Психологические аспекты лечебного процесса. Плацебо эффект.

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 23:54, реферат

Краткое описание

Термин «медицинская (клиническая) психология» в разное время имел различные акценты, и, соответственно, разное понимание. Впервые понятие клинической психологии было предложено Лайтнером Уитмером в начале ХХ века, но собственно как понятие оно сформировалось лишь в 1946 году, когда Гельпах предложил под словосочетанием «клиническая психология» понимать психологию в соматической медицине. В 1970 году Шрамль впервые предложил рассматривать клиническую психологию как более широкое понятие – применение психологических знаний, техник и методов в широком клиническом поле: от консультационных бюро до больниц. Часто понятия «медицинская» и «клиническая» психология разделяются, причем первое подразумевает дисциплину, изучающую применение психологических знаний в клинике (близко к пониманию Гельпаха), а второе считается более широким. Во избежание путаницы мы будем использовать понятия «клиническая психология» и «медицинская психология» как взаимозаменяемые, а в качестве определения этой дисциплины приведем определение, предложенное У.Бауманном и М. Перре: Клиническая психология – частная психологическая дисциплина, предмет которой – психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств.

Файлы: 1 файл

мед психология.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

Психология медработника и медицинской среды

Негативные последствия медицинской практики для личности медработника:

  • Разочарования, приводящие к депрессии самоуверенность, иллюзия всезнания
  • Синдром эмоционального выгорания
  • Профессиональные деформации – появление негативных характерологических особенностей медработника в результате профессиональной деятельности.

Виды деформации в медицинской среде:

  • Потеря уважения к живым и мертвым
  • Кощунственные сравнения
  • Смешивание отношения к профессии и личности больного
  • Бюрократия
  • «Дикий авторитет»

Обязательные психологические качества медработника:

  • эмпатичность
  • быстрота
  • настойчивость
  • решительность
  • тактичность
  • у уверенность в себе
  • терпеливость
  • способность к саморефлексии

Психологические типы медсестры:

  • Сестра-рутинер – медсестра, рутинно и обезличенно выполняющая свою повседневную работу.
  • Сестра, играющая заученную роль – демонстрирует однотипное ролевое поведение.
  • Сестра-«нервная» - тип медсестры, отличающийся повышенной раздражительностью и эмоциональной несдержанностью.
  • Сестра -«гренадер». Отличаются мужественными чертами характера и строгостью по отношению к пациентам и коллегам.
  • Сестра-«мать» - переживающая, опекающая, сочувствующая медсестра.
  • Сестра-специалист . Это сестра, выполняющая специфическую работу (медсестра рентген-кабинета, операционная сестра), что позволяет ей чувствовать себя особенной и более компетентной по сравнению с коллегами.

Профессиональная тайна

Каждый медработник  обязан хранить молчание во всех случаях  и ситуациях по поводу любой медицинской  информации о больном. Это диктуется как врачебной этикой, так и законодательством. Исключения, когда врач может (но не обязан) нарушить молчание:

  • предоставления сведений о больном с его согласия
  • при разрешении вышестоящих органов
  • при экстренных извещениях
 

 

Обстоятельства, вынуждающие медработника нарушить молчание:

  • Редкость заболевания
  • Успех лечения
  • Известная личность больного
  • Услуга людям, от которых зависит медработник
  • Несдержанность медработника

Профессиональные ошибки

Ятропатогении - патологические состояния, возникшие у пациента вследствие диагностико-лечебных и профилактических мероприятий.

Сорогении - данные состояния возникли в результате действий медсестры.

Причины:

1. Профессиональные  ошибки медработника

  • Дефекты организации медицинской помощи
  • Органоцентрический подход
  • Деформации личности медработника

Принципы самоотношения медработника:

  • Признание своих недостатков
  • Определение пределов возможностей
  • Ограничение сферы ответственности
  • Определение профессиональных притязаний
  • Предоставление выбора себе

Психологические принципы взаимодействия при неопределенности:

  • признание неопределенности
  • письменное согласие больного
  • предупреждение неадекватных мер (избыточного обследования, 
    надуманной ясности)
  • обеспечение социальной эмоциональной поддержки
  • использование полезной наличной информации
  • постоянное внимание по отношению к больному
  • конгруэнтное невербальное и лингвистическое оформление вероятностной информации .

Профессиональные ошибки:

  • ошибки по неведению – ошибки в результате недостаточности профессиональных знаний и навыков.
  • ошибки по недомыслию – неправильное использование имеющихся профессиональных знаний и навыков.
  • деонтологические ошибки – ошибки в результате нарушения деонтологических принципов во взаимоотношениях с пациентом.

Ошибки необходимо отличать от плохих исходов, которые не зависят от действий медработника (подразумевается, что он всё сделал правильно).

Плохие исходы:

  • неизбежные исходы
  • побочные действия

Основные меры по предупреждению ошибок по недомыслию:

  • Умение пользоваться когнитивными системами знаний
  • Поддерживание интеллектуальной формы

Определение пределов своих интеллектуальных возможностей

Неадекватные реакции на совершенную ошибку:

  • отрицание – непризнание самого факта ошибки
  • оправдание – приведение аргументов, защищающих собственное неправильное решение или поведение
  • отстранение – снятие личной ответственности за ошибку

Конструктивные реакции на совершенную ошибку:

  • Признание ответственности
  • Исправление ошибки
  • Устранение последствий ошибки
  • Анализ причин, выработка методов распознавания и предупреждения ошибки

Аспекты профессионального личностного роста медработника:  

  • Воспитание когнитивного контроля;
  • Формирование адекватного профессионального когнитивного стиля и когнитивных схем;
  • Участие в тренингах по формированию коммуникативной компетентности;
  • Участие в балинтовских группах;
  • Выработка системного интегративного биопсихосоциального подхода к больному.

Правила этикета медработника по отношению к пациенту:

  • Умение представиться
  • Умение приветствовать
  • Пожелание быстрого выздоровления
  • Спокойное упорядоченное поведение
  • Аккуратность в одежде
  • Вежливость в обращении

Поведенческие негативные проявления медработника:

  • халатность,
  • механистичность,
  • шаблонность
  • официозность
  • фамильярность
  • чрезвычайная внимательность
  • невнимательность
  • поучения,
  • нотации
  • советы
  • агрессия

Психологические принципы организации медицинской среды:

  • Соблюдение лечебно-охранительного режима на всех этапах 
    передвижения больного
  • Устранение медицинского лабиринта
  • Создание психологически уютного интерьера
  • Использование эффекта первого впечатления
  • Распознавание реакции больного на медицинскую среду
  • Соблюдение психофизиологического гигиенического режима (уровень шума, освещение, температурный режим)
  • Правильная группировка и распределение больных
  • Распознавание и предупреждение госпитализма
  • Экскурсии больного по медучреждению
  • Заблаговременная подготовка к выписке
  • Общая линия поведения всех медработников по отношению к одному и тому же больному

Виды реакций на больничную среду:

  • Защитная
  • Защитно-обвинительная
  • Агрессивная
  • Принимающая

Амбивалентные стороны лечебно-профилактического режима:

  1. Стремление поставить больного в зависимость от режима
  2. Стремление к самостоятельности больного и апеллирование к ответственности больного за нарушение режима.

Базовая установка для предупреждения амбивалентности - защищающие партнерские отношения, основанные на доверии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эффект  плацебо 

Медицина использует огромную силу убеждений, называя их по-другому. Врачи предписывают убеждения  в форме плацебо. Плацебо часто в узком смысле определяется как «инертное вещество, которое действует благодаря ожиданиям пациента и неспособное действовать непосредственно на те условия, ради изменения которых оно выписывается». Но, как мы увидим, трудно разделить прямое и непрямое действие, а само плацебо может быть веществом, процедурой или словесным выражением. Все, что необходимо, — это его способность мобилизовать убеждения пациента, и тем самым его иммунную систему.

Эта глава посвящена  эффекту плацебо: как убеждения, ожидания и надежды — в самых разных обличьях — могут лечить болезнь и оказывать влияние на наше здоровье и иммунную систему.

Самое исследованное лекарство  

Какое из лекарств подверглось самому большому количеству строгих клинических испытаний? Плацебо. Это также наиболее часто  используемое лекарство на протяжении всей истории медицины. Плацебо оказалось так хорошо изученным, потому что все лекарства проходят дважды слепое испытание, в ходе которого проверяется их эффективность и побочные эффекты. Группе пациентов выдается либо испытуемое лекарство, либо инертное вещество — плацебо. «Плацебо» часто употребляется в качестве синонима «сахарной таблетки». Результаты фиксируются. Этот тест называется «дважды слепым», потому что ни испытатели, ни пациенты не знают, кто получает лекарство, а кто — плацебо. Пациенты не должны знать, потому что их ожидания влияют на результаты. Исследователи не должны знать, потому что их собственные убеждения и ожидания оказывают влияние на пациентов, склонных улавливать намеки в тоне голоса и жестах испытателя. В этом случае убеждения подобны инфекции.

Плацебо — это  пустой рецепт, в котором мы записываем свои убеждения и ожидания, незаполненный  чек на здоровье. Это может быть инертная таблетка. Это может быть прием у врача. Это может быть сильное лекарство, не имеющее прямого  действия на то заболевание, от которого оно выписано. Эффект плацебо переводит наши убеждения о лечении непосредственно и порой каким-то удивительным образом в материальную действительность. Он демонстрирует нашу природную способность восстанавливать здоровье. Он находится в явном противоречии с идеей о том, что болезнь сосредоточена только в теле.  

Еще один пенициллин?  

Хотя плацебо  оказывается эффективным в большом количестве случаев, медицинская подготовка и учебники не уделяют ему почти никакого внимания. К нему относятся как к любопытной странности на обочине медицины, а на самом деле плацебо находится прямо в ее центре. Аналогичное отношение сложилось к пенициллину. Пенициллин был первым антибиотиком и одним их самых полезных из всех когда-либо открытых лекарств. Попытки исследователей выращивать бактерии оканчивались неудачами, потому что вместе с бактериями развивался грибок пенициллина и загрязнял эксперименты. Это создавало помеху, потому что грибок убивал бактериальную культуру. Когда же исследователи прекратили попытки избавиться от него и заметили, наконец то, что он делает, они выделили из грибка феноменальное по своим свойствам лекарство, которое и привело к столь сильным преобразованиям в медицинской практике. Грибок оказался более важным, чем тот эксперимент, который он погубил.

Информация о работе Психологические аспекты лечебного процесса. Плацебо эффект.