штатов. Некоторые из этих законов содержат новые конституционные положения, например, право на информацию, на здоровую окружающую среду.

Правовое положение лица зависит от его статуса: гражданин, иностранец, лицо без гражданства, лицо с множественным гражданством. Наиболее широкими правами пользуются граждане государства. Граждане государства  также бывают неодинаковы по своему положению. Различаются урожденные и натурализованные граждане, т.е. принятые в гражданство в соответствии с установленной законом процедурой.

Первым конституционным  документом, в котором говорилось о правах личности в США, была упомянутая выше Декларация независимости 1776 г., в  которой заявлялось о неотъемлемых правах человека - о праве на жизнь, свободу и стремление к счастью. Здесь впервые было сформулировано и коллективное право народа на восстание против угнетения (имелось в виду колониальное угнетение со стороны короны Великобритании).

Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы не столько  в общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвычайных ситуаций она запрещает приостанавливать действие правила Хабеас корпус, предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция запрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качестве условия для занятия какой-либо государственной должности.

Билль о правах тоже исходит  из концепции естественных прав. Поэтому  его формулировки носят запретительный характер, так как запрещают ограничивать права и свободы, которые презюмируются. Это относится и к политическим правам. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к правительству с петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества, предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право отказываться от дачи показаний против самого себя. Не допускается двойное наказание за одно и то же преступление, запрещается требовать большой залог по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычные наказания.

Кроме Билля о правах в  дальнейшем было принято около 10 поправок, которые касаются прав и свобод человека. Выше уже были перечислены эти  поправки, начиная с XIII (1965 г.), отменившей рабство негров. Однако в целом  Декларация независимости, конституция  США и поправки к ней не содержат того перечня прав и свобод, который  соответствовал бы международным стандартам - Всеобщей декларации прав человека, принятой

 ООН в 1948 г., Международным  пактам о правах человека, вступившим  в силу в 1976 г. Как отмечалось, эти недостатки, хотя и не полностью,  но восполняются конституциями  отдельных штатов, федеральными  законами, судебными прецедентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Органы и учреждения публичной власти

2.1. Конгресс

 

Законодательная власть по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США, состоящая из двух палат: Палаты представителей и Сенат.

Обе палаты получили равные права в том, что касается законодательной  инициативы и принятия законов. Обе  палаты избираются на основе всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании.  В компетенцию Конгресса  вошли следующие вопросы: установление и взимание пошлин, налогов, акцизных сборов; забота об общем благосостоянии и совместной обороне США; единообразие налогов, податей и акцизных сборов на всей территории США; производство займов за счет государства; вопросы внешней торговли; единообразное толкование законов на всей территории федерации; чеканка монеты; почтовая служба; учреждение судов, подчиненных Верховному суду; объявление войны; набор и содержание армии; подавление выступлений, нарушающих установленный законом порядок, и др. Кроме того, в полномочия Конгресса вошли утверждение государственного бюджета, ратификация международных договоров, подписанных Президентом, назначение на важнейшие государственные посты. Последний пункт требует уточнения. Воплощая в жизнь систему взаимных сдержек и противовесов, Конституция дала сенату полномочия утверждать назначенных Президентом министров и членов правительства. Но после того, как сенат дает свое согласие на назначение, он уже не может удалить их со своих постов выражением недоверия или порицания. Таким образом, законодательная власть лишается возможности напрямую влиять на работу правительства.

Система сдержек и противовесов действует и внутри самого Конгресса. Это касается и процедуры принятия законов, и состава палат, и системы  выборов членов Конгресса. Фраза Дж.Мэдисона «философа конституции», до сих пор считается альфой и омегой политиков США: «Следует создавать стремления, чтобы они противодействовали другим стремлениям».

Так, при обсуждении законопроекта, одобренного одной из палат, другая может предлагать поправки к нему. И только после того, как законопроект пройдет обе палаты, он поступает Президенту страны. В случае одобрения, Президент подписывает законопроект в десятидневный срок (если Президент не принял никакого решения по законопроекту, то он становится законом без его подписи), а в случае несогласия - отсылает Билль со своими возражениями в ту палату, из которой он поступил. После этого соответствующая палата снова рассматривает законопроект с поправками Президента. Если Билль с поправками набирает 2/3 голосов в обеих палатах, он становится законом. Так обеспечивается влияние Президента на законодательную власть.

Система выборов и состава  палат, следующая – Палата представителей (435 депутатов) избираемых единовременно  на два года по одномандатным округам, а Сенат состоит из 100 сенаторов: по два от каждого штата. Срок их полномочий шесть лет, но через каждые два года Сенат обновляется на 1/3. При этом от одного штата на каждых выборах избирается только один сенатор.

Различны и подходы  к назначению руководителей палат. Палата представителей избирает Спикера, а в сенате главой автоматически является Вице-президент. В законодательном процессе палаты равноправны. Конституция установила полномочия каждой из палат. Палата представителей формирует обвинение в рамках процедуры импичмента, избирает Президента, если выборщики не смогут его избрать. Сенат ратифицирует договоры, дает Президенту согласие на назначение важнейших должностных лиц государства, решает вопрос о виновности в рамках импичмента, избирает Вице-президента, ели не выбрали выборщики. Закон принят, если за него проголосовало большинство парламентариев в каждой палате.

2.2. Президент

 

Главой исполнительной власти США является Президент. Конституция объединила в его лице главу государства и правительства. Ему же вверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства, Президент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписывает международные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешней политикой государства. В США бюджет вносится только Президентом страны.

В качестве главы правительства, Президент формирует его органы, назначает министров (в назначении министров принимает участие и парламент, кандидатура каждого министра утверждается верхней палатой Конгресса);  руководит работой федеральной исполнительной власти, может освободить от занимаемой должности любого члена правительства. Согласно американской Конституции Президент «имеет право с совета и согласия Сената назначать должностных лиц Соединенных Штатов, о назначении которых в настоящей Конституции нет иных постановлений и должности которых установлены законом» Таким образом правительство формируется в Президентских республиках – после выбора Президента. 

Президент не подотчетен Конгрессу, что обеспечивает ему свободу  действий. Однако, следуя принципу разделения властей, конституция лишила Президента законодательной инициативы. Президент  имеет право налагать вето на любой  законопроект, принятый обеими палатами, отсылать его на доработку со своими возражениями в ту палату, из которой  он поступил. С другой стороны, Конституция  устанавливает, что Президентское  вето может быть “опрокинуто” квалифицированным  большинством обеих палат.

Президент не имеет полномочий распустить ни одну из палат Конгресса. Согласно Конституции США Президент, Вице-президент, и все гражданские должностные лица Соединенных Штатов отстраняются от должности, если в порядке импичмента будут признаны виновными в измене, взяточничестве или др. тяжких или менее тяжких преступлениях. Обе палаты имеют полномочия возбудить процедуру импичмента. Но вопрос об отстранении от власти Президента решает сенат под председательством Верховного судьи двумя третями голосов присутствующих.

В США в отличии от других государств, Вице-президент становится Президентом на все оставшееся время до истечения срока полномочий избранного, но прекратившего досрочно свои полномочия Президента.

В результате, Президент  и Конгресс были лишены возможности  вмешиваться в дела друг друга  напрямую, что обеспечивает их независимость  друг от друга. Можно сказать, что  Президент имеет косвенное влияние  на Верховный суд в том плане, что он назначает его членов. Но так как они назначаются пожизненно, и все, включая Президента США, обязаны  подчиняться решениям Верховного суда, то становится очевидным то, что  система взаимных сдержек и противовесов работает и здесь.

Принципиально важным являются положения Конституции о порядке, сроках выборов и сроке полномочий Президента, было установлено, что Президент  США избирается выборщиками  по штатам, в строго оговоренное Конституцией время. Население каждого штата  голосует лишь за выборщиков от данного  штата, выборщики же затем избирают Президента и Вице-президента (косвенные выборы).

Выборщики подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за кого было подано большее количество голосов выборщиков. Полномочия Президента были ограничены четырьмя годами.

 

2.3. Судебная система

 

Третьей властью Соединенных  Штатов Конституция называет суд. Члены  Федерального суда назначаются Президентом  США пожизненно с совета и согласия Сената, а смещены с должности  только в результате применения импичмента. Система федеральных судов является трехзвенной. Она включает Верховный суд, апелляционные суды и районные суды. Районные суды слушают большинство дел по первой инстанции, апелляционные осуществляют пересмотр решений районных судов по жалобам участников процесса. Верховный суд рассматривает по первой инстанции, является высшей апелляционной инстанцией для федеральных судов, дает официальное толкование Конституции США, осуществляет конституционный контроль. Вопрос о практическом создании новой судебной организации США и о закреплении полномочий Верховного суда был рассмотрен среди основных первым Конгрессом США.

Информация о работе Конституция США