Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:18, реферат
Интересна методика подачи информации о вреде табака школьникам младшего возраста, которую пропагандирует профессор Александр Александров, руководитель лаборатории профилактики факторов риска неинфекционных заболеваний среди детей и подростков ФГУ ГНИЦ профилактической медицины Минздравсоцразвития России.
Для всестороннего изучения психологических аспектов курения необходимо иметь представление о масштабах реальной распространенности этого явления в современном мире, а также о группах, в наибольшей степени подверженных риску. Согласно оценке ВОЗ , в начале 90-х гг. в мире насчитывалось около 1100 миллионов курильщиков, что составляет около трети жителей планеты старше 15 лет. В среднем в развитых странах курит 42 % мужчин и 24 % женщин. Число курильщиков постоянно пополняется за счет подрастающего поколения, поэтому задача разработки и внедрения эффективных методов профилактики перерастает чисто медицинские масштабы и требует привлечения специалистов иного профиля работников социальной сферы, воспитателей, учителей, психологов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРИВЫЧКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ
Анализ социально-
Статистика показывает, что в школьном возрасте курит 28 - 35 % мальчиков и 12 - 25 % девочек. Причём, число регулярно курящих девочек за последнее время значительно увеличилось. Отмечено, что в начале экономических реформ в России, когда цены на сигареты сильно возросли, а материальное положение населения ухудшилось, заметно уменьшилось число регулярно курящих школьников. С относительной стабилизацией положения частота курения вернулась к прежнему уровню, а с 2000г. начала возрастать. Отмечается увеличение распространения курения с возрастом. Так, если в 11 лет курят 9 % мальчиков и 1,8 % девочек, то в 16 - 17 лет это количество увеличивается до 52 % мальчиков и 43 % девочек.
По данным выборочного обследования, в нашей стране начинают курить до 18 лет около 80 %. При этом чем раньше подросток начал курить, тем больше вероятность того, что он станет регулярным курильщиком, и меньше что бросит курить. Естественно, многие исследователи уделяют большое внимание причинам начала курения в детском и подростковом возрасте. Тщательный анализ литературных данных показывает, что наибольшей прогностической ценностью в отношении начала курения обладает низкий социально-экономический статус и образование родителей, неполнота семьи, снисходительное отношение к курению в обществе, курение родителей (наиболее важной оказывается роль матери), курение братьев и сестер, сверстников (в младших классах начало курения нередко связано с тем, пробовал ли курить лучший друг, в средних пробовало ли курить большинство друзей), низкая успеваемость, наличие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков), наличие симптомов депрессии, тревожности и раздражительности, низкая самооценки, низкий статус в группе.
Анализ причин того, почему не все дети, пробовавшие курить, становятся курильщиками, показывает, что для последних характерна большая вероятность иметь в своем окружении (семья, друзья) курящих, возможность самим покупать сигареты, мнение, будто сигареты приятны им и окружающим и меньшая вероятность считать, что курение вредно для здоровья. Лица, пробовавшие курить и не ставшие курильщиками, через два года после первичного обследования более часто выражали согласие с мнением о негативных последствиях курения. Интересно сообщение о том, что в тринадцатилетнем возрасте подростки одинаково обосновывают вывод, почему не следует курить, но только курящие приводят доводы и в пользу курения, в то время как некурящие не могут назвать привлекательных сторон данной привычки. Это является важным фактором, используя который можно более целенаправленно развенчивать мифы о том, что курение способствует релаксации, похудению и т.д.
Число курящих родственников в семье достоверно связано с курением школьников. Так, в семьях, где нет курящих, пробовали закурить 50,4 % мальчиков и 18,1 % девочек; в семьях, где курят три и более родственника 85 % мальчиков и 37,5 % девочек. Сходная тенденция прослеживается и в отношении продолжающих курить: в семьях, где нет курящих родственников, курит 18,2 % мальчиков и 6 % девочек, тогда как в семьях, где имеется три и более курящих родственника 57,4 % мальчиков и 32,5 % девочек.
Таким образом, среди условий, влияющих на раннее распространение привычки табакокурения, можно выделить индивидуально-психологические, возрастно-психологические, а также социально-психологические (влияние семьи и окружающей ребёнка группы).
РОЛЬ РЕКЛАМЫ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАСПРОСТРАНЕННОСТИ КУРЕНИЯ
Роль рекламы табачных изделий в увеличении частоты курения, а также росте числа курильщиков за счет молодого поколения изучена недостаточно и представляет значительный интерес. Хотелось бы отметить, что в нашей стране до 1991 г. рекламы табака практически не было, но распространенность курения как среди детей и подростков, так и среди взрослого населения была крайне высокой. Создается впечатление, что в ряде случаев имеет место преувеличение роли рекламы в распространенности курения. Производители сигарет утверждают, что их реклама направлена в основном на выбор покупателями марки сигарет и не влияет особо на приобщение к курению. Однако, поскольку большинство людей начинает курить в детском и подростковом возрасте, особенно важно оценить влияние рекламы именно на эти группы населения. Показано, что некурящие подростки, одобряющие рекламу сигарет, чаще приходят к мысли о целесообразности курения. Тщательный анализ многочисленных исследований показывает, что реклама влияет на решение подрастающим поколением вопроса: курить или не курить; она определяет также выбор определенной марки сигарет. Несомненно, реклама табака должна быть запрещена, это приведет к снижению частоты курения, особенно в сочетании с антитабачной пропагандой.
Несомненно, что в распространении курения играют роль и средства массовой информации. Вероятно, до 5 % курильщиков могли бы бросить курить в результате активного воздействия средств массовой информации. Проведение в ряде стран дней некурения также позволяет повлиять на частоту курения. Так, в Великобритании 0,5 % всех взрослых курильщиков после участия в таком дне в течение трех месяцев не курили, 50000 (0,3 %) не курили в течение года.
Крайне важно отношение к курению в обществе. Одной из причин высокого его распространения является отношение к курению как к безобидной привычке. Так, по нашим данным, лишь около 20 % подростков испытывают сильное давление со стороны окружающих в пользу прекращения курения; примерно в 20 % случаев окружающие полностью индифферентны к курению подростка. Нельзя не согласиться с утверждением, что распространение курения среди детей не удастся уменьшить, если не будут проводиться всеобъемлющие программы против курения во всем обществе.
Интересно сообщение австралийских ученых о том, что 10 % взрослых курильщиков бросили курить под влиянием коллег по работе. Во многих странах большое внимание уделяется вопросам ограничения и запрещения курения в общественных местах. Очевидно, что запрещение курения более эффективно, чем ограничение. Ограничение курения на работе ведет к уменьшению употребления в рабочее время сигарет и улучшает ситуацию с пассивным курением, но нередко вызывает компенсацию после работы. В целом, поскольку большинству населения ясен вред табакокурения, ограничение курения на работе становится все более популярным и приемлемым.
Практически во всех странах существует запрет на продажу сигарет детям и подросткам. В этом плане вызывает удивление фактическое отсутствие таких же ограничений в нашей стране. В последнее время в ряде школ даже отводятся места для курения школьников. И это в то время, как во всем мире ширится движение за создание школ, свободных от курения!
Важно отметить, что приобщение к курению и сохранение этой привычки у женщин имеют иные причины, чем у мужчин. Девочки-подростки обычно более социально компетентны и уверены в себе, чем их ровесники, и не нуждаются в курении как средстве общения или самоутверждения. Поэтому обучение способам отказа от предложений и противостояния давлению для девочек менее существенно, и соответствующая программа может дать меньший эффект. Возможно, более действенной окажется методика, больше внимания уделяющая самоопределению и самовыражению. К тому же существенную роль может сыграть информация о методах снятия стресса и борьбы с излишним весом (предполагается, что именно в этом курение помогает), поскольку для девочек эти аспекты наиболее важны.
ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ - СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ
В основе первичной профилактики курения, несомненно, лежит популяционный подход, осуществляемый в школьный период жизни человека. Как ученик овладевает умением читать и писать, так ему необходимо усваивать основы здорового образа жизни. Профилактика курения должна быть частью такого рода программ.
Школьные программы по профилактике курения прошли несколько этапов развития. В 70е гг. предполагалось, что получение знаний о вреде курения приведет к тому, что изменится отношение к табаку в сторону негативного и школьник не начнет курить. Однако повлиять на поведение и соответственно на частоту курения таким способом не удалось. Информационные программы могут иметь эффект только в тех странах, где школьники не знают о вреде курения. У нас же даже младшие школьники хорошо об этом осведомлены, что не мешает им позже начинать курить.
Была также предложена так называемая эффективная модель образования, согласно которой основное внимание уделялось личностным особенностям ребенка. Идея заключалась в том, что ребенок не начнет курить из-за внутренних побуждений. Предполагалось, что курение связано с другими поведенческими проблемами и низкой мотивацией достижений в учебе; повышение самооценки, рост самоуважения приведут к снижению частоты курения. Однако и эта модель оказалась неэффективной.
Еще одна модель основывается на так называемом социально-воздействующем подходе. Предполагается, что если у школьника развить умение идентифицировать социальное влияние и обучить, как ему противостоять, то такой подход будет наиболее эффективным. Эта модель включает четыре компонента: информацию о негативных социальных эффектах и непосредственных физиологических следствиях курения; сведения о потворствующих курению влияниях, в особенности сверстников, родителей и средств массовой информации; коррекцию преувеличенных представлений о распространении курения среди подростков; тренировку, ролевые игры, практику в способах противостояния нежелательным влияниям, в особенности сверстников, и подкрепление достигнутых умений.
Когнитивно-поведенческая модель предполагает, что курение - следствие воздействия и социальных, и психологических факторов; таким образом, курение оказывается результатом научения: оно средство удовлетворения социальных потребностей, снятия стресса, аспект общения, знак перехода во взрослое качество. Когнитивно-поведенческая модель отличается от социально-воздействующей включением некоторых методов воздействия на
представления, отношения и поведение подростков, увеличивающие риск начала курения; данная модель также не ограничивается антитабачными мерами и использует примеры из других областей тренировки социальных умений. Наиболее ранние работы в этой области, например, широко использовали теорию отклоняющегося поведения и методы психотерапии.
Модель жизненных умений объединяет в себе четыре элемента социально-воздействующего подхода, методы обучения умению принимать решения, разрешать проблемы, самоконтролю и самоподдержке, разработанные в рамках когнитивно-поведенческой модели, а также методы развития большей независимости, самоуважения, уверенности в себе. Модель жизненных умений в еще большей мере, чем когнитивно-поведенческая, уделяет внимание помощи подросткам в разрешении социальных проблем разного рода, одной из которых является курение. Данная модель, использующая социально-психологические подходы, приносит обнадеживающие результаты: программа, состоявшая из десяти тренировочных занятий, по данным, привела к снижению на 75 % числа случаев начала курения в VIII, IX и X классах.
Т. Глинн сформулировал основные восемь положений школьной профилактической программы.
1. Антикурительные мероприятия
в школе должны длиться не
менее двух лет по пять
2. Программа должна привлекать
внимание к социальному
3. Профилактика курения должна
быть составной частью
4. Программа должна
5. Необходимо активно привлекать
школьников к антитабачным
6. Поощряется вовлечение в них родителей.
7. Учителя должны быть адекватно подготовлены.
8. Программа должна учитывать
культурные особенности
1. Александров А.А., Александрова
В.Ю. Курение и его
2. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопр. психол. 1997. № 2. С. 3 - 13.
3. Шальнова С.А. и соавт.
Распространенность курения в
России. Результаты обследования
национальной представительной
выборки населения // Профилактика
заболеваний и укрепление
В последнее время довольно широкое распространение, в том числе и в школах нашей страны, получил так называемый подход риска. Суть его состоит в том, что детям нужно объяснить связанный с курением риск, а далее они будут самостоятельно и ответственно принимать решение, курить или нет. Несмотря на внешнюю убедительность данного подхода с точки зрения взрослых, он вряд ли окажет эффект на подростков.