Концептуальные основы внешней политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:45, лекция

Краткое описание

1. Международные отношения.
2. Теория международных отношений.
3. Участники международных отношений.
4. Внешняя политика.
5. Венская конвенция о дипломатических сношениях.

Файлы: 1 файл

Концептуальные основы ВП.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

    - военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АН-ЗЮС);

    - профсоюзные организации: Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), Всемирная конфедерация труда (ВКТ);

    - различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагуошское движение учёных, Международный Институт Мира;

    - религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);

    - Международный Красный Крест (МКК) - организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

    - экологические организации: Гринпис и др.

    ООН - первый в истории механизм широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Созданная в 1945г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Её членами являются 192 государства, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности.

    В рамках ООН сложился ряд организаций, которые вошли в систему международных  отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся: ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения); МОТ (Международная Организация Труда); МВФ (Международный Валютный Фонд); ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культуры и науки); МАГАТЭ (Международная Организация по Атомной Энергии); ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию); Международный суд.

    Генеральное соглашение по тарифам  и торговле (англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT, ГАТТ) - международное соглашение, заключенное в 1947г. с целью восстановления экономики после Второй мировой войны, которое на протяжении почти 50 лет фактически выполняло функции международной организации (ныне ВТО). Основная цель ГАТТ - снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения. ГАТТ - соглашение, не организация. Изначально, ГАТТ предполагалось преобразовать в полноценную международную организацию, такую как Мировой Банк или Мировая Торговая Организация (МТО). Однако соглашение не было ратифицировано и осталось лишь соглашением. Функции ГАТТ были переданы ВТО, основанной последним раундом переговоров по ГАТТ в начале 1990-х. Историю ГАТТ принято грубо делить на три фазы - первая, с 1947 года до Торквейского раунда (фокусировалось на том, какие именно товары подлежат регулированию и замораживании существующих тарифов); вторая, с 1959 по 1979 гг., включала три раунда (снижение тарифов) и третья, Уругвайский раунд с 1986 по 1994 гг. (расширение ГАТТ до таких новых областей, как интеллектуальная собственность, услуги, капитал и сельское хозяйство; зарождение ВТО).

    Международные судебные инстанции

    Международный суд ООН в Гааге (официально, согласно Уставу ООН - Международный Суд, англ. International Court of Justice, фр. Cour internationale de Justice) - один из шести главных органов ООН, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

    Международный уголовный суд в Гааге (МУС) - первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002г. В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу. Резиденция - Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. МУС не входит в официальные структуры ООН, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

    Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге (МТБЮ) - структура ООН, созданная для восстановления справедливости в отношении жертв военных преступлений и преступлений против человечности, совершённых во время войн в Югославии в 1991-2001 гг., и наказания виновных в этих преступлениях. Находится в Гааге. Полное название - «Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьёзные нарушения международного гуманитарного права, совершённых на территории бывшей Югославии с 1991г.».

    Международный арбитражный суд  в Гааге. Постоянная палата третейского суда (ППТС) - (англ. Permanent Court of Arbitration, PCA) - международный арбитражный суд, расположенный в Гааге, Нидерланды. Учрежден в 1899 по решению первой Гаагской мирной конференции и является старейшей организацией для разрешения международных споров. Расположен во Дворце мира, специально построенного в Гааге в 1913 на пожертвование Эндрю Карнеги. Членами суда являются более 100 стран. Суд принимает к рассмотрению как иски по межгосударственным спорам, так и иски частных организаций, имеющие международный характер. В отсутствие заблаговременного соглашения об ином ППТС может рассмотреть дело только с согласия всех спорящих сторон.

    Европейский суд по правам человека в Страсбурге (англ. European Court of Human Rights, фр. Cour européenne des droits de l’homme) - международный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его защита распространяется на граждан России с 5 мая 1998г.

4. Внешняя политика

    Внешняя политика (внешние сношения государства) – общий курс государства в международных делах. ВП регулирует отношения государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики – дипломатия. Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства. Главное внешнеполитическое ведомство государства – внутригосударственный орган внешних сношений, осуществляющий практическую деятельность по проведению внешней политики государства, - во многих странах именуется министерством иностранных дел и возглавляется министром иностранных дел. В США это ведомство именуется государственным департаментом и возглавляется государственным секретарём США; во Франции - министерством внешних сношений, в Швейцарии - политическим департаментом, в Аргентине - министерством внешних сношений и культа, в Ливии - Народным бюро по внешним связям, и т. д.

    Дипломатия — средство осуществления внешней политики государств, представляющее собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов этих государств. В международных отношениях с понятием дипломатии связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества. Считается, что слово «дипломатия» происходит от díplōma (в Древней Греции, где этим словом назывались сдвоенные дощечки с нанесёнными на них письменами, выдававшиеся посланцам в качестве верительных грамот и документов, подтверждавших их полномочия). Как обозначение государственной деятельности в области внешних сношений слово «дипломатия» вошло в обиход в Западной Европе в конце XVIII века.

    История дипломатии.

    В рабовладельческом обществе, постоянно использовавшем военные захваты для пополнения рабочей силы, преобладали военные средства осуществления внешней политики государств. Дипломатические связи поддерживались лишь эпизодически посольствами, которые направлялись в отдельные страны с определённой миссией и возвращались после её выполнения.

    В условиях феодальной раздробленности  получила распространение «частная»  дипломатия феодальных суверенов, которые  в промежутках между войнами  заключали мирные договоры, вступали в военные союзы, устраивали династические браки. Широкие дипломатические связи поддерживала Византия. В середине XV века с развитием международных отношений постепенно появляются постоянные представительства государств за границей.

    Особенности дипломатии буржуазных государств новой и новейшей истории определяются новыми целями их внешней политики — борьбой за завоевание внешних рынков, за раздел, а затем и за передел мира, за мировое экономическое и политическое господство. В новых условиях значительно расширяются масштабы дипломатической деятельности, которая становится более динамичной и используется государством для создания более широкой опоры среди руководства и правящей элиты иностранных государств, для установления контактов с определёнными политическими партиями, СМИ. Дипломатия, наряду с военными средствами, сыграла важную роль в борьбе за осуществление целей антифеодальных, демократических и национально-освободительных движений, в образовании национальных государств в Латинской Америке и на Балканах, в объединении Германии, Италии. Дипломатия крупных капиталистических государств обслуживала их экспансионистские агрессивные устремления.

    Форма дипломатии. Дипломатия является кодифицированной и формализованной деятельностью, осуществляемой на основании Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г.

    Содержание  и задачи дипломатии. Главной задачей и содержанием дипломатии является достижение государствами целей их внешней политики дипломатическими методами и средствами.

    Функции дипломатии: представительство; дипломатическое общение и переписка (коммуникация); проведение переговоров; снискание расположения; добыча информации; разработка рекомендаций

    Методы  и средства дипломатии: официальные и иные визиты и переговоры на высшем (саммиты) и высоком уровне; дипломатические конгрессы, конференции, совещания и встречи; подготовка и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров и иных дипломатических документов; участие в работе международных организаций и их органов; повседневное представительство государства за границей, осуществляемое его посольствами и миссиями; дипломатическая переписка; публикация дипломатических документов; освещение в печати позиции правительства по тем или иным международным вопросам.

    Принципы  и особенности  дипломатии.

    Международное право запрещает вмешательство  дипломатических представителей во внутренние дела страны пребывания. Органы и ответственные лица, несущие дипломатическую службу, пользуются в стране пребывания общепризнанными правами и дипломатическими привилегиями (иммунитет и неприкосновенность дипломатического персонала и помещений, право шифрованной переписки и дипломатической закрытой связи, право подъёма флага государства, таможенные привилегии и др.).

5. Венская конвенция о дипломатических сношениях

    Венская конвенция о дипломатических сношениях - один из основных нормативно-правовых актов в области дипломатического права. Она была принята на международной конференции в Вене, которая проходила в период со 2 марта по 14 апреля 1961г. В конференции приняло участие 81 государство (СССР был также представлен БССР и УССР), около 40 из них подписали конвенцию. Конвенция регламентирует все основные вопросы дипломатического права: регламентируются виды и функции дипломатических миссий, процедура назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, раскрывается понятие дипломатического иммунитета.

    Согласно  ст. 51 Конвенции, она вступала в силу на тридцатый день после сдачи  на хранение двадцать второй ратификационной  грамоты или акта о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединённых Наций. Это произошло 24 апреля 1964г.

    Конвенция состоит из 53 статей и включает также  два факультативных протокола: о  приобретении гражданства сотрудниками дипломатических представительств и членами семей этих сотрудников, живущими вместе с ними, и об обязательном разрешении споров относительно толкования или применения Конвенции Международным Судом.

    На 2010г. в ней участвуют 186 государств, в факультативном протоколе о приобретении гражданства участвуют 51 государство, об обязательном разрешении споров - 66 государств.

    Российская  Федерация, являясь правопреемником  СССР, ратифицировавшего конвенцию 11 февраля 1964г., также участвует в данной Конвенции. При этом со стороны СССР при ратификации была сделана оговорка по статье 11 (пункт 3) Конвенции, которая касается численности персонала дипломатических представительств: этот вопрос должен решаться по договорённости между аккредитующим государством и государством аккредитования. Кроме того, Советский Союз сделал заявление по ст. 48 и 50, в которых идёт речь об ограничениях для ряда стран быть участниками Конвенции, отметив их дискриминационный характер. Согласно статье 48 Конвенции, её участниками могут быть только государства-члены ООН или специализированных учреждений, государства-участники Статута Международного Суда, а также другие государства, которые были приглашены Генассамблеей ООН стать участниками Конвенции. В результате, от участия в конференции, на которой была выработана Конвенция, был отстранен ряд социалистических стран - ГДР, МНР, КНДР и ДРВ.

Информация о работе Концептуальные основы внешней политики