Специальная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:15, реферат

Краткое описание

Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. sресiаlis — род, вид). Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой,

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 79.02 Кб (Скачать)

элементарных трудовых навыков или

получением элементарной

профессиональной  подготовки.

Специальные условия  для получения

образования (специальные

образовательные условия) — условия

обучения (воспитания), в том числе

специальные образовательные  программы

и методы обучения, индивидуальные

технические средства обучения и среда

жизнедеятельности, а также

педагогические, медицинские,

социальные и  иные услуги, без которых

невозможно (затруднено) освоение

общеобразовательных и

профессиональных  образовательных

программ лицами с ограниченными

возможностями здоровья. Специальное

(коррекционное)  образовательное

учреждение —  образовательное

учреждение, созданное  для лиц с

ограниченными возможностями  здоровья.

Приведенные выше различные

обозначения одних  и тех же явлений,

объектов и субъектов  педагогической

деятельности показывают, что единых

терминов и единой их трактовки в ряде

случаев сегодня  нет, вряд ли они

появятся в будущем, так как каждая

профессиональная  сфера предпочитает

говорить на своем  профессиональном

языке. Наиболее ущемленной в этом

смысле является педагогическая сфера.

В соответствии с  многолетней традицией

наиболее распространенными  во всех

социальных сферах являются следующие

обозначения девяти категорий лиц с

недостатками развития: неслышащие

(глухие), слабослышащие,  незрячие,

слабовидящие, лица с нарушениями речи,

умственно отсталые, лица

(преимущественно  дети) с задержкой

психического развития (по

западноевропейской  терминологии —

лица с образовательными

затруднениями), лица с нарушениями

опорно-двигательного  аппарата, лица с

нарушениями эмоционально-волевой

сферы. В основе этих терминов

по-прежнему продолжает оставаться

преимущественно медицинская  или

психологическая семантика.

 

1.2 Объект, субъект,  предмет, цель и

задачи специальной  педагогики

Объектом специальной  педагогики

является специальное  образование лиц с

особыми образовательными

потребностями как  социокультурный,

педагогический  феномен.

Субъектом изучения и педагогической

помощи, оказываемой  в системе

специального образования, является

человек с ограниченными  возможностями

здоровья и жизнедеятельности, имеющий

вследствие этого  особые

образовательные потребности.

Предмет специальной  педагогики —

теория и практика специального

образования, что  включает в себя

изучение особенностей развития и

образования человека, имеющего

ограниченные возможности

жизнедеятельности, особенностей его

становления и социализации как

личности, а также  использование этого

знания для нахождения наилучших путей,

средств, условий, которые  обеспечат

коррекцию физических или психических

недостатков, компенсацию  деятельности

нарушенных органов  и систем организма

и образование такого человека в целях

его социальной адаптации  и интеграции

в общество и обеспечения  ему

возможности максимально  независимой

жизни. «Если слепой или глухой ребенок

достигает в развитии того же, что и

нормальный, то дети с дефектом

достигают этого  иным способом, на ином

пути, иными средствами, и для педагога

особенно важно  знать своеобразие пути,

по которому он должен повести ребенка»,

— писал в связи  с этим Л.С. Выготский [2,

с. 12], «Именно для  того, чтобы

дефективный ребенок  мог достичь того

же, что и нормальный, следует применять

совершенно особые средства» [там же, с.

31]. Имея с общей  педагогикой единую

конечную цель —  достижение

развивающейся личностью  социализации

и самореализации, специальная

педагогика подчеркивает в этой цели

сущностный для  человека с

ограниченными возможностями

жизнедеятельности смысл: достижение им

максимально возможной

самостоятельности и независимой жизни

как высокого качества социализации и

предпосылки для  самореализации.

Специальная педагогика имеет и систему

целей, без достижения которых

невозможна ни социализация, ни

самореализация  человека с

ограниченными возможностями. К числу

целей более общего уровня относятся:

коррекция недостатка, его компенсация

педагогическими средствами;

абилитация (применительно  к

младенческому и  раннему возрасту) и

реабилитация, в  первую очередь

социальная и  личностная. Достижение

этих целей специальной  педагогики

становится возможным  тогда, когда

достигнуты конкретные цели обучения и

воспитания, образования  в целом, т.е.

когда налицо положительные  результаты

коррекции и компенсации  недостатка.

Например, для лиц  с нарушениями зрения

— это овладение  специальными

средствами чтения и письма,

ориентировки в  пространстве; для

неслышащих —  овладение навыками

восприятия устной речи по чтению с губ

говорящего и  с использованием

остаточного слуха  и др. К специфическим

конкретным целям  можно отнести и

компоненты личностной реабилитации —

воспитание чувства  собственного

достоинства, преодоление  чувства

малоценности, маргинальности или

завышенной самооценки, формирование

адекватных форм социального поведения

и некоторые другие.

Для достижения указанных  целей

специальная педагогика решает целую

систему задач: изучает  педагогические

закономерности  развития личности в

условиях ограниченных возможностей

жизнедеятельности;

в соответствии со структурой нарушения

и социально-личностным условиями его

проявления определяет коррекционные и

компенсаторные  возможности

конкретного человека с конкретны

нарушением;

определяет и  обосновывает построение

педагогических  классификаций лиц с

ограниченными возможностями  здоровья

и жизнедеятельности;

изучает закономерности специального

образования, существующие

педагогические  системы образования

лиц с ограниченными  возможностями,

прогнозирует возникновение  и развитие

новых педагогических систем;

разрабатывает научные  основы

содержания образования, принципы,

методы, технологии, организационные

условия специального образования;

разрабатывает и  реализует

образовательные

коррекционно-педагогические,

компенсационные и  реабилитационные

программы образования  лиц с

ограниченными возможностями; изучает и

осуществляет процессы социального и

средового адаптирования, абилитации и

реабилитации, интеграции лиц с

ограниченными возможностями  на

различных ступенях жизненного цикла

человека; разрабатывает  и реализует

программы профориентации,

профконсультирования,

профессиональной  подготовки,

социально-трудовой адаптации лиц с

ограниченной трудоспособностью;

взаимодействует с  социальной

педагогикой по всем проблемам,

относящимся к людям, имеющим

ограниченные возможности

жизнедеятельности и выходящим за рамки

общепринятого социокультурного

стандарта; исследует, разрабатывает и

реализует педагогические средства и

механизмы профилактики возникновения

нарушений развития; совместно с общей

педагогикой разрабатывает  и реализует

концепцию интеграции в образовании и

социокультурной сфере, осуществляет

психолого-педагогическую подготовку

родителей, имеющих  детей с

ограниченными возможностями  здоровья

и жизнедеятельности.

1.3 Систематика и  статистика

специальной педагогики

1.3.1 Классификации  нарушений

Множественность вариаций нарушений у

человека затрудняет создание их

универсальной классификации.

Нарушение, недостаток развития может

возникнуть внезапно после несчастного

случая, болезни, а  может развиваться и

усиливаться на протяжении длительного

времени, например, вследствие

воздействия неблагоприятных  факторов

окружающей среды, вследствие длительно

текущего хронического заболевания.

Недостаток, нарушение  могут

устраняться (полностью  или частично)

медицинскими и (или) педагогическими

средствами или  уменьшаться в своем

проявлении. Как  было установлено в

предыдущем разделе, в качестве

универсального, собирательного,

применяемого в  широком смысле термина,

обозначающего недостаток физической

или психической  сферы человека,

сегодня принят термин ограничение

(возможностей), в  англоамериканской

профессиональной  речевой среде — handicap

(ограничение, препятствие). Понятие

ограничения рассматривается  с разных

точек зрения и соответственно

по-разному обозначается в разных

профессиональных  сферах, имеющих

отношение к человеку с нарушенным

развитием: в медицине, социологии,

сфере социального  права, педагогике,

психологии. В соответствии с разными

профессиональными подходами к данному

предмету и разными  основаниями для

систематики существуют разные

классификации. Наиболее

распространенными основаниями

являются следующие: причины нарушений;

виды нарушений  с последующей

конкретизацией  их характера;

последствия нарушений, которые

сказываются в дальнейшей жизни. В

основе последней  педагогической

классификации (М. Варнок, 1979) лежат

характер особых образовательных

потребностей лиц  с ограниченными

возможностями здоровья и степень

ограничения возможностей. Итак, в

педагогике в  соответствии с

исторически сложившейся  системой

Информация о работе Специальная педагогика