Исследование и анализ международной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

целью своей работы, я считаю, исследование и анализ международной экономической интеграции. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы международной экономической интеграции: сущность, формы и основные интеграционные группировки;
2. Проанализировать международную экономическую интеграцию на примере НАФТА;
3. Определить некоторые итоги либерализации торговли и инвестиций для стран - участниц североамериканской интеграции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
INTRODUCTION
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ………………………………………….5
1.1 Сущность, причины и цели международной экономической интеграции…
1.2 Формы международной экономической интеграции………………………
1.3 Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике………………………………………………………
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ НАФТА………………………………………………………….
2.1 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)……….
2.2 Предпосылки и особенности североамериканской интеграции……………
2.3 Некоторые итоги либерализации торговли и инвестиций для стран - участниц североамериканской интеграции……………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
CONCLUSION……………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Эрач.docx

— 58.36 Кб (Скачать)

3)  если Комиссия не сможет разрешить спор, то он переходит на рассмотрение специальной группы специалистов, которая состоит из пяти членов и гарантирует справедливое урегулирование споров.

Следует подчеркнуть, что  в отличие от Европейского союза  в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и  четкие формы регулирования интеграционного  взаимодействия. В рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и  создание таможенного союза не предусмотрено, хотя, как мы видим, содержание договора существенно превосходит цели формирования зоны свободной торговли товарами.

2.3 Некоторые итоги либерализации торговли и инвестиций для стран - участниц североамериканской интеграции

Вокруг североамериканской интеграции идет много дискуссий  и споров. Темой дискуссий является вопрос об ожидаемом экономическом  эффекте, и особенно о том, как  преимущества объединения будут  распределяться между США, Канадой  и Мексикой. Этой проблеме посвящены  многие экономические исследования, которые основываются на математических моделях, с помощью которых определяется влияние НАФТА на производство, торговлю и занятость в отдельных секторах экономики каждой из трех стран после  отмены тарифных и нетарифных ограничений.

Согласно многим исследованиям, в результате либерализации торговли США, Канада и Мексика смогут повысить благосостояние за счет выгодного

размещения ресурсов, снижения цен, снижения издержек по сделкам, улучшения  условий окружающей среды, повышения  активности капиталовложений и технического прогресса. В качестве статических  эффектов первых трех лет функционирования НАФТА выделили общее повышение  экономического благосостояния в каждой из стран: в США - 3,6 млрд долларов. в Мексике - 2,4 млрд долларов., в Канаде - 1,6 млрд долларов.

Важнейшее значение для всех стран имеет проведенное сокращение таможенных тарифов. В результате устранения части тарифов в 1998 г. по сравнению с 1992 г. (лад подписания Договора) увеличение торговых потоков между США, Канадой и Мексикой составило 190 %. В 1998 г. мексиканский экспорт в США; увеличился в 2,3 раза по сравнению с 1992 г., американский экспорт в Мексику за аналогичный период увеличился в 2 раза. Это свидетельствует о положительной роли НАФТА в увеличении объемов торговли практически во всех секторах экономики двух стран. Кроме того, в 1998 г. американский экспорт в Канаду вырос в 1,6 раза, канадский экспорт в США увеличился на 80 %; канадский экспорт в Мексику увеличился на 32,9 %, в то время как мексиканский экспорт в Канаду увеличился в 2,3 раза по сравнению с 1992 г. Наиболее быстрые темпы роста наблюдались в экспорте машин, оборудования и автомобильных запчастей из Мексики.

Вступление Мексики в  североамериканский интеграционный блок обеспечило ей стабильный рост экспорта на рынки США. Положительное сальдо торгового баланса Мексики с  США превысило в 1998г.14 млрд долл. США, тогда как остальные страны ЛКА зарегистрировали совокупный дефицит более 11 млрд долларов. Доля промышленных изделий в мексиканском экспорте превысила 90%. В 1999 г. благодаря поставкам на американский рынок мексиканский экспорт увеличился на 16,4 % и достиг 136,7 млрд долларов. США.

Другим положительным  эффектом реализации НАФТА является высокий темп роста инвестиций.

Вместе с тем имеются  и противоречивые, неоднозначные  последствия в деятельности НАФТА. В апреле 1999 г. Комиссия договора о  зоне свободной торговли в Северной Америке опубликовала данные о том, что США за 5 лет существования  НАФТА за счет роста экспорта в  страны-партнеры получили 12,8 млн новых рабочих мест, в то время как Мексика - 2,2 млн, а Канада - 1,3 млн. Многие аналитики считают, что в США и Канаде исчезают высокооплачиваемые рабочие места по мере увеличения объемов импорта из менее развитых индустриальных стран, одной из которых является Мексика.

У Мексики также есть причины  для беспокойства: американские и  канадские ТНК, проникая в страну, "сметают" отечественные малые  и средние промышленные предприятия. Таким образом в рамках НАФТА было уничтожено 28000 мексиканских малых предприятий, которые не выдержали конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний. В Мексике на грани разорения находятся 200 тыс. крестьянских хозяйств. Вскоре после вступления Мексики в НАФТА в стране разразился тяжелейший валютный кризис. В декабре 1994 г. обвал фондового рынка, падение курса мексиканского песо сопровождались "эффектом текилы" - бегством краткосрочных капиталов из этой страны, а также с других "нарождающихся рынков", стали первым серьезным вызовом для североамериканского интеграционного процесса. Более того, ряд специалистов небезосновательно отмечали, что хотя между вступлением Мексики в полосу социально-политических и экономических потрясений и началом функционирования НАФТА и нет прямой связи, тем не менее курс на форсированную подготовку экономики страны к интеграции с США и Канадой, проводимый правительством К. Салинаса в 1988-1993 гг., привел к столь острым формам проявления глубинных противоречий мексиканского общества. Соединенные Штаты вынуждены были реагировать на ситуацию мгновенно. В условиях, когда ни Федеральная резервная система, ни тем более Конгресс США не были в состоянии предпринять действенных мер по спасению американских держателей мексиканских ценных бумаг, Вашингтон использовал весь свой вес в МВФ, чтобы тот предоставил чрезвычайный заем Мексике, причем в три раза больший, чем это обычно практиковалось фондом. В целом из различных источников Соединенные Штаты смогли мобилизовать 51 млрд долларов США для стабилизации финансово-экономического положения своего южного соседа.

Если не принимать во внимание тяжелейшие социальные последствия  кризиса, в результате которого уровень  жизни упал ниже показателя 1980 г., то в плане экономического роста и динамики внешней торговли Мексика в 1995 г. восстановилась относительно быстро. Достаточно сказать, что если во время кризиса 1982-1983 гг. экспорт США в эту страну упал на 50 %, то в 1995 г. - всего лишь на 2 %. НАФТА действительно оказалась тем "зонтиком", на который рассчитывали правящие круги Мексики, приступая к переговорам по созданию североамериканской зоны свободной торговли.

НАФТА не только смогла выстоять в период мексиканского кризиса, но и в дальнейшем показала свою жизнеспособность.

По оценкам большинства  специалистов, североамериканский интеграционный процесс к концу 90-х годов обрел  необратимый характер. Об этом свидетельствовали  не только такие показатели, как  динамика внешней торговли и движение капиталов и услуг. И в США, и в Канаде, и в Мексике ни одна из политических партий, крупных  предпринимательских организаций  уже не выступала против НАФТА. Даже принимая во внимание ряд противоречивых последствий НАФТА для стран-участниц, общий ее потенциал и значение трудно переоценить. Следует учесть, что в США НАФТА рассматривается  как структура, выходящая по своему значению за рамки свободной торговли между тремя странами-участницами, она является краеугольным камнем для  более широкой интеграции стран  Западного полушария. В политическом плане предполагается создание "сообщества демократий Западного полушария". В торгово-экономическом плане  в Вашингтоне рассчитывают на то, что  НАФТА станет ядром интеграционного  объединения, охватывающего весь американский континент. В тексте договора (НАФТА) предусмотрены перспективы и  некоторые механизмы расширения североамериканской зоны свободной  торговли.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного анализа  можно сделать следующие выводы:

1.  Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

2.  Классические формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли, когда отменяются ограничения между странами - участницами интеграционного объединения и прежде всего, снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего "четыре свободы" пересечения государственных границ - для товаров, услуг, капитала и людей; экономический союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики; высшая ступень региональной интеграции - политический союз, который предполагает превращение единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование

3.  НАФТА - первое соглашение, подписанное между развивающейся страной и двумя высокоразвитыми странами.

4.  Следует подчеркнуть, что в НАФТА отсутствуют какие-либо наднациональные структуры и четкие формы регулирования интеграционного взаимодействия. В рамках НАФТА Канада, США и Мексика сохраняют свое внешнеторговое законодательство, и создание таможенного союза не предусмотрено, хотя, содержание договора существенно превосходит цели формирования зоны свободной торговли товарами. Возможно, именно НАФТА и МЕРКОСУН положат начало всеамериканской зоне свободной торговле.

 

 

 

 

CONCLUSION

Based on this analysis the following conclusions:A. International economic integration - a process of accretion of economies of neighboring countries into a single economic system based on strong economic ties between their companies.Two. Classical forms of international economic integration: free trade area when restrictions are canceled between the countries - participants of the integration of association and, above all, reduced or abolished all customs duties, customs union, as well as the removal of trade restrictions established a unified customs tariff and common trade policy is conducted with respect third countries, the overall market, which marks the signing of the contract covering the "four freedoms" crossing state borders - for goods, services, capital and people, economic union, where agreements on free trade area, customs union and common market agreements are supplemented by an overall economic and monetary policy, the highest level of regional integration - political union, which involves the conversion of a single market space in a coherent economic and political educationThree. NAFTA - the first agreement signed between a developing country, and two highly developed countries.4. It should be emphasized that, in NAFTA there is no supra-national structures and distinct forms of regulation of the integration of interaction. Under NAFTA, Canada, USA and Mexico retain their foreign trade legislation and the establishment of a customs union is not provided, although the content of the contract substantially exceeds the goal of forming a free trade area in goods. Perhaps it is NAFTA and the beginnings of MERKOSUN all-American free trade zone.

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Международные экономические отношения/ Е.Ф. Авдокушин. - М.: Юристъ, 2001. - 368 с.
  2. Международные экономические отношения: Учебник для Вузов / К.А. Семенов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 454с.
  3. Международные экономические отношения: Учебник для Вузов / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. - 398с.
  4. Международная экономика / А.Н. Киреев - М.: Международная экономика, 1999. - 34с.
  5. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2005. - 734с.
  6. Мировая экономика: учебное пособие/ М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик. - М.: Маркет ДС, 2010. - 416с.
  7. Экономика/ Г.П. Журавлева. - М.: Юристъ, 2004. - 254с.

1 См. 1 стр 2

2 См. 1 стр 6-8

3 См. 2 стр. 45

4 См. 3 стр 98

5 См. 5 стр 100

6 См. 6 стр 76

7 См. 7 стр 67

 


Информация о работе Исследование и анализ международной экономической интеграции