Составить сбалансированный пищевой рацион питания для людей умственного труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Норма поступления питательных веществ зависит от пола, возраста, массы тела, поэтому для отдельных групп населения предусматривается разработка различных рационов питания, что позволяет обеспечить физиологические потребности каждого человека.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…….……….3
1. Характеристика питания людей умственного труда
1.1 Анатомо - физиологически6е особенности организма людей умственного труда……….…………………………………………………….5
1.2 Энергозатраты людей умственного труда……………..………….8
1.3 Физиологическая роль белков, жиров и углеводов для людей умственного труда…………………………………………………………..10
1.4 Физиологическая роль витаминов и минеральных веществ для людей умственного труда………………………………………………….....13
2. Расчет химического состава и энергетической ценности суточного рациона питания……………………………………………………..……..…18
3. Составление таблицы для вычисления химического состава и энергетической ценности суточного рациона питания………………….…22
4. Коррекция химического состава и энергетической ценности суточного рациона питания………………………………………………………...….....34
5. Заключение……………….….……………………………………………36
6. Список использованных источников…………………………………..37

Файлы: 1 файл

1.docx

— 56.73 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки РФ

ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирский  государственный университет

 технологий и управления»

 

Кафедра  «Биоорганическая и пищевая химия»

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Физиология питания»

на тему: «Составить сбалансированный пищевой рацион питания для людей умственного труда»

 

 

 

 

Выполнил: Зарубина М.С.

288 гр.

                                                                                Проверил: Битуева Э.Б.

Допущен к защите «  »___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 Улан-Удэ, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………...…….……….3

    1. Характеристика питания людей умственного труда
    2. Анатомо - физиологически6е особенности организма людей умственного труда……….…………………………………………………….5
    3.     Энергозатраты людей умственного труда……………..………….8
    4. Физиологическая роль белков, жиров и углеводов  для людей умственного труда…………………………………………………………..10
    5.    Физиологическая роль витаминов и минеральных веществ для людей умственного труда………………………………………………….....13
  1. Расчет химического состава и энергетической ценности суточного рациона питания……………………………………………………..……..…18
  2. Составление таблицы для вычисления химического состава и энергетической ценности суточного рациона питания………………….…22
  3. Коррекция химического состава и энергетической ценности суточного рациона питания………………………………………………………...….....34
  4. Заключение……………….….……………………………………………36
  5. Список использованных источников…………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Питание - важнейший фактор, определяющий здоровье человека. Каждый человек должен обладать необходимыми сведениями о рациональном питании, веществах, составляющих пищу, об их роли в жизнедеятельности здорового  и больного организма.

Рациональное  питание – это физиологически полноценное питание здоровых людей  с учетом их пола, возраста, характера  трудовой деятельности, особенностей действия климата и других факторов.

Основные  принципы рационального питания:

  • Энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать энергетическим затратам организма;
  • Физиологические потребности организма должны обеспечиваться пищевыми веществами в количествах и пропорциях, которые оказывают максимум полезного действия;
  • Химическая структура пищи должна максимально соответствовать ферментным пищеварительным системам организма;
  • Правильный режим питания;

В основе рационального питания лежит  разработанная академиком А.А. Покровским (1916-1976) теория сбалансированного питания, направленная на обеспечение организма  всеми необходимыми веществами в  достаточном количестве и оптимальных  соотношениях.

Основным  принципом сбалансированного питания  является количественная сбалансированность между белками, жирами и углеводами.

Теория  адекватного питания включает в  себя основные положения теории сбалансированного питания.

В основе теории лежат четыре основных принципа:

  • Потребляемая пища используется как организмом, так и заселяющими его микроорганизмами;
  • Приток нутриентов в организм обеспечивается за счет их извлечения из пищевых продуктов и деятельности бактерий, синтезирующих дополнительные пищевые вещества;
  • Нормальное питание обеспечивается не одним, а несколькими потоками питательных и регуляторных веществ;
  • Физиологически важными компонентами пищи являются пищевые волокна;

Норма поступления  питательных веществ зависит  от пола, возраста, массы тела, поэтому  для отдельных групп населения  предусматривается разработка различных  рационов питания, что позволяет  обеспечить физиологические потребности  каждого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика питания людей  умственного труда 

1.1 Анатомо-физиологические особенности  организма людей умственного  труда

К умственному труду (интеллектуальному  труду) относится деятельность, связанная  с приемом и переработкой информации, требующая напряженного функционирования процессов внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. Для большинства современных профессий характерны ускоренный темп, резкое увеличение объема информации, дефицит времени для принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности. К основным видам умственного труда относят:

1. Операторский труд 

2. Управленческий труд ;

3. Творческий труд;

4. Труд учащихся и студентов ;

5. Труд медицинских работников.

Малая подвижность, вынужденно однообразная поза при умственном труде способствуют ослаблению обменных процессов, застойным явлениям в  мышцах ног, органах брюшной полости  и малого таза, ухудшают снабжение  мозга кислородом. Между тем, составляя  всего 1,2—1,5 % относительно массы тела, мозг потребляет более 20 % его энергетических ресурсов. Приток крови к работающему  мозгу увеличивается в 8—10 раз  в сравнении с состоянием покоя, возрастает потребление им кислорода  и глюкозы. Содержание глюкозы в  крови увеличивается на 1 — 2 ммоль/л (18—36 %), повышается концентрация в крови  адреналина, норадреналина и свободных  жирных кислот. Возрастает выделение  с мочой 17-кетостероидов и других катехоламинов. В мозговой ткани  усиливается расход глюкозы, метионина, глютамина и других незаменимых  аминокислот, витаминов группы В. Ухудшаются функции зрительного анализатора  — острота зрения, устойчивость ясного видения, контрастная чувствительность, зрительная работоспособность. Увеличивается время зрительно-моторной реакции.

Умственному труду присуща и наибольшая степень  напряжения внимания: так, при чтении специальной литературы это напряжение почти в 2 раза выше, чем при вождении автомобиля в городе, и в 5—10 раз  выше, чем при выполнении многих видов немеханизированной физической работы.

Весьма  важным физиологическим свойством  является биоритмологическая структура  жизнедеятельности, сформировавшаяся в результате длительной эволюции человека. Между тем, именно в процессе умственного  труда, в силу его особенностей, эта  структура, правильное чередование  активной деятельности и отдыха чаще всего нарушаются. По образному выражению  А. И. Герцена, мысль нельзя сложить "как руки, она и во сне не совсем, спит. Формальное завершение рабочего дня зачастую не прекращает процесс профессионально направленной мыслительной деятельности. Нередко работники умственного труда (в том числе студенты и учащиеся) используют время отдыха, выходные дни и вечернее время для профессиональных занятий, что далеко не всегда оправданно. В результате развивается особое состояние организма — утомление.

Влияние умственного труда на организм слагается  из непосредственного воздействия в конце рабочего дня -острое влияние и на накапливающегося годами -хроническое влияние.

Острое влияние выражается в  следующем:               

  1. связанное с малой двигательной активностью уменьшение импульсации от мышц в ЦНС снижает ее тонус и ведет к развитию тормозных процессов в коре головного мозга;
  2. значительно снижается тонус мышц всего тела;
  3. ослабляется функция внутренних органов, становятся вялыми обменные процессы.

Эти неблагоприятные  явления вызваны, главным образом, снижением двигательной активности и могут быть устранены после окончания работы.

Систематически  не устраняемое длительное влияние  профессионального умственного  труда на организм может вызвать  в нем следующие изменения:

  1. ослабление и вялость миокарда, склеротические изменения в сосудах, гипотонию у молодых и гипертонию у взрослых, развитие быстрой утомляемости;
  2. понижение функции дыхания, застой крови в нижних отделах легких, в полости живота и нижних конечностей, атонию, вялость движения кишечника, которая способствует накапливанию в организме продуктов гниения, появлению головных болей;
  3. уменьшение выделения железами внутренней секреции жизненно важных гормонов, что ослабляет защитные реакции и неспецифическую устойчивость организма - появляется склонность к простудным и инфекционным заболеваниям;
  4. снижение активности окислительных процессов, способствующая ухудшению питания клеток и тканей, что приводит к малокровию, ожирению;
  5. ухудшается моторика кишечника.
  6. недостаточность сенсорной информации, поступающей в головной мозг от мало работающих мышц, ведет к ослаблению возбудительного процесса и развитию торможения в определенных зонах коры, возникновению условий повышающих утомляемость, понижающих работоспособность, а падение мышечного тонуса ухудшает осанку.

 

 

 

 

 

1.2 Энергозатраты людей умственного  труда

 

 

   Деление трудоспособного населения в зависимости от характера трудовой деятельности: на две основные группы — занятых умственным трудом и занятых физическим трудом — в современных условиях очень относительно.  Высокая механизация и автоматизация не только отдельных производственных процессов, но и цехов и производств в целом все в большей степени сближают труд умственный и физический.  При этом устанавливаются одинаково невысокие уровни мышечной загруженности и связанные с ними небольшие величины энергетических затрат.  Все это побуждает в равной мере как людей умственного труда, так и людей физического пультового труда изыскивать наиболее эффективные способы вовлечения своей мышечной системы в активную деятельность.  Спорт, физическая культура, огородные и садовые работы, выезды за город, туристские походы и др.  являются действенными оздоровительными средствами. 

При умственной работе и слабом использовании мышечной нагрузки во внеслужебное время энерготраты  не превышают 90—110 ккал в час и  составляют 2300—2400 ккал в сутки.  Такие малые энергетические затраты говорят о крайне недостаточной мышечной нагруженности.

Институт питания РАМН  разработал и Министерство здравоохранения утвердило классификацию по величине энергозатрат в процессе производственной деятельности — пять групп — и три группы по возрасту: 1) 18 - 29 лет; 2) 30 - 39 лет; 3) 40 - 59 лет. По величине энергозатрат к первой группе относятся работники преимущественно умственного труда: руководители предприятии и организаций, инженерно-технические работники, труд которых не требует физической активности, научные работники, педагоги, воспитатели, медицинские работники (кроме врачей-хирургов), делопроизводители, секретари и т. д.

 

Для людей умственного труда  рекомендуется калорийность дневного рациона в зависимости от возраста: для мужчин 18 - 29 лет - 2800 ккал, 30 - 39 лет – 2700 ккал, 40 - 59 лет — 2550 ккал, для женщин — соответственно 2400, 2300 и 2200 ккал. Потребность женщин в энергии принимается в среднем на 15 % меньше, чем у мужчин, в связи с менее интенсивным течением обменных процессов и меньшей массой тела.

В сбалансированном полноценном питании  жиры должны быть представлены как  необходимое пищевое вещество в  сочетании с белками, углеводами, витаминами и минеральными солями. Это особенно важно для людей  умственного труда. По указанным  выше возрастным группам в рационе  должно быть жиров для мужчин 103 г, 99 и 93 г и соответственно для женщин — 88 г, 84 и 81 г. Содержание белков в рационах по тем же возрастным группам для  людей умственного труда: для  мужчин 91 г, 88 и 83 г, для женщин 78 г, 75 и 72 г. Содержание углеводов для мужчин 378 г, 365 и 344 г, для женщин 324 г, 310 и 297 г. Общая калорийность рациона слагается  из калорийности входящих в его состав жиров, белков и углеводов. Так, например, если калорийность рациона 2800 ккал (11715 кДж), то получается за счет жиров 103 X 9 = 927, за счет белков 91X 4 = 364, за счет углеводов 378 X 4 = 1512. Существующее представление о необходимости повышенного потребления сахара в период интенсивной умственной деятельности нуждается в пересмотре. Из общего содержания углеводов на долю сахара должно приходиться не более 15 %, примерно 100 г углеводов организм человека должен получать за счет картофеля, овощей, фруктов.

 

 

 

 

 

 

1.3 Физиологическая роль  белков, жиров и углеводов у  людей умственного труда.

   Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов рационального питания. Хорошо известно, что его основу составляют получаемые с пищей белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества.

    Белки, или протеины, имеют наибольшее значение для жизнедеятельности организма. Они являются структурной основой всех клеток тела, обеспечивают их деятельность. Белки выполняют разнообразные функции, такие как, каталитическая, структурная, регуляторная, сигнальная, транспортная, запасная (резервная),  рецепторная, моторная (двигательная). Белки в организме человека образуются из пищевых белков, которые в результате переваривания расщепляются до аминокислот, всасываются в кровь и используются клетками. Существует 20 аминокислот, которые делятся на заменимые (они синтезируются в организме) и незаменимые, которые поступают с продуктами питания. К незаменимым аминокислотам относятся валин, изолейцин, лейцин, треонин, метионин, лизин, фенилаланин, триптофан, аргинин, гистидин, особо важными признаны метионин, лизин и триптофан. Они содержатся преимущественно в продуктах животного происхождения. Особенно необходим для умственной деятельности метионин. Наибольшее содержание его в твороге, яйцах, сыре, мясе.

Информация о работе Составить сбалансированный пищевой рацион питания для людей умственного труда