Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:56, отчет по практике
Цель: ознакомление студентов с работой многопрофильных лечебных учреждений, закрепление навыков по оказанию первой доврачебной помощи и уходу за больными.
Задачи практики:
• знакомство со структурой и организацией работы многопрофильных лечебных учреждений;
• знакомство с работой отделений, диагностических и лечебных кабинетов;
• приобретение навыков вскрытия ампул, флаконов, отработка техники набора ЛС в шприц и выполнения подкожных и внутримышечных
инъекций;
• освоение основных навыков наблюдения за больными и пострадавшими (оценка состояния сознания, исследование пульса, измерение АД);
• ознакомление с характером санпросветработы в лечебном учреждении.
Цель
и задачи медицинской
ознакомительной
практики
Цель: ознакомление студентов с работой многопрофильных лечебных учреждений, закрепление навыков по оказанию первой доврачебной помощи и уходу за больными.
Задачи практики:
• знакомство со структурой и организацией работы многопрофильных лечебных учреждений;
• знакомство с работой отделений, диагностических и лечебных кабинетов;
• приобретение навыков вскрытия ампул, флаконов, отработка техники набора ЛС в шприц и выполнения подкожных и внутримышечных
инъекций;
• освоение основных навыков наблюдения за больными и пострадавшими (оценка состояния сознания, исследование пульса, измерение АД);
• ознакомление с
характером санпросветработы в лечебном
учреждении.
Требования
к организации
и проведению медицинской
ознакомительной практики
Студенты при прохождении практики обязаны:
• соблюдать установленный график работы и выполнять указания руководителей практики;
• соблюдать охранительный и санитарный режим работы лечебного учреждения;
• ежедневно фиксировать результаты работы в дневнике, заверяя их подписью ответственного лица;
• в последней записи в дневнике сделать резюме, в котором выделить главные итоги практики;
• сдать зачёт по практике преподавателю кафедры в установленный срок.
Примечание. Неявка на практику, уклонение от работы влечёт за
собой повторное прохождение практики или отчисление.
Студент имеет право:
• ознакомиться с
работой подразделений
• ознакомиться с медицинской документацией (листы назначений, журналы учета медикаментов и др.) в объёме, необходимом для выполнения программы практики;
• обсудить с руководителями
практики интересующие вопросы.
Организация работы лечебно-профилактического учреждения
Лечебно‑профилактические учреждения – это медицинские учреждения различных форм собственности, оказывающие лечебно‑профилактическую помощь населению. Лечебно‑профилактическая помощь – государственная система всеобщего обеспечения населения всеми видами квалифицированной медицинской помощи, включающая полный комплекс лечебно‑диагностических и профилактических мероприятий.
В зависимости от
вида оказываемой лечебно‑профилакти
1) станции скорой помощи, больницы или отделения скорой и неотложной помощи;
2) специализированные
медицинские учреждения для
3) медицинско‑педиатрические учреждения (детские поликлиники и больницы);
4) санаторные и санаторно‑профилактические учреждения.
Существующая номенклатура
лечебно ‑профилактических учреждений
включает также учреждения. Название:
Санитарно-противоэпидемические мероприятия
по профилактике внутрибольничных инфекций
Санитарно-противоэпидемические мероприятия
Санитарно-противоэпидемические
мероприятия , направленные на источник
инфекции, осуществляются путем своевременного
выявления, изоляции и адекватного лечения
больных, а также выявления и санации бациллоносителей.
Существуют следующие пути разрыва механизма
передачи инфекции: обеззараживание; обработка
и дезинфекция рук медперсонала; обеззараживание
воздуха в помещениях; стерилизация, дезинфекция.
Резистентность организма повышают посредством
организации рационального питания, создания
оптимального микроклимата и воздухообмена,
адекватной медикаментозной и физиотерапии.
В настоящее время лечебные учреждения
не имеют эффективных методов ликвидации
стафилококкового бациллоносительства,
отсутствуют методы своевременного распознавания
здоровых бациллоносителей, нет возможности
госпитализировать здоровых бациллоносителей.
А это становится причиной занесения инфекции
в больницу. К этому следует также добавить,
что часто врачи, медицинские сестры, у
которых болезни протекают с маловыраженной
симптоматикой (насморк, ангина, кожные
процессы, гнойный отит, незначительный
понос), продолжают работать и становятся
источником инфекции. Для выявления носительства
среди медицинского персонала проводятся
профилактические медицинские обследования.
Разрыва механизма передачи возбудителей
ВБИ в условиях больницы достигают посредством
соблюдения санитарно-
Организация санитарной обработки инструментария
Стерилизация физическими методами:
- воздушным - в воздушном стерилизаторе при t-180°C в течение 60 минут, при t - 160°С в течение 150 минут;
- паровым - в паровом
стерилизаторе при t-132°C в
- в среде нагретых шариков - в гласперленовых стерилизаторах, предназначенных для мелких стоматологических инструментов.
Более узкие интервалы предельных отклонений температуры стерилизации от номинальных значений (+1°С в паровых и +3°С в воздушных стерилизаторах) могут позволить в ряде случаев рекомендовать режимы с сокращенным временем стерилизационной выдержки (в паровом стерилизаторе при t=134°С в течение 5 минут, при t=126°С в течение 10 минут; в воздушном стерилизаторе при t=200°C в течение 30 минут, при t =180°С в течение 45 минут).
В качестве упаковочных
материалов могут быть использованы
только те, которые разрешены в
установленном порядке к
Стерилизацию можно осуществлять химическим методом. Данный метод следует применять только в тех случаях, когда особенности материалов изделий не позволяют использовать другие официально рекомендованные методы стерилизации. При стерилизации растворами химических средств используют стерильные емкости из стекла, металлов, термостойких пластмасс, выдерживающих стерилизацию паровым методом, или покрытые эмалью, при полном погружении инструментария в раствор при их свободной раскладке. Во избежание разбавления рабочих растворов, используемых для стерилизации, погружаемые в них изделия должны быть сухими.
После стерилизации все манипуляции проводят, строго соблюдая правила асептики. Могут использоваться следующие средства: «Лизоформин» (Лизоформ Дезинфекшин АГ, Швейцария), «Гигасепт ФФ» (Шульке и Майер ГмбХ, Германия), «Дюльбак растворимый» (Петтенс- Франс- Химия, франция), «КолдСпор» (Адванст Консет Девелоимент Инк., США), «Сайдекс» (Джонсон и Джонсон, США), «Глутарал» (Дестер ЛТД, Россия) и др. согласно методических указаний по их применению. Выбор адекватного метода и режима стерилизации зависит от особенностей стерилизуемых изделий. При стерилизации в паровых и воздушных стерилизаторах изделия, как правило, стерилизуют упакованными в стерилизационные упаковочные материалы; при паровом методе, кроме того, используют стерилизационные коробки без фильтров и с фильтрами.
Принципы асептики и антисептики
Быстро развившаяся адаптация возбудителей инфекции к антибиотикам и связанное с последними снижение уровня естественной защиты организма заставляют считать предупреждение заболеваний не менее актуальной задачей, чем это было в начале столетия.
Антисептика — комплекс мероприятий, направленных на уничтожение или уменьшение уже существующего микробного загрязнения раны. Сюда относят: 1) механическую антисептику — иссечение краев и дна раны, удаление нежизнеспособных тканей, инородных тел, туалет раны; 2) физическую антисептику — воздействие на микрофлору путем создания неблагоприятных условий для ее развития в ране (высушивание, изменение осмолярности, УФО); 3) химическую антисептику — использование антисептических и химиотерапевтических препаратов и 4) биологическую антисептику — применение антибиотиков, вакцин, сывороток, бактериофагов, интерферона, гипериммунного гамма-глобулина.
Асептика есть комплекс мероприятий, направленных на предупреждение или ограничение возможности развития гнойных осложнений в ране. Сюда относят: режим работы хирургического отделения, обработку рук хирурга и операционного поля, стерилизацию операционного и перевязочного белья, стерилизацию перчаток, шовного материала, хирургических инструментов, защиту раны от последующего инфицирования эндогенного и экзогенного характера.
Санитарная обработка поверхностей в помещениях ЛПУ
Вопрос уборки помещений в лечебно-профилактических учреждениях, на первый взгляд прозаический, таит в себе немало сложностей и имеет огромное значение в сохранении безопасности больничной среды. Санитарная обработка поверхностей в помещениях лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) является одним из звеньев в цепи санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику внутрибольничной инфекции (ВБИ). Чистота в помещениях ЛПУ является его своеобразной "визитной карточкой". Это первое, на что обращает внимание пациент, посещая поликлинику или поступая в стационар на лечение. Под санитарной обработкой поверхностей в помещениях ЛПУ подразумевается их очистка от грязи, пыли, субстратов биологического происхождения и дезинфекция, т.е. уничтожение на поверхностях микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний. К сожалению, качественному проведению санитарной обработки поверхностей в помещениях ЛПУ мешает ряд существующих проблем. Помещения ЛПУ часто не соответствуют требованиям "Санитарных правил устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров" не столько по площади и количеству помещений, сколько по их качеству (поверхности в помещениях имеют трещины, сколы, шероховатости, поврежденную плитку, устаревшую, плохо функционирующую систему вентиляции и т.д.). ЛПУ не оснащены специальными техническими средствами для проведения уборок (отсутствуют вспомогательные подвижные тележки, специальные контейнеры для сбора отходов; для приготовления и применения рабочих растворов дезинфицирующих средств и проведения обработки помещений используются подручные средства). Часто в ЛПУ нет в наличии контейнеров с жидким мылом, разовых бумажных салфеток, полотенец, туалетной бумаги. Еще одной проблемой является нехватка младшего медицинского персонала, который должен проводить санитарную обработку, в связи с чем его функции выполняют медицинские сестры или случайные, неподготовленные люди. В результате обработка делается некачественно, нерегулярно и не во всех помещениях. Санитарная обработка помещений ЛПУ проводится с применением моющих или дезинфицирующих с моющим эффектом средств. Для санитарной обработки помещений ЛПУ можно применять только те дезинфицирующие средства, которые официально разрешены Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России, зарегистрированы в Бюро по регистрации лекарственных средств и имеют свидетельство о государственной регистрации, сертификат соответствия и методические указания по применению, утвержденные Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России.
Средства для дезинфекции
поверхностей в помещениях ЛПУ должны
соответствовать следующим
1. Обеспечивать гибель возбудителей внутрибольничных инфекций: бактерий, вирусов, грибов - при комнатной температуре;
2. Обладать моющими
свойствами или хорошо
3. Иметь относительно
низкую токсичность (4-3 класс опасности)
и быть безвредными для
4. Быть совместимыми
с различными видами материалов
(не портить обрабатываемые
5. Быть стабильными, неогнеопасными, простыми в обращении;
6. Не оказывать
фиксирующего действия на
В настоящее время в России разрешены к применению 242 средства дезинфекции из различных химических групп, отличающиеся физико-химическими свойствами (форма применения, растворимость, стабильность, наличие моющего действия, значение рН растворов и т.д.), специфической биологической (антимикробной) активностью, токсичностью, назначением, сферой применения. Для достижения противоэпидемического эффекта дезинфекционного мероприятия необходимо правильно выбрать дезинфицирующее средство, соответствующее поставленной задаче. Для этого медицинский персонал должен хорошо знать основные свойства и особенности конкретных дезинфицирующих средств. Анализ свойств современных дезинфицирующих средств, проведенный в соответствии с перечисленными критериями, показал, что для проведения дезинфекции поверхностей в помещениях ЛПУ пригодны, в первую очередь, средства, относящиеся к группе катионных ПАВ (четвертичные аммониевые соединения, третичные амины, производные гуанидинов) и композиции на их основе. Приемлемо применение хлорактивных и кислородактивных средств при наличии у них моющих свойств или при возможности добавления к ним моющих средств непосредственно перед их использованием. Дезинфицирующие средства из других химических групп по тем или иным причинам для обработки поверхностей в помещениях менее пригодны. Порядок проведения санитарной обработки поверхностей в помещениях (пол, стены, двери и др., жесткая мебель, поверхности аппаратов, приборов, оборудования и т.д.), необходимость использования моющих или дезинфицирующих средств, частота проведения обработок зависят от профиля ЛПУ и функционального назначения конкретного помещения. Наиболее жесткие требования предъявляются к санитарному состоянию и, соответственно, к проведению санитарной обработки, инфекционных, хирургических, акушерских стационаров, процедурных, перевязочных, смотровых, стоматологических кабинетов, отделений для больных с ослабленной иммунной системой и интенсивной терапии, детских отделений, где имеется наибольший риск возникновения ВБИ, обусловленный высокой степенью обсемененности объектов микроорганизмами или повышенной восприимчивостью к инфекциям находящегося в помещениях контингента. В помещениях ЛПУ любого профиля, в соответствии с действующими нормативными документами, два раза в сутки проводится влажная уборка с применением моющих или моюще-дезинфицирующих средств. Генеральная уборка операционного блока, перевязочных, родильных залов, процедурных кабинетов, манипуляционных, диагностических кабинетов и т.д. проводится 1 раз в неделю, в помещениях палат, кабинетов и т.д. - 1 раз в месяц, в помещениях инфекционных стационаров - 1 раз в 7-10 дней, в ванных комнатах, туалетах, подсобных и вспомогательных помещениях - 1 раз в 10-15 дней. Прежде, чем приступить к работе, медицинский персонал, проводящий обработку, должен внимательно изучить методические указания по применению выбранного конкретного средства, обращая внимание на спектр антимикробного действия (обеспечит ли средство гибель имеющегося на поверхностях микроорганизма), параметры токсичности (можно ли применять средство в присутствии больных, какие использовать меры предосторожности при работе с ним и т.д.), обладает ли средство моющим действием, а также имеющиеся характерные особенности средства. Растворы дезинфицирующих средств готовят в специальном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией или в вытяжном шкафу. Персонал, готовящий раствор, должен работать в спецодежде: халат, шапочка, марлевая повязка, резиновые перчатки, а если есть указания, то и респиратор определенной марки и защитные очки. Растворы дезинфицирующих средств готовят путем смешивания дезинфицирующего средства с водопроводной водой в специальной технической посуде (емкости). Если средство обладает коррозионной активностью (хлорактивные, кислородактивные средства), для рабочих растворов используют емкости из коррозионностойкого материала (пластик, стекло, эмаль без повреждения). Более удобны для применения градуированные емкости, позволяющие дозировать смешиваемые ингредиенты. Необходимое для приготовления рабочего раствора количество дезинфицирующего средства в виде порошка взвешивают на весах или пользуются специальными мерными ложками, которые прилагаются к упаковке средства. Дезинфицирующие средства в виде водных или спиртовых концентратов для приготовления раствора отмеряют с помощью мерного градуированного стакана, пипетки или шприца. Иногда дезинфицирующие средства выпускаются во флаконах с вмонтированной в них или съемной (в виде второй крышки-колпачка) мерной емкостью или в емкостях с насосом.
Информация о работе Отчет по медицинской практике в больнице