Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:15, реферат
Специальная педагогика (называемая в нашей стране также дефектологией, коррекционной педагогикой) является составной частью педагогики, одной из ее ветвей (от лат. sресiаlis — род, вид). Специальная педагогика — это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой,
элементарных трудовых навыков или
получением элементарной
профессиональной подготовки.
Специальные условия для получения
образования (специальные
образовательные условия) — условия
обучения (воспитания), в том числе
специальные образовательные программы
и методы обучения, индивидуальные
технические средства обучения и среда
жизнедеятельности, а также
педагогические, медицинские,
социальные и иные услуги, без которых
невозможно (затруднено) освоение
общеобразовательных и
профессиональных образовательных
программ лицами с ограниченными
возможностями здоровья. Специальное
(коррекционное) образовательное
учреждение — образовательное
учреждение, созданное для лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Приведенные выше различные
обозначения одних и тех же явлений,
объектов и субъектов педагогической
деятельности показывают, что единых
терминов и единой их трактовки в ряде
случаев сегодня нет, вряд ли они
появятся в будущем, так как каждая
профессиональная сфера предпочитает
говорить на своем профессиональном
языке. Наиболее ущемленной в этом
смысле является педагогическая сфера.
В соответствии с многолетней традицией
наиболее распространенными во всех
социальных сферах являются следующие
обозначения девяти категорий лиц с
недостатками развития: неслышащие
(глухие), слабослышащие, незрячие,
слабовидящие, лица с нарушениями речи,
умственно отсталые, лица
(преимущественно дети) с задержкой
психического развития (по
западноевропейской терминологии —
лица с образовательными
затруднениями), лица с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, лица с
нарушениями эмоционально-волевой
сферы. В основе этих терминов
по-прежнему продолжает оставаться
преимущественно медицинская или
психологическая семантика.
1.2 Объект, субъект, предмет, цель и
задачи специальной педагогики
Объектом специальной педагогики
является специальное образование лиц с
особыми образовательными
потребностями как социокультурный,
педагогический феномен.
Субъектом изучения и педагогической
помощи, оказываемой в системе
специального образования, является
человек с ограниченными возможностями
здоровья и жизнедеятельности, имеющий
вследствие этого особые
образовательные потребности.
Предмет специальной педагогики —
теория и практика специального
образования, что включает в себя
изучение особенностей развития и
образования человека, имеющего
ограниченные возможности
жизнедеятельности, особенностей его
становления и социализации как
личности, а также использование этого
знания для нахождения наилучших путей,
средств, условий, которые обеспечат
коррекцию физических или психических
недостатков, компенсацию деятельности
нарушенных органов и систем организма
и образование такого человека в целях
его социальной адаптации и интеграции
в общество и обеспечения ему
возможности максимально независимой
жизни. «Если слепой или глухой ребенок
достигает в развитии того же, что и
нормальный, то дети с дефектом
достигают этого иным способом, на ином
пути, иными средствами, и для педагога
особенно важно знать своеобразие пути,
по которому он должен повести ребенка»,
— писал в связи с этим Л.С. Выготский [2,
с. 12], «Именно для того, чтобы
дефективный ребенок мог достичь того
же, что и нормальный, следует применять
совершенно особые средства» [там же, с.
31]. Имея с общей педагогикой единую
конечную цель — достижение
развивающейся личностью социализации
и самореализации, специальная
педагогика подчеркивает в этой цели
сущностный для человека с
ограниченными возможностями
жизнедеятельности смысл: достижение им
максимально возможной
самостоятельности и независимой жизни
как высокого качества социализации и
предпосылки для самореализации.
Специальная педагогика имеет и систему
целей, без достижения которых
невозможна ни социализация, ни
самореализация человека с
ограниченными возможностями. К числу
целей более общего уровня относятся:
коррекция недостатка, его компенсация
педагогическими средствами;
абилитация (применительно к
младенческому и раннему возрасту) и
реабилитация, в первую очередь
социальная и личностная. Достижение
этих целей специальной педагогики
становится возможным тогда, когда
достигнуты конкретные цели обучения и
воспитания, образования в целом, т.е.
когда налицо положительные результаты
коррекции и компенсации недостатка.
Например, для лиц с нарушениями зрения
— это овладение специальными
средствами чтения и письма,
ориентировки в пространстве; для
неслышащих — овладение навыками
восприятия устной речи по чтению с губ
говорящего и с использованием
остаточного слуха и др. К специфическим
конкретным целям можно отнести и
компоненты личностной реабилитации —
воспитание чувства собственного
достоинства, преодоление чувства
малоценности, маргинальности или
завышенной самооценки, формирование
адекватных форм социального поведения
и некоторые другие.
Для достижения указанных целей
специальная педагогика решает целую
систему задач: изучает педагогические
закономерности развития личности в
условиях ограниченных возможностей
жизнедеятельности;
в соответствии со структурой нарушения
и социально-личностным условиями его
проявления определяет коррекционные и
компенсаторные возможности
конкретного человека с конкретны
нарушением;
определяет и обосновывает построение
педагогических классификаций лиц с
ограниченными возможностями здоровья
и жизнедеятельности;
изучает закономерности специального
образования, существующие
педагогические системы образования
лиц с ограниченными возможностями,
прогнозирует возникновение и развитие
новых педагогических систем;
разрабатывает научные основы
содержания образования, принципы,
методы, технологии, организационные
условия специального образования;
разрабатывает и реализует
образовательные
коррекционно-педагогические,
компенсационные и реабилитационные
программы образования лиц с
ограниченными возможностями; изучает и
осуществляет процессы социального и
средового адаптирования, абилитации и
реабилитации, интеграции лиц с
ограниченными возможностями на
различных ступенях жизненного цикла
человека; разрабатывает и реализует
программы профориентации,
профконсультирования,
профессиональной подготовки,
социально-трудовой адаптации лиц с
ограниченной
взаимодействует с социальной
педагогикой по всем проблемам,
относящимся к людям, имеющим
ограниченные возможности
жизнедеятельности и выходящим за рамки
общепринятого социокультурного
стандарта; исследует, разрабатывает и
реализует педагогические средства и
механизмы профилактики возникновения
нарушений развития; совместно с общей
педагогикой разрабатывает и реализует
концепцию интеграции в образовании и
социокультурной сфере, осуществляет
психолого-педагогическую подготовку
родителей, имеющих детей с
ограниченными возможностями здоровья
и жизнедеятельности.
1.3 Систематика и статистика
специальной педагогики
1.3.1 Классификации нарушений
Множественность вариаций нарушений у
человека затрудняет создание их
универсальной классификации.
Нарушение, недостаток развития может
возникнуть внезапно после несчастного
случая, болезни, а может развиваться и
усиливаться на протяжении длительного
времени, например, вследствие
воздействия неблагоприятных факторов
окружающей среды, вследствие длительно
текущего хронического заболевания.
Недостаток, нарушение могут
устраняться (полностью или частично)
медицинскими и (или) педагогическими
средствами или уменьшаться в своем
проявлении. Как было установлено в
предыдущем разделе, в качестве
универсального, собирательного,
применяемого в широком смысле термина,
обозначающего недостаток физической
или психической сферы человека,
сегодня принят термин ограничение
(возможностей), в англоамериканской
профессиональной речевой среде — handicap
(ограничение, препятствие). Понятие
ограничения рассматривается с разных
точек зрения и соответственно
по-разному обозначается в разных
профессиональных сферах, имеющих
отношение к человеку с нарушенным
развитием: в медицине, социологии,
сфере социального права, педагогике,
психологии. В соответствии с разными
профессиональными подходами к данному
предмету и разными основаниями для
систематики существуют разные
классификации. Наиболее
распространенными основаниями
являются следующие: причины нарушений;
виды нарушений с последующей
конкретизацией их характера;
последствия нарушений, которые
сказываются в дальнейшей жизни. В
основе последней педагогической
классификации (М. Варнок, 1979) лежат
характер особых образовательных
потребностей лиц с ограниченными
возможностями здоровья и степень
ограничения возможностей. Итак, в
педагогике в соответствии с
исторически сложившейся системой