Специальная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. sресiаlis — род, вид). Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой,

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.02 Кб (Скачать)

образовательных учреждений для детей с

отклонениями в  развитии, а также в

соответствии с  системой предметных

областей специальной  педагогики в

основу классификации  по традиции

положен характер нарушения,

недостатка. Соответственно различают

следующие категории  лиц с

ограниченными возможностями: глухие;

слабослышащие; позднооглохшие;

незрячие; слабовидящие; лица с

нарушениями функций

опорно-двигательного  аппарата; лица с

нарушениями эмоционально-волевой

сферы; лица с нарушением интеллекта;

дети с задержкой  психического развития

(труднообучаемые); лица с тяжелыми

нарушениями речи; лица со сложными

недостатками развития. Существует и

более обобщенная классификация, в

основе которой  лежит группировка

указанных выше категорий  нарушений в

соответствии с  локализацией нарушения

в той или иной системе организма:

телесные (соматические) нарушения

(опорно-двигательный  аппарат,

хронические заболевания); сенсорные

нарушения (слух, зрение); нарушения

деятельности мозга (умственная

отсталость, нарушения  движений,

психические и речевые  нарушения).

Данная классификация  значима для

педагогики лишь как обобщенная

системная организация  всей

совокупности нарушений  развития. Для

медицинской сферы  эта классификация

более значима, она  имеет в медицине

более тонко дифференцированную

классификацию. В  сфере социальной

защиты, социально-трудового  права

значимой является классификация по

причинам возникновения  нарушения,

недостатка. Это  связано с

особенностями предоставления

материальной и  иной социальной помощи,

компенсационных выплат, льгот и др.:

врожденное нарушение  развития;

несчастный случай, стихийное бедствие;

производственная  травма;

профессиональное  заболевание,

приведшее к возникновению  ограничения

возможностей; дорожно-транспортное

происшествие; участие  в боевых

действиях; экологические  преступления;

болезнь; прочие причины. Классификация

по причинам нарушений  имеет значение и

для педагогики, так  как знание

происхождения того или иного

недостатка развития, в том числе его

биологической или  социальной

обусловленности, а  также времени и

особенностей возникновения

предоставляет педагогу необходимые

исходные данные для планирования

индивидуальной  программы специальной

педагогической  помощи. Значимой для

социальной сферы  и для педагогики

является классификация  по

последствиям недостатков, которые

влияют на дальнейшую жизнь человека —

на его потребность  в специальном

образовании, реабилитации

(медицинской, психологической,

социальной, профессиональной), уходе,

обеспечении специальными техническими

средствами и  др. Английские

специалисты (М. Варнок, 1979) предложили

перекрестную классификацию, в которой

указаны не только нарушенные сферы

организма и функций  человека, но и

степень их поражения. Это позволяет не

только более  тонко дифференцировать

различные категории  лиц с

ограниченными возможностями, но и на

основе этой классификации  более точно

определять характер и объем особых

образовательных и  социальных

потребностей каждого  конкретного

человека с проблемами в развитии.

Исходя из этой классификации, можно с

достаточно большой  долей вероятности

определить социально  и

образовательно-значимые особые

потребности того или  иного человека с

ограниченными возможностями  и

соответственно  направления

коррекционно-образовательной

деятельности: ориентировка в

окружающей физической и социальной

среде, физическая независимость,

подвижность, возможность  различных

видов деятельности, возможность

занятости, возможность  социальной

интеграции и  социально-экономической

независимости. Свои, частные

классификации имеет  каждая предметная

область специальной  педагогики.

1.3.2 Статистика специальной  педагогики

Международные общественные

организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут

систематическую работу по сбору

статистических  данных о частоте и

видах нарушений  развития. Большинство

цивилизованных  стран также ведет свой

статистический  учет в соответствии с

принятой в данной стране терминологией

и классификационными признаками

ограниченных возможностей здоровья и

жизнедеятельности. Тем не менее,

абсолютно точных и  исчерпывающих

мировых статистических данных нет, так

как многие страны имеют  свои,

отличающиеся от других критерии

выделения лиц с  ограниченными

возможностями. Особенно сложен сбор

статистических  данных в развивающихся

странах, где специфические

социокультурные условия  и недостатки

обеспечения медицинской  и

педагогической  помощью не позволяют

получать точные и адекватные, например

европейским критериям, данные о

количестве различных  категорий лиц с

ограниченными возможностями. Характер

статистических  данных той или иной

страны определяется также уровнем ее

цивилизованности, качеством

медицинской, социальной и

педагогической  помощи в ней. Замечено,

что в странах  с низким уровнем развития

первое место  по частоте занимают

грубые органические нарушения,

нарушения зрения и  слуха. В странах, где

планка образовательного уровня

поднята высоко (Финляндия, Швеция, США,

Германия), одно из первых мест по

частоте занимают специфические

образовательные затруднения  —

нарушения речи, затруднения  при чтении,

письме, в математике. В развивающихся

странах наличие  таких нарушений

статистика не отражает, так как

преобладающая неграмотность  детского

населения не позволяет  выделить эту

проблему. Тем не менее, сегодня

статистика свидетельствует  о

достаточно устойчивом процентном

соотношении между  различными

категориями отклонений в развитии в

пределах основных возрастных групп.

Так, по степени распространенности в

пределах детской  возрастной группы

первое место  по численности занимают

дети с образовательными затруднениями

(более 40%); второе  место — с нарушением

интеллекта (около 20%), третье — с

нарушениями речи (также  около 20%),

остальные нарушения  в совокупности

составляют менее 20%. Сами недостатки

физической или  психической сферы

человека также  имеют относительно

стабильные показатели, что позволяет

опираться на статистические данные при

определении направлений  в социальной

политике государства, в организации

системы образования, здравоохранения,

социальной защиты, в финансировании и

планировании развития этих социальных

сфер. Так, в мире (кроме Африки) на 1 тыс,

человек приходится З слепых, а более 5%

населения испытывают проблемы со

слухом. На каждые 100 школьников в

возрасте от 7 до 15 лет приходится 4—5

человек, имеющих  нарушение интеллекта

или испытывающих образовательные

затруднения. На каждые 800 новорожденных

приходится один ребенок с синдромом

Дауна. В разных возрастных категориях

разный (больше—меньше) процент тех или

иных нарушений  развития (это изменения,

обусловленные возрастом, т. е.

физиологическими  закономерностями

развития человека в различные

возрастные периоды). Так, в возрастной

группе людей  после 50 лет заметно

возрастает число  страдающих

нарушением слуха. В нашей стране также

ведется статистический учет лиц с

ограниченными возможностями.

Применительно к  сфере образования учет

проводится по посещаемости

образовательных учреждений детьми и

подростками с особыми

образовательными  потребностями. О

детях дошкольного  возраста

относительно полные статистические

данные имеются  только по линии

здравоохранения, т. е. на этапе

диагностики. Сфера  дошкольного

образования имеет  статистические

данные только о  тех детях, которые

посещают дошкольные образовательные

учреждения. Приведем некоторые

статистические  данные Министерства

образования Российской Федерации. В

настоящее время 1,7 млн детей,

проживающих в Российской Федерации,

т.е. 4,5% всей детской  популяции,

относятся к категории  детей с

ограниченными возможностями  здоровья

и нуждаются в  специальном образовании.

В это число входит более 353 тыс. детей

дошкольного возраста; 63,6% таких детей

находятся в дошкольных

образовательных учреждениях  вместе с

обычными детьми. Почти 272 тыс. детей

школьного возраста обучается в 1905

специальных (коррекционных)

образовательных учреждениях. К системе

школьного специального образования

России относятся: 1461 школа для детей с

нарушением интеллекта, где обучаются

207836 учащихся; 84 школы-интерната  для

глухих детей  с 11413 учащимися; 75

школ-интернатов для  слабослышащих

детей с 10963 учащимися; 3040 незрячих

учеников обучаются  в 18

школах-интернатах для слепых детей, 61

школа-интернат для  слабовидящих, где

обучаются 8605 учеников; 44

школы-интерната  для детей с

нарушениями опорно-двигательного

аппарата, которые  оказывают помощь 6171

учащемуся; 69 учреждений для детей с

задержкой психического развития, где

обучаются 12562 учащихся; 60 учреждений

для детей с тяжелыми нарушениями речи,

где обучаются 11 362 ребенка. В 15% случаев

нарушений интеллекта речь идет о детях

с тяжелыми формами  умственной

отсталости, осложненными другими

недостатками развития — нарушениями

слуха, зрения, опорнодвигательного

Информация о работе Специальная педагогика