Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:18, реферат
Интересна методика подачи информации о вреде табака школьникам младшего возраста, которую пропагандирует профессор Александр Александров, руководитель лаборатории профилактики факторов риска неинфекционных заболеваний среди детей и подростков ФГУ ГНИЦ профилактической медицины Минздравсоцразвития России.
Но даже самая интересная дискуссионная работа, практические опыты, экскурсии и выступления агитбригад станут лишь отчетными «галочками», если вестись будут без предварительной подготовки детей и без дифференцированного возрастного подхода. База для такой работы — создание у каждого ребенка отношения к себе как цельной единице социума, для которой здоровье и внимательное к нему отношение является главной ценностью и залогом успешности.
Но здесь опять же — это должны быть не разговоры, а прямые указания на то, что происходит с человеком при курении. Общие сведения — рак легких, ранняя смертность, болезни сердца — ничтожны для детей. Для детей люди в возрасте старше 25 лет — старики, и детям не страшно знать, что будет с ними через несколько десятков лет.
Для тех, кто сомневается в этом можно посоветовать вспомнить свои детские представления о смерти, когда обиженный ребенок думает «вот умру сейчас, буду лежать, и все они будут плакать и жалеть меня». То есть, смерть для них, как и болезни — из разряда сказок.
Нужны конкретные модели развития организма после курения: «вот это твои зубы через год. Тебе придется чаще ходить к зубному врачу» или «твоя привлекательность для мальчиков (девочек) будет ниже — ведь внешний вид играет огромную роль в отношениях».
Рассказывать детям о вреде курения нужно. Другое дело, что бессистемный кавалерийский наскок от случая к случаю тут неприемлем и может только спровоцировать нездоровый интерес.
Необходимо пояснять
Человек растет и развивается довольно долго, иногда до 23 лет.
Чтобы организм нормально сформировался, все эти годы к его клеткам должно поступать нужное количество кислорода и питательных веществ. Но ни в коем случае не токсинов — в том числе и из табачного дыма.
Как помочь
Итак, ребёнок курит. И это не единственная сигарета за углом школы, а уже сформировавшаяся привычка. Как помочь подростку бросить курить?
«И не потому, что какие-то злые дяди и тети хотят испортить подростку счастливую жизнь и лишить его атрибута взросления, запрещая курить, — комментирует доктор медицинских наук, заместитель директора НИИ пульмонологии ФМБА России Галина Сахарова. — Сами подростки должны понимать ответственность перед собой и дать собственному организму вырасти».
Тяжелое дыхание
Например, формирование легких у ребенка анатомически завершается только к 12 годам. А физиологически и того позже — к 18, а у некоторых до 21 года. Да и все остальные органы начинают работать во «взрослом» режиме только после достижения человеком совершеннолетия.
При курении в кровь ребенка поступает большое количество угарного газа, который вступает в контакт с гемоглобином. Основная задача гемоглобина заключается в транспортировке кислорода к клеткам тканей. Угарный газ проще присоединяется к гемоглобину, замещая кислород. При достаточной концентрации способен привести к смерти из-за кислородного голодания организма. Из-за чего у всех органов и тканей наступает «удушье» — недостаток кислорода. На этапе роста организма это становится большой опасностью.
Очень тяжело курение сказывается на сердечно-сосудистой и дыхательной системах подростка. Если ребенок закурил в младших классах школы, то уже к 12–13 годам у него могут появиться одышка и нарушение сердечного ритма. Даже при стаже курения в полтора года, по наблюдениям ученых, у подростков нарушаются механизмы регуляции дыхания.
Именно у малолетних курильщиков врачи отмечают постоянное ухудшение самочувствия: кашель, одышку, слабость. Не редки среди таких детей частые простуды и ОРЗ, расстройства работы желудочно-кишечного тракта. Среди курящих часто встречаются подростки с периодически обостряющимся хроническим бронхитом.
Опять двойка
Не менее сильно никотин и другие токсичные вещества табачного дыма сказываются на мозге ребенка. Чем младше курящие подростки, тем сильнее под действием никотина нарушается кровоснабжение мозга и, как следствие, его функции.
Специалисты выяснили, что у курящих школьников ухудшаются внимание, объем кратковременной памяти, способности к логике и координация движений. Курящие подростки чаще переутомляются, хуже переносят обычные нагрузки в школе. Кстати, наибольшее количество двоечников ученые обнаруживали именно среди юных курильщиков.
Раннее увлечение табаком может привести к тому, что человеку будет очень трудно отказаться от своей вредной привычки, став взрослым. «Никотиновая зависимость у ребенка формируется очень быстро. Ведь нервная система в таком возрасте еще очень незрелая, — напоминает Сахарова, — и воздействие на нее любого психоактивного вещества, к которым относится и табак, будет вызывать более сильный эффект, чем у взрослого организма».
Подумать о будущем?
Под действием продуктов сгорания табака у подростка нарушается еще не успевший толком сформироваться гормональный статус. Никотин влияет практически на все железы внутренней секреции, в том числе и на половые железы у мальчиков и девочек. А это грозит недоразвитием всего организма, появлением лишнего веса и нарушением репродуктивных возможностей человека в будущем.
Например, у курящих школьниц вероятность болезненных менструаций увеличивается примерно в полтора раза по сравнению с девочками, не прикасавшихся к табаку.
Если первая затяжка сделана еще в детском возрасте, к тридцати годам человек может стать практически инвалидом: с хронической обструктивной болезнью легких, больным сердцем и избыточным весом. О вреде курения для школьников и подростков говорит и то, что состояние его здоровья в таком случае будет намного хуже, чем в 50 лет у того, кто закурил гораздо позже совершеннолетия.
Обобщая опыт зарубежных и отечественных разработчиков профилактических программ, можно сформулировать ряд основных требований к ним:
• антикурительные мероприятия в школе должны длиться не менее двух лет по пять занятий в неделю в течение каждого учебного года в VI—VIII классах;
• программа должна привлекать внимание к социальному воздействию, обучать методам отказа и давать сведения о ближайших последствиях курения;
• профилактика курения должна быть составной частью школьного обучения;
• программа должна осуществляться в переходный период от младшего школьного возраста к среднему;
• необходимо активно привлекать школьников к антитабачным мероприятиям;
• поощряется вовлечение в них родителей;
• учителя должны быть адекватно подготовлены;
• программа должна учитывать культурные особенности популяции.
При проведении профилактики необходимо учитывать, что позитивные ожидания от курения для подростка значительно перевешивают отрицательные последствия курения, о которых ему говорят. Предложения по альтернативе курению и развенчивание мифов крайне важны.
Первым этапом обучения является выработка навыков использования той информации, которую вольно или невольно получает каждый человек, живущий в обществе. В качестве примера можно привести знания о риске, связанном с табакокурением, личностное осознание ценности хорошего здоровья и т.д. Учитель может проводить на своих уроках групповые дискуссии и консультации. В то же время одного только знания недостаточно, чтобы привести к изменению поведения и отказу от той или иной привычки. Известно, что более 90% школьников в 9—10 лет не только знают, что курить вредно, но и горячо осуждают курение. Тем не менее, став подростками, многие из них начинают курить.
При проведении уроков
очень важно принимать во внимание
возрастно-психологические
Второй этап — изменение отношения к своему здоровью и вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить ребенка к принятию правильного решения на основе всеобъемлющей информации. Он должен решить:
• является ли эта привычка (курение) серьезным риском для здоровья;
• может ли эта привычка сказаться на его здоровье;
• что он приобретет, решив не курить (например, хорошее здоровье или успехи в спорте);
• что он в этом случае потеряет (например, ухудшит отношения с курящими друзьями).
Важной частью обучения навыкам здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Поскольку формирование собственного стиля поведения в подростковом возрасте во многом базируется на поиске примера для подражания, на этом этапе обучения важно использовать так называемые положительные социальные ролевые модели.
Третий этап обучения — свободно принятое решение. Ребенок должен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни, и учитель должен ему в этом помочь. Школьника нужно обучить правильно оценивать поступающую информацию. Он должен уметь сознательно сделать выбор в конкретной ситуации, взвесить все «за» и «против». Большую помощь на этом этапе оказывают ролевые игры (например, моделирование ситуации, когда подростку предлагают закурить взрослые или сверстники).
На четвертом этапе, когда школьник уже принял решение не заводить вредных привычек, важную роль играет поддержка окружающих, в первую очередь, родителей и учителей. Ведь известно, что риск курения возрастает в несколько раз, если курят родители. Когда школа активно поддерживает антикурительные мероприятия, включая отказ от курения учителей, то частота курения среди школьников снижается. Кроме целенаправленных занятий по профилактике курения, в школе должны проводиться общешкольные мероприятия и осуществляться поддержка общегосударственных начинаний. Так, целесообразна организация викторин, конкурсов рисунков по антитабачной пропаганде,-в ноябре каждого года участие в международных мероприятиях — Дне некурения.
Важно подчеркнуть основные моменты программы профилактики курения среди школьников:
• подростков мало волнует то, что они могут умереть через 30—40 лет от инфаркта миокарда или рака. Гораздо больше могут озадачить непосредственно их касающиеся последствия курения: например сложность достижения успехов в спорте (особенно важно для мальчиков) или влияние на внешний вид (особенно важно для девочек) или факт, важный для обоих полов: основная причина того, что студенты бросают курить, — ухудшение здоровья, и это в возрасте 18—24 лет;
• необходимо активное вовлечение школьников в профилактические мероприятия. Известно, что лекционный материал усваивается на 5—10%, дискуссия увеличивает усвоение материала до 50%, а если человек сам преподает, то он усваивает до 90% материала. Поэтому со всех точек зрения целесообразно обучать и привлекать старшеклассников для работы как среди сверстников, так и среди младших школьников;
• очень важна поддержка со стороны окружающих в стремлении школьника не начинать или бросить курить. Исследования показывают, что в нашей стране только 20% родителей и друзей активно осуждают закурившего подростка. Существенно создание вокруг ребенка климата негативного отношения к курению. Любая реклама табака должна быть запрещена;
• специальная подготовка учителей улучшает результаты профилактики;
• активное вовлечение в профилактику родителей улучшает ее эффективность;
• информация, предоставляемая подростку, должна носить достоверный характер; необходимо избегать запугивания. Даже достоверная информация может подростками не всегда правильно восприниматься;
• профилактика курения в школе может проводиться как в виде отдельных уроков, так и как составная часть уроков биологии, основ безопасности жизнедеятельности и в рамках классных часов.
Многочисленные медицинские исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, доказали, что курение наносит вред практически всем системам человеческого организма и является привычкой, от которой нелегко избавиться даже с помощью специалиста. Курение табака вызывает физиологическую и психологическую зависимость и, кроме того, тесно связано с социальными и культурными факторами.
В то время как за рубежом профилактике курения посвящено колоссальное количество исследований, в нашей стране этой проблеме по- прежнему не уделяется должного внимания. Общая профилактика курения сводится к формуле "Минздрав предупреждает ", а конкретную помощь желающим отказаться от курения должны оказывать наркологи. Однако, поскольку табакокурение является сложным поведенческим актом, в возникновении и развитии которого принимают участие не только физиологические факторы, но и целый комплекс социальных и психологических условий, усилий одних лишь врачей явно недостаточно. Необходимо изучение психологических аспектов возникновения и распространения привычки табакокурения, разработка теоретических и практических подходов к отказу от курения, а также создания и широкомасштабного внедрения профилактических программ.