Социально-медицинская работа в психиатрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:48, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Признано, что социально-медицинская помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегративных мероприятий, целью которых является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и пси ческой патологией, а также неблагополучных в социальном плане.

Оглавление

Введение…………………….……………………….….………..…….3
Глава I. Социально-медицинская работа в психиатрии….………….4
1.1. Понятия: «психиатрия», «психическое здоровье»,
«психически больной»…….……….……….……….….…….……..…4
1.2 Социально-медицинские аспекты психических заболеваний......6
1.3 Законодательная база оказания психиатрической помощи…..….8
Глава II. Психосоциальная реабилитация……….…….…….……….11
2.1 Этапы психосоциальной реабилитации…………….…….………11
2.2 Методы терапии психических заболеваний………….……….…13
2.3.Виды социальной работы внебольничной
психиатрической службы…………………………………….……….14
Заключение…………………………………………………………….14
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

слащилин .doc

— 114.00 Кб (Скачать)

  2.1 Этапы психосоциальной реабилитации 

     Выделяют  следующие этапы психосоциальной   реабилитации:

1. Активных психосоциальных воздействий (психосоциальная терапия) – этап психосоциального лечения, т.е. использования различных форм психосоциальных воздействий, направленных на восстановление у больных когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов с учетом  особенностей их социальной дезадаптации. Начало процесса психосоциальной реабилитации не обязательно должно совпадать с пребыванием пациента в больнице, важно определение характера и степени социальной дезадаптации, а также определение конкретной формы психосоциального воздействия[4-256].

2. Практического освоения приближенных к прежним или новых для пациента ролевых функций и социальных позиций – он может начинаться еще в больнице, когда, например, пациент осваивает новую профессию или ему выделено жилье в стационаре в качестве подготовки к независимому проживанию. В основном это функция всего комплекса «промежуточных» (между психиатрическими учреждениями и обществом) звеньев, приближающих пациента (с помощью ступенчатого практического освоения социальных ролей и позиций) к жизни непосредственно среди населения.

3. Закрепления и поддержки в той или иной степени частичного или полного социального восстановления.

     Расширяющаяся  сеть внебольничной психиатрической помощи является основой для успешного проведения реабилитации больных после выписки из стационара, направленной на:

     - предотвращение новых обострений;

     - коррекцию резидуальных явлений;

     - помощь в трудоустройстве.  

Медико-психиатрический (биологический) этап включает в себя психофармакотерапию, направленную на стабилизацию состояния больных, купирование  выраженных поведенческих нарушений, назначение препарата длительной терапии.(9) А также при необходимости  биологические методы воздействия (ЭСТ, инсулинотерапия и пр.).

 

Обращает на себя внимание, что сочетание терапии  атипичными нейролептиками с когнитивно-поведенческой  психотерапией, семейной психотерапией  и психосоциальной терапией более  эффективно, чем терапия классическими нейролептиками в комбинации с рациональной психотерапией, так как в первом случае выраженность негативных расстройств достоверно ниже, что повышает социальную адаптацию и трудоспособность пациентов.

 

2. Психотерапевтический (психологический) этап биопсихосоциальной модели. Его основными задачами являются: предотвратить раннюю инвалидизацию, распад семьи, разрыв социальных связей, сохранить социальное функционирование пациента, помощь в преодолении чувства вины, безнадежности, неприязни. Психотерапия может потенцировать антипсихотическое действие биологических метолов лечения.

 

В условиях перехода к оказанию помощи с опорой на сообщество особенно важно активизировать родственников  пациентов, добиться их участия в  лечении и реабилитации, поскольку именно на ближайшее окружение пациентов выпадает наибольшая нагрузка по лечению и уходу. Психообразовательные программы для родственников душевнобольных повышают компетентность участников программ в вопросах лечения и ухода за пациентами, способствует появлению неформальных объединений «бывших» участников программ (1-5).

 

Для психотерапии больных шизофренией используются следующие подходы: долговременная индивидуальная психоаналитическая терапия, семейная терапия, кратковременное  периодическое кризисное вмешательство, длительная коммуникативно-корригирующая групповая терапия . Различные формы могут применяться последовательно, одновременно или избирательно, что определяется всей совокупностью клинических, психологических и социальных представлений о больном и болезни .

 

Групповая психотерапия позволяет сфокусировать лечебное воздействие на одной из самых  болезненных сторон существования  психически больного человека – нарушение  межличностного общения. Стимулирование эмоциональности, социальная активизация и налаживание коммуникаций осуществляется с помощью различных вербальных и невербальных групп творческой активности (арт-терапия, музыкотерапия, театротерапия, психогимнастика, пантомима, активирующая психотерапия с использованием свободной импровизации диалогов и игровых моментов) (5). Коммуникативно-корригирующая психоаналитически ориентированная психотерапия успешно используется для хронических больных.

 

Чаще всего  лечение больных шизофренией  осуществляется в терапевтических  группах, в которых участвуют больные, страдающие другими психозами и пограничными состояниями (включая больных неврозами), что позволяет использовать стимулирующую роль непсихотических пациентов. Следовательно, группы не однородны по нозологическому составу, а также возрасту, полу, образованию, продолжительности болезни и психотерапевтическому опыту.

 

2.2 Методы терапии   психических заболеваний 

     Методы  терапии психических заболеваний   включают:

• Методы биологического воздействия (лекарственные средства и методики общебиологического воздействия – инсулинокоматозную, судорожную, пирогенную, разгрузочно-диетическую терапию, депривацию сна, экстракорпоральную детоксикацию);

• Методы социотерапевтического воздействия (различные виды психотерапии – гипнотерапию, аутогенную тренировку, рациональную, групповую, наркопсихотерапию, и др.) и методы социальной реабилитации (терапию средой, культтерапию, лечебную физкультуру, терапию занятостью, трудотерапию, промышленную реабилитацию) [4-257].

     Методы  социотерапевтического воздействия необходимы в связи с тем, что в психиатрическом стационаре нередко присутствуют: чрезмерная опека и недостаточный контакт больных с внешним миром, недостаточная их занятость, системы разнообразных ограничений, длительное назначение психотропных средств. Это может порождать или способствовать апатии, пассивности, безынициативности, замкнутостью, обеднению речи, утрате индивидуальности, озлоблению, агрессивному поведению. Указанные состояния рассматриваются в качестве проявлений «фактор бездействия» или «психического госпитализма». В основе всех методов социотерапии лежат:

     - стимуляция социальной активности  больных любыми методами;

     - поощрение элементов самообслуживания, самодеятельности и даже самоуправления;

     - учет преморбидных интересов  и ценностных ориентаций личности.

 

  2.3Виды социальной  работы внебольничной  психиатрической  службы 

     -организация различных форм социальной  поддержки пациентов (материальной, в виде льгот);

     -обеспечение социальной помощи  больным и их семьям (по хозяйству,  в воспитании детей, патронаж, трудоустройство, социально-правовая  защита);

     -проведение социально-реабилитационных  программ – образовательных курсов  по основам психических знаний, различных видов индивидуальной и групповой психотерапии и тренинга социальных навыков, восстановление социального функционирования или трудовой занятости;

     -оказание поддержки семьям, имеющим  психически больного; организация  общественных форм помощи потребителям  – самим больным, их родственникам и ближайшему окружению;

     -реализация программ по антистигме  – проведение информационно-образовательных  школ для отдельных социальных  групп населения, работа со  СМИ, психологическая коррекция  с целью дестигматизации самих  больных и их родственников;

     -установление связей и взаимодействия  психоневрологического диспансера  с территориальными учреждениями, имеющими отношение ко всем  сферам жизни психически больных  лиц . 

 Заключение 

     Успешное  оказание социально-медицинской  помощи лицам, страдающим психическими заболеваниями невозможно без тесного контакта с родственниками больного. Родственники должны предоставлять специалистам необходимые сведения о поведении больного дома и на работе, своевременно сообщать обо всех изменениях, происходящих в его состоянии, особенно о признаках ухудшения, следить за точным выполнением всех врачебных назначений.

     Амбулаторная  терапия должна способствовать  социальной адаптации и соответственно  является терапией щадящей, которая  не приводит к заметному ухудшению соматического состояния и не вызывает выраженных побочных явлений. Выбор форм и методов оказания социально-медицинской помощи согласуется с трудовой деятельностью больного .

     Необходимость  организации специализированной  социально-медицинской службы обусловлена тем, что обслуживание больных с психическими нарушениями имеет свои особенности. Это связано в первую очередь с тем, что данный контингент больных часто является социально опасным и требует применения принудительных мер при госпитализации, так как у них нередко отмечается анозогнозия заболевания (неосознание своей болезни) или сознательное сопротивление помещению их в больницу. Важное значение имеет тот фактор, социально-медицинскую помощь оказывают на основании клинического обследования без объективных инструментальных методов, а это требует соответствующей подготовки медицинского персонала.

     Лица, оказывающие социально-медицинскую   помощь должны систематически  проходить  специализацию по  вопросам психиатрии, токсикологии, невропатологии и др.

     Наиболее  актуального решения требует  проблема ухода за неизлечимыми  психическими больными. Следует  использовать только персонал, подготовленный  психологически для такой работы. Очень важны личные качества: умение сочувствовать, доброта,  неистощимое терпение и тактичность. Нередко отсутствие таких качеств может привести не только к профессиональной непригодности, но и развитию патологических наклонностей, чреватых уголовным наказанием .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    
 
 
 
 

  Список  литературы 

1.Коркина М.  В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е.  Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1995- 107 стр.

2.Обухов С.Г.  Психиатрия / Под ред. Ю.А. Александровского  — М.: ГЭОТАР Медиа, 2007- 56 стр.

3.Социально-медицинская  работа: учебное пособие. – Изд. 2-е / А.М. Вязьмин, А.Л. Санников, Ж.Л. Варакина и др. – Архангельск, изд-во Северного Государственного Медицинского Университета, 2010 – 408стр.

4. Социальная  работа: учеб. пособие. - Ростов н/Дону: Феникс, 2003. - 480 стр.

5.  Социальная  работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Е. И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 427 стр.

6. Тен Е. Е.  Основы социальной медицины: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 34 стр.

Информация о работе Социально-медицинская работа в психиатрии