Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:48, контрольная работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях усугубления социальных проблем в нашей стране, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Признано, что социально-медицинская помощь представляет собой комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегративных мероприятий, целью которых является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и пси ческой патологией, а также неблагополучных в социальном плане.
Введение…………………….……………………….….………..…….3
Глава I. Социально-медицинская работа в психиатрии….………….4
1.1. Понятия: «психиатрия», «психическое здоровье»,
«психически больной»…….……….……….……….….…….……..…4
1.2 Социально-медицинские аспекты психических заболеваний......6
1.3 Законодательная база оказания психиатрической помощи…..….8
Глава II. Психосоциальная реабилитация……….…….…….……….11
2.1 Этапы психосоциальной реабилитации…………….…….………11
2.2 Методы терапии психических заболеваний………….……….…13
2.3.Виды социальной работы внебольничной
психиатрической службы…………………………………….……….14
Заключение…………………………………………………………….14
Список литературы………………………………
2.1 Этапы психосоциальной
реабилитации
Выделяют
следующие этапы
1. Активных психосоциальных воздействий (психосоциальная терапия) – этап психосоциального лечения, т.е. использования различных форм психосоциальных воздействий, направленных на восстановление у больных когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов с учетом особенностей их социальной дезадаптации. Начало процесса психосоциальной реабилитации не обязательно должно совпадать с пребыванием пациента в больнице, важно определение характера и степени социальной дезадаптации, а также определение конкретной формы психосоциального воздействия[4-256].
2. Практического освоения приближенных к прежним или новых для пациента ролевых функций и социальных позиций – он может начинаться еще в больнице, когда, например, пациент осваивает новую профессию или ему выделено жилье в стационаре в качестве подготовки к независимому проживанию. В основном это функция всего комплекса «промежуточных» (между психиатрическими учреждениями и обществом) звеньев, приближающих пациента (с помощью ступенчатого практического освоения социальных ролей и позиций) к жизни непосредственно среди населения.
3. Закрепления и поддержки в той или иной степени частичного или полного социального восстановления.
Расширяющаяся сеть внебольничной психиатрической помощи является основой для успешного проведения реабилитации больных после выписки из стационара, направленной на:
-
предотвращение новых
-
коррекцию резидуальных
-
помощь в трудоустройстве.
Медико-психиатрический (биологический) этап включает в себя психофармакотерапию, направленную на стабилизацию состояния больных, купирование выраженных поведенческих нарушений, назначение препарата длительной терапии.(9) А также при необходимости биологические методы воздействия (ЭСТ, инсулинотерапия и пр.).
Обращает на себя внимание, что сочетание терапии атипичными нейролептиками с когнитивно-поведенческой психотерапией, семейной психотерапией и психосоциальной терапией более эффективно, чем терапия классическими нейролептиками в комбинации с рациональной психотерапией, так как в первом случае выраженность негативных расстройств достоверно ниже, что повышает социальную адаптацию и трудоспособность пациентов.
2. Психотерапевтический (психологический) этап биопсихосоциальной модели. Его основными задачами являются: предотвратить раннюю инвалидизацию, распад семьи, разрыв социальных связей, сохранить социальное функционирование пациента, помощь в преодолении чувства вины, безнадежности, неприязни. Психотерапия может потенцировать антипсихотическое действие биологических метолов лечения.
В условиях перехода к оказанию помощи с опорой на сообщество особенно важно активизировать родственников пациентов, добиться их участия в лечении и реабилитации, поскольку именно на ближайшее окружение пациентов выпадает наибольшая нагрузка по лечению и уходу. Психообразовательные программы для родственников душевнобольных повышают компетентность участников программ в вопросах лечения и ухода за пациентами, способствует появлению неформальных объединений «бывших» участников программ (1-5).
Для психотерапии
больных шизофренией
Групповая психотерапия
позволяет сфокусировать
Чаще всего лечение больных шизофренией осуществляется в терапевтических группах, в которых участвуют больные, страдающие другими психозами и пограничными состояниями (включая больных неврозами), что позволяет использовать стимулирующую роль непсихотических пациентов. Следовательно, группы не однородны по нозологическому составу, а также возрасту, полу, образованию, продолжительности болезни и психотерапевтическому опыту.
2.2
Методы терапии
психических заболеваний
Методы
терапии психических
• Методы биологического воздействия (лекарственные средства и методики общебиологического воздействия – инсулинокоматозную, судорожную, пирогенную, разгрузочно-диетическую терапию, депривацию сна, экстракорпоральную детоксикацию);
• Методы социотерапевтического воздействия (различные виды психотерапии – гипнотерапию, аутогенную тренировку, рациональную, групповую, наркопсихотерапию, и др.) и методы социальной реабилитации (терапию средой, культтерапию, лечебную физкультуру, терапию занятостью, трудотерапию, промышленную реабилитацию) [4-257].
Методы
социотерапевтического
-
стимуляция социальной
-
поощрение элементов
- учет преморбидных интересов и ценностных ориентаций личности.
2.3Виды
социальной работы
внебольничной психиатрической
службы
-организация различных форм социальной поддержки пациентов (материальной, в виде льгот);
-обеспечение социальной помощи больным и их семьям (по хозяйству, в воспитании детей, патронаж, трудоустройство, социально-правовая защита);
-проведение социально-реабилитационных программ – образовательных курсов по основам психических знаний, различных видов индивидуальной и групповой психотерапии и тренинга социальных навыков, восстановление социального функционирования или трудовой занятости;
-оказание поддержки семьям, имеющим психически больного; организация общественных форм помощи потребителям – самим больным, их родственникам и ближайшему окружению;
-реализация программ по антистигме – проведение информационно-образовательных школ для отдельных социальных групп населения, работа со СМИ, психологическая коррекция с целью дестигматизации самих больных и их родственников;
-установление
связей и взаимодействия психоневрологического
диспансера с территориальными учреждениями,
имеющими отношение ко всем сферам
жизни психически больных лиц .
Заключение
Успешное
оказание социально-
Амбулаторная
терапия должна способствовать
социальной адаптации и
Необходимость
организации
Лица,
оказывающие социально-
Наиболее
актуального решения требует
проблема ухода за
Список
литературы
1.Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1995- 107 стр.
2.Обухов С.Г.
Психиатрия / Под ред. Ю.А.
3.Социально-медицинская работа: учебное пособие. – Изд. 2-е / А.М. Вязьмин, А.Л. Санников, Ж.Л. Варакина и др. – Архангельск, изд-во Северного Государственного Медицинского Университета, 2010 – 408стр.
4. Социальная работа: учеб. пособие. - Ростов н/Дону: Феникс, 2003. - 480 стр.
5. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Е. И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 427 стр.
6. Тен Е. Е. Основы социальной медицины: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 34 стр.
Информация о работе Социально-медицинская работа в психиатрии