Исследование и анализ международной экономической интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

целью своей работы, я считаю, исследование и анализ международной экономической интеграции. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы международной экономической интеграции: сущность, формы и основные интеграционные группировки;
2. Проанализировать международную экономическую интеграцию на примере НАФТА;
3. Определить некоторые итоги либерализации торговли и инвестиций для стран - участниц североамериканской интеграции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.
INTRODUCTION
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ………………………………………….5
1.1 Сущность, причины и цели международной экономической интеграции…
1.2 Формы международной экономической интеграции………………………
1.3 Основные интеграционные группировки в современном мире, их место в международной экономике………………………………………………………
ГЛАВА 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ НАФТА………………………………………………………….
2.1 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)……….
2.2 Предпосылки и особенности североамериканской интеграции……………
2.3 Некоторые итоги либерализации торговли и инвестиций для стран - участниц североамериканской интеграции……………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
CONCLUSION……………………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Эрач.docx

— 58.36 Кб (Скачать)

Первой официальной акцией, направленной на активизацию интеграционных процессов в Северной Америке, стала  реализация "плана Эббота", целью которого было стимулирование инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. Этот план был принят в 1947 г. Позже в 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое способствовало внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники. Началом следующего этапа развития двусторонних отношений между США и Канадой послужило заключение в 1965 г. соглашения о либерализации торговли продукцией автомобилестроения, которое, в свою очередь, стимулировало интеграцию и многих других отраслей.

Линия на организацию торгово-политического  объединения США с Канадой  и Мексикой активно начала проводиться  Вашингтоном с конца 70-х гг. Первоначально  речь шла лишь об оформлении энергетического  союза трех стран. Американский Конгресс принял директиву в адрес президента США в законе 1979 г. о торговых соглашениях  изучить перспективы создания Североамериканской зоны свободной торговли. В 80-е годы президенты Р. Рейган и Дж. Буш не раз заявляли о своей поддержке долгосрочной цели обеспечения свободной торговли в Северной Америке.

В сентябре 1988 г. после нелегких трехлетних переговоров было подписано  американско-канадское соглашение о свободной торговле (CUSFTA), согласно которому в течение 10 лет между США и Канадой должна была сформироваться зона свободной торговли.

Изменение политической и  экономической ситуации в мире в  конце 80-х годов, активизация интеграционных процессов в Европе и Азиатско-тихоокеанском  регионе, растущая конкуренция со стороны  Японии, социально-политические реформы  в странах Латинской Америки  снова подняли вопрос об экономической  взаимозависимости США, Канады и  Мексики, о необходимости "возврата" американского бизнеса в Западное полушарие и в конечном итоге  о создании Североамериканской зоны свободной торговли, которая, по словам бывшего президента США Б. Клинтона, "станет основой для продвижения к объединению всей Латинской Америки - с населением 700 млн человек - в торговую единицу, которая принесет процветание всем народам, проживающим на американском континенте". Необходимо отметить, что при подготовке договора Мексика,

Канада и США рассматривали  значение, потенциал НАФТА с различных  позиций.

Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической  мощи Соединенных Штатов. Оно - составная часть стратегической политики США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей. Бывший помощник по экономическим вопросам государственного секретаря США Роберт Золик так охарактеризовал важность североамериканской интеграции: "НАФТА - хорошая стратегическая возможность обеспечить, усилить и развивать континентальную базу в экономическом и политическом отношении, с тем чтобы укреплять экономическую мощь, лидерство и всемирное влияние Америки. НАФТА будет ключевым компонентом в разработке и заключении глобальных, региональных и двусторонних соглашений, служащих американским интересам". Уже тогда в 1992г. речь шла об "одном континенте и одной экономике".7

Для Мексики НАФТА была необходима для успешного выполнения экономических реформ, модернизации экономики. В прошлом Мексика  была страной, зависимой от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортером промышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический  рост. В ходе переговоров Мексика  добивалась обеспечения надежного  доступа на крупнейший в мире рынок (с перспективой вытеснения оттуда "азиатских тигров"), увеличения потока инвестиций, включая возврат  мексиканских капиталовложений, а также  снижения

уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах  предоставляло для Мексики возможность  открытия нового экспортного рынка  и источника ПЗИ. Кроме того, создание ЗСТ может обеспечить более надежный инвестиционный климат в Мексике, а  значит, привлечет капиталы и из третьих стран.

Заинтересованность Канады в заключении НАФТА связана с  возможностью не только сохранения преимуществ CUSFTA, но и модификации некоторых  ее положений, а также обеспечения  надежного доступа своих товаров  на мексиканский рынок, а в будущем  на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.

На новом "витке цивилизационной эволюции", на этапе заключения НАФТА США, Канада и Мексика признали необходимость укрепления взаимной дружбы и сотрудничества; содействия гармоничному развитию мировой торговли; создания расширенного и надежного рынка для своих товаров, услуг и капиталов; устранения препятствий в торговле; установления четких и взаимовыгодных правил ведения торговли с тем, чтобы обеспечить стабильное развитие экономики, способствовать инновационным процессам, повысить уровень жизни населения.

Таким образом, НАФТА - первое соглашение, подписанное между развивающейся  страной и двумя высокоразвитыми  странами. По своему экономическому потенциалу США занимают первое место в мире, на них приходится около 85 % ВВП и  промышленного производства трех стран  НАФТА. Канада занимает 6-7 место в  мире, в то время как Мексика  не входит и во вторую десятку развитых стран мира. В то же время асимметричность  взаимозависимости, обусловленная  слабым интеграционным взаимодействием  Канады и Мексики и доминирующим положением США, сделали НАФТА непохожей  на другие интеграционные группировки.  

2.2 Предпосылки  и особенности североамериканской  интеграции

К целям НАФТА относятся:

·  "снятие барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами;

·  установление справедливых условий конкуренции в рамках ЗСТ;

·  значительное увеличение возможностей для инвестирования в странах - членах соглашения;

·  обеспечение необходимой и эффективной системы защиты прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;

·  эффективное выполнение и применение данного соглашения для урегулирования споров;

·  установление рамок для будущего регионального многостороннего сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ данного соглашения".

НАФТА предусматривает программу  по устранению тарифных барьеров, которая  включает в себя четыре этапа. На первом этапе часть тарифных ограничений  будет устранена немедленно с  подписанием Соглашения; на втором - в течение 5 лет; на третьем - в течение 10 лет и на последнем долгосрочном этапе - в течение 15 лет.

На первом этапе США  должны немедленно устранить 84 % тарифов  на мексиканский экспорт, за исключением "нефтяного экспорта" и на 79 % канадского экспорта. В свою очередь, Мексика должна я ликвидировать 43 % тарифных ограничений на американские товары и 41 % - на канадские товары, из которых 80 % представляют основной капитал (машины и оборудование, электронные детали, транспортные средства) и химические товары.

На втором этапе США  и Канада ликвидируют тарифы почти  по 1200 видам товаров (включая продукцию  автомобильной и текстильной  промышленности), которые в 1991 г. составляли 80% мексиканского "нефтяного экспорта". Мексика, в свою очередь, должна устранить  тарифные ограничения почти по 2500 видам товаров, доля которых в  экспорте США И Канады составляет соответственно 18 и 19 %.

На третьем этапе США  и Канада планировали снятие тарифных| ограничений на 12 и 7 % мексиканского "нефтяного экспорта", одновременно Мексика должна снять тарифы на 48 % американского и канадского экспорта.

В течение долгосрочного  периода каждая из трех стран устранит | оставшийся 1 % тарифных ограничений  на импорт особых "чувствительных" товаров (зерно, порошковое молоко, фасоль для Мексики; молочные продукты и  птицу - для Канады; фрукты и овощи - для США).

С точки зрения мексиканского  правительства, устранение тарифных ограничений  во взаимной торговле по данной схеме  будет способствовать созданию устойчивого  предпринимательского климата для  мексиканских производителей и принятию рациональных инвестиционных решений. Кроме того, у Мексики появится возможность модернизации экономики  и ее адаптации к новым условиям хозяйствования.

Необходимо учитывать  также необходимость устранения нетарифных ограничений, затрудняющих свободное движение товаров между  странами. Согласно НАФТА "если иное не предусмотрено соглашением, ни одна страна не может применять ограничения  на импорт любых товаров из другой страны или на экспорт любого товара в другую страну, за исключением  случаев, предусмотренных статьей XI ГАТТ". Достижением НАФТА является устранение дискриминации в отношении мексиканских товаров при их импорте на рынок США и Канады. В свою очередь, отмена импортных лицензий в Мексике способствует увеличению объемов и повышению эффективности американского и канадского экспорта.

В рамках НАФТА установлены  общие правила определения страны происхождения товара, согласно которым  товар будет считаться произведенным  в данном регионе, если он подвергся  существенной переработке различными методами в одной из трех стран (в  зависимости от метода доля североамериканского  компонента в стоимости товара должна составлять не менее 50-60 %). Особые правила  определения страны происхождения  товара предусмотрено применять  к продукции особых отраслей промышленности: производство компьютеров, автомобилей  и украшений.

Одной из особенностей ЗСТ  является то, что, несмотря на основную цель ее создания - полную либерализацию  торговли между странами, она допускает  некоторые исключения. В ходе переговоров  стороны настаивали на исключении из НАФТА ряда отраслей: культуры - со стороны  Канады, морских перевозок - со стороны  США, нефтяной промышленности - со стороны  Мексики. Для Мексики нефтяная отрасль  является стратегической. Государство  имеет исключительное право на инвестиции в данную отрасль и имеет значительное присутствие в ней в лице государственной  компании REMEX. США стремились добиться разрешения на вложение капиталов по крайней мере в отельные сектора мексиканской нефтяной промышленности. Руководителям мексиканского государства все-таки удалось настоять на сохранении основной части ограничений на капиталовложения в нефтяную промышленность.

В качестве так называемых соглашений в рамках НАФТА рассматривались  вопросы торговли услугами, движения инвестиций, права интеллектуальной собственности. Движение инвестиций. На протяжении многих лет дискуссии  по вопросам инвестирования являлись источником разногласий между США, Канадой и Мексикой. Что касается США и Мексики, споры в связи с национализацией промышленности и экспроприацией иностранных инвестиций оставили своеобразное наследие в виде недоверия. Однако в результате урегулирования проблемы задолженности и существования потребности в новых фондах ограничения на иностранные инвестиции в Мексике стали рассматриваться как

препятствия для необходимого для экономики иностранного капитала.

Согласно НАФТА для  инвесторов североамериканского региона  в каждой из трех стран устанавливается  недискриминационный режим в том, что касается создания предприятий, приобретения компаний, расширения и управления.

Одним из достижений НАФТА  является снятие целого ряда ограничений  и требований для иностранных  инвесторов (которые имели место  в Мексике): обязательный экспорт  определенного количества товаров  и услуг, обязательное использование  отечественных товаров и услуг, обязательная передача технологий. Согласно НАФТА инвесторы из США, Канады и  Мексики получают следующие права  с целью более свободного ведения  дел: право на репатриацию прибылей и капитала, право на получение  справедливой компенсации в случае экспроприации, право на урегулирование споров между инвесторами и правительствами  в арбитраже. Однако Мексика сохранит запрет на иностранные инвестиции в  таких секторах, как энергетическая отрасль, железные дороги и др.

Включение в НАФТА раздела, посвященного торговле услугами, имеет  огромное значение для стран-участниц, особенно для Мексики, так как начиная с 80-х годов услуги составляют более половины ВВП страны, а уровень занятости в данной сфере составляет соответственно 60 %. НАФТА охватывает все виды услуг, включая финансовые, исключением являются услуги авиационных и морских перевозок, бухгалтерского учета, архитектуры, наземных транспортных перевозок, консалтинга, инжиниринга, публикаций, коммерческого образования, рекламы, радиовещания, строительства, туризма, здравоохранения, юридических услуг. НАФТА не ослабляет требования по лицензированию и сертификации, но в соответствии с принципом недискриминации лицензирование таких видов услуг, как юридические услуги, медицинские и бухгалтерский учет, должно

соответствовать объективным  критериям и создавать условия  для конкуренции, однако не по национальному признаку. Правда, мексиканские и канадские специалисты не могут работать в США, если они не прошли те же процедуры лицензирования и сертификации, что и американские специалисты. Например, мексиканский архитектор может приехать в США согласно положению о временном пребывании специалистов, но он не сможет осуществлять трудовую деятельность, пока не пройдет сертификацию в США. В целях успешного выполнения соглашения была создана институциональная структура НАФТА, которая включает в себя комиссию по свободной торговле, секретариат, а также комитеты: по торговле товарами, торговле сельскохозяйственной продукцией, по санитарному и фитосанитарному контролю, по стандартам, малому бизнесу, финансовым услугам; торговле и конкуренции, рабочие группы: по правилам определения страны происхождения товара, по субсидированию сельского хозяйства; двусторонние рабочие группы Мексика - США, Канада - Мексика и т.д.

Центральным институтом НАФТА  является Комиссия по свободной торговле на уровне министров торговли, которая "следит за выполнением соглашения и оказывает содействие разрешению споров, возникающих при его интерпретации". Она также контролирует деятельность 30 комитетов и рабочих групп. Заседания  Комиссии проводятся ежегодно. Министры стран - участниц договорились о том, что содействие работе комиссии будет  оказывать координирующий секретариат  НАФТА (КСН). По мере расширения объемов  торговли увеличивается количество споров и разногласий. НАФТА предусматривает  меры по снижению вероятности возникновения торговых споров между странами. Установленный в рамках НАФТА порядок разрешения споров состоит из трех этапов:

1)  проводятся переговоры между сторонами с целью удовлетворительного разрешения споров;

2)  если в течение первого раунда переговоров не удается прийти к соглашению, то дело переходит на рассмотрение Комиссии;

Информация о работе Исследование и анализ международной экономической интеграции