Проблемно критический анализ платных медицинских услу

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:11, реферат

Краткое описание

Понятие “платные медицинские услуги” за последние как минимум 10 лет

прочно вошло в нашу жизнь. Когда речь идет о посещении частной клиники, то

необходимость платить воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Однако стоит человеку столкнуться с “платностью” в муниципальном или

областном лечебном учреждениях, сразу возникает много вопросов

Файлы: 1 файл

Проблемно критический анализ платных медицинских услуг.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

   при использовании  последних достижений медицинской  науки и техники. Данные

   ЛПУ в  первую очередь заинтересовали  медицинские страховые компании,

   крупные  банки, предприятия. Оказание платных услуг, получение

   дополнительных  средств позволило указанным  учреждениям развивать

   материально-техническую  базу. Подобная практика оказания  платных

   медицинских  услуг вызывала и продолжает  вызывать дискуссии на страницах

   специальных периодических изданий. В частности, указывается, что

   Постановление  Правительства Российской Федерации  № 27 от 13.01.96 г.,

   которым  утверждены Правила оказания  платных медицинских услуг населению

   медицинскими  учреждениями, дает возможность  ЛПУ оказывать данные услуги

   (дополнительно  к гарантированному объему бесплатной  медицинской помощи)

   независимо  от ведомственной подчиненности  и форм собственности, тогда  как

   ст.41 Конституции  РФ гарантирует гражданам бесплатную  медицинскую помощь и

   не содержит никаких оговорок по объемам, будь они основными или

   дополнительными.  Подобные противоречия характерны  для данной модели. 

   Модель 2: Создание Коммерческих медицинских  центров при ЛПУ. 

   Не все  ЛПУ изначально имели возможность  заняться коммерческой

   деятельностью,  используя свою материально-техническую  базу. Старые, давно

   не ремонтированные  помещения, отсутствие должного  комфорта в палатах,

   морально  и физически устаревшее оборудование  не давали возможности

   привлечь  внимание состоятельных пациентов. В эту группу попало большинство

   медицинских  институтов, обладающих мощным научно-практическим  потенциалом,

   десятилетиями  создававших свои научные школы  и в результате оказавшихся  не

   в состоянии  коммерциализировать свою деятельность в таком объеме, в каком

   это удалось  новым ЛПУ. Эти учреждения выбрали  путь создания небольшого

   числа  платных лечебно-диагностических  кабинетов и небольших на 10-15 коек

   отделений,  получивших лицензию на свою  деятельность. Функционирование

   коммерческих медицинских центров осуществляется на договорных основах с

   ЛПУ. Такие  договоры предусматривают выплаты  коммерческими центрами базовым

   учреждениям  от 10 до 30% поступающих средств. Эти  суммы не решают основных

   финансовых  проблем ЛПУ, таких как выплата заработной платы, обеспечение

   медикаментами,  оборудованием и др., но в то  же время является значительным

   подспорьем  в части расходов на хозяйственные  нужды, приобретение инвентаря

   и недорогостоящего  оборудования. 

   Модель 3: Коммерческие медицинские фирмы. 

   Большинство  из учреждений, для которых характерна  данная модель

   коммерциализации, -стоматологические фирмы, как правило, малые

   предприятия.  Следует отметить, что расценки  на медицинские услуги у данных

   фирм  выше, чем у медицинских центров в Модели 2, т.к. все расходы по

   содержанию  и эксплуатации помещений, приобретение  медикаментов и

   оборудования  стоматологические фирмы несут  самостоятельно. 

   Частичная  или полная коммерциализация  медицинской деятельность ЛПУ не

   ухудшила, а во многом улучшила качество  оказания медицинской помощи. На

   рынке  медицинских услуг возникла жесткая  конкурентная борьба, от которой

   выигрывает  пациент. Однако даже все вместе  взятые коммерческие медицинские

   структуры  сегодня еще не могут обеспечить потребности населения в

   лечебно-диагностической  помощи (контингент пациентов ограничивается

   высокой  стоимостью медицинских услуг). 

   В 2005г.  Правительство России уже занято  подготовкой реформы

   здравоохранения,  которая приведет к практически полному исчезновению

   бесплатных  медицинских услуг. 

   Суть  реформы состоит в следующем.  Во-первых, в 2005-2006гг года

   планируется  резко снизить число мест в  стационарах, закрывая целые

   больницы. Во-вторых, всю первичную медико-санитарную помощь отдадут на

   содержание  муниципальных образований, а  всю специализированную -

   субъектам.  Федеральные власти более заниматься  здравоохранением не будет. 

   А это  больно ударит не только по  населению, но и по медикам,  платить

   которым тоже будут из региональных бюджетов, в которых денег гораздо

   меньше, чем в федеральном, куда поступают  нефтяные сверхдоходы. 

   Большую  часть больниц и поликлиник, которые  будут работать и в будущем,

   переведут  в так называемые \\\"автономные  некоммерческие организации\\\". 

   Впрочем,  большая часть здравоохранения  в России, несмотря на обязательное

   медицинское  страхование, уже давно стала  платной для населения. В прошлом

   году  население уже оплатило значительную  часть расходов на

   здравоохранение: государство дало 385 млрд рублей, а пациенты - 195.

   Однако  уже на 2005 год на поддержку  здравоохранения необходимо 650 млрд

   рублей. Но шансы получить эти средства  практически равны нулю, - вынужден

   был признать  заместитель министра Минздравсоцраза Стародубов на недавнем

   всероссийском  семинаре-совещании. 

   В настоящее  время износ основных фондов  в медицинских учреждениях

   составляет  уже 30%, доступность медпомощи  практически ликвидирована, а

   квалифицированные  кадры разбегаются в поисках заработка. По официальным

   данным  в стране не хватает половины  участковых терапевтов - около 30

   тысяч.  Оклад врача не дотягивает  до 3 тысяч рублей, медсестры - до

   полутора, а у санитарки составляет 600 рублей  в месяц. 

   IV. Выводы 

   Из вышеприведенного анализа нормативной базы (в гл. I) появление

   Постановления  Правительства РФ №27 от 13.01.1996г  связано с тем, что в

   Основах  законодательства РФ «Об охране  здоровья граждан» имеется

   упоминание  о неком гарантированном перечне  медицинских услуг, что само по

   себе  сужает действие Конституции,  дробя услуги учреждений на

   гарантированные  и дополнительные к гарантированным.  Притом, что

   гарантированный  перечень, утверждаемый Правительством  РФ ежегодно,

   казалось  бы, включает в себя набор всех известных медицинских услуг, но не

   конкретные  услуги, а общие виды медицинской  помощи. Когда же речь идет  о

   конкретной  услуге, ее можно - благо пациент  ничего в этом не понимает -

   отнести  к дополнительному перечню, что  и происходит повсеместно, хотя и

   противоречит  законодательству. Поскольку в стране  широко не созданы

   специализированные  структуры по защите прав пациентов,  то судиться с

   медицинскими  организациями по всему кругу  вопросов все еще некому. Таким

   образом,  значительная часть медучреждений работает полностью или частично

   на платной  основе, что ограничивает право  гражданина на бесплатную

   медицинскую  помощь. Из этого вытекает, что  декларированная государством и

   Конституцией  РФ бесплатная медицинская помощь, по факту, является мифом. 

   Система  обязательного медицинского страхования  (ОМС) также ограничивает

   право  гражданина на медицинскую помощь, поскольку, кроме экстренной и  ряда

   специализированных  видов, бесплатная помощь оказывается гражданам только

   при наличии  полиса ОМС. Полис является  своеобразным билетом на право

   проезда  в транспорте. Нет билета - нет  проезда! 

   Как показал  анализ ценообразования на платные  услуги, то проблему

   ценообразования на медицинские услуги можно отнести к сложным и

   многогранным. Тем более, что единой для  всех учреждений здравоохранения

   методики  ценообразования не существует. 

   V. Предложения 

   В некоторых  регионах России, (например даже  у нас на Кубани) нет

   современной,  специализированной диагностической  и клинической базы, что

   вынуждает  граждан обращаться за помощью  в центральные города России - чаще

   в Районный  центр. Однако, несмотря на то, что отказ в медицинской помощи

   является, как минимум, правонарушением, а при наступлении вреда здоровью и

   уголовным  преступлением. Предлагаю упростить  данную процедуру. 

   Разница  между государственным и частным  секторами здравоохранения

   существенная. В вышеупомянутой ст. 41 Конституции  РФ (1.10) заложен

   принцип  экономического неравенства между  системами государственного,

   включая  муниципальное, и частного здравоохранения.  Здесь сказано, что

   помощь  в государственной и муниципальной  системах предоставляется за  счет

   бюджетных,  страховых и иных поступлений. И хотя нет прямых запретов на

   получение  частным сектором финансирования  из бюджета или внебюджетных

   страховых  фондов, в реальности, государственная  и муниципальная системы,

   выходя  на рынок медицинских услуг,  оказываются в привилегированном

   положении  по сравнению с частным сектором, поскольку частная медицинская

   организация  вынуждена платить за все из  своего кармана - за помещение,  за

   оборудование, специалистам и пр. В государственных  и муниципальных

   учреждениях  часть всего этого уже оплачена государством (например,

   стоимость  помещения, коммунальные платежи,  заработная плата и пр.).

   Соответственно  услуга, которая на рынке не  может стоить меньше ста рублей,

   в государственном  учреждении может быть предложена  пациенту за двадцать

   рублей. Для этого предлагаю уравнять  на законодательном уровне цены  для

Информация о работе Проблемно критический анализ платных медицинских услу