Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:15, реферат
Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. sресiаlis — род, вид). Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой,
образовательных учреждений для детей с
отклонениями в развитии, а также в
соответствии с системой предметных
областей специальной педагогики в
основу классификации по традиции
положен характер нарушения,
недостатка. Соответственно различают
следующие категории лиц с
ограниченными возможностями: глухие;
слабослышащие; позднооглохшие;
незрячие; слабовидящие; лица с
нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата; лица с
нарушениями эмоционально-волевой
сферы; лица с нарушением интеллекта;
дети с задержкой психического развития
(труднообучаемые); лица с тяжелыми
нарушениями речи; лица со сложными
недостатками развития. Существует и
более обобщенная классификация, в
основе которой лежит группировка
указанных выше категорий нарушений в
соответствии с локализацией нарушения
в той или иной системе организма:
телесные (соматические) нарушения
(опорно-двигательный аппарат,
хронические заболевания); сенсорные
нарушения (слух, зрение); нарушения
деятельности мозга (умственная
отсталость, нарушения движений,
психические и речевые нарушения).
Данная классификация значима для
педагогики лишь как обобщенная
системная организация всей
совокупности нарушений развития. Для
медицинской сферы эта классификация
более значима, она имеет в медицине
более тонко дифференцированную
классификацию. В сфере социальной
защиты, социально-трудового права
значимой является классификация по
причинам возникновения нарушения,
недостатка. Это связано с
особенностями предоставления
материальной и иной социальной помощи,
компенсационных выплат, льгот и др.:
врожденное нарушение развития;
несчастный случай, стихийное бедствие;
производственная травма;
профессиональное заболевание,
приведшее к возникновению ограничения
возможностей; дорожно-транспортное
происшествие; участие в боевых
действиях; экологические преступления;
болезнь; прочие причины. Классификация
по причинам нарушений имеет значение и
для педагогики, так как знание
происхождения того или иного
недостатка развития, в том числе его
биологической или социальной
обусловленности, а также времени и
особенностей возникновения
предоставляет педагогу необходимые
исходные данные для планирования
индивидуальной программы специальной
педагогической помощи. Значимой для
социальной сферы и для педагогики
является классификация по
последствиям недостатков, которые
влияют на дальнейшую жизнь человека —
на его потребность в специальном
образовании, реабилитации
(медицинской, психологической,
социальной, профессиональной), уходе,
обеспечении специальными техническими
средствами и др. Английские
специалисты (М. Варнок, 1979) предложили
перекрестную классификацию, в которой
указаны не только нарушенные сферы
организма и функций человека, но и
степень их поражения. Это позволяет не
только более тонко дифференцировать
различные категории лиц с
ограниченными возможностями, но и на
основе этой классификации более точно
определять характер и объем особых
образовательных и социальных
потребностей каждого конкретного
человека с проблемами в развитии.
Исходя из этой классификации, можно с
достаточно большой долей вероятности
определить социально и
образовательно-значимые особые
потребности того или иного человека с
ограниченными возможностями и
соответственно направления
коррекционно-образовательной
деятельности: ориентировка в
окружающей физической и социальной
среде, физическая независимость,
подвижность, возможность различных
видов деятельности, возможность
занятости, возможность социальной
интеграции и социально-экономической
независимости. Свои, частные
классификации имеет каждая предметная
область специальной педагогики.
1.3.2 Статистика специальной педагогики
Международные общественные
организации (ЮНЕСКО, ВОЗ) ведут
систематическую работу по сбору
статистических данных о частоте и
видах нарушений развития. Большинство
цивилизованных стран также ведет свой
статистический учет в соответствии с
принятой в данной стране терминологией
и классификационными признаками
ограниченных возможностей здоровья и
жизнедеятельности. Тем не менее,
абсолютно точных и исчерпывающих
мировых статистических данных нет, так
как многие страны имеют свои,
отличающиеся от других критерии
выделения лиц с ограниченными
возможностями. Особенно сложен сбор
статистических данных в развивающихся
странах, где специфические
социокультурные условия и недостатки
обеспечения медицинской и
педагогической помощью не позволяют
получать точные и адекватные, например
европейским критериям, данные о
количестве различных категорий лиц с
ограниченными возможностями. Характер
статистических данных той или иной
страны определяется также уровнем ее
цивилизованности, качеством
медицинской, социальной и
педагогической помощи в ней. Замечено,
что в странах с низким уровнем развития
первое место по частоте занимают
грубые органические нарушения,
нарушения зрения и слуха. В странах, где
планка образовательного уровня
поднята высоко (Финляндия, Швеция, США,
Германия), одно из первых мест по
частоте занимают специфические
образовательные затруднения —
нарушения речи, затруднения при чтении,
письме, в математике. В развивающихся
странах наличие таких нарушений
статистика не отражает, так как
преобладающая неграмотность детского
населения не позволяет выделить эту
проблему. Тем не менее, сегодня
статистика свидетельствует о
достаточно устойчивом процентном
соотношении между различными
категориями отклонений в развитии в
пределах основных возрастных групп.
Так, по степени распространенности в
пределах детской возрастной группы
первое место по численности занимают
дети с образовательными затруднениями
(более 40%); второе место — с нарушением
интеллекта (около 20%), третье — с
нарушениями речи (также около 20%),
остальные нарушения в совокупности
составляют менее 20%. Сами недостатки
физической или психической сферы
человека также имеют относительно
стабильные показатели, что позволяет
опираться на статистические данные при
определении направлений в социальной
политике государства, в организации
системы образования, здравоохранения,
социальной защиты, в финансировании и
планировании развития этих социальных
сфер. Так, в мире (кроме Африки) на 1 тыс,
человек приходится З слепых, а более 5%
населения испытывают проблемы со
слухом. На каждые 100 школьников в
возрасте от 7 до 15 лет приходится 4—5
человек, имеющих нарушение интеллекта
или испытывающих образовательные
затруднения. На каждые 800 новорожденных
приходится один ребенок с синдромом
Дауна. В разных возрастных категориях
разный (больше—меньше) процент тех или
иных нарушений развития (это изменения,
обусловленные возрастом, т. е.
физиологическими закономерностями
развития человека в различные
возрастные периоды). Так, в возрастной
группе людей после 50 лет заметно
возрастает число страдающих
нарушением слуха. В нашей стране также
ведется статистический учет лиц с
ограниченными возможностями.
Применительно к сфере образования учет
проводится по посещаемости
образовательных учреждений детьми и
подростками с особыми
образовательными потребностями. О
детях дошкольного возраста
относительно полные статистические
данные имеются только по линии
здравоохранения, т. е. на этапе
диагностики. Сфера дошкольного
образования имеет статистические
данные только о тех детях, которые
посещают дошкольные образовательные
учреждения. Приведем некоторые
статистические данные Министерства
образования Российской Федерации. В
настоящее время 1,7 млн детей,
проживающих в Российской Федерации,
т.е. 4,5% всей детской популяции,
относятся к категории детей с
ограниченными возможностями здоровья
и нуждаются в специальном образовании.
В это число входит более 353 тыс. детей
дошкольного возраста; 63,6% таких детей
находятся в дошкольных
образовательных учреждениях вместе с
обычными детьми. Почти 272 тыс. детей
школьного возраста обучается в 1905
специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях. К системе
школьного специального образования
России относятся: 1461 школа для детей с
нарушением интеллекта, где обучаются
207836 учащихся; 84 школы-интерната для
глухих детей с 11413 учащимися; 75
школ-интернатов для слабослышащих
детей с 10963 учащимися; 3040 незрячих
учеников обучаются в 18
школах-интернатах для слепых детей, 61
школа-интернат для слабовидящих, где
обучаются 8605 учеников; 44
школы-интерната для детей с
нарушениями опорно-двигательного
аппарата, которые оказывают помощь 6171
учащемуся; 69 учреждений для детей с
задержкой психического развития, где
обучаются 12562 учащихся; 60 учреждений
для детей с тяжелыми нарушениями речи,
где обучаются 11 362 ребенка. В 15% случаев
нарушений интеллекта речь идет о детях
с тяжелыми формами умственной
отсталости, осложненными другими
недостатками развития — нарушениями
слуха, зрения, опорнодвигательного