Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:15, реферат
Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. sресiаlis — род, вид). Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой,
аппарата и др. до недавнего времени эта
категория детей квалифицировалась как
необучаемая (в общепринятом смысле
школьного обучения). Поэтому часто эта
категория лиц с ограниченными
возможностями остается вне
образовательного пространства, хотя
сегодня доказано, что при
систематической и профессионально
выполняемой
коррекционно-педагогической работе
эти дети способны к освоению
простейших форм социального поведения,
общения, культурно-гигиенических
навыков и навыков самообслуживания,
что, безусловно, также является
обучением. Тем не менее, эти дети
находятся в большинстве случаев в
закрытых интернатных учреждениях —
интернатах социальной защиты, где
получают лишь уход, но не необходимую
для них коррекционно-
помощь. Сегодня в нашей стране около 32
тыс. таких детей и подростков. К системе
специального образования относятся
специальные классы в образовательном
учреждении (школе) общего назначения,
предназначенные для разных категорий
учащихся с нарушениями развития,
преимущественно для детей с
нарушениями интеллекта. В настоящее
время число обучающихся в них детей
составляет около 200 тыс. человек. Около
34 тыс, детей и подростков с
ограниченными возможностями обучается
на дому или в школах индивидуального
(надомного) образования. Таким образом,
более 500 тыс, детей и подростков
школьного возраста обучается в системе
специального образования. Часть детей
и подростков не имеет возможности
обучаться в связи с отсутствием
специальных профильных
образовательных учреждений на своей
территории (в крае, области,
республике). Так, почти каждый второй
ребенок с нарушением
опорно-двигательного аппарата лишен
возможности получить образование в
профильном специальном
образовательном учреждении, а
образовательные учреждения общего
назначения не имеют сегодня условий и
специалистов для обучения детей этой
категории.
Среди детей с ограниченными
возможностями здоровья и
жизнедеятельности преобладают лица
мужского пола (55%), особенно в городах.
Ведущей возрастной группой являются
дети в возрасте 8—1З лет (это связано с
поздним сроком выявления отклонения в
развитии, в основном связанным с
началом школьного обучения). В детской
популяции существует не поддающаяся
точному учету обширная группа детей,
которые не имеют официального статуса
инвалида, но возможности здоровья
которых ограничены вследствие
хронических заболеваний. Среди
взрослого населения России около 8 млн
человек имеет официальный статус
инвалида, кроме того, насчитывается еще
несколько миллионов человек, не
имеющих такого статуса, хотя
возможности их здоровья также
ограничены. В общей сложности около 15
млн человек населения России имеет
ограниченные возможности здоровья и
жизнедеятельности, а значит, и
трудоспособности.
1.4 Предметные области современной
специальной педагогики
Современная специальная педагогика
состоит из предметных областей,
которые исторически сформировались в
связи с традиционно существующей
системой специальных образовательных
учреждений дня детей с особыми
образовательными потребностями. В
начале ХХ в. эти предметные области
только складывались, сегодня они
представляют собой относительно
самостоятельные, развитые и тонко
дифференцированные сферы научного и
практического педагогического знания.
К их числу относятся следующие:
тифлопедагогика (незрячие и
слабовидящие); сурдопедагогика (глухие,
слабослышащие и позднооглохшие);
тифлосурдопедагогика (слепоглухие);
логопедия (лица с нарушениями речевого
развития); олигофренопедагогика (лица с
нарушениями интеллекта и с
образовательными затруднениями);
отрасль специальной педагогики
применительно к лицам с нарушениями
опорно-двигательного аппарата; отрасль
специальной педагогики применительно
к лицам с нарушениями
эмоционально-волевой сферы. В стадии
становления находятся области
специальной педагогики,
специализирующиеся на помощи
хроническим больным и лицам с тяжелыми
и множественными нарушениями.
Каждая из указанных выше предметных
областей структурно организована так
же, как и общая педагогика, т. е.
педагогика данной предметной области
(например, сурдопедагогика,
олигофренопедагогика и т. п.), содержит
ее историю, дидактику, теорию и
практику воспитания, специальные
методики. Каждая предметная область
дифференцирована также по возрастным
периодам; достаточно хорошо
разработанными считаются дошкольный и
школьный периоды. В то же время
проблемы специального образования
молодежи с ограниченными
возможностями, образование взрослых с
ограниченной
ранняя помощь еще нуждаются в научном
исследовании. Объединяющим
теоретико-методологическим началом
всех этих предметных областей является
собственно специальная педагогика. Она
оформляется как теоретическая
предметная область на протяжении ХХ в.
Специальная педагогика и ее предметные
области тесно связаны со смежными
научными областями. Их данные
творчески используются специальной
педагогикой в исследованиях и
практической деятельности, в
разработках специальных
образовательных технологий,
специальных технических средств
обучения. К числу таких смежных сфер
относятся: философия, история,
педагогика, психология, клиническая,
социальная и специальная психология,
физиология, медицина, социология,
лингвистика, психолингвистика,
социальная педагогика, физика,
информатика, гуманитарные и
естественные науки, основы которых
входят в содержание соответствующих
учебных предметов. Все более тонкая
дифференциация научного и
практического знания в сфере
специальной педагогики ведет к тому,
что постепенно возникают и развиваются
новые области педагогического знания,
предметом которых будут проблемы
образования и развития тех категорий
лиц с ограниченными возможностями
жизнедеятельности, которые сегодня
либо находятся вне образовательного
пространства, либо научное и
практическое знание о которых сегодня
невелико и недостаточно для выделения
в самостоятельное направление в
системе специальной педагогики.
Реально также развитие
междисциплинарной интеграции внутри
специальной педагогики благодаря
усилению педагогического внимания к
детям с комбинированными отклонениями
в развитии.