Тибетская медицина

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:30, реферат

Краткое описание

Каждый из нас хочет жить долго и счастливо. Кто-то бережет свое здоровье, кто-то пользуется своими рецептами долголетия. Проблеме лечения и долголетия в Тибете также уделяется, и уделялось большое внимание. Многие и сейчас пользуются технологиями древних. Даже покупают специальные туры. Что же такого особенного в тибетской медицине, что она получила такую популярность? Может они, действительно знают рецепт долголетия?

Файлы: 1 файл

Тибетская медицина.doc

— 220.00 Кб (Скачать)

Время приема масла имеет  определенное значение. Так, если принимать  масло до, во время и после еды, то соответственно оно будет оказывать действие на верхнюю, среднюю и нижнюю части тела.

Масло дает «цвет, силу, ясность  чувств, старых укрепляет». Но при употреблении масла необходимо знать меру, так  как при переедании «оно выходит  через верх и низ», исчезает аппетит.

Лечение маслом в весенний период может сопровождаться возбуждением слизи и желчи, зимой от применения жира внутрь могут появиться зябкость и несварение. Эти осложнения, иногда сопровождающие употребление масла, нужно лечить голодом, жаждой, компрессами, рвотой, принимать горох и рис, старые молочнокислые продукты и прозрачный алкоголь.

О ЗДОРОВЬЕ И ДОЛГОЛЕТИИ: ТЕЛО И ЕГО ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ

ДВОРЕЦ ТЕЛА

В «Чжуд-ши» тело человека сравнивается с архитектурными элементами дворца. Яркие сравнения позволяли  лучше запомнить и точнее применять медицинские знания. Каждая строка этой главы может быть также темой для медитативного размышления тибетского врача.

Две бедренные  кости - как фундамент стены.

Позвоночник - как столбик из золотых монет.

Аорта - как  колонна, перед которой приносят жертвы.

Грудина - как  прямоугольная балка.

24 ребра - как  стропила гладкие.

Хрящи на концах ребер - как упоры стропил.

Сосуды, жилы, сухожилия - доски потолочные.

Мясо и кожа - штукатурка и покраска.

Пара ключиц подобны карнизу.

Лопатки напоминают углы строения.

Голова - как  башня на верхнем этаже.

Отверстия органов - как раскрытые окна.

Череп похож  на купольную крышу.

Теменное отверстие  подобно дымоходу.

Ухо - как голова Гаруды.

 
Нос напоминает шпиль наверху здания.

Волосы - как  черепица мужская и женская.

Руки висят, как шелковые украшения - баданы.

Грудь и живот - как верхние и нижние дворы.

Диафрагма похожа на шелковый занавес.

Сердце - царь, сидящий на троне.

Пять матерей  легкого - внутренние советники.

Пять сыновей  легкого- царские дети.

Печень и  селезенка - царицы старшая и младшая.

Почки - советники  внешние, богатыри, опора.

Сам-Сеул - хранилище для драгоценностей.

Желудок - посуда для варки еды.

Кишка тонкая и толстая - служанки цариц.

Желчный пузырь - мешочек с приправами.

Мочевой пузырь - сосуд с запасом воды.

Ноги - как тараны3 или арки.

Уязвимые центры - полномочные послы царя.

При знакомстве с жизнедеятельностью организма нужно хорошо знать:

  1. организм, в котором совершаются жизненные процессы
  2. сущность жизненных процессов.

СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

В тибетской медицине описаны семь различных форм черепов:

  1. свод черепа продолговато-овальный,
  2. с особенной выпуклостью у макушки,
  3. формы яйца,
  4. четырехугольной формы,
  5. шарообразный,
  6. сплюснутый с боков
  7. сплюснутый сзади и спереди.

Мозг человека, в зависимости от формы черепа, имеет разную плотность. Так, например, продолговато-овальный череп содержит мозг, имеющий такую же плотность, как мышцы, то есть мозг содержит столько же жидкости, сколько мышцы. В черепе с выпуклостью у макушки помещается мозг, содержащий столько же жидкости, сколько находится в масле. Мозг в черепе с формой яйца по количеству в нем жидкости напоминает соты, с четырехугольной формой - творог, с шарообразной - простоквашу, в черепе, сплюснутом с боков, мозг похож на молоко. Череп, сплюснутый сзади и спереди, имеет массу жидкости.

ОБРАЗ ЖИЗНИ, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ДОЛГОЛЕТИЮ

Каждый человек должен стремиться прожить долго и притом без болезни. А для этого в  первую очередь нужно стараться  избегать причин и обстоятельств, приводящих к расстройству питания в организме. Без серьезных причин жизненные процессы не нарушаются. Если человек будет приспосабливаться к изменениям погодных и климатических условий, получит соответствующее воспитание, направление шести чувств, строго будет держаться правильного образа жизни, надлежащих пищи и питья, то в таком случае расстройства жизненных процессов в организме не произойдет, и человечество будет пользоваться совершенным здоровьем до предельного возраста.

Автор «Чжуд-ши» считает, что, несмотря на возраст, возможно продолжить жизнь, пользоваться здоровьем юноши, крепостью и сохранением шести чувств. Существуют представления об идеальных условиях жизни, которые считаются наиболее благоприятными для здоровья человека и способствуют долголетию. Для этого необходимо жить в красивой, гористой, с незагрязненной почвой местности, защищенной от действия ветров, вести умеренный образ жизни, окружить себя людьми молодыми, хорошего нрава и правильно пользоваться втиранием, массажем и ваннами, принимать укрепляющие и восстанавливающие силы средства и употреблять только свежие и доброкачественные пищу и питье.

ПРАВИЛА ЗДОРОВОЙ ЖИЗНИ

 Необходимо всегда  помнить о двух причинах, порождающих  болезни, и избегать их. Эти  причины - пища и образ жизни,  не соответствующие возрасту, конституции, времени года, климату. Поэтому «Чжуд-ши» дает подробные рекомендации и советы, призванные сохранить здоровье, бодрость и спокойствие людей.

Вот что советует «Чжуд-ши»:

  1. Следует постоянно иметь при себе лекарства от кровотечений, от ушибов, от отравления пищевыми веществами, от простуды и от заразных болезней.
  2. Всех врагов пяти внезапных болезней имей при себе как неотлучную охрану.
  3. В качестве талисманов рекомендуется носить под мышкой слева лекарства - ртутные пилюли, миробалан, аир, тмин, смолу ватики; на голове драгоценные камни - алмазы, вайдурья, рубины, изумруды, сапфиры в золотой оправе; на шее - тексты заклинаний.

Автор «Чжуд-ши» приводит также частные советы, которые  должны способствовать сохранению не только здоровья, но и жизни человека:

  1. Не садись в ненадежную лодку и на непослушного коня. Избегай тех мест, где могут убить, берегись воды и огня. Не лезь на крутой берег. Летом и зимой на деревья не влезай. Садясь на землю, (под собой) посмотри, отправляясь в путь, дорогу изучи. Ночью по срочному делу из дома выходя, бери посох и спутника.
  2. Согласно представлениям тибетских мудрецов, необходимо вести размеренную жизнь и одинаково относиться ко всем. Только такое отношение к людям поможет избежать всего того, что причиняет страдания.
  3. Человек должен знать цену своим словам, выражениям, речам. Он должен быть твердым в своих убеждениях и выполнять все данные обещания. Дурные поступки, совершенные человеком, могут быть искуплены только хорошими поступками, совершенными впоследствии. Прежде чем действовать, необходимо все серьезно обдумать.

Автор «Чжуд-ши» предупреждает:

  1. Не все услышанное принимай за истину, а проверь как следует. Все, что услышишь, произнеси про себя и сделай краткий вывод.
  2. Нужно хорошо подумать перед тем, как сказать что-нибудь, и не стоит поддаваться приятным словам, произносимым женщинами, но следует говорить с ними искренне, твердо.
  3. Следует быть откровенным с теми, которых уважаешь и любишь, избегать людей с дурным характером, легко относящимся к дружбе и ко всякого рода поступкам, а враждебных умело делать безвредными.
  4. От любящих и верных не таись, разговаривай открыто. Будь нетороплив, но тверд, мирно и быстро вступай в общение. Врагам спуску не давай, но усмиряй их благородными способами. Храни дружбу, привязанности, не забывай о благодеянии.
  5. Для друзей нужно жертвовать собою и не забывать их услуг; почитать воспитателей, отца, родственников и власть; вести дружбу со всеми людьми независимо от того, к какой национальности они принадлежат; серьезно заниматься своим хозяйством и экономно расходовать средства.
  6. Не следует с жадностью копить добро, затрачивая на это все свои силы, необходимо знать меру.
  7. Разумные люди и при богатстве умеют подавить свою гордость.
  8. Нельзя унижать бедных, несчастных, завидовать счастливым. Не следует дружить с людьми дурными и неприязненно относиться к хорошим людям и представителям науки и религии. Нельзя желать владеть чужим имуществом, жалеть о том, что сделано, и давать власть людям дурного нрава.
  9. Неправоту свою и поражение признавай, А если сам победишь - будь сдержанным.
  10. Если мудр - не зазнавайся, а если богат - знай меру.
  11. Низких не попирай, высоким не завидуй.
  12. Дружбы и вражды с негодяями избегай.
  13. На чужое не зарься. Остерегайся ошибок и грехов.
  14. Чтобы потом не раскаиваться, дурным людям власть
  15. не давай. Силы душевные не трать, но нравом будь широк.
  16. Следует знать, чего желаешь добиться в жизни, и неторопливо достигать цели. Нужно действовать так, чтобы всякое желание было исполнено в течение одного месяца.
  17. Соблюдая эти правила, если даже будешь действовать один, ты никому не будешь подчинен. Даже раб, поступая так, сделается господином многих.
  18. А теперь о том, как жить по возвышенным законам.
  19. Все люди стремятся быть счастливыми, для чего стараются трудиться, иногда даже без высокого нравственного идеала.
  20. Всякое земное счастье может быть причиной страданий. Поэтому человечество должно стремиться к высшим идеалам, думать о добрых делах, избегая всяких дурных поступков.
  21. Нельзя убивать, воровать, лгать, быть грубым, легкомысленным, шпионить, завидовать, ненавидеть, не должно поддаваться страстям, следует избегать дурных мыслей и помогать, по силе возможности, тяжко больным, бедным и несчастным.
  22. С благоговением ищи опору в друзьях (добродетели*), грех отбрось подальше.
  23. Убийство, воровство, разврат, ложь, болтливость, грубость и сплетни, жадность, вредность и еретические взгляды -от этих десяти грехов тело, язык и душу отврати.
  24. Страдающим, больным и бедным помогай, чем можешь...
  25. Содержи в чистоте тело, язык и душу, гони от них грехи.
  26. Язык и прочие органы не перенапрягай, но и не распускай...
  27. Укрощение тела, языка и души, бескорыстная милостыня, забота о чужих делах, как о своих, - вот предел возвышенного поведения.
  28. Ко всем, начиная от червей, относись как к себе.
  29. Общаясь с людьми, следует говорить правдиво, ясно, с приятной улыбкой, с достоинством, помогать своим врагам и быть милосердным и любящим. Необходимо укрощать в себе всякое эгоистическое побуждение, ничего не жалея, делиться с окружающими, а о делах чужих радеть, как о своих собственных.
  30. Улыбайся честно и искренне, говори прямо. Даже врагам, замышляющим злое, старайся быть полезным.

Однако в «Чжуд-ши»  упоминается не только о высших законах, но и о законах земных:

  1. Мирские законы - основа всех достоинств. Надо накрепко выучить их, следовать их букве и содержанию.
  2. Отказывайся от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай хорошие, как бы ни препятствовали..

Соблюдая все перечисленные  выше правила, человек сможет прожить  долгую и счастливую жизнь.

«Да буду я днем и ночью  жить так», - эту мысль всегда держи при себе, и страдание удалится.

ПИТАНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ПО СЕЗОНАМ  ГОДА

Располагая знаниями о свойствах и действии пищевых  продуктов, о правилах их рационального  использования в питании, а также  имея сведения о влиянии образа жизни  на состояние систем регуляции, тибетская медицина предлагает определенные образ жизни и питание людям разных конституциональных типов по сезонам года. Ниже приведены рекомендации тибетских медиков по правильному питанию и образу жизни в каждый из сезонов.

В питании по сезонам года необходимо придерживаться следующих правил. Летом и зимой есть и пить теплое (обладающее теплыми свойствами), весной - грубое, осенью и в период роста растений - летом - прохладное (обладающие холодными свойствами). Летом и зимой предпочтительнее употреблять в пищу продукты с тремя первыми вкусами, то есть сладкие, кислые, соленые, а весной - продукты с тремя последними вкусами - горькие, жгучие, вяжущие. В сезон роста растений следует питаться пищей со сладким вкусом, осенью принимать продукты со сладким, горьким и терпким вкусами.

Осенью и весной хорошо также проводить очищение кишечника  слабительными, очищение желудка - рвотными, а летом в качестве профилактических и лечебных процедур рекомендуется  делать клизмы.

Такие образ жизни  и режим питания особенно полезны тем людям, в организме которых в соответствующий сезон года усиливается доминирующая система регуляции. С учетом состояния ведущей регулирующей системы в «Чжуд-ши» даются также рекомендации в отношении продолжительности сна, половой жизни, купания, а также различных оздоровительных очищающих процедур и массажей с использованием масел.

НАСТАВЛЕНИЯ О СНЕ

  1. Не спать ночью - это «грубый» (образ жизни), надо спать. Если не спал, на другой день постись и спи половину времени.
  2. Пьянство силы губит, горе и напряжение истощают. Тем, кто много говорил, а также старым и напуганным сезон роста растении «груб», ночи в эту пору коротки, силы убывают, копится ветер; им полезно спать днем и есть «тяжелую» жирную (пищу). У других от дневного сна слизь увеличивается, тело пухнет, голова тупеет и болит, будут подавленность и простуды.

Итак, «Чжуд-ши» предупреждает, что бодрствование ночью - грубое нарушение режима жизни. Если случилось  так, что не пришлось спать ночью, нужно спать на следующий день на голодный желудок половину времени ночного бдения..

Постоянная сонливость является проявлением избытка слизи  в конституции. «Чжуд-ши» рекомендует  устранять избыток слизи в  организме при помощи рвотных  средств, поста и активной половой  жизни.

Проявлением избытка  ветра в организме является бессонница. Ею страдают, как правило, люди конституции ветра. Для того чтобы спать ночью, необходимо бодрствовать в течение всего дня. При плохом сне рекомендуется также использовать в питании молочнокислые продукты, мясо, горячее молоко, супы, творог, питательную пищу, хорошо также втирать масло в кожу головы и тела.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ

Специальные наставления  врачебной науки требуют: не терпеть  голода и жажды, не задерживать рвоты, отрыжки, зевоты, чихания, дыхания, сна, мокроты, слюны, экскрементов, газов, урины.

Неудовлетворение голода приводит к истощению сил, вызывает в организме расстройства, потерю аппетита и головокружение. Такие  расстройства излечиваются небольшим  количеством удобоваримой, жирной, теплой пищи.

Неутоление жажды вызывает сухость языка, головокружение, сердцебиение, расстройство кровообращения, опьянение. Эти расстройства излечиваются веществами охлаждающего свойства.

Задержка чихания вызывает притупление шести чувств, головную боль, боли в шейных мышцах, па-резис мускулов лица и ослабление нижней челюсти. Все эти расстройства предупреждаются ароматическим курением, лекарствами, вводимыми через нос, смотрением на солнце.

Задержка зевоты вызывает то же самое, что и задержка чихания. При этом расстройства от задержки зевоты предупреждаются средствами, излечивающими расстройства ветра.

Задержка дыхания приводит к появлению опухолей, нарушениям работы сердца, кровообращения. Расстройства от задержки дыхания устраняют средствами, излечивающими расстройство ветра.

Длительное воздержание от сна вызывает зевоту, слабость, тяжесть в голове, потемнение в глазах, ослабление пищеварительной способности. Все эти расстройства излечиваются употреблением мяса, бульона, вина, массажем, втиранием маслянистых веществ и сном.

Таким образом, препятствия жизненным отправлениям организма приводят к самым различным расстройствам, прежде всего расстройствам системы ветра, которые сразу негативно воздействуют на нервную систему. В связи с этим следует вовремя излечивать все эти расстройства соответствующими образом жизни, пищей, питьем и лекарствами.

Информация о работе Тибетская медицина