Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:18, реферат
Интересна методика подачи информации о вреде табака школьникам младшего возраста, которую пропагандирует профессор Александр Александров, руководитель лаборатории профилактики факторов риска неинфекционных заболеваний среди детей и подростков ФГУ ГНИЦ профилактической медицины Минздравсоцразвития России.
ГОУ ВПО «РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА
Факультет постдипломного образования
Кафедра педиатрии
Р Е Ф Е Р А Т
П Р О Ф И Л А К Т И К А
КУРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовила слушатель цикла ПП «Педиатрия»
ФППО, врач педиатр Белоомутской городской
больницы Эвергетова Галина Вадимовна
2011г.
Профилактика курения: начинаем в детстве
Ругать курящего подростка практически бесполезно, поэтому профилактика курения должна начинаться значительно раньше – в начальной школе.
Интересна методика подачи
Курящее детство
Школьники курят очень активно. Резкий подъем количества курящих учеников происходит к концу школы – в выпускном классе курит половина учеников. Причем в последние годы среди мальчиков наблюдается определенная стабилизация количества курящих, а среди девочек рост увлечения табаком.
Поэтому среди подростков сохраняется та же тенденция, что и среди взрослых курильщиков. А женское курение среди взрослых за последние десятилетия возросло более чем в два раза – с 9,6 до 20 процентов.
«Как ребенка учат читать и писать в первом классе, так его надо учить и основам здорового образа жизни, — замечает Александров, — к сожалению, этому мало внимания уделяется в школе».
Откажитесь от нотаций
В российской школе профилактика курения носит информационный характер, а зарубежный опыт демонстрирует, что такой принцип работы с детьми не эффективен.
Как показывает практика, обычная лекция дает всего 10 процентов запоминания материала. Но если по тому же вопросу состоялась дискуссия, ее содержание запоминается на 50 процентов. Поэтому лучший способ профилактической беседы о курении – это не рассказ взрослого и даже не диалог с ребенком один на один, а коллективное обсуждение проблемы в группе.
В ней каждый участник сможет высказать свое мнение и послушать не только взрослого, но и всех своих сверстников. Этим методом пользуются учителя, но его можно взять на вооружение и родителям.
Придется импровизировать
Родителям и учителям надо внимательно следить за тем, как они подают информацию о курении детям. Не пересказывайте слово в слово содержание статей о вреде курения для взрослых.
«Если вы скажете школьнику, что через 40 лет он умрет от сердечно-сосудистых заболеваний, он вас поднимет на смех, – говорит Александров. – Зато, если девочке объяснить, как курение ухудшает состояние кожи, и мнимая продвинутость способна затруднить общение с противоположным полом, результат беседы может оказаться совсем другим».
Мальчикам можно рассказать, что курение ухудшает кровоснабжение органов и тканей. Результат — снижение спортивных результатов. Такая информация более доходчива.
«Но не стоит детям врать, – напоминает специалист, — рассказывать, что курение сделает из них, например, умственно неполноценных, не надо». Ребенок может перепроверить ваши слова и если найдет ложь, больше вам не поверит.
Здоровье – не ценность?
«Есть три стадии использования полученной информации: знание, отношение к нему и поведение, основывающееся на знании и отношении», — рассказывает Александров.
О вреде курения знают даже младшие школьники. Но относятся дети к этому знанию в основном легкомысленно, во многом копируя взрослых. Классический пример – «дедушка, который курил и дожил до 90 лет».
«В России вообще отношение к своему здоровью наплевательское – в значительной степени оно определено исторически, — объясняет профессор. — В иерархии жизненных ценностей здоровье всегда занимало далеко не первое место, а лидировала необходимость жертвовать собой ради высоких идеалов».
До сих пор здоровье не относится к числу приоритетных для большинства, и это служит примером подрастающему поколению.
Когда пример заразителен
Курение для большинства взрослых людей – не предмет беспокойства. Во-первых, курят многие родители. Не стесняются дымить на глазах у учеников и сами учителя – среди них курящих почти 40 процентов мужчин и около 10 – женщин. Даже среди учительниц начальных классов курит почти 7 процентов.
Во-вторых, пока курение подростка не приносит серьезных проблем, на него часто закрывают глаза.
Возможно, именно поэтому
часто оказывается
«Практически не бывает наркоманов, которые не начинали бы с курения, — говорит Александров, — я немного утрирую, но это близко к истине».
Самое важное
Начинать профилактику курения среди школьников нужно как можно раньше – и не в виде лекций, а в формате дискуссий, ролевых игр, интерактивных бесед. Подавать информацию надо в виде конкретных примеров и максимально честно. Дети учатся на примере родителей и учителей, и курение взрослых никак не помогает им ориентироваться на здоровый образ жизни.
Лучше не начинать — это утверждение как нельзя лучше подходит к курению. Установлено, что привыкание к никотину устанавливается со второй (!) выкуренной сигареты, а вот отучить себя от этого вида зависимости весьма и весьма сложно. Отказ от курения должен быть сознательным, а это весьма сложное решение. Именно потому в этом деле так важна профилактика – чтобы не начинали.
Начни с себя!
Да–да, можно много говорить о необходимости соответствующей законодательной базы, об общественных организациях и мероприятиях в рамках ВОЗ и Рамочной Конвенции по борьбе против табака. Но до тех пор, пока у каждого (или у большинства) не сложится личное понимание вредности курения, все общественные мероприятия будут малополезны.
Простейший пример: ребенок возвращается из школы, где прошла интереснейшая программа, посвященная профилактике курения. Тут и мультики, и лекции, и тренинги, и игры. Вернувшись домой с твердым убеждением, что и без курения жизнь прекрасна, и можно найти множество других интересов и способов раскрасить жизнь, юное создание натыкается на папу, нервно курящего из–за сорвавшейся сделки. Или маму, изящно держащую в пальцах ментоловую «слимку» и весело смеющуюся с подружкой за чашкой кофе. Как вы думаете, что закрепится в сознании сильнее: единичная акция в школе или ежедневное противоположное подтверждение дома?
Требовать бросить курить и немедля — нереально и глупо. Человек должен сам прийти к такому решению. Но сделать так, чтобы ребенок не видел, как легко с помощью сигареты можно снять напряжение, как это привычно — развлекаться, держа дымящуюся палочку в руках — в родительских силах. Есть немало семей, где при детях родители курить себе запретили — и соблюдают этот запрет. Требует приложения усилий? Безусловно! Но ведь речь идет о детях, родных, любимых, ради которых родители готовы на любые траты, лишь бы дитя было здорово, сыто, ухожено и выглядело не хуже, чем…
Большинство начинает курить в подростковом возрасте. Причин тому много: от желания выглядеть «своим» до сладости запретного плода. Но подростки, несмотря на всю их внешнюю браваду и непризнание авторитетов, весьма внушаемые люди. И внушить им дома понятия о вредности курения, об опасности подобных привычек, об их деструктивном влиянии на психику и здоровье — дело не такое и трудное. Нет, за неделю и даже месяц, великовозрастное чадо не станет приверженцем здорового образа жизни, но как говорили древние «гутта кават ляпидем» — капля точит камень. Планомерная работа с ребенком, не в виде заунывных высказываний или истерических воплей с угрозами «увижу — губы разобью», а постоянная, продуманная работа: рассказы, совместное чтение книг и брошюр, просмотр тематических сайтов и фильмов в интернете.
Рамочная конвенция ВОЗ
В каждой стране своя законодательная база, касающаяся запретов на курение. Но все больше стран присоединяются к «Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака». На сегодня приняли положения этой Конвенции 168 государств, а 151 ратифицировали ее — то есть выразили согласие, но еще не начали осуществлять в полной мере действия, обусловленные Конвенцией. Эта Конвенция призвана координировать действия стран в целях противостояния курению. Она способствует унификации законов против курения и помогает создать их, применительно к конкретным условиях страны.
В рамках Конвенции проходят множество мероприятий, которые предоставляют самую разнообразную информацию о курении и его последствиях, а также помогают различным общественным и государственным объединениям скоординировать свои действия, повысить эффективность антитабачной пропаганды.
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
И в самом деле — учат ведь! На уроках валеологии, биологии, ОБЖ. Есть немало программ — регионального и государственного масштаба, которые реализуются в детских учебных заведениях, для которых выпускаются пособия, фильмы, наглядная продукция. Почему же не становится меньше детей, начинающих курить в школьном возрасте, а наоборот, отчетливо прослеживается тенденция к омоложению времени начала курения?
Одна из причин — формальный подход к таким программам. Учитель или воспитатель, уставший за рабочий день, автоматически прочитывает содержание брошюры, быстро показывает фильм или плакаты и отпускает детей домой. «Галочка» стоит, работа ведется, гранты выделяются, а эффекта так и нет.
Еще одна причина — акцентуализация на негативном. А ведь дети — не взрослые. До 16— 18 лет у детей сложнее складывается образное понимание какого–либо объекта или явления на основе негативных данных о нем. Детям проще усвоить информацию, если она базируется на положительных моментах, от которых выстраивается последующая работа, и через которые дети лучше понимают и усваивают отрицательные стороны явления или объекта.
Профилактика курения должна касаться каждого. Но до тех пор, пока прикрываясь формальным участием в международной борьбе против табакокурения, в государстве не будет приняты действенные меры, надеяться на скорую эффективность программ борьбы и профилактики бесполезно. Эти меры: повышение стоимости сигарет, настоящий, а не декларированный запрет на продажу табачных изделий детям, запрет формальных антитабачных программ, полный запрет рекламы сигарет и табака, а также отказ от образов курильщиков в программах на ТВ и в фильмах. Но если государству нет дела до судьбы отдельных граждан, сами граждане должны позаботиться о себе и, в больше степени, о здоровье детей.
А нужно ли говорить детям о вреде курения? Ведь не секрет, что у детей нередко бывают парадоксальные реакции на информацию: их убеждают в опасности чего-либо , а они тянутся к этим опасностям, проверяют истинность утверждений взрослых.
И если опыты с огнем — а в самом ли деле будет так больно? — дают однозначный эффект, то с курением не все так просто.
Да, первая затяжка практически всем кажется кошмаром — головокружение, тошнота, рвота, неприятный вкус и запах, нередко обморок. Но срабатывает детская бравада, желание показаться взрослее и сильнее, и ребенок закуривает еще и еще раз. Постепенно ситуационное курение вызывает привыкание, а дальше — растущий год от года комок проблем.
Так что тогда? Не говорить о вреде курения вообще? Но ведь тут даже не нужно быть предсказателем — страну буквально захлестнет волна детского курения. А ведь опасность курения не только в медицинском аспекте. Это еще и база для последующего асоциального поведения — начав курить, «заработав» одну болезненную привязанность, ребенок не сможет противостоять другим, таким как алкоголизм, наркомания, склонность к воровству, насилию.
Все дело в особенностях детской психики. Столь любимые взрослыми беседы, статьи, рассказы, научно-популярные фильмы срабатывают только во взрослой аудитории. Для детей ценность информации, поступившей извне, но не усвоенной, не пропущенной через опыт — нулевая.
Как считают педагоги, монотонное чтение лекций (а это самый распространенный «метод» профилактики в России) оказывается эффективным не более чем в 8% случаев. Рассматривание готовых санбюллетеней с правильно подобранными иллюстрациями (то есть, не банальным рисунком сигареты в перечеркнутом кругу) остается в памяти 10-15% смотревших детей, а вот самостоятельная подготовка материалов — текстовых, графических — оказывается эффективным в 35-45% случаев.
Если же дети, самостоятельно подготовившие материалы, принимают живое участие в обсуждении проблемы, а не только заслушивают информацию, то долговременного эффекта можно ожидать более чем у половины учащихся.
Есть еще одна особенность того, как нужно рассказывать детям о вреде курения — это прямое указание на то, как вести себя в конкретной ситуации, что отвечать на предложение закурить, на попытки поднять на смех, унизить или «взять на слабо». То есть, должна идти ситуативная отработка — подробная, с инструкциями. При этом продуманность ответов крайне важна — нельзя, чтобы заранее подготовленный ответ ставил ребенка в унизительное положение или провоцировал выяснение отношений.