Образ тела у больных шизофренией

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель:
Исследовать образ тела у больных шизофренией. Установить насколько они тестируют реальность.
Задачи:
Изучить понятие образа тела в рамках различных теорий
Дать полное и многогранное определение шизофрении как эндогенного психического заболевания
Установить связь между объектом и предметом изучения
С помощью методик, адаптированных к выявлению различных особенностей образа тела, опровергнуть или подтвердить выдвинутую гипотезу

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

Литературный обзор………………………………………………………......4
Глава 1.Определение шизофрении …………………………………………………5
1.1.Исторический аспект……………………………………………………...7
1.2.Распространенность……………………………………………………….7
1.3.Систематика (классификация)……………………………………………7
1.4.Признаки и симптомы заболевания……………………………………..11
1.5.Клиническая картина болезни……………………………………………12
1.6.Особенности личности больных…………………………………………14

Глава 2.Образ тела……………………………………………………………..16
2.1.Телесность………………………………………………………………….17
2.2.Образ тела как психологический феномен……………………………….18
2.3.Телесный опыт……………………………………………………………..20

Глава 3. Образ тела в клинике шизофрении…………………………………..20
3.1. Телесные переживания больного шизофренией………………………….21
3.2. Проблема идентичности……………………………………………………22
3.2.1Я и тело……………………………………………………………………..22
3.2.2. Я и душа…………………………………………………………………...23
3.3. Образ внутреннего тела…………………………………………………….24
3.4. Деперсонализация и дереализация…………………………………………25

Глава 4.Эксперементальная часть………………………………………………26
4.1.Автопортет как форма самоописания ……………………………………..26
4.2.Проекция в рисунке……………………………………………………28
4.3.Проективная методика «Автопортрет………………………………..29
4.4.Применение методики на больных шизофренией…………………..29
4.5.Интерпретация рисунков; выводы……………………………………30

Заключение…………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………………32

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

 

2.1 Телесность

 Психология телесности  — одно из направлений клинической  психологии, находящееся на стыке  психологической, культурологической  и семиотической проблематики  и предполагающее расширение  закономерностей психического до  области телесного.

В процессе онтогенеза телесность, не переставая обладать своей природной сущностью, становится первым универсальным знаком и орудием человека. Свое субъективное существование телесность получает в системе интерацептивной категоризации, языка тела. Тело не является абсолютно "прозрачным" инструментом, полностью подчиненным сознанию, не всегда ограничивается ролью своеобразного "зонда" сознания, существуя для него (осознаваясь) лишь на уровне своих границ, отделяющих мир от субъекта. Тело характеризуется активностью и в онтогенезе требует своего освоения, постоянного приспособления к нему.

В случае патологии нарушается его нормальное функционирование, оно  начинает выступать для личности как объективированная реальность, имеющая определенное чувственное  содержание, "чувственную ткань". На первых этапах телесного восприятия используются преимущественно эмоционально-оценочные координаты, категории самочувствия (ощущения зыбки, неопределенны, лабильны, плохо локализованы). Благодаря первичному означению телесные ощущения превращаются в перцептивный образ, ядром которого является схема тела (телесные ощущения становятся конкретными, стабильными, локализованными, сравнимыми по степени интенсивности, модальности, могут быть вербализованы и соотнесены с культурными перцептивными и яыковыми эталонами). Специфические субъективные особенности категориальной сети налагают на интрацептивное восприятие соответствующие ограничения, что может служить источником искажений. Вторичное означение чувственная ткань получает через создание "концепции болезни": ощущения становятся симптомами, означающими болезнь и означенными ею. Значение болезни для заболевшего формируется через преломление ее субъективной картины в структуре его потребностей, мотивов, приобретая тем самым личностный смысл. Личностный смысл болезни (например, "неприемлемость" болезни или, напротив, ее "условная желательность" и приносимые ею вторичные выгоды) также может приводить к искажению интрацептивного восприятия.

Объективная (подчиняется  физическим закономерностям) и субъективная (подчиняется психологическим закономерностям) стороны заболевания и лечения совпадают лишь в предельной абстракции. Телесное интрацептивное ощущение следует рассматривать как сложную знаково-символическую структуру, а не как рефлекторное отражение натурального состояния, простое возбуждение интерорецепторов. По мнению экспертов ВОЗ одной из самых важных медицинских проблем ближайших десятилетий является невозможность эффективного лечения большого числа больных, обращающихся в учреждения медико-санитарной помощи с постоянными жалобами, которые трудно соотнести с тем или иным органическим поражением1.

 

2.2 Образ тела как психологический  феномен

В большинстве исследований образ тела рассматривается в  качестве одного из важнейших компонентов  самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.).

 В процессе развития  образ тела органически включается  во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая  идентификация, психологическое  время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности.

 Человек обычно  принимает свою личность как  нечто, само собой разумеющееся. Расщепление Я и тела принято  называть шизоидным отклонением,  которое лежит в основе проблемы  отождествления. В подобном переживании отсутствует чувствование собственного тела, и человек ощущает нереальность себя как телесной оболочки. Такой феномен известен как деперсонализация. Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только чувство отождествленности, но и сознательное понимание личности.

Отождествление, основанное на образах и ролях, рано или поздно перестает удовлетворять.

  Любопытно, что  среди типичных ситуаций, которые  могут вызвать коллапс шизоидной  структуры, наряду с такими  факторами, как бессонница, прием наркотических веществ, часто называется и подростковый возраст. Шизофрения первоначально называлась demencia praecox как раз потому, что она чаще всего развивается в подростковом возрасте.

Характерной особенностью подростков является повышенное внимание к своим особенностям, к тому, что отличает их от других или делает похожими на других. Особое внимание в этих сравнениях уделяется внешнему виду. Перестройка организма в течение пубертатного периода создает предпосылки для частого недовольства своей внешностью.

 Воспитываясь даже  в полной семье, в которой  для его развития созданы все  необходимые условия, ребенок  тем не менее сталкивается  с трудностями формирования положительного  образа своего тела.

 Термин "образ" - это символ и ментальные построения, которые противопоставлены реальности физического опыта. Нельзя сказать, что образы нереальны, но их реальность отлична от телесного феномена. Образ обретает реальность, когда объединяется с чувством или ощущением. Ментальное здоровье подразумевает, что образ совпадает с реальностью. В этом случае образ себя согласован с внешним видом тела и с чувствами.

 В социальной сфере  образ имеет как позитивный  аспект, так и негативный. Каждое  человеческое усилие достигает  цели благодаря присутствию образа желаемого.

 Образ бывает опасен  на социальном уровне, где его  функция открыто признается, и  при личном конфликте. Это заметно  в семье, где мужчина стремиться  исполнить свое представление  об отцовстве, противопоставляя  его потребностям ребенка. Ребенок, которого понуждают измениться, чтобы соответствовать бессознательному родительскому образу, утрачивает ощущение Я, чувство отождествленности и контакт с реальностью.

 

2.3.Телесный  опыт

Факт недоверия телу и отказа от него делает невозможным  осознание значимости телесного опыта. Между тем, «телесный опыт» - необходимая составляющая человеческого существования, условие его полноты и цельности. Это – непосредственный – чувственный опыт, начинающийся прежде всего с регистрации ощущений; опыт, без которого нет опыта рефлексии, «опыта привычной активности операционального опыта и опыта сотрудничества». Этот опыт является «одним из важнейших условий личностного развития и формирования субъективного отношения к своим субъективным возможностям и тем задачам, которые ставит перед нами окружение». Благодаря непосредственно чувственной практике расширяются возможности всех органов чувств; восполняется и увеличивается психический и общеэнергетический потенциал. Тело, как ничто иное, свидетельствует о необходимости иметь физическое здоровье, в особенности учитывая способность «физиологии» в случае болезней заслонять психологические проблемы.

 

Глава 3 Образ тела в клинике шизофрении

Полное отсутствие контакта с телом характерно для шизофрении. Вообще говоря, шизофреник не знает, кто он есть, а поскольку он не соприкасается с реальностью, то не может даже сформулировать такой вопрос. Шизоид знает, что у него есть тело, он способен ориентироваться во времени и пространстве. Но поскольку Я не отождествлено с телом и не воспринимает его как живое, человек чувствует, что мир и люди не имеют к нему отношения. Его сознательное ощущение отождествленности тоже не связано с тем, что он чувствует по поводу себя самого. У здорового человека такого конфликта нет, поскольку его Я идентифицировано с телом, а его знание об этом отождествлении следует из чувствования тела

 

3.1. Телесные переживания больного  шизофренией

Шизофреник не может  представлять, фантазировать, воображать или вспоминать что-либо, им переживаемое.  Естественные функции, относящиеся ко всякому сознательному акту, оказываются невосполнимо нарушенными. И здесь необходимо зафиксировать важный переход в трансцендентальном порядке представления шизофренического опыта тела. Поскольку отсутствует единство сознательного акта, а следовательно, нарушены и все необходимые процедуры символизации, связанные с ним, то мы должны признать в клинике шизо-переживаний превосходство физики. Шизофреническое тело есть тело, обретающее свой "образ" в неизменной длительности распада, оно абсолютно локально и поэтому физично. Шизофреник переживает свой телесный образ в терминах непосредственно физического воздействия. Если он говорит, что мое тело есть дерево (скала, замок или что-то другое), если он говорит, что слышит голоса, которые живут в нем, если он ощущает отсутствие своих органов (печени, головы или сердца), то это не символические операции, о которых он рассказывает нам, это — не "история", это повседневная физическая реальность его переживаний. Недаром же Фрейд очень точно подметил характернейшую черту шизофренической телесности: да, шизофреник обладает телом, но как бы телом-поверхностью, пробитой множеством дыр, дырчатой поверхностью. Дырчатая поверхность описывается в терминах непосредственных физических страданий. И все те измерения шизофренического тела, на которые нам указывает Делёз (тело-чемодан, тело раздробленное и тело диссоциированное), лишь подчеркивают все ту же физику шизофренических аффектов.

 

 

 

 

3.2. Проблема идентичности

3.2.1. Я и тело

Конфликт между телом  и Я может быть незначительным, но может быть и тяжким. Невротичное Я доминирует над телом, шизоидное Я отрицает тело, а шизофреническое — диссоциируется с ним. Невротичное Я боится иррациональной природы тела, пытаясь просто подчинить его. Когда телесный страх выражается паникой, Я начинает отрицать тело для того, чтобы выжить. Если страх тела перерастает в ужас, Я диссоциируется с ним, полностью отрывая личность от того, что порождает шизофреническое состояние. Отличия четко видны на примере того, как по-разному люди откликаются на сексуальные стремления. Для здорового человека секс — это выражение любви. Невротичное Я рассматривает секс как способ достижения или утверждения. Для шизоидного Я секс — это возможность получить физическую близость и тепло, от которых зависит живость. Шизофреническое Я, оторванное от тела, не находит смысла в сексуальном взаимодействии.

 Конфликт между  Я и телом порождает расщепление  личности, влияющее на все аспекты  существования и поведения. В  этой главе мы рассмотрим разделение  и противоречивость отождествлений шизоида и невротика, а о других проявлениях расщепления поговорим позже. В частности, речь пойдет о том, как возникает расщепление, какие факторы его вызывают, и какие техники подходят для того, чтобы оказать терапевтическую помощь в подобных случаях. Совершенно очевидно, что проблему расщепления нельзя разрешить, не улучшив состояния тела. Когда появляется живость, дыхание углубляется, тело становится более подвижным, возникают чувства, то есть реальность тела начинает управлять образом Я.

 В расщепленной  личности возникают два противоречивых  отождествления: в основе одного  образ Я, а другого — тело. Существуют определенные методы, помогающие изучить, каковы эти  отождествления. История пациента  и способы его действий расскажут  нам об Я-отождествлении. Наблюдение за внешним видом и движениями тела позволят увидеть телесное отождествление. Проективные техники, например рисование фигуры человека, предоставят важную информацию о том, какова личность пациента. И, наконец, в мыслях и чувствах он раскроет противоречивость своих точек зрения.

 

3.2.2. Душа и тело

Внутриличностный  конфликт «душа-тело» выражается в  диаметрально противоположных вариантах: либо в непринятии телесности, ее игнорировании, либо в преувеличенном к ней внимании. Но в том и другом случае тело воспринимается подростком как объект оценивания, как средство, мешающее или помогающее достичь цели.

 Суть первого  варианта может быть передана  следующим высказыванием: «Как  я с моими возвышенными чувствами,  мыслями и стремлениями, обладаю моим низменным телом». Тело воспринимается как нечто инородное, пугающее, мешающее и т. п.

 Для формирования  самоидентичности необходимо преодоление  дуализма души и тела, осознание  собственной телесности, ее принятие. От того, каким образом в результате подросткового периода будет простроена система «Душа-тело — мир» зависит успешность формирования самоидентичности. Тело — корка из жестко-разделяющей границы между Я и Миром должно превратиться в живое, соединяющее, чувствующее.

 Процессы  осознавания и формирования отношения  к внешним и внутренним компонентам  образа тела имеют свою логику. Осознавание внешних компонентов  образа тела происходит в процессе  взаимоприкосновения собственного  тела и тела другого, соотнесения  видимого собственного образа с эталонным. При формировании внешних компонентов образа тела человек как бы смотрит на себя глазами Другого и тело выступает как обьект оценивания: хорошее-плохое, красивое-некрасивое, устраивает-не устраивает, привлекательно-непривлекательно и т. п. В процессе развития кроме возможности смотреть на себя со стороны, появляется возможность чувствовать себя изнутри, углубляется контакт с самим собой, увеличивается осознаваемое внутреннее пространство. Отношение к себе и к своей собственной телесности становится менее объектным. Отношение становится субъектным, когда человек позволяет себе быть самим собой, принимая себя во всем многообразии с достоинствами и недостатками. Такое отношение свидетельствует о расширении сознания и увеличении его реалистичности. Телесность становится чувствующей, неотъемлемой частью "Я", безусловной ценностью.

 При шизофрении  наблюдается крайняя степень  разотождествления с собственным  телом. «Связка Я-тело — Другой  — Мир замещается иной: Я — Тело -Другой-Мир».

 Рассмотрение крайних, клинических случаев восприятия собственного тела дает возможность лучше понять оптимальный вариант, на который следует ориентироваться в развитии. При оптимальном варианте духовность и телесность воспринимаются как «две стороны одной медали», которой является "Я"; «Я есть тело». Телесная граница меняет свою плотность, проницаемость в зависимости от внутренних условий и внешних обстоятельств, регулирует уровень открытости, энергонаполненности. Целостность личности, телесная жизненность проявляется в жизненности движений. Если «механическое» движение, оторванное от чувств и личностных смыслов, ведет к переживанию усталости, истощает, а окружающими воспринимается как эмоционально невыразительное, душевно обедненное (т. к. таковым и является), то движение, выражающее жизненность, ей наполненное, увеличивает субъективное переживание жизненности, силы, радостности и являет окружающим личностные смыслы. Такое движение всегда привлекательно, т. к. встреча с другим "Я" завораживает.

Информация о работе Образ тела у больных шизофренией