Институт брака в современном российском семейном законодательстве: сущность, содержание, проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть брачный институт, как один из самых важных институтов в современном российском законодательстве.
Задачи данной работы: рассмотреть виды браков, выявить их плюсы и минусы, обозначить права и обязанности супругов в каждом из видов брака, рассмотреть цель, проблематику брака, выделить основные обязанности супругов и родителей в содержании детей и на взаимное содержание (алименты), а так же, рассмотреть процесс раздела имущества.

Оглавление

Тема: Институт брака в современном российском семейном законодательстве: сущность, содержание, проблемы.
Введение.
Глава I. Сущность брачного института как особого института в современном обществе.
1. Понятие брака
Глава II. Правовое содержание брачного института.
1. Условия и препятствия к заключению брака.
2. Срок ожидания регистрации брака.
2.1. Условия увеличения срока ожидания регистрации.
2.2. Условия сокращения срока ожидания регистрации.
Глава III. Проблематика брачного института.
1. Проблемы неофициального (гражданского) брака.
1.1. Права и обязанности супругов в гражданском браке.
2. Проблемы официального брака.
2.1. Расторжение брака.
2.2. Раздел совместно нажитого имущества.
2.3. Лишение родительских прав.
2.4. Права супругов на взаимное содержание (алименты).
Заключение.

Файлы: 1 файл

Курсовая 2010.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
 
 

Уральский государственный университет имени А.М. Горького 
 

Факультет международных отношений

Кафедра теории и истории международных  отношений 
 

Курсовая  работа 

по правоведению

на тему: 

Институт  брака в современном российском семейном законодательстве: сущность, содержание, проблемы. 
 
 
 
 

                  Исполнитель:

                  студентка 2 курса гр. 205 направления «Международные отношения»

                  Самохина Наталия Олеговна 

                  Научный руководитель:

                  к.ю.н., доцент

                     Ягофаров  Дамир Асхатович 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

                           Екатеринбург 2010 г. 

План.  

Тема: Институт брака в современном российском семейном законодательстве: сущность, содержание, проблемы. 

Введение. 

Глава I. Сущность брачного института как особого института в современном обществе.

            1. Понятие брака 

Глава II. Правовое содержание брачного института.

            1. Условия и препятствия  к заключению брака.

            2. Срок ожидания  регистрации брака.

                  2.1. Условия увеличения  срока ожидания регистрации.

                  2.2. Условия сокращения  срока ожидания регистрации. 

Глава III. Проблематика брачного института.

            1. Проблемы неофициального (гражданского) брака.

                  1.1. Права и обязанности  супругов в гражданском браке.

            2. Проблемы официального  брака.

                  2.1. Расторжение брака.

                  2.2. Раздел совместно  нажитого имущества.

                  2.3. Лишение родительских  прав. 

           2.4. Права супругов на взаимное  содержание (алименты). 

Заключение.

 

Введение 

     Брак  – древнейший институт человеческого  общества, прошел сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития, когда человек «без роду, без племени» не мог существовать через «большую семью», вмещавшую под одной крышей несколько поколений.

     Данная  тема весьма актуальна в наше время. Существует множество споров, затрагивающих  брачный институт, например, в каком  браке больше плюсов: в гражданском или официальном. Проблема семьи, регулирование брачно-семейных отношений, во все времена были в центре внимания. В  настоящее время интерес в этой самообразующей структуре общества еще больше возрос. Таким образом, актуальность данной темы растет с каждым днем.

     Предметом исследования данной работы являются брачные отношения. Отношения супругов не охватывается ни родством, ни свойством, а образуют особое супружеское правоотношение. Начало семьи, обычно, это заключение брака, но, и при бездетных браках (или до появления в них детей) существует семья. Более широкая семья развивается из брака в результате рождения детей. Типичной семьей является та семья, в которой наряду с супругами имеются дети.

     Семья зародилась в глубокой древности  рода человеческого, претерпела многочисленные изменения на пути к современному ее состоянию в цивилизованном мире. Но как бы семья не видоизменялась, сохраняя при этом все  многообразие, свойственным различным религиозным системам, национальностям, культурным и иным традициям, законам и нравственным правилам, - неизменным остается одно: без семьи невозможна полнота человеческой жизни.

     Объект исследования данной работы – институт заключения, осуществления и прекращения брака. Для заключения брака оба будущие супруга обязаны явиться в орган загса для регистрации этого акта.1 Вступление в брак через представителя законом не допускается.

     Сохранение  брака, семьи, обеспечение благополучного существования и развития их представляют собой первоочередную, социальную и правовую задачу, стоящую одновременно перед личностью, обществом, государством.

     Брак, супружеский союз – дело чрезвычайно  интимное, субъективное, с одной стороны, и общественное с другой. Поэтому правовые средства, регулирующие его юридическими мерами, предназначено для придания браку стабильности, для обеспечения его основных целей. Брак – союз свободный и добровольный. Но не следует, однако, считать, что двух этих критериев достаточно для счастливого брака. Иначе, это может привести к расторжению брака. При жизни супругов брак может быть прекращен путем его расторжения в порядке, установленным законом. Фактическое прекращение супружеских отношений в зарегистрированном браке без надлежащего оформления развода не влечет прекращение брака.

     Цель  данной работы: рассмотреть брачный институт, как один из самых важных институтов в современном российском законодательстве.

     Задачи данной работы: рассмотреть виды браков, выявить их плюсы и минусы, обозначить права и обязанности супругов в каждом из видов брака, рассмотреть цель, проблематику брака, выделить основные обязанности супругов и родителей в содержании детей и на взаимное содержание (алименты), а так же, рассмотреть процесс раздела имущества.

     В данной работе использованы источники, такие, как: семейный кодекс, гражданский кодекс, жилищный кодекс и их комментарии, законы и постановления о браке, семьи и опеке. Так же использованы толковые словари для дачи определения терминам и другая литература.

 

            Глава I.

        СУЩНОСТЬ БРАЧНОГО  ИНСТИТУТА КАК  ОСОБОГО  

                  ИНСТИТУТА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 

    Брак  тесно связан с понятием семьи  и является его основой. Семейный кодекс Российской Федерации так  же, как и ранее действовавший  Кодекс о браке и семье, определения  брака не содержит. Но, в ст. 1 Семейного кодекса РФ провозглашается, что семья находится под защитой государства, а также что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины и равенства прав супругов в семье2. Безусловно, во все времена институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и со стороны общества. Предпринимались попытки дать такое определение в теории семейного права. Так, по мнению Л.П. Герасимова, брак – это свободный, равноправный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создание семьи3.  О.А.Хазова определяет брак, как равноправный и моногамный добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. А.М. Нечаева союз мужчины и женщины определяет как брак, за собой влекущий правовые последствия, форму отношений между лицами разного пола и своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства4.

    В позитивном семейном праве редко  встречаются легальные дефиниции  брака. Безусловно, это объясняется  сложностью самого феномена брака. Современные исследователи делают вывод о том, что юридическое определение брака было бы неполным, так как не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за его пределами5. Представляется, что если какие-то отношения супругов праву безразличны, то и нет необходимости указывать на них в легальной дефиниции. Первые юридические определения брака встречаем в римском праве. Модестин в Дигестах писал: "Брак является пожизненным союзом мужчины и женщины, единением в божественном и человеческом праве"6. Вряд ли можно считать первую легальную дефиницию брака удачной, поскольку в ней не содержалось указания на существенные признаки брака как особой правовой категории.

    Сущность  брака как общественного феномена определялась и определяется учеными  по-разному. Не существует универсальной дефиниции брака, которая бы не только определяла природу данного микросоциального организма, но и удовлетворяла бы всем его аспектам. Задача осложняется еще и тем обстоятельством, что брак постоянно находится в процессе эволюции, причем на изменение форм этого социального учреждения влияют не только экономические отношения, но и все элементы надстройки общества: государство, право, искусство, религия, мораль и нравственность. Брак следует рассматривать только во взаимосвязи как юридическое, нравственное, религиозное, социально-психологическое, физиологическое и экономическое явление. Примечательно то, что представители различных отраслей знаний исследуют брак комплексно, именно как многогранную категорию.

    Как подчеркивается в современной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с правовых позиций, тем более что духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом.

    В юридической литературе длительное время также высказывалась точка зрения о том, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер. Подобная позиция основывалась на естественном предположении, что одной из основных целей заключения брака и создания мужчиной и женщиной семьи должно являться рождение и воспитание детей. Причем, такой подход к определению целей заключения брака и создания мужчиной и женщиной семьи был характерен не только для советского семейного права, но и находил отражение в законодательстве некоторых зарубежных стран.

          В современной юридической  науке относительно правовой природы  брака высказываются следующие  точки зрения: брак-договор, брак-статус, брак-партнерство7. В других источниках: брак-таинство8, брак - институт особого рода9. Теория брака-договора восходит к древнеримскому праву, где основные формы вступления в брак носили признаки гражданско-правовой сделки10. Брак-статус связывается с длящимся характером отношений супругов, и приобретением нового семейного положения: "женат", "замужем". В настоящее время стало актуальным признавать за браком качество партнерства, но данная концепция брака мало чем отличает его от брака-договора. Брак-таинство рассматривался каноническим правом в период нахождения брачных отношений под юрисдикцией церкви. Точка зрения на правовую природу брака как на институт особого рода позволяет обозначить самостоятельный характер данной категории, отличной от всех других правовых явлений. Представляется, что определение брака как института особого рода более всего соответствует его сущности. Несмотря на различные теории и дефиниции, одно остается неизменным: брак - это союз мужчины и женщины с целью создания семьи.

    Дореволюционные цивилисты, предпринимая попытки объяснить  природу брака, выделяли два аспекта, не претендуя при этом вывести идеальную юридическую дефиницию. Так, Д.И. Мейер писал: "С точки зрения религии брак представляется учреждением, состоящим под покровительством божества; по учению же православной церкви - даже учреждением, совершаемым с его участием, - таинством. Равным образом и закон нравственный независимо от религии принимает в свою область учреждение брака и признает его союзом двух лиц разного пола, основанным на чувстве любви, который имеет своим назначением - пополнить личность отдельного человека, неполную в самой себе, личностью лица другого пола..."11. Г.Ф. Шершеневич считал, что основанием возникновения брака является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, гражданским обязательством не является, поскольку предполагает не совершение определенных действий, а общее на всю жизнь, и имеет больше нравственное, а не экономическое содержание12. Брак же он определял как "союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном соглашении и заключенный в установленной форме"13. С точки зрения К.П. Победоносцева, "сущность брака - в условиях физической и душевной природы человека, а не только юридическое соединение воль"14. По его мнению, побуждение к браку и его цель - это исполнение закона природы, в силу которого личность человека ищет себе дополнения и усовершенствования в такой личности другого пола. Им же предпринята попытка определить потребность человека к браку на разных ступенях общественного развития: от грубого инстинкта животной природы до единения и целостности раздвоенной на два пола природы человека.

Информация о работе Институт брака в современном российском семейном законодательстве: сущность, содержание, проблемы