Концептуальные основы внешней политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 12:45, лекция

Краткое описание

1. Международные отношения.
2. Теория международных отношений.
3. Участники международных отношений.
4. Внешняя политика.
5. Венская конвенция о дипломатических сношениях.

Файлы: 1 файл

Концептуальные основы ВП.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

    Признаки  Государства:

    1. Наличие организационных документов (в которых изложены цель создания  и задачи государства): конституция,  военная доктрина, законодательство.

    2. Наличие руководства (аппарат  управления): президент (парламент или др.), правительство, парламент,суд.

    3. Управление и планирование: нормирование  жизни общества (система права), государственная  (политическая и внешнеполитическая) деятельность, хозяйственная деятельность (экономика), собственная денежная система, налоговые сборы.

    4. Собственность (ресурсы): территория, население, границы.

    5. Наличие подчиненных организаций:  охрана правопорядка, вооружённые  силы, периферийные административные  организации.

    6. Наличие государственного языка  (языков).

    7. Суверенитет (способность государства  выступать в международном правовом  поле как признанное другими  государствами юридическое лицо.

    8. Публичная власть.

    9. Гражданство.

    10. Государственные символы.

    Понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница. Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин страна также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

    Государство (унитарное), союзное государство (федерация) или союз государств (конфедерация). Иногда проблематично провести чёткую грань в определении различий между понятиями «государство», «унитарное государство», «союзное государство» и «союз государств». Более того, в истории часто одна форма перетекала в другую при централизации и наоборот - распад империй.

    Теории  происхождения государства.

    Единого мнения о причинах возникновения  государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной истиной. Наиболее древними известными государствами являются государства Древнего Востока (на территории современных Ирака, Египта, Индии, Китая).

    Теории  происхождения государства: Теологическая теория; Патриархальная теория; Общественный договор; Теория насилия; Материалистическая (марксистская) теория; Психологическая теория; Расовая теория Гюнтера; Органическая теория; Ирригационная теория; Комплексная теория происхождения государства Х. Й. М. Классена; кризисная теория А. Б. Венгеров; дуалистическая теория Малыгин, Афанасьев; теория специализации Т. В. Кашанина; инцестная (половая) теория К. Леви-Стросс; спортивная теория Ортега-и-Гасет.

    Функции государства. Изначально любое государство выполняло задачу: управлять хозяйством и обществом; оборонять собственную территорию. Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства её реализации.

    Функции государства классифицируются: по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние; по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства); по значению: на основные и неосновные; по видимости: на явные и латентные; по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

    Основной  классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

    1. Обеспечение правопорядка, установление  правовых норм, регулирующих общественные  отношения и поведение граждан,  охрана прав и свобод человека  и гражданина.

    2. Обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

    3. Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

    4. Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

    5. Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

    6. Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

    7. Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

    8. Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

    К внешним функциям государства относятся:

    1. Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

    2. Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

    3. Функция взаимовыгодного сотрудничества  в экономической, политической, культурной  и других сферах с другими  государствами.

    Также проводится разделение между: деятельностью по выработке политических решений и деятельностью по выполнению этих решений - государственному управлению.

    В настоящее время (январь 2007г.) существует 193 государства, признанных большинством других государств. Из них в ООН входит 192 государства-члена.

    Ватикан как суверенная территория Святого  Престола имеет политическую систему, подобную государству, но государством в полном понимании данного термина  не является. Он официально признан  большинством государств как суверенная территория, но не является членом ООН. Постоянным наблюдателем в ООН является Святой Престол — уникальная суверенная персона (persona sui generis) в международном праве. Дипломатические отношения государств устанавливаются не с Ватиканом, а со Святым Престолом, и все иностранные дипломатические миссии аккредитованы при Государственном секретариате Святого Престола.

    Около десятка государственных образований  являются самостоятельными государствами  фактически, но либо не признаны другими  государствами, либо признаны недостаточным количеством других государств, и статус их спорен.

    С другой стороны, две страны (а также  одно квази-государственное образование) признаны очень многими государствами, но фактически не являются независимыми. Их статус не урегулирован.

    Во  многих частях света существуют и иные регионы, население которых борется за признание их самостоятельной государственности.

    Наконец, отдельными личностями или группами людей провозглашены также виртуальные  государства (микрогосударства, микронации), которые не имеют этнической, территориальной и исторической легитимности, а часто — и территории.

    Статус  и категория некоторых территорий и образований не могут быть однозначно идентифицированы. Также Евросоюз и  Союзное государство России и  Беларуси имеют признаки государства и конфедерации, однако в международном праве не рассматриваются как государство или субъект международного права.

    Государства, имеющие крайне малую территорию или численность населения, именуют  карликовыми государствами (странами). Сильные независимые государства, обладающие значительным превосходством над другими государствами, а также (в современном мире) постоянных членов Совета Безопасности ООН именуют великими державами. Великие державы, обладающее подавляющим превосходством над другими государствами, именуют сверхдержавами. Государства, обладающие ядерным оружием, именуют ядерными державами (членами «ядерного клуба»). Государства, обладающие независимой возможностью осуществления орбитальных космических полётов (вывода спутников собственными ракета-носителями) именуют космическими державами (членами «космического клуба») (в том числе государства, обладающие независимой возможностью осуществления пилотируемых космических полётов иногда именуют космическими сверхдержавами).

    Характеристики  государства. Каждое государство обычно характеризуется формой государственного правления, формой государственного устройства и политическим режимом и др.

    Важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные организации.

      Международные организации

    Межгосударственные  организации являются стабильными  объединениями государств, основанными  на договорах, обладают определённой согласованной  компетенцией и постоянными органами.

    Сложность межгосударственных отношений в  политической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели  к созданию неправительственных  организаций. НПО имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

    Как субъекты международных отношений  международные организации могут  вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих в них. Международные организации создаются в экономической, политической, культурной, национальной областях, имеют особенности и специфику.

    Основные  международные организации.

    В качестве примера различных международных  организаций можно привести:

    - региональные организации. Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;

    - организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата (МТП), МВФ, МБРР;

    - организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство, Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т. д.;

    - политико-экономические организации, например: Организация Африканского Единства;

    - профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

    - демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);

    - организации в области культуры и спорта: Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединённых Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

Информация о работе Концептуальные основы внешней политики