Школьное питание. Питание спортсменов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:27, реферат

Краткое описание

Забота о рациональном питании школьника начинается с правильного составления меню на один прием пищи, а также на день и на неделю. Меню необходимо всячески разнообразить и составлять с учетом суточной энергетической (калорийной) потребности организма.
Аппетит и пищеварение, самочувствие и работоспособность школьника во многом зависят от того, сколько пищи, в какой последовательности и в каком сочетании он получает.

Файлы: 1 файл

лекция 21.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

Лекция 21. Школьное питание. Питание спортсменов

1. Особенности школьного питания. Организация школьного питания. Правила составления меню для школьников. Расчет рационов.

2. Особенности организации питания спортсменов. Расчет расхода энергетических затрат. Составление меню.

 

Забота о рациональном питании  школьника начинается с правильного  составления меню на один прием пищи, а также на день и на неделю. Меню необходимо всячески разнообразить  и составлять с учетом суточной энергетической (калорийной) потребности организма.

Аппетит и пищеварение, самочувствие и работоспособность школьника  во многом зависят от того, сколько  пищи, в какой последовательности и в каком сочетании он получает.

Наиболее калорийную пищу - блюда, богатые белком, в первую очередь  мясные и рыбные,- надо включать в меню первого завтрака и обеда. Животные белки тонизируют нервную систему, в сочетании с углеводами обеспечивают высокую умственную и физическую работоспособность.

А на ужин мясные блюда давать не следует, так как они возбуждающе действуют на нервную систему, нарушают сон в связи с тем, что мясная и жирная пища долго переваривается в желудке. Не рекомендуется также давать детям школьного возраста на ужин крепкий чай, кофе, какао, которые возбуждающе действуют на нервную и сердечно-сосудистую системы. Не желательно включать в меню ужина ржаной хлеб, блюда из гороха и бобов, учитывая, что в процессе их переваривания в кишечнике образуется значительное количество газов.

Первый завтрак должен быть достаточно калорийным и обязательно содержать горячее блюдо. Легко и быстро утром можно приготовить отварной картофель, кашу, яичницу или омлет, отварить сосиски, сардельки и дополнить их чаем, кофе с молоком, бутербродом с маслом, печеньем. Полезно включать в меню первого завтрака закуски: салат, сыр, колбасу, сельдь. В меню обеда следует включать закуску, желательно салат из сырых или вареных овощей, первое блюдо - суп, борщ, щи, рассольник, мясной бульон - и мясное или рыбное блюдо - котлеты бефстроганов, жареную рыбу, тефтели, биточки, тушеное мясо, мясной рулет и др.

В качестве гарнира ко второму блюду  можно подавать картофельное пюре, гречневую кашу, тушеную капусту, макароны, а также свежие или консервированные огурцы, помидоры, зеленый горошек  и зелень. Завершить обед можно  свежими фруктами, компотом, киселем. Ужин школьника должен состоять из молочных, овощных, яичных и крупяных блюд, а также свежих фруктов. Давать его следует за 1,5-2 часа до сна.

Второй завтрак или полдник  дети получают в школе на большой  перемене.  
Во многих школах организовано горячее питание: детям подают молочные каши, сосиски с картофельным пюре, горячее молоко, чай, кефир, хлеб, булочку или печенье и др.

Дети, посещающие группы продленного  дня, находятся в школе длительное время (9-10 часов), поэтому для  них там организовано двухразовое горячее питание-второй завтрак и обед. Первый завтрак и ужин дети получают дома. Горячее питание в школе обеспечивает около 55 процентов суточной потребности организма в пищевых веществах и энергии (второй завтрак- 20 процентов, обед - 35 процентов).

Около 35 процентов калорийности суточного  рациона приходится на домашний завтрак  и ужин, причем дома следует дополнять  рацион ребенка, учитывая то питание, которое  он получает в школе.

При составлении меню на день и  на неделю необходимо обеспечить достаточное разнообразие в питании школьника, следить, чтобы одни и те же блюда не повторялись в течение одного дня, а в течение недели не более чем два-три раза. Если на завтрак учащийся получил кашу, то во время обеда и ужина блюда из круп больше давать не следует, а нужно приготовить блюда из картофеля и овощей.

Такие продукты как хлеб, масло, молоко, мясо, сахар, овощи, фрукты следует включать в рацион школьника ежедневно. В  то же время ряд продуктов - творог, рыбу, яйца, сметану желательно давать через день. Школьнику не следует употреблять больше одного яйца в день. Особую ценность для рациона учащихся представляют молоко и молочные продукты - кефир, простокваша, творог, сливки, сметана, различные виды сыров, включая плавленые.

Как и детям дошкольного возраста, учащимся необходимы свежие овощи, фрукты и ягоды как источник витаминов, минеральных солей, микроэлементов, ферментов, органических кислот. Кроме  того, содержащиеся в них пектиновые вещества и клетчатка благоприятно влияют на функцию кишечника.

Необходимо позаботиться и о  включении в рацион школьника  ржаного хлеба. В нем много  витаминов, особенно группы В, полноценных  белков и углеводов, солей, микроэлементов, содержится достаточное количество клетчатки.

Меню в зимне-весенний и летне-осенний сезоны существенно отличаются друг от друга. В теплое время года следует несколько ограничивать количество высококалорийной пищи и вводить в рацион неограниченное количество фруктов и овощей. В зимнее время калорийность суточного рациона должна быть повышена, особенно для тех школьников, которые занимаются физкультурой и спортом.

У детей и подростков в школьный период  наблюдаются интенсивные процессы роста, сложная гормональная перестройка организма, деятельности нервной и сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Значительное умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко  в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Пищевой рацион школьников  должен покрывать все энергетические потребности, связанные с бурным ростом организма и интенсивной жизнедеятельностью детей. Очень часто это происходит, в основном, за счет потребления большого количества продуктов с высоким содержанием жира и сахара, что может привести к развитию в будущем ожирения, кариеса, гиповитаминозов, а также дефициту микронутриентов. Поэтому одной из главных целей врача общей практики является пропаганда здорового образа жизни и питания среди детей.  
       В настоящее время в состоянии здоровья школьников преобладает увеличение удельного веса имеющих хроническую патологию и уменьшение числа относительно здоровых детей. К сожалению, в структуре заболеваний школьников стали чаще встречаться заболевания ЖКТ, почек, болезни обмена веществ, да и близорукость и сколиоз стали частыми спутниками наших детей. Не рационально построенные нагрузки, не сбалансированное питание могут привести к ухудшению здоровья и обострениям уже имеющихся хронических заболеваний.  
       Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми ингредиентами, витаминами, макро и микроэлементами улучшает состояние иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к отрицательным факторам окружающей среды. Питание влияет на развитие центральной нервной системы, интеллект, состояние работоспособности. Поэтому проблема школьного питания, полноценного, сбалансированного рациона приобретает в наши дни такую актуальность.  
       Было замечено, что учащиеся, получающие горячее питание, меньше утомляются и легче справляются со школьной нагрузкой. Кроме этого, регулярное питание, соблюдение режима питания- это прежде всего профилактика заболеваний пищеварительной системы. Поэтому, при организации школьного питания лучше ориентироваться на принципы здорового питания.

  • Рацион должен быть сбалансирован не только по основным общеизвестным белкам, жирам, углеводам, но и по витаминному составу и содержанию макро и микроэлементов. Суточная потребность в белках для детей 7-10 лет - 80 г; 11-13 лет - 90 г; 14-17 лет - 100 г, в жирах - (суточная потребность - 7-10 лет - 80 г/сутки; 11-13 лет - 90 г/сутки; 14-17 лет -100 г/сутки), в углеводах - 7-10 лет - 300 г/сутки; 11-13 лет - 350 г/сутки; 14-17 лет - 400 г/сутки) (примерный суточный набор продуктов см. табл. 7).

Таблица 9 - Примерный набор продуктов для детей школьного возраста, г в сутки

Продукт  

Возраст, лет

7 — 10

11 – 13

14 — 17

   

юноши

девушки

Молоко

500

500

600

500

Творог

40

45

60

50

Сметана

15

15

20

15

Сыр

10

10

20

15

Мясо

140

170

220

200

Рыба

40

50

70

60

Яйцо, шт

1

1

1

1

Хлеб:

       

Ржаной

70

100

150

100

Пшеничный

150

200

250

200

Крупы, макаронные изделия

45

50

60

50

Мука пшеничная

25

30

35

30

Сахар

60

65

80

65

Кондитерские изделия

10

15

20

15

Масло:

       

Сливочное

25

30

40

30

Растительное

10

15

20

15

Картофель

200

250

300

250

Овощи разные

275

300

350

320

Фрукты:

       

свежие

150-300

150-500

150-500

150-500

сухие

15

20

25

20


 

       

Энергетическая ценность рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма. При составлении рациона питания для учащихся  необходимо правильно распределить продукты и калорийность блюд в течение суток: завтрак - 25%, обед - 35-40%, полдник - 10-15%, ужин - 25%, причем в первую половину дня лучше предлагать продукты, наиболее богатые белком, а на ужин, в основном, молочно-растительные блюда. Рацион питания детей должен быть максимально разнообразным, питательным, аппетитным. Одни и те же блюда не  должны повторяться в течение дня, а в течение недели - не более 2-3 раз.   Завтрак  для школьников должен быть обязательным, Желательно предлагать утром  горячее блюдо( творожная запеканка, молочная каша или мясное блюдо), содержащее достаточное количество пищевых веществ и калорий  для покрытия предстоящих расходов энергии. Обед должен состоять из первого горячего блюда, мясного или рыбного  блюда с гарниром, лучше из овощей. Нельзя забывать и о необходимости свежих  овощных салатов. На ужин детям лучше предлагать легкие молочно – растительные блюда, молочные или  овощные. (Примерное 3-дневное меню в см. в табл. 8).

 

 

 Таблица 10 - Примерное 3-дневное меню для детей школьного возраста

1-й день  

2-й день

3-й день 

Завтрак

Яичница с колбасой

Салат капустный 

Кофе с молоком 

Хлеб с маслом

Свежие фрукты

Молочная каша

Тертая морковь

Кофе с молоком 

Хлеб с маслом и сыром

Свежие фрукты

Ленивые вареники

Помидор или огурец  

Чай с молоком 

Чай с молоком 

Хлеб с маслом

Свежие фрукты

Второй завтрак (в школе)

Каша пшенная с тыквой

Салат морковно-яблочный

Молоко

Котлета с картофельным пюре

Свежий огурец с зеленым луком

Кефир

Рыбный рулет с тушеными овощами

Икра баклажанная с  зеленым луком

Кефир

Обед

Тертая редька со сметаной

Куриный бульон с клецками

Курица с рисом 

Свежие фрукты, отвар шиповника

Салат из свежей капусты

Суп молочный с вермишелью

Жареная рыба с овощным гарниром

Фруктовый сок

Сельдь с отварной свеклой

Щи кислые с бобами

Бефстроганов с гарниром (картофелем, макаронами, гречкой)

Компот

Ужин 

Творожная запеканка 

Тертая морковь 

Молоко или кефир 

Свежие фрукты

 Овощное рагу 

Яйцо «в мешочек»

Молоко или кефир

Свежие фрукты

Молочная каша

Омлет с яблоками

Молоко или кефир 

Свежие фрукты


 

    

Режим питания школьников зависит от особенностей обучения в  школе, нагрузки школьника, дополнительных занятий. Можно рекомендовать следующие типовые режимы питания для школьников, обучающихся в первую и вторую смену. Режим питания поможет выработать у ребенка  здоровые привычки питания: есть регулярно, в строго определенные часы, не  большим по объему  порциями.

Способ приготовления пищи также оказывает влияние на здоровье. В питании детей необходимо использовать те способы приготовления пищи, при которых не требуется большого количества масла, жира, соли, сахара (это отваривание, запекание, тушение).

Для детей, дополнительно  занимающихся спортом, правильно подобранный рацион питания приобретает еще большее значение. Он должен содержать достаточное количество белка (из расчета 2,5 г на килограмм массы тела в зависимости от количества  и качества физических нагрузок). В среднем школьникам 10-13 лет количество белка можно до 120 г в сутки, подросткам 14-17 лет - до 140 г. Жировой компонент в рационе таких школьников увеличивать не рекомендуется,  исключение - занятия  зимними видами спорта. Большое значение имеет достаточное употребление растительных масел, содержащих  незаменимые жирные кислоты,  необходимые детскому организму. Их не стоит подвергать термической обработке, лучше употреблять, добавляя в овощные салаты.  В рационе спортсмена их количество должно составлять не менее 25% от общей суточной нормы жиров. Трудно усвояемые тугоплавкие  жиры (бараний, свиной, говяжий) лучше ограничить или исключить из рациона. При занятиях спортом большое значение имеют легко усваивающиеся углеводы, за счет которых необходимо восполнять интенсивные потери энергии. Но организм спортсмена нуждается  также в достаточном количестве  сложных углеводов (различные овощные блюда, крупяные гарниры и т.д.). Они должны составлять 65-75% от общего количества углеводов. Режим питания школьника-спортсмена отличается от режима обычных детей, частота приема пищи - 4-5 раз в день. Если тренировки проводятся утром, калорийность завтрака должна быть повышена до 35% от общей калорийности рациона, если занятия проводятся в вечерние часы, то повышается калорийность ужина. Однако богатую клетчаткой пищу во время ужина принимать не следует. Пищевой рацион спортсменов должен включать большой ассортимент фруктов и овощей, как  основной источник витаминов и микроэлементов. При составлении рациона нужно учитывать, что потребность  в витаминах при занятиях спортом возрастает в 1,5-2 раза.

2 Особенности организации питания спортсменов. Расчет расхода энергетических затрат. Составление меню.

Энергозатраты и, следовательно, потребность  в энергии у здорового человека при нормальной физической нагрузке складываются из четырех главных параметров. Прежде всего — это основной обмен. Он характеризуется потребностью в энергии человека, находящегося в покое, до приема пищи, при нормальной температуре тела и температуре окружающей среды 20 °С. Основной обмен служит для поддержания важных функций систем жизнеобеспечения организма: 60% энергии расходуется на производство тепла, остальное — на работу сердца и кровеносной системы, дыхание, работу почек и мозга. Основной обмен подвержен лишь незначительным колебаниям. Регуляция основного обмена осуществляется с помощью гормонов и через вегетативную нервную систему. Его величину определяют путем измерения количества выделяемого тепла (прямая калориметрия) или путем регистрации потребления кислорода и выделения углекислого газа (непрямая калориметрия).

Информация о работе Школьное питание. Питание спортсменов