Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:41, курсовая работа
Цель:
Исследовать образ тела у больных шизофренией. Установить насколько они тестируют реальность.
Задачи:
Изучить понятие образа тела в рамках различных теорий
Дать полное и многогранное определение шизофрении как эндогенного психического заболевания
Установить связь между объектом и предметом изучения
С помощью методик, адаптированных к выявлению различных особенностей образа тела, опровергнуть или подтвердить выдвинутую гипотезу
Введение……………………………………………………………………….3
Литературный обзор………………………………………………………......4
Глава 1.Определение шизофрении …………………………………………………5
1.1.Исторический аспект……………………………………………………...7
1.2.Распространенность……………………………………………………….7
1.3.Систематика (классификация)……………………………………………7
1.4.Признаки и симптомы заболевания……………………………………..11
1.5.Клиническая картина болезни……………………………………………12
1.6.Особенности личности больных…………………………………………14
Глава 2.Образ тела……………………………………………………………..16
2.1.Телесность………………………………………………………………….17
2.2.Образ тела как психологический феномен……………………………….18
2.3.Телесный опыт……………………………………………………………..20
Глава 3. Образ тела в клинике шизофрении…………………………………..20
3.1. Телесные переживания больного шизофренией………………………….21
3.2. Проблема идентичности……………………………………………………22
3.2.1Я и тело……………………………………………………………………..22
3.2.2. Я и душа…………………………………………………………………...23
3.3. Образ внутреннего тела…………………………………………………….24
3.4. Деперсонализация и дереализация…………………………………………25
Глава 4.Эксперементальная часть………………………………………………26
4.1.Автопортет как форма самоописания ……………………………………..26
4.2.Проекция в рисунке……………………………………………………28
4.3.Проективная методика «Автопортрет………………………………..29
4.4.Применение методики на больных шизофренией…………………..29
4.5.Интерпретация рисунков; выводы……………………………………30
Заключение…………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………………32
3.3.Образ внутреннего тела
Изменения внутреннего "я" и схемы тела: здоровый человек характеризуется совершенно отчетливым сознанием своего "я", он ясно понимает, где кончается его организм и начинаются другие предметы. При взгляде на свою ладонь он знает, что это его лазонь. Даже сама постановка подобного вопроса шокирует здорового человека , который просто не представляет, что может быть как-то по-другому.
Однако это вполне могут вообразить себе многие больные шизофренией, у которых нарушено ощущение схемы тела. Подобные изменения часто ассоциируются с нарушениями чувственного восприятия. Такие изменения ощущения своего "я" могут колебаться в очень широком диапазоне-от небольших соматопсихических расстройств самовосприятия до невозможности отличить себя от другогго человека. Некоторые части телабольного иогутвнезапно начать жить своей собственной жизнью, словно они отделены от тела. Довольно часто больные шизофренией путают свой пол.
В шизофреническом опыте тела между тем, что мы привыкли считать Внешним, т.е. находящимся вне нас, за границами нашего тела, по отношению к чему мы имеем дистанции и разнообразные орудия защиты, и тем, что мы привыкли считать Внутренним, только моим телом, переживанием, страстью со всем множеством сопутствующих чувственных обертонов, которые окружают наше Я и без которых оно не может предаться разгулу желаний, не существует некой промежуточной пленки, а точнее, отсутствует кожная поверхность, отделяющая Внутреннее от Внешнего и хранящая их напряженное единство. Может быть, она существует, поскольку некоторые образы производятся, но она не отделяет тела, а, напротив, способствует их физическому смешению и взаимопроникновению.
3.3. Деперсонализация и дереализация
Деперсонализацию и дереализацию не относят к бредовым комплексам. Сущностью нарушения здесь является утрата чувства действительности: собственного тела при деперсонализации и окружающего мира - в случае дереализации. В случае же бреда происходит преобразование действительности в результате принятия иной структуры за действительную. Обсуждение здесь этих нарушений представляется уместным постольку, поскольку деперсонализация касается отношения к собственному телу, а проблема чувства действительности тесно связана с возникновением бреда.
Термин <деперсонализация> используется в тех случаях, когда больной сомневается в реальности собственного тела и одновременно у него возникает впечатление, что его тело изменилось, например, что у него разбухает голова, руки становятся толстыми и длинными, нос изменяет свою форму, а глаза выглядят странно. Термин же <дереализация> определяет нарушение чувства действительности в отношении окружающего мира: он становится нереальным, чем-то напоминает сновидение или фильм, производит впечатление театрального макета, иногда утрачивает свою трехмерность и становится плоским. Лучше всего это состояние иллюстрируется известным выражением, что надо ущипнуть себя, чтобы определить, сон это или явь.
Глава 4. Исследовательская часть
4.1.Автопортет как форма самоописания
По мнению О. Кандаурова,
автопортрет как форма самоописания начался с первых артификационных
акций, прошел стадию собственно художественных
произведений, и, наконец, вышел на уровень
фиксированного самосознания человеческого
индивида.
История автопортрета, по-видимому, восходит к пиктографическому письму. Когда необходимо было передать сообщение о себе, своих действиях, рисовали свой портрет, который узнавался другими при расшифровывании подобных сообщений.
В живописи и графике автопортрет как жанр занимает особое место, имеет длительную эволюцию и разнообразие форм. Некоторые художники чаще других обращаются к этому жанру, запечатлевая себя в разные периоды жизни, в различных ситуациях, иногда таких, которых не было в жизни, но которые являлись в воображении, или же изображают себя свидетелями тех или иных волнующих исторических событий. Другие художники весьма редко пишут автопортреты или не пишут вовсе, объясняя это сложностью жанра и т. д.
С художественной точки зрения основа работы над автопортретом — осмысление художником своего духовного склада, постижение своего характера, своих привязанностей и склонностей, своих достоинств и недостатков, своих воззрений на мир, человека, природу. Это долговременный процесс, он имеет свои законы развития, богатство и разнообразие форм. Автопортрет проецируется на изобразительную плоскость сквозь самокритичность, а момент, когда художник приступает к созданию автопортрета, является итогом самопознания, а не началом его. В психологическом смысле автопортрет создает (как и всякий портрет) магию мультипликации личности, а в случаях двух, трех и более произведений дает возможность проследить и линию судьбы.
4.2.Проекция в рисунке
Когда индивид пытается решить задачу "нарисовать человека", его побуждение к этому проистекает из нескольких источников. Реальные фигуры слишком различны по своим телесным характеристикам, чтобы они могли сами по себе давать спонтанное обобщение, объективное представление о человеке. В некоторый момент начинается процесс отбора, включающий идентификацию посредством проекции и интроекции. Индивид должен осознанно, а также, конечно, бессознательно использовать всю систему своих психологических возможностей. Тело или "Я" является наиболее важной отправной точкой любой деятельности. По мере того, как мы взрослеем, мы начинаем ассоциировать различные ощущения, восприятия и эмоции с определенными органами тела. Представление об органах тела, или восприятие собственной "схемы тела", как оно выработалось в ходе накопления личного опыта, должно каким-то образом направлять рисующего человека в том, что касается специфической структуры и содержания, составляющих основу изображаемого им "человека". Следовательно, рисование человека, включая проекцию "схемы тела", представляет собой естественное средство выражения телесных нужд и конфликтов человека, выполняющего этот рисунок. Успешная интерпретация рисунка базируется на гипотезе, что нарисованная фигура столь же интимно связана с индивидом, выполняющим рисунок, как и его походка, почерк или любые другие экспрессивные движения. Методика анализа личности, описанная в этой книге, представляет собой попытку воссоздать основные черты такой самопроекции.
Мы строим наш образ "Я", исходя из наших побуждений, нашего поведения и
реальности вокруг нас. Репрезентация образа тела в рисунках имеет тенденцию графически отражать любой конфликт, который мог быть пережит в любой из этих сфер. Образ тела меняется при психическом или физическом заболевании, при фрустрации и затруднениях адаптации. Структура модели тела в целом постепенно развивается по мере обогащения и интериоризации опыта. В целом более качественное и детализированное изображение головы по сравнению с телом в рисунках маленьких детей и деградирующих индивидов свидетельствует о том, что образ тела формируется постепенно, и что он уязвим перед лицом психического расстройства, конфликта или личностной дезорганизации. Движение и взаимодействие с внешним миром укрепляют образ тела. Те индивиды, которые из-за физической или психической болезни ограничены в движении или контактах с внешним миром и вынуждены довольствоваться в основном восприятиями и ощущениями, исходящими из их собственного тела, могут также проецировать экспрессию внутренней фантазийной активности, или, если им недостает активных фантазийных компенсаций, могут рисовать портрет пустого, выродившегося, и подчас глупого человека, сводя образ личности к простейшим и грубейшим основаниям. В целом можно сказать, что движение как выражение фантазии в рисунках имеет тенденцию к уменьшению с возрастом так же, как это происходит с реальной двигательной активностью индивида. Дети и молодые люди более, чем остальные, показывают движение в своих рисунках - как реальное функциональное движение, так и зародыш движения, относящийся к фантазийным разработкам. Для них также более естественны проекции социально-героических стереотипов.
Различные графические признаки слабого контакта с внешним миром и возрастающий уход в ось тела видны у дезадаптированных индивидов. Определенная степень соматической концентрации, интенсивного нарциссизма и ослабления контактных черт обнаруживается в большинстве рисунков невротиков или психотиков. Такие рисунки часто сочетают инфантильность с активной фантазией в форме хорошо развитой детализации в области тела, но руки не отделены от тела, глаза смотрят внутрь и рот часто представляется вогнутым, воспринимающим. Во многом жизнь и одушевленность фигуры может зависеть от завершенности изображения наряда и украшений при полном отсутствии гибкости фигуры. Застывшее или замороженное движение, когда интенция к движению ясна, но фигура находится в ловушке самосозерцания, падает на группу рисунков "слабо контактных" испытуемых.
4.3.Проективная методика «Автопортрет»
Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самоотношение, самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).
В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.
Инструкция: Нарисуйте свой портрет.
Материал: карандаш или ручка, лист бумаги 10x15 см.
4.4.Применение методики на больных шизофренией
Исследование проводилось на базе ТОКБ(Томская Областная Клиническая психиатрическая больница).
Обследовались лица женского пола, находящиеся на лечении в буйном отделении с диагнозом шизофрения в количестве 9 человек. Возраст испытуемых варьировал от 20 до 50 лет.
Применялся проективный рисуночный тест «Автопортрет», с целью выявления нарушений в образе тела.
4.5.Интерпретация рисунков; выводы
С помощью вышеописанной
методики у испытуемых были выявлены
некоторые проблемы в эмоциональной
сфере, также сложности с адаптацией.
Прослеживается тенденция к вытеснению
тех или иных состояний. Почти
у каждого участника эксперимен
У отдельных испытуемых в рисунке автопортрета были отмечены зоны конфликта (часть тела, которую испытуемый по определенным причинам вытесняет в сферу бессознательного), места, которые не нарисованы, либо нарисованы с сильным нажимом на карандаш. А, также частое стирание и перерисовывание.
Серьезных нарушений в образе тела не обнаружено.
Заключение:
Надо отметить, что гипотеза, поставленная в данной работе, не подтвердилась.
Возможно, в этом большую роль сыграли:
Приложения
Список литературы:
1 Н. Сарториус, (1983)