Проблемно критический анализ платных медицинских услу

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:11, реферат

Краткое описание

Понятие “платные медицинские услуги” за последние как минимум 10 лет

прочно вошло в нашу жизнь. Когда речь идет о посещении частной клиники, то

необходимость платить воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Однако стоит человеку столкнуться с “платностью” в муниципальном или

областном лечебном учреждениях, сразу возникает много вопросов

Файлы: 1 файл

Проблемно критический анализ платных медицинских услуг.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

   лицензии  и сертификата, о расчете стоимости  оказанной услуги. 

   14. Потребители,  пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:

   оплатить  стоимость предоставляемой медицинской  услуги; выполнять

   требования, обеспечивающие качественное предоставление  платной медицинской

   услуги, включая сообщение необходимых  для этого сведений. 

   15. В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские

   учреждения  несут ответственность перед  потребителем за неисполнение  или

   ненадлежащее  исполнение условий договора, несоблюдение  требований,

   предъявляемых  к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным

   на территории  Российской Федерации, а также  в случае причинения вреда

   здоровью  и жизни потребителя. 

   16. Потребители,  пользующиеся платными медицинскими  услугами, вправе

   предъявлять  требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или

   ненадлежащим  исполнением условий договора, возмещении  ущерба в случае

   причинения  вреда здоровью и жизни, а  также о компенсации за причинение

   морального  вреда в соответствии с законодательством  Российской Федерации и

   настоящими  Правилами. 

   17. При  несоблюдении медицинским учреждением  обязательств по срокам

   исполнения  услуг потребитель вправе по  своему выбору: назначить новый  срок

   оказания  услуги; потребовать уменьшения  стоимости предоставленной услуги;

   потребовать  исполнения услуги другим специалистом; расторгнуть договор и

   потребовать  возмещения убытков. Нарушение  установленных договором сроков

   исполнения  услуг должно сопровождаться  выплатой потребителю неустойки  в

   порядке  и размере, определяемых Законом Российской Федерации \\\"О защите

   прав  потребителей\\\" или договором.  По соглашению (договору) сторон

   указанная  неустойка может быть выплачена  за счет уменьшения стоимости

   предоставленной  медицинской услуги, предоставления  потребителю

   дополнительных  услуг без оплаты, возврата части  ранее внесенного аванса. 

   18. Претензии  и споры, возникшие между потребителем  и медицинским

   учреждением,  разрешаются по соглашению сторон  или в судебном порядке в

   соответствии  с законодательством Российской Федерации. 

   19. Медицинское  учреждение освобождается от  ответственности за

   неисполнение  или ненадлежащее исполнение  платной медицинской услуги, если

   докажет,  что неисполнение или ненадлежащее  исполнение произошло вследствие

   непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом. 

   20. За  невыполнение настоящих Правил  медицинское учреждение в

   установленном  порядке может быть лишено  лицензии или права предоставления

   населению  платных медицинских услуг. 

   2.2. Краткая характеристика российского рынка платных медицинских услуг на

                       примере г.Москва и России в  целом. 

   Первая  реформа организации отечественного  здравоохранения началась в

   1992-1993 годах.  Основной целью реформы был  переход от полностью

   бюджетного  финансирования и внедрение страховых  механизмов в отрасль

   оказания  медицинских услуг. Неудачи внедрения  реформы и введение в 1999

   году  закона РФ «Об обязательном  социальном страховании» по сути  вернули

   здравоохранение к схеме прямого бюджетного финансирования, передав фондам

   обязательного  медицинского страхования (ФОМС) распределительные функции.

   При такой  схеме все показатели эффективности  работы ЛПУ оказываются

   связаными  с количеством койко-мест и  количеством посещений, а не с

   качеством  оказываемых медицинских услуг.  Вместе с тем в России возник  слой

   потребителей, которые могут и намерены оплачивать  услуги, связанные с

   производством  качественных медицинских благ  и услуг. Это привело к

   возникновению рынка добровольного медицинского страхования и разовых

   платных  медицинских услуг. 

   В частности,  проведенные исследования на  базе 15 поликлиник и 6 больниц  г.

   Москвы (1) показали, что 90% обратившихся в  платное ЛПУ намерены

   обращаться  за подобными услугами и далее. При этом главным мотивом выбора

   платного  ЛПУ является качество и срочность  обслуживания. 

   Опрос  москвичей об эффективности системы  ОМС показал, что весьма

   эффективной  ее считают только девять человек  из ста опрошенных (2).

   Наиболее  критичны в оценке ОМС люди  в возрасте от 30 до 50 лет. Наиболее

   положительно  к ОМС относятся пенсионеры, вероятно, из-за льгот на

   лекарства  и услуги. 

   По данным  исследования «Стиль жизни среднего  класса» (3) затраты на

   получение  платных медицинских услуг в России составили за истекший год от

   3 до 5 млрд  долларов. При этом выделяются  следующие три основные подгруппы

   среднего  класса, которые в основном к  таким услугам обращаются: 

     * «верхний средний класс», доход  на человека от 600 до 1500 долларов в

       месяц, 4-5 млн человек или 1.5 млн  семей; 

     * «ядро среднего класса», доход  от 200 до 600 долларов в месяц, 23-24

       млн человек или 7,5 млн семей; 

     * «нижний средний класс», доход  от 120 до 200 долларов в месяц, 29 млн

       человек или 9, 5 млн семей. 

   В Москве  и в ближайших ее окрестностях  к услугам платной медицины

   обращаются  ориентировочно 1,5-2 млн человек.  Соответственно нижнюю границу

   объема  рынка платных медицинских услуг  в Москве можно оценить в пределах

   450-600 млн.  долларов. 

   По сути, ряд направлений услуг здравоохранения,  такие как лечебная

   косметология, стоматология, нетрадиционные методы  лечения, оздоровительная

   медицина, лечение наркомании и прочее, в настоящее время являются

   платными. 

   На рисунке  1 приведена динамика рынка платных  медицинских услуг в России

   за 1993-2000 годы по данным Госкомстата  РФ (4). 

     

   +-----------------------------------------------+

   |                 0x08 graphic                  |

   +-----------------------------------------------+ 

   Рис. 1 Динамика  рынка платных медицинских услуг  в России за 1993-2000 годы

                            по данным Госкомстата РФ 

   Бурное  развитие рынка платных услуг  привело уже в столицах, Москве и

   Санкт-Петербурге, к ценовой войне. Особенно это  ощущается на рынках

   платных  стоматологических услуг и добровольного  медицинского страхования. 

   Анализ  тенденций рынка специалистами  показывает, что с одной стороны  в

   Москве  наблюдается дефицит качественных предложений, особенно в области

   сектора  детских услуг (5) . С другой  стороны рост объема рынка  платных

   услуг  сдерживается отсутствием платежеспособного  спроса. То есть небольшое

   количество  медицинских учреждений оказывает  платные услуги достаточно

   небольшому  проценту платежеспособного населения  (VIP клиентам). При этом

   хотя  спрос и растет, рост его значительно  замедлился в последние годы. Это

   связано  c одной стороны давлением «черного»  рынка государственных

   медицинских  учреждений, оказывающих «из-под полы» платные услуги, а с

   другой  менталитет населения, привыкших  получать условно бесплатную

   медицинскую  помощь. 

   Развитию  медицинского страхования препятствует  также действующее

   законодательство, по которому расходы предприятий на ДМС могут быть

   отнесены  на себестоимость лишь в размере,  не превышающем 3% от фонда

   оплаты  труда. 

   Цена  страхового медицинского полиса  колеблется для разных программ  от 30

   до 5000 долларов. Минимальных сумм хватает только  на программу услуг

   «скорой  помощи». В среднем полис на  минимальную программу амбулаторного  и

   стационарного  лечения в 2001 году не стоил  дешевле 250 долларов в год / 6

   /. Полноценные  рисковые полисы в Москве стоят  как минимум 350-400 долларов

   в год  (5). 

   Для того, чтобы страховая компания могла  конкурировать за счет новых

   программ  и качества обслуживания необходимо, чтобы: 

     * услуги по новым программам  не являлись конкурентными для  услуг

       обязательного медицинского страхования,  реализуемых медицинскими

       учреждениями, а их дополняли; 

     * оказываемые услуги в рамках  ДМС были качественными и имели  оптимальную

       цену. 

   Однако, работая с медицинскими учреждениями  на основе договорных отношений

   это сложно  выполнить. По сути сейчас страховые компании, предоставляющие

   услуги  ДМС, являются перекупщиками медицинских  услуг у уже действующих

   медицинских  организаций со сложившимся подходом  к оказанию

   лечебно-диагностической  помощи. Это приводит к конкурентной  борьбе между

   страховыми  компаниями за покупку услуг  у тех немногих ЛПУ, которые  имеют

   квалифицированный  персонал и современное оборудование, что приводит в

   конечном  итоге к росту цен при сохранении  качества на прежнем уровне.  

   Это приводит  к тому, что все чаще страховые компании начинают создавать

   свои  клиники или покупать уже созданные  частные медицинские центры.

   Наличие  собственного ЛПУ позволяет страховой  компании оптимизировать

   лечебный  процесс, выбрать наиболее конкурентные  направления медицинских

Информация о работе Проблемно критический анализ платных медицинских услу