Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:30, реферат
Каждый из нас хочет жить долго и счастливо. Кто-то бережет свое здоровье, кто-то пользуется своими рецептами долголетия. Проблеме лечения и долголетия в Тибете также уделяется, и уделялось большое внимание. Многие и сейчас пользуются технологиями древних. Даже покупают специальные туры. Что же такого особенного в тибетской медицине, что она получила такую популярность? Может они, действительно знают рецепт долголетия?
Время приема масла имеет определенное значение. Так, если принимать масло до, во время и после еды, то соответственно оно будет оказывать действие на верхнюю, среднюю и нижнюю части тела.
Масло дает «цвет, силу, ясность чувств, старых укрепляет». Но при употреблении масла необходимо знать меру, так как при переедании «оно выходит через верх и низ», исчезает аппетит.
Лечение маслом в весенний период может сопровождаться возбуждением слизи и желчи, зимой от применения жира внутрь могут появиться зябкость и несварение. Эти осложнения, иногда сопровождающие употребление масла, нужно лечить голодом, жаждой, компрессами, рвотой, принимать горох и рис, старые молочнокислые продукты и прозрачный алкоголь.
В «Чжуд-ши» тело человека сравнивается с архитектурными элементами дворца. Яркие сравнения позволяли лучше запомнить и точнее применять медицинские знания. Каждая строка этой главы может быть также темой для медитативного размышления тибетского врача.
Две бедренные кости - как фундамент стены.
Позвоночник - как столбик из золотых монет.
Аорта - как колонна, перед которой приносят жертвы.
Грудина - как прямоугольная балка.
24 ребра - как стропила гладкие.
Хрящи на концах ребер - как упоры стропил.
Сосуды, жилы, сухожилия - доски потолочные.
Мясо и кожа - штукатурка и покраска.
Пара ключиц подобны карнизу.
Лопатки напоминают углы строения.
Голова - как башня на верхнем этаже.
Отверстия органов - как раскрытые окна.
Череп похож на купольную крышу.
Теменное отверстие подобно дымоходу.
Ухо - как голова Гаруды.
Нос напоминает шпиль наверху здания.
Волосы - как черепица мужская и женская.
Руки висят, как шелковые украшения - баданы.
Грудь и живот - как верхние и нижние дворы.
Диафрагма похожа на шелковый занавес.
Сердце - царь, сидящий на троне.
Пять матерей легкого - внутренние советники.
Пять сыновей легкого- царские дети.
Печень и селезенка - царицы старшая и младшая.
Почки - советники внешние, богатыри, опора.
Сам-Сеул - хранилище для драгоценностей.
Желудок - посуда для варки еды.
Кишка тонкая и толстая - служанки цариц.
Желчный пузырь - мешочек с приправами.
Мочевой пузырь - сосуд с запасом воды.
Ноги - как тараны3 или арки.
Уязвимые центры - полномочные послы царя.
При знакомстве с жизнедеятельностью организма нужно хорошо знать:
В тибетской медицине описаны семь различных форм черепов:
Мозг человека, в зависимости от формы черепа, имеет разную плотность. Так, например, продолговато-овальный череп содержит мозг, имеющий такую же плотность, как мышцы, то есть мозг содержит столько же жидкости, сколько мышцы. В черепе с выпуклостью у макушки помещается мозг, содержащий столько же жидкости, сколько находится в масле. Мозг в черепе с формой яйца по количеству в нем жидкости напоминает соты, с четырехугольной формой - творог, с шарообразной - простоквашу, в черепе, сплюснутом с боков, мозг похож на молоко. Череп, сплюснутый сзади и спереди, имеет массу жидкости.
Каждый человек должен стремиться прожить долго и притом без болезни. А для этого в первую очередь нужно стараться избегать причин и обстоятельств, приводящих к расстройству питания в организме. Без серьезных причин жизненные процессы не нарушаются. Если человек будет приспосабливаться к изменениям погодных и климатических условий, получит соответствующее воспитание, направление шести чувств, строго будет держаться правильного образа жизни, надлежащих пищи и питья, то в таком случае расстройства жизненных процессов в организме не произойдет, и человечество будет пользоваться совершенным здоровьем до предельного возраста.
Автор «Чжуд-ши» считает, что, несмотря на возраст, возможно продолжить жизнь, пользоваться здоровьем юноши, крепостью и сохранением шести чувств. Существуют представления об идеальных условиях жизни, которые считаются наиболее благоприятными для здоровья человека и способствуют долголетию. Для этого необходимо жить в красивой, гористой, с незагрязненной почвой местности, защищенной от действия ветров, вести умеренный образ жизни, окружить себя людьми молодыми, хорошего нрава и правильно пользоваться втиранием, массажем и ваннами, принимать укрепляющие и восстанавливающие силы средства и употреблять только свежие и доброкачественные пищу и питье.
Необходимо всегда помнить о двух причинах, порождающих болезни, и избегать их. Эти причины - пища и образ жизни, не соответствующие возрасту, конституции, времени года, климату. Поэтому «Чжуд-ши» дает подробные рекомендации и советы, призванные сохранить здоровье, бодрость и спокойствие людей.
Вот что советует «Чжуд-ши»:
Автор «Чжуд-ши» приводит также частные советы, которые должны способствовать сохранению не только здоровья, но и жизни человека:
Автор «Чжуд-ши» предупреждает:
Однако в «Чжуд-ши» упоминается не только о высших законах, но и о законах земных:
Соблюдая все перечисленные выше правила, человек сможет прожить долгую и счастливую жизнь.
«Да буду я днем и ночью жить так», - эту мысль всегда держи при себе, и страдание удалится.
Располагая знаниями о свойствах и действии пищевых продуктов, о правилах их рационального использования в питании, а также имея сведения о влиянии образа жизни на состояние систем регуляции, тибетская медицина предлагает определенные образ жизни и питание людям разных конституциональных типов по сезонам года. Ниже приведены рекомендации тибетских медиков по правильному питанию и образу жизни в каждый из сезонов.
В питании по сезонам года необходимо придерживаться следующих правил. Летом и зимой есть и пить теплое (обладающее теплыми свойствами), весной - грубое, осенью и в период роста растений - летом - прохладное (обладающие холодными свойствами). Летом и зимой предпочтительнее употреблять в пищу продукты с тремя первыми вкусами, то есть сладкие, кислые, соленые, а весной - продукты с тремя последними вкусами - горькие, жгучие, вяжущие. В сезон роста растений следует питаться пищей со сладким вкусом, осенью принимать продукты со сладким, горьким и терпким вкусами.
Осенью и весной хорошо также проводить очищение кишечника слабительными, очищение желудка - рвотными, а летом в качестве профилактических и лечебных процедур рекомендуется делать клизмы.
Такие образ жизни и режим питания особенно полезны тем людям, в организме которых в соответствующий сезон года усиливается доминирующая система регуляции. С учетом состояния ведущей регулирующей системы в «Чжуд-ши» даются также рекомендации в отношении продолжительности сна, половой жизни, купания, а также различных оздоровительных очищающих процедур и массажей с использованием масел.
Итак, «Чжуд-ши» предупреждает, что бодрствование ночью - грубое нарушение режима жизни. Если случилось так, что не пришлось спать ночью, нужно спать на следующий день на голодный желудок половину времени ночного бдения..
Постоянная сонливость является проявлением избытка слизи в конституции. «Чжуд-ши» рекомендует устранять избыток слизи в организме при помощи рвотных средств, поста и активной половой жизни.
Проявлением избытка ветра в организме является бессонница. Ею страдают, как правило, люди конституции ветра. Для того чтобы спать ночью, необходимо бодрствовать в течение всего дня. При плохом сне рекомендуется также использовать в питании молочнокислые продукты, мясо, горячее молоко, супы, творог, питательную пищу, хорошо также втирать масло в кожу головы и тела.
Специальные наставления врачебной науки требуют: не терпеть голода и жажды, не задерживать рвоты, отрыжки, зевоты, чихания, дыхания, сна, мокроты, слюны, экскрементов, газов, урины.
Неудовлетворение голода приводит к истощению сил, вызывает в организме расстройства, потерю аппетита и головокружение. Такие расстройства излечиваются небольшим количеством удобоваримой, жирной, теплой пищи.
Неутоление жажды вызывает сухость языка, головокружение, сердцебиение, расстройство кровообращения, опьянение. Эти расстройства излечиваются веществами охлаждающего свойства.
Задержка чихания вызывает притупление шести чувств, головную боль, боли в шейных мышцах, па-резис мускулов лица и ослабление нижней челюсти. Все эти расстройства предупреждаются ароматическим курением, лекарствами, вводимыми через нос, смотрением на солнце.
Задержка зевоты вызывает то же самое, что и задержка чихания. При этом расстройства от задержки зевоты предупреждаются средствами, излечивающими расстройства ветра.
Задержка дыхания приводит к появлению опухолей, нарушениям работы сердца, кровообращения. Расстройства от задержки дыхания устраняют средствами, излечивающими расстройство ветра.
Длительное воздержание от сна вызывает зевоту, слабость, тяжесть в голове, потемнение в глазах, ослабление пищеварительной способности. Все эти расстройства излечиваются употреблением мяса, бульона, вина, массажем, втиранием маслянистых веществ и сном.
Таким образом, препятствия жизненным отправлениям организма приводят к самым различным расстройствам, прежде всего расстройствам системы ветра, которые сразу негативно воздействуют на нервную систему. В связи с этим следует вовремя излечивать все эти расстройства соответствующими образом жизни, пищей, питьем и лекарствами.