Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 00:52, реферат
Говорить о появлении исламского движения в современном его виде представляется возможным с конца XIX - начала XX вв. Оно зародилось в период распада Османской империи, олицетворявшей для уммы, хотя и с огромными оговорками, халифат. Исчезновение последнего и заставило исламский мир формулировать свою политическую доктрину в новых условиях, характеризующихся бурным вторжением внешнего влияния во все сферы жизни.
Возникновение и основные этапы развития современных политических исламских движений
Говорить
о появлении исламского движения
в современном его виде представляется
возможным с конца XIX - начала XX вв.
Оно зародилось в период распада
Османской империи, олицетворявшей
для уммы, хотя и с огромными
оговорками, халифат. Исчезновение последнего
и заставило исламский мир
формулировать свою политическую доктрину
в новых условиях, характеризующихся
бурным вторжением внешнего влияния
во все сферы жизни.
За
XX в. исламское политическое движение
пережило целый ряд сменявших
друг друга этапов, каждый из которых
имел свои особенности и был как
ответом на вызов времени, так
и обуславливался процессами трансформации
внутри самого движения. Отсюда представляется
возможным выделить три основных
фазы развития исламского политического
движения в конце XIX - начале XXI вв.
1)
Конец XIX в. - 40 гг. XX в. Этот период
характеризуется реакцией на
упадок исламского мира в
Еще
в XIX в. Гегель предрекал, что исламская
цивилизация, исчерпав весь свой запал,
погружается в глубокий многовековой
сон. Но уже через несколько
И
в данной связи точка зрения Тойнби
оказалась ближе к истине. Уже
в процессе разложения Османской
империи стало оформляться
Эта
тенденция проявилась в проведении
нескольких крупных мусульманских
конгрессов, целью которых в конечном
итоге было создание нового «центра
силы», способного придать импульс
идее мусульманской солидарности. Проблема
возрождения халифата и избрания
нового халифа была одной из центральный
для исламского мира в те годы.
Многие
из этих съездов были ангажированы
Британией, которая рассчитывала с
помощью «халифатистских» настроений
укрепить свое влияние. В целом же,
исламский политический фактор на протяжении
всего XX в. использовался различными
державами, и не только СССР и США.
Но говорить об исламском политическом
движении исключительно как о
проводнике иностранных интересов
крайне ошибочно, оно, безусловно, само
также пыталось использовать внешние
силы.
Также
на этом этапе появляются и неофициальные,
не ангажированные теми или иными
государствами исламские
В
это же время работали теологи
и мыслители - Джамалудин Афгани, Мухаммад
Абдо, Рашид Рида, Мухаммад Икбал
и др., с одной стороны, заложившие
основы современной исламской
Данный
период в развитии исламского движения
в чем-то перекликается с национал-
Однако
исламское политическое движение сразу
же выступило не только как охранительно-
При
этом они, конечно, подчеркивали отличие
и качественное превосходство своего
понимания этих явлений от западного.
Так, Аль-Афгани еще в конце XIX в. противопоставлял
«исламский социализм» «европейскому».
Важно
также сказать о том, что уже
на этом этапе была сделана попытка
заложить базу единой идеологической
и политической платформы всех исламских
групп. Ради объединения перед лицом
общего противника Х. аль-Банна пытался
сгладить нараставшие противоречия
в исламском мире на почве отношения
к суфизму, к национализму, к профессиональным
религиозным деятелям, призывал к
плюрализму внутри движения и отмечал
важность не только внешнего исполнения
религиозных предписаний, но и внутреннего
совершенствования.
Этот
этап не принес серьезных практических
результатов. Деколонизация мусульманского
мира, последовавшая после Второй
мировой войны, привела к господству
национализма, переплетенного с социалистическими
идеями, и исламский проект был
отодвинут на задний план.
2)
50-е - конец 90-х гг. XX в. Это
период наибольшего расцвета
исламского политического
Известный
отечественный специалист Евгений
Примаков в работе «Мир после 11 сентября»
формулирует это так: «Усиление
исламского фундаментализма» «несомненно,
связано с крушением
Данные
факторы обусловили развитие политических
проектов под лозунгами Ислама, которые
в различных странах в
На
этот же период приходится усиление саудовского
влияния в исламском мире, которое
было обеспечено подскочившими после
энергетического кризиса 1973 г. ценами
на нефть и стремлением США
пресечь за счет распространения
исламских, причем, в первую очередь,
в ваххабитской интерпретации, идей
укрепления влияния левых, а значит
и Советского Союза. Но это, конечно,
не значит, что политические исламские
организации, взаимодействовавшие с Саудовской
Аравией, автоматически приминали предлагаемую
модель и становились инструментом ее
влияния. Об этом говорит хотя бы массовое
неприятие со стороны этих самых групп
помощи Эр-Рияда Соединенным Штатам во
время первой войны в Заливе.
С
другой стороны, саудовско-американское
влияние привело и к некоторой
вульгаризации исламского политического
движения и усилению «джихадистских»
течений, что сказывается до сих
пор. В годы войны в Афганистане,
когда Вашингтон оказывал серьезную
поддержку различным
На
рассматриваемом этапе
В
50-80-е гг. XX в. на свет вышло большинство
основных трудов по современной политической
теории Ислама. В это же время
произошло значительное размежевание
между интеллигенцией, выступавшей
с позиций Ислама, и улемами.
В
80-е гг. XX в., надо также сказать, в
исламской политической среде выделился
т.н. «неоисламизм». К последнему относят
Исламский национальный фронт Судана,
Исламский фронт спасения Алжира,
движение «Ан-Нахда» в Тунисе, международную
организацию Хизб ут-тахрир. Их отличие
от «классического исламизма» в том,
что они переносят основу своей
активности с воспитательной и социально-реформаторской
роли на непосредственно политическую
борьбу за контроль над властными
структурами государства.
Завершение
этого периода приходится на конец
XX в. К этому времени почти во
всех странах сторонники исламского
пути развития в том или ином виде
были либо разгромлены и подавлены,
либо их позиции серьезно пошатнулись.
От них отвернулись значительные
массы населения внутри стран
их действия, а также многие симпатизирующие
им круги за рубежом. Причиной стало
массовое насилие и акты террора
со стороны некоторых
Проблема
насилия сопровождала исламские
политические движения на протяжении
всего рассматриваемого периода. Безусловно,
некоторая часть
Однако
большинство сторонников
Но
в любом случае наличие насилия
под политическими лозунгами
Ислама не должно приводить к тотальному
осуждению всего движения. Ведь в
противном случае мы не должны всерьез
принимать марксизм из-за ГУЛАГа или
зверств режима Пол Пота, а также
неолиберализм из-за социально-экономических
проблем в Африке, Латинской Америке,
России и т.д.
Ж.
Кеппель считает акты насилия
и неудачи в реализации исламского
проекта основной причиной закономерного,
по его мнению, «заката», «тупика» и
«краха модели, ставшей отныне достоянием
истории». Последняя, по его мнению,
переходит в «постисламизм» и
«растворяется в рыночной экономике».
В то же время есть и другие подходы
к оценке рассматриваемого нами периода.
Многие
специалисты как за рубежом, так
и у нас склонны жестко негативно
оценивать его, видя терроризм и
фанатизм сущностными первоосновами
любой политической борьбы с позиций
Ислама (в том числе ненасильственной,
которую они считают лишь ширмой).
Другие возражают им, считая, что
появление «деструктивных исламистских
движений» есть реакция на давление
западного глобализма.