Специальная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. sресiаlis — род, вид). Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой,

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.02 Кб (Скачать)

аппарата и др. до недавнего времени эта

категория детей  квалифицировалась как

необучаемая (в общепринятом смысле

школьного обучения). Поэтому часто эта

категория лиц с  ограниченными

возможностями остается вне

образовательного  пространства, хотя

сегодня доказано, что  при

систематической и  профессионально

выполняемой

коррекционно-педагогической работе

эти дети способны к  освоению

простейших форм социального поведения,

общения, культурно-гигиенических

навыков и навыков  самообслуживания,

что, безусловно, также  является

обучением. Тем не менее, эти дети

находятся в большинстве  случаев в

закрытых интернатных  учреждениях —

интернатах социальной защиты, где

получают лишь уход, но не необходимую

для них коррекционно-педагогическую

помощь. Сегодня  в нашей стране около 32

тыс. таких детей  и подростков. К системе

специального образования  относятся

специальные классы в образовательном

учреждении (школе) общего назначения,

предназначенные для  разных категорий

учащихся с нарушениями  развития,

преимущественно для  детей с

нарушениями интеллекта. В настоящее

время число обучающихся  в них детей

составляет около 200 тыс. человек. Около

34 тыс, детей и  подростков с

ограниченными возможностями  обучается

на дому или в  школах индивидуального

(надомного) образования.  Таким образом,

более 500 тыс, детей  и подростков

школьного возраста обучается в системе

специального образования. Часть детей

и подростков не имеет  возможности

обучаться в связи  с отсутствием

специальных профильных

образовательных учреждений на своей

территории (в крае, области,

республике). Так, почти  каждый второй

ребенок с нарушением

опорно-двигательного  аппарата лишен

возможности получить образование в

профильном специальном

образовательном учреждении, а

образовательные учреждения общего

назначения не имеют  сегодня условий и

специалистов для  обучения детей этой

категории.

Среди детей с  ограниченными

возможностями здоровья и

жизнедеятельности преобладают лица

мужского пола (55%), особенно в городах.

Ведущей возрастной группой являются

дети в возрасте 8—1З лет (это связано с

поздним сроком выявления  отклонения в

развитии, в основном связанным с

началом школьного  обучения). В детской

популяции существует не поддающаяся

точному учету обширная группа детей,

которые не имеют  официального статуса

инвалида, но возможности  здоровья

которых ограничены вследствие

хронических заболеваний. Среди

взрослого населения  России около 8 млн

человек имеет официальный  статус

инвалида, кроме  того, насчитывается еще

несколько миллионов  человек, не

имеющих такого статуса, хотя

возможности их здоровья также

ограничены. В общей  сложности около 15

млн человек населения  России имеет

ограниченные возможности  здоровья и

жизнедеятельности, а значит, и

трудоспособности.

1.4 Предметные области  современной

специальной педагогики

Современная специальная  педагогика

состоит из предметных областей,

которые исторически  сформировались в

связи с традиционно  существующей

системой специальных  образовательных

учреждений дня  детей с особыми

образовательными  потребностями. В

начале ХХ в. эти  предметные области

только складывались, сегодня они

представляют собой  относительно

самостоятельные, развитые и тонко

дифференцированные  сферы научного и

практического педагогического  знания.

К их числу относятся  следующие:

тифлопедагогика (незрячие и

слабовидящие); сурдопедагогика (глухие,

слабослышащие и  позднооглохшие);

тифлосурдопедагогика (слепоглухие);

логопедия (лица с  нарушениями речевого

развития); олигофренопедагогика (лица с

нарушениями интеллекта и с

образовательными  затруднениями);

отрасль специальной  педагогики

применительно к  лицам с нарушениями

опорно-двигательного  аппарата; отрасль

специальной педагогики применительно

к лицам с нарушениями

эмоционально-волевой  сферы. В стадии

становления находятся  области

специальной педагогики,

специализирующиеся  на помощи

хроническим больным  и лицам с тяжелыми

и множественными нарушениями.

Каждая из указанных  выше предметных

областей структурно организована так

же, как и общая  педагогика, т. е.

педагогика данной предметной области

(например, сурдопедагогика,

олигофренопедагогика  и т. п.), содержит

ее историю, дидактику, теорию и

практику воспитания, специальные

методики. Каждая предметная область

дифференцирована  также по возрастным

периодам; достаточно хорошо

разработанными  считаются дошкольный и

школьный периоды. В то же время

проблемы специального образования

молодежи с ограниченными

возможностями, образование  взрослых с

ограниченной трудоспособностью,

ранняя помощь еще  нуждаются в научном

исследовании. Объединяющим

теоретико-методологическим началом

всех этих предметных областей является

собственно специальная  педагогика. Она

оформляется как  теоретическая

предметная область  на протяжении ХХ в.

Специальная педагогика и ее предметные

области тесно связаны  со смежными

научными областями. Их данные

творчески используются специальной

педагогикой в исследованиях  и

практической деятельности, в

разработках специальных

образовательных технологий,

специальных технических  средств

обучения. К числу  таких смежных сфер

относятся: философия, история,

педагогика, психология, клиническая,

социальная и  специальная психология,

физиология, медицина, социология,

лингвистика, психолингвистика,

социальная педагогика, физика,

информатика, гуманитарные и

естественные науки, основы которых

входят в содержание соответствующих

учебных предметов. Все более тонкая

дифференциация  научного и

практического знания в сфере

специальной педагогики ведет к тому,

что постепенно возникают  и развиваются

новые области педагогического  знания,

предметом которых  будут проблемы

образования и развития тех категорий

лиц с ограниченными  возможностями

жизнедеятельности, которые сегодня

либо находятся  вне образовательного

пространства, либо научное и

практическое знание о которых сегодня

невелико и недостаточно для выделения

в самостоятельное  направление в

системе специальной  педагогики.

Реально также развитие

междисциплинарной интеграции внутри

специальной педагогики благодаря

усилению педагогического  внимания к

детям с комбинированными отклонениями

в развитии.


  • Закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной педагогики
  • Развитие научного знания в течение определенного исторического периода часто приводит к тому, что новое знание находится в оболочке старых понятий, приспособленных для объяснения только прошлого опыта. Такая оболочка может оказаться слишком тесной, чтобы включить в себя новый опыт. Изменение или смещение методологических установок, смена научных концепций усиливают неоднозначность и неопределенность толкования научных понятий, подчас исчезает корректность в обращении с терминами.
  • В настоящее время педагогическая терминология в области специального образования переживает именно такой период: имеет место беспорядочное использование терминов из смежных областей знания (психологии, медицины, других наук), а также терминов, которые уже не отражают во всей полноте сущности обозначаемых предметов и явлений.
  • Многие смежные со специальной педагогикой отрасли знания (медицина, психология, педагогика, правоведение, социальная защита и др.) имеют сегодня свой устоявшийся понятийно-терминологический аппарат, которым пользуются в общении между собой специалисты данной предметной области (например, врачи, психологи, школьные администраторы).
  • Путь к упорядочению понятийно-терминологического аппарата специальной педагогики лежит через осмысление того, что:
  • - ряд используемых понятий постепенно перестает вмещать новый опыт, неизбежно накапливающийся с развитием специальной педагогики и смежных с ней отраслей знания, требуется смена терминов на основе обсуждения и договоренности в научном сообществе;
  • - новые факты и явления могут приходить в специальную педагогику с теми обозначениями, которые они уже получили в других смежных со специальной педагогикой отраслях знания;
  • - задачей специальной педагогики является в этом случае нахождение собственных педагогических терминов, которые бы отражали специфическую образовательную сущность данного объекта или явления;
  • - в этой связи можно говорить об объективном существовании параллельной терминологий в специальной педагогике и смежных с ней предметных областях;
  • - употребление того или иного термина должно соответствовать проблемно-предметному контексту (т. е. тому, к какой предметной сфере эта проблема относится - к медицине, специальной педагогике, специальной психологии, нраву, социальной помощи и др.) 

 

  • . Употребление, каких терминов сегодня нецелесообразно в условиях современной гуманистической парадигмы специальной педагогики
  • Реформаторы пренебрегли как нормами научной этики, так и известными в науке способами упорядочения или обновления научной терминологии (опрос ведущих ученых страны по данной отрасли науки с целью выработки ими обоснования необходимости обновления понятийного аппарата; выработка рабочего определения на конференциях, рабочих семинарах, дискуссиях в периодических изданиях; создание рабочей группы специалистов из данной отрасли науки для подбора адекватных понятий и определений, существующих уже в отечественной и зарубежной научной практике и т.д.). И дефектологи страны стали «коррекционщиками», представителями «новой» науки - коррекционной педагогики. Множество понятий специальной педагогики как системы научных знаний, организуя имеющееся знание, представляет собой подвижную, развивающуюся систему. Педагогическая действительность каждого исторического периода, каждой эпохи прибавляла «свои понятия», под влиянием развития других наук (медицины, философии, культурологии, психологии, социологии), заменяла устаревшие новыми, формируя основу теории специальной педагогики. Гуманизации общественного сознания, как и современное социальное право, не позволяет сегодня считать этичной такую педагогическую терминологию, смыслом которой является исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств и свойств. Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию. Психология и медицина, кстати, предпочитают использовать в социальном контексте выражения «медицинская помощь», «психологическая помощь» в широком смысле вместо «психологическая коррекция», «медицинская коррекция». Применительно к человеку, личности в целом речь может идти только о педагогической помощи, специальных образовательных услугах, которые человек или родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности могут выбирать, принимать или не принимать. В правовом поле и в сфере социальной защиты России общепринятым является термин инвалид. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин лицо с ограниченными возможностями здоровья Назаров Н.М. Специальная педагогика: В 3 т. Т. 2. Общие основы специальной педагогики - М: изд-во «АСАDEMА» 2007г. -c. 59 .

Информация о работе Специальная педагогика