"Группа Рио" о группе с момента создания до событий 2010г

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 12:27, реферат

Краткое описание

Приоритетным направлением и целью дипломатии всех латиноамериканских государств, составной частью всего их внешнеполитического и экономического курса является укрепление многосторонних механизмов региональной и субрегиональной интеграции.

Файлы: 1 файл

Группа Рио.docx

— 41.03 Кб (Скачать)

О Группе с момента  создания до событий 2010г.

    Приоритетным  направлением и целью дипломатии всех латиноамериканских государств, составной частью всего их внешнеполитического  и экономического курса является укрепление многосторонних механизмов региональной и субрегиональной  интеграции. Наиболее представительным и влиятельным политическим объединением латиноамериканских стран, играющим определяющую и катализирующую роль на этом направлении, стала Группа Рио (ГР). Решение о  создании ГР на основе Контадорской группы и группы ее поддержки (занимались поиском  путей центральноамериканского  урегулирования) было принято на совещании в Рио-де-Жанейро в декабре 1986 г. Первоначально в ГР вошли Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Панама, Перу и Уругвай. В октябре 1990 г. в состав группы включены Боливия, Парагвай, Чили, Эквадор, а также на основе ротации по одной стране от центральноамериканского и Карибского субрегионов. В сентябре 1999 г. в состав ГР на индивидуальной основе включены Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор и Доминиканская Республика. На данный момент членами (в порядке их принятия) являются: Аргентина (1986), Бразилия (1986), Колумбия (1986), Мексика (1986), Панама (1986), Перу (1986), Уругвай (1986), Венесуэла (1986), Чили (1990), Эквадор (1990), Боливия (1990), Парагвай (1990), Коста-Рика (2000), Сальвадор (2000), Гватемала (2000), Гондурас (2000), Никарагуа (2000), Доминиканская Республика (2000), Белиз (2005), Гаити (2008), Гайана (2008), Куба (2008). ГР, насчитывающая в настоящее время 22 члена, является наиболее представительным и влиятельным объединением латиноамериканских государств, играющим важную роль в развитии региональной интеграции, укреплении международного авторитета Латинской Америки и повышении ее удельного веса в мировых делах.

    Группа Рио представляет собой постоянно действующий механизм политических консультаций для согласования единых латиноамериканских позиций по ключевым региональным и международным проблемам. Система таких консультаций включает в себя ежегодные совещания президентов стран-членов ГР, периодические встречи на уровне МИД и, при необходимости, контакты министров по другим направлениям. Состоялось 23 встречи глав государств. По итогам саммита в Перу (Куско, 24 мая 2003 г.) был принят “Консенсус Куско”, в котором отражено намерение стран-членов укреплять мир и международную безопасность, демократическое правление на континенте, способствовать устойчивому развитию и созданию справедливой международной экономической системы, усилить борьбу с бедностью. Группа Рио не имеет устава, бюджета, постоянной штаб-квартиры. Функции временного секретаря выполняет страна, проводящая в рамках текущего календарного года очередное совещание президентов. Эта деятельность осуществляется в тесном контакте с государством, где проходил предыдущий саммит, и страной, в которой этот форум состоится в следующем году. Таким образом, на основе принципа ротации формируется координационная тройка, реализующая коллективную дипломатию ГР в ее связях с ЕС, Восточноазиатским регионом, Россией.

    Выделяются следующие приоритетные направления: расширение и укрепление политического сотрудничества и диалога; формирование единой позиции по международным вопросам, представляющим общий интерес; содействие процессам латиноамериканской интеграции; вынесение решений по региональным проблемам и конфликтам; улучшение межамериканских отношений; выявление новых сфер сотрудничества, благоприятствующего экономическому, социальному и научно-техническому развитию стран ГР. На саммите в 1997 г. принято решение о создании механизма оперативного реагирования на ситуации, представляющие собой нарушения конституционного порядка в странах региона. В подходах к проблематике межамериканской безопасности ГР акцентирует внимание на необходимости укрепления мер доверия, недопущения гонки вооружений в регионе, укреплении договора Тлателолко (о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке, 1967 г.), провозглашении Латинской Америки зоной, свободной от противопехотных мин, борьбе с незаконным производством и торговлей оружием и др. Группа Рио выступает в поддержку наращивания многостороннего сотрудничества в борьбе с международным терроризмом и наркобизнесом. 
В числе центральных тем рассматривается и современная финансово-экономическая ситуация в мире, ее воздействие на Латинскую Америку. Страны-члены ГР разделяют мнение, что в условиях глобализации возрастает уязвимость государств региона перед кризисными явлениями в других районах мира. Делается акцент на демократизации доступа к информационным технологиям и преодолении технологического разрыва между развитыми и развивающимися странами, продвижении либерализации торговли и создании новой мировой финансовой архитектуры. Об усилении внимания Группы Рио к проблематике “новой экономики” свидетельствуют предложения саммита в Куско (2003 г.) о создании инновационных финансовых механизмов и принятии их международными финансовыми структурами. Также в числе наиболее важных задач подчеркивается необходимость усиления внимания к социальным проблемам.

    К основным целям и задачам деятельности группы относятся следующие: утверждение  принципов представительной демократии и правового государства, защита прав человека, сотрудничество по укреплению мира, международной и региональной безопасности, продвижение разоруженческих  процессов, повышение роли и эффективности  деятельности ООН, повышение влияния  латиноамериканских стран в Организации американских государств (ОАГ), реализация принципов устойчивого развития, либерализация международной торговли, ускорение региональной интеграции латиноамериканских государств во всех областях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и терроризмом.

    Расширяя  горизонты своей многосторонней дипломатии, страны Латинской Америки в лице Группы Рио установили постоянный политический диалог с внерегиональными государствами и их объединениями. В этом диалоге латиноамериканские страны выступают с единой, уже сформированной в рамках этой региональной структуры позицией по определенным в качестве предмета двустороннего обсуждения проблемам, представляющим взаимный интерес для обеих сторон. В соответствующем ключе действует и второй партнер по диалогу. Такой формат дипломатического взаимодействия получил название бирегионального, а дипломатия, реализуемая каждой переговаривающейся стороной, - коллективной.

    Наиболее  активно и последовательно с  точки зрения практической отдачи Группа Рио сотрудничает с ЕС. Приоритетные направления сотрудничества: координация  совместных подходов к решению глобальных проблем и вызовов современности, укрепление экономических, торговых, культурных,  гуманитарных  и   научно-технических  связей.    Главная  цель: выход  двустороннего сотрудничества на уровень  стратегического партнерства. Сложился дипломатический механизм такого сотрудничества, функционирующий на постоянной основе и получивший название Форум Латинская  Америка – Европейский Союз. Высшим звеном являются встречи глав государств и правительств Латинской Америки  и ЕС. Регулярно проводятся совещания  министров иностранных дел форума (как правило, в ходе сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а также накануне саммитов). Для решения оперативных вопросов и координации действий, например в ООН, собираются «тройки» ЕС – Группа Рио на министерском или экспертном уровне. Работает также специальный комитет по организации различных мероприятий бирегионального характера.

    Другим  крупнейшим форумом коллективной дипломатии латиноамериканских государств стал Восточноазиатский-латиноамериканский форум (ВАЗЛАФ). Инициатива его создания принадлежит Группе Рио и родилась в ходе встреч и консультаций министров иностранных дел стран-членов ГР с коллегами из АСЕАН, Японии и Китая в ходе сессий ГА ООН в конце 90-х годов в Нью-Йорке. Высшим органом форума является конференция министров иностранных дел, созываемая один раз в два года, рабочим – ежегодная встреча старших должностных лиц. Функции координатора выполняет страна, принимающая очередную такую встречу. I конференция МИД ВАЗЛАФ, состоявшаяся в Сантьяго (Чили, 2001 г.), определила основные цели форума: развитие политического диалога и сотрудничества в интересах сближения и налаживания партнерства двух регионов в политической, социально-экономической, культурной и гуманитарной сферах. Создание ВАЗЛАФ лежит в русле общего процесса глобализации и отвечает, прежде всего, потребностям бирегионального сотрудничества по линии Юг-Юг.

    Наконец, третьим важным направлением развития бирегионального политического  диалога латиноамериканских государств является Россия и СНГ. Впервые встреча  в формате Группа Рио - СНГ состоялась в 1995 г. в Нью-Йорке во время работы 50-й сессии ГА ООН. Впоследствии, однако, многие страны СНГ заняли пассивную  позицию в отношении связей с  ГР, а последняя, со своей стороны, подтвердила заинтересованность в  развитии постоянных контактов с  Россией как наиболее авторитетным государством в СНГ, имеющим реальные интересы в Латинской Америке  и проводящим активную внешнюю политику в регионе. В этой связи было принято  совместное решение вести линию  на расширение прямого постоянного  диалога Группа Рио – Россия. По инициативе России в 1997 г. в рамках 52 сессии ГА ООН состоялась встреча  министров иностранных дел России и координационной «тройки» ГР. Ее итогом стала договоренность о создании дипломатического механизма регулярных консультаций в таком формате, открытых в то же время и для участия  других членов ГР и СНГ, на уровне МИД в период работы ежегодных сессий ГА ООН. Была также согласована возможность установления контактов на уровне национальных координаторов ГР и официальных представителей или экспертов России. В 1998 г. министры сформировали предметную повестку дня своей работы: международная безопасность и реформа ООН, борьба с наркобизнесом и организованной преступностью, мировая экономическая ситуация и глобальные вызовы современности. В 2000 г. состоялись первые консультации национальных координаторов ГР с российскими экспертами по проблемам международной безопасности и стабильности (Богота, Колумбия), а также по вопросам сотрудничества в борьбе с наркоугрозой (Вашингтон).

    Группа  Рио - механизм политических консультаций и коллективной дипломатии стран региона. Став своеобразным преемником Контадорской группы, в 80-е годы внесшей весомый вклад в урегулирование конфликта в Центральной Америке.

    О характере ее деятельности наглядно свидетельствует содержание одиннадцатой по счету встречи президентов стран-членов в г. Асунсьон в сентябре 1997 г., которая стала этапной. В основном документе - «Декларации Асунсьона о суверенитете и юридическом равенстве государств» были сформулированы общие принципы формирования нового, справедливого миропорядка, отмечена верность демократическим ценностям, уважению прав человека, которое должно распространяться и на мигрантов. Упоминание прав последних было отнюдь не случайно. Соединенные Штаты в середине десятилетия приняли ряд жестких мер по ограничению прав нелегальных мигрантов, большую часть которых составляют выходцы из Мексики и других стран региона.

    Особое  внимание было уделено и таким  вопросам, как незаконная торговля оружием и борьба с наркотрафиком. В этой связи ряд президентов  поставили вопрос об адаптации к  новым условиям Межамериканского договора о взаимной помощи, подписанного еще  в 1947 г. и затем неоднократно частично пересматривавшегося. В частности, отмечалось, что он должен предусматривать  процесс ограничения и контроля над обычными вооружениями и разработку мер доверия в этой области.

    Отдельные декларации были выработаны по проблемам  защиты демократии и «односторонним мерам». Обе они заслуживают особого  внимания. В первом случае речь идет о дальнейшем развитии сформулированной еще в начале десятилетия идее создания системы «коллективной  безопасности демократии». В принятой в Асунсьоне декларации отмечается, что свержение законно избранного правительства либо нарушение демократических  процедур в одной из стран - членов Группы Рио должно рассматриваться  как угроза демократии в других странах-членах и вести к коллективным санкциям.

      Привлекает внимание и подтекст  декларации, свидетельствующий об  осуждении «односторонних мер». Хотя в ней прямо и не  упоминаются Соединенные Штаты,  по сути, речь идет о практике  политических и торгово-экономических  санкций, к которой в 90-е  годы США все чаще стали  прибегать в отношениях с другими  странами. В этой связи следует  подчеркнуть, что окончание холодной  войны, хотя и ослабило мотивацию  интервенционизма США в регионе,  отнюдь его не исключило, тем  более что концепция однополюсного  мира предполагала такую практику. Традиции вмешательства и манипулирования  интересами более слабых партнеров  закладывались в США еще в  начале XX в. и в известном смысле  стали частью их современной  политической культуры, как на  уровне массового сознания, так  и государственной политики. Это  порождало и будет в обозримой  перспективе порождать стремление  латиноамериканских государств  совместными усилиями воспрепятствовать  рецидивам вмешательства и силового  давления со стороны Соединенных  Штатов.

    В упомянутой декларации в качестве меры, не совместимой с провозглашенными на саммите в Майами принципами межамериканских  отношений, обозначен в первую очередь  принятый 12 марта 1996 г. закон Хелмса-Бертона, существенно ужесточающий торгово-экономическую  блокаду Кубы и предусматривающий  санкции в отношении тех иностранных  компаний, которые сотрудничают с  этой страной. В этой связи следует  отметить, что Группа Рио уже в  мае 1996г. выступила с резким осуждением закона и приняла решение обратиться в этой связи в Международный  Суд в Гааге. В июне того же года на XXVI чрезвычайной сессии Генеральной  ассамблеи ОАГ в Панаме по инициативе Группы Рио была принята резолюция, осудившая эту акцию Вашингтона и рекомендовавшая Межамериканскому юридическому комитету дать ей правовую оценку.

Информация о работе "Группа Рио" о группе с момента создания до событий 2010г