Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:30, реферат
Каждый из нас хочет жить долго и счастливо. Кто-то бережет свое здоровье, кто-то пользуется своими рецептами долголетия. Проблеме лечения и долголетия в Тибете также уделяется, и уделялось большое внимание. Многие и сейчас пользуются технологиями древних. Даже покупают специальные туры. Что же такого особенного в тибетской медицине, что она получила такую популярность? Может они, действительно знают рецепт долголетия?
Ближайшими причинами расстройства питания в организме считается расстройство системы регуляции ветра, желчи или слизи.
Итак, близкие причины - ветер, желчь, слизь, пока в них нет изменений, пребывают как (потенциальные) причины болезней, но как только равновесие между ними нарушится, то проявляют себя как болезни и начинают вредить телу и жизни.
Вообще все расстройства питания, начинающиеся понижением температуры, сопровождаются расстройствами жизненных процессов системы слизи.
Возмущение слизи угнетает огонь и тепло, ибо она обладает природой Воды и прохладна. Будучи наверху, она падает вниз. Все болезни холода только от нее.
Расстройство системы регуляции ветра, одинаково сопровождая расстройства жизненных процессов желчи или слизи, в первом случае способствует повышению температуры, а во втором - понижает ее. То есть разбалансированная система ветра при дополнительных расстройствах желчи повышает температуру тела, а при сопутствующих расстройствах слизи понижает ее. Кроме того, расстройство системы ветра способствует одновременному расстройству жизненных процессов и желчи, и слизи и вызывает тем самым совершенно противоположные расстройства питания всего организма.
Поэтому ближайшей причиной всевозможных расстройств питания в организме должно считать прежде всего расстройство регулирующей системы ветра.
Ветер является общим для холода и тепла. На солнце он способствует перегреву. При луне - усиливает охлаждение. Он проникает и вверх-вниз, и внутрь-наружу. Он вызывает распри между холодом и теплом, поэтому ветер - это причина всех болезней.
Отдаленными предвестниками
возникновения болезни, по «Чжуд-ши»,
могут служить окружающие люди, сновидения,
изменения внешности и
В том случае, когда больного окружают люди, выдающиеся по своим знаниям и уму, люди религиозные, доброжелательные, с хорошим характером, человек имеет все возможности для скорого выздоровления. В противном случае нельзя надеяться на то, что больной выздоровеет, особенно если окружают его лица трусливые, легкомысленные, торопливые, нервные, раздражительные, безнравственные, ведущие неприличные и неприятные разговоры.
Если отправляться в дорогу четвертого, шестого и девятого числа лунного месяца, во время затмения солнца или луны, в дни, известные худыми предзнаменованиями, и в ночное время, то исход пути может оказаться неблагополучным. Не предвещает ничего хорошего и то, если во время сбора в дорогу приходится видеть и слышать брань, плач, убийство, драку, пожар, а также, если путнику пересечет дорогу змея, обезьяна, выдра или кошка.
Хорошей приметой считается довольство и изобилие, когда в дороге встречаются сады с богатым урожаем, монастыри, красивые места, веселые пиры, домашний скот, дети, родные, добрые и нравственные люди, приветствующие путника ласковыми и радостными словами.
Когда приходится выносить из дома всякие яства, без всякой причины тухнет огонь и бьется посуда - это дурные предзнаменования.
В «Чжуд-ши» говорится, что сновидения человека тоже влияют на его общее состояние. Они бывают шести родов. Люди видят во сне то, что видели наяву, то, что слышали, то, что имели, то, что чувствовали, то, что надеялись сделать, или, наконец, бывают сны, которые предвещают серьезное расстройство питания организма, то есть заболевания. Сновидения с начала ночи легко забываются и не имеют последствий. Исполняются же те сновидения, которые человек видит под утро и способен ясно восстановить в памяти.
Сновидениями, предвещающими болезни, считаются следующие: если человек видит во сне, что едет на кошке, на обезьяне, на барсе, на лисице, на мертвеце; если он едет на восток верхом без одежды на медведе, на лошади, на свинье, на муле, на верблюде; если он видит, как у него на голове выросло дерево, на котором птица свила гнездо, и из сердца также выросло дерево или цветок; что он падает в канаву, лежит в гробу; что у него оторвалась голова; что он окружен воронами и гадами, питающимися мясом; что у него слезла кожа с ноги или что он оказался в утробе матери, утонул, увяз, съеден рабами, нашел железо и золото и продал; ссорился, отдавал подати, повинности, женил сына, сидел без одежды, брил усы и бороду, пировал с умершими, сопровождал их и вообще весело проводил с ними время, был одет в красные и пестрые одежды.
Бесчисленное множество сновидений подобного рода, по мнению автора «Чжуд-ши», указывает на то, что в организме возникают серьезные нарушения в деятельности систем регуляции, действующие на умственную сферу организма. Если эти сновидения беспрерывно продолжаются, то предвещают смерть, а если они неожиданно возникают у людей, не имеющих расстройства питания, то скоро исчезают.
Хорошим и счастливым
предзнаменованием считаются
Болезни системы ветра проявляются и обостряются летом, на рассвете и вечером; болезни желчи - осенью, в полдень и в полночь; болезни системы слизи - весной, в сумерки и поутру.
Болезни ветра приходят в движение летом, вечерами, на рассвете; желчи - осенью, в полдень, в полночь; слизи - весной, в сумерках вечерних и утренних.
С учетом этого тибетскими медиками были разработаны рекомендации лечебных мероприятий. Чтобы предупредить обострение заболевания, нужно начинать лечение незадолго до проявления болезни. Это значит, что если болезни ветра проявляются чаще летом, а в суточном цикле - на рассвете и вечером, то наиболее эффективным будет лечение расстройств ветра в начале лета, на рассвете и вечером.
В «Чжуд-ши» даны указания и на особенности функционирования трех регулирующих систем в различные возрастные периоды. Считалось, что до шестнадцатилетнего возраста длится детство, до семидесяти лет - зрелый возраст, когда разовьются основные силы организма, органы чувств, внешний вид, мужественность и силы, а после семидесяти лет наступает период старости. В пожилом возрасте преимущественно наблюдаются расстройства ветра, в зрелом желчи, а в детстве - слизи.
Старость - возраст ветра, зрелость - желчи, детство - слизи, так распределяются болезни по возрастам.
Гигиенические рекомендации
для пожилых людей
В описаниях клинических
признаков болезней «злых духов»
преимущественно можно
Различаемые в тибетской медицине шесть вкусов (кислый, сладкий, соленый, вяжущий, горький и жгучий), по существу, представляли собой химическую характеристику не только пищевых продуктов, но и лекарственных средств, в которых преобладание того или иного вкуса также зависело от сезонов года, интенсивности солнечного света и других климатогеографических условий. Как уже упоминалось, в жаркое время года, в период, когда земля наиболее сильно освещается солнечными лучами, в растениях и вообще в природе преобладают горячительный (жгучий), вяжущий и горький вкусы. При уменьшении количества солнечной энергии в природе концентрируются кислый, сладкий и соленый вкусы. Знание о зависимости живой природы от лунных фаз дало тибетским медикам возможность определять лечебные свойства лекарственных средств не абстрактно, а вполне реально. Так, считалось, что в период новолуния растения обладают наиболее оптимальными лечебными свойствами. В этот же период рекомендовался их сбор. Издавна временной фактор учитывался в тибетской медицине не только при назначении лечебных и профилактических мероприятий, но и при распознавании болезней. А лечение определенных болезней различными лекарственными препаратами и физическими методами лечения (рефлексотерапия, гидропроцедуры и др.) необходимо было проводить в оптимальные периоды суток, месяца, сезонов года.
При расстройстве системы ветра лучшими средствами считаются: кунжутное масло, тростниковый сахар, вина, старое масло, старая копченая баранина, мясо сурка, конина и мясо мула, лук, черемша и т. п.
Вообще, при любых расстройствах системы ветра рекомендуется употреблять пищу питательную, жирную, мягкую и теплую; больному следует находиться в темном и теплом помещении, быть окруженным людьми доброжелательными, с приятным голосом; человек должен иметь возможность спокойно спать в тепле и одеваться в теплую одежду.
При лечении расстройств системы ветра нужно использовать лекарственные и пищевые вещества приятного, кислого, соленого вкусов, жирные и теплые. Особенно полезны старое масло и питательные клизмы. Места, где ощущаются колющие боли, следует натирать старым согретым маслом и делать маслянистые компрессы.
Устранить нарушения
жизненных процессов желчи
Лекарства, излечивающие жизненные процессы желчи, - камфара, кипарис, гиван. При расстройствах желчи полезны пищевые лекарственные вещества приятного, горького, вяжущего вкуса и охлаждающего свойства, а также слабительный и потогонный способы лечения и гидротерапия.
При расстройствах жизненных
процессов системы слизи
Подводя итог сказанному, еще раз перечислим наиболее эффективные средства лечения различных расстройств:
Действие тибетских
препаратов направлено не на устранение симптомов
болезни, а на восстановление способности
организма к саморегуляции. Они способствуют
повышению иммунитета, решают проблемы
пищеварения, чистят ткань легких и очищают
кровь.
Если присутствует повышенная раздражительность,
то не обязательно лечить нервы. Необходимо
просто нормализовать отток желчи.
В тибетской медицинской традиции нет
термина «аллергия». Всевозможные формы
аллергических проявлений рассматриваются
как разновидность несварения, т.е. неспособность
организма перевести пищу, запахи, климатические
и экологические факторы в легкоусвояемую
форму. Тибетские лекарства легко справляются
с этой проблемой.
Важной частью лечения является приём тибетских препаратов, подобранных индивидуально. Контроль изменений и улучшений врач также определяет по пульсу, хотя видимых признаков может и не быть, но ритмы пульса уже говорят об этом. Применяя данную методику излечения, достигаются хорошие результаты.
Лекарственные средства, применяемые в тибетской медицине, группируются по вкусам. Например, в группе сладких лекарственных средств приводится солодка, изюм, сахарный тростник; в группе кислых - гранат, айва, водка, кумыс; в группе соленых - минеральные соли; в группе горьких - лимон, горечавка, клубни аконита, шлемник, мускус, желчь, мумие; в группе жгучих - черный перец, имбирь, чеснок; в группе вяжущих - сандаловое дерево, миробалан, черемуха, цветы водосбора и т. п.
Вкусовые качества как факторы, определяющие лечебные действия лекарственных средств, служили основанием для оценки и рекомендации пищевых продуктов для здорового и больного организма. Так, относительно лечебного действия указывается, что «сладкие, кислые, соленые, жгучие свойства (лекарств) излечивают нарушения в системе ветра; горькие, вяжущие, сладкие - в системе желчи; жгучие, кислые и соленые - в системе слизи».
Вот примеры некоторых лекарственных средств:
Устраняет инфекционный жар
«Манушитан-1»- начало начал
тибетской медицины. Задача состава
– собирать инфекционный жар, не допуская
его рассеивания по тонким каналам тела.
Показан для профилактики и эффективен
при лечении любых воспалительных заболеваний,
сопровождающихся повышенной температурой
(инфекционный жар, простуда, грипп, ОРЗ,
ОРВИ, обострение циститов, геморрой, кишечные
колики, спастический колит).
Эффект применения сопоставим с действием
антибиотиков и сульфамидных препаратов.
При этом не имеет побочных эффектов, оказывает
мягкое действие, не нарушая пищеварения,
исключает осложнение после гриппа. Рекомендуется
применять в начальной и острой фазе заболевания,
а так же некоторое время после, чтобы
исключить осложнения.
В состав «Манушитан-1» входят знаменитые
растения: девясил, софора, бузина, калган.
Входящие в состав компоненты обладают
противовоспалительным, бактерицидным,
отхаркивающим, мочегонным, вяжущим и
кровоостанавливающим действием. Местный
противовоспалительный эффект обеспечивают
дубильные вещества, которые способны
создавать биологическую пленку, защищающую
ткани от химических, бактериальных и
механических воздействий.