Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:05, реферат

Краткое описание

Высшая нервная деятельность – сложная форма жизнедеятельности, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям окружающей среды. Понятия высшая нервная деятельность введено великим русским физиологом И.П. Павловым в связи с открытием условного рефлекса как новой, не известной до этого формы нервной деятельности.

Файлы: 1 файл

Невроз.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

2) Перенапряжение  силы нервных процессов (возбуждения)  при действии сверхсильных раздражителей,  большого числа раздражителей.

3) Перенапряжение  активного тормозного процесса  при удлинении действия тормозного раздражителя с 30 сек до 10 мин.

4) Перенапряжение  подвижности нервных процессов  – «сшибка» – столкновение  разнородных рефлексов (+) и (-). Звонок №1 (-) без еды и через  5 минут звонок №2 (+) – еда. Если  между звонками пауза 5 мин – все нормально, но если звонки следуют друг за другом – сталкиваются процессы возбуждения и торможения – основной прием получения неврозов.

Позднее Павлов разработал 3 модели неврозов,адекватных человеческим:

5) Столкновение  биологически противоположной деятельности «сшибка» вырабатывают условный пищевой рефлекс на раздражение кожи слабым электрическим током и затем увеличивают силу тока – боль и пища.

6) Переделка  динамического стереотипа условнорефлекторной  деятельности – группа раздражителей  различного знака друг за другом следуют в одинаковом порядке и с одинаковыми интервалами в 5 мин (М-метроном):

М 120 (+),

М 60 (-),

свет (+),

звук  №1 (+),

звук  №2 (-),

будильник (+)

Но при смене порядка подачи раздражителя или изменении времени подачи его легко возникает невроз. Деятельность человека всегда стереотипна, это проще и у большинства людей переделка жизненного стереотипа вызывает невроз.

7) Информационные  неврозы – от обилия жизненно  важной информации при недостатке  времени на ее полноценную  переработку: вырабатывают 4 сложных стереотипа условнорефлекторной деятельности у животных в камере 1 2 и по окончании соответствующего последнего сигнала животное 4 3 получает пищу в определенной кормушке из 4-х. Если промежутки времени между стереотипами большие – несколько часов – животное бежит точно к нужной кормушке, но при сближении времени стереотипов происходит срыв, ошибки, взрыв эмоций. Человек получает очень много жизненной информации и не успевает переработать ее → невроз в связи со срывом ВНД.

8) Даже фиксация животных в течение полугода в станке вызывала нарушения условнорефлекторной деятельности – ведь изымалось движение.

Оказалось, что возникновение неврозов зависит  от типа ВНД. Для слабого типа нервной  деятельности любое перенапряжение вызывает невроз. У безудержного нужно перенапрягать тормозные процессы (круг/эллипс), у инертного – нужно перенапрягать подвижность (сшибка), у уравновешенного получить невроз гораздо сложнее. И.П.Павлов считал неврозы следствием перенапряжения и срыва ВНД.

Так молодая семья живет вместе со свекровью и длительное время молодая жена не реагирует на замечания свекрови и все нормально. Но через несколько лет по пустяку взрыв эмоций – истерический невроз из-за многолетнего активного центрального торможения (опыт физиологического понимания).

И это  особенно важно для стариков –  переезд на новую квартиру, выход  на пенсию – ломка стереотипа.

Патогенез экспериментальных неврозов. Клиническая  картина почти всех форм неврозов включает в себя, как правило, нарушение  сна, вегетативно-висцеральные, преимущественно сердечно-сосудистые, расстройства. Это, естественно, направляет внимание исследователей, пытающихся найти локальный адрес невротических нарушений, к структурам лимбического или так называемого висцерального мозга, и прежде всего к эмоциогенным отделам гиппокампа, corpus amygdaloideum, гипоталамуса. В последнее время все чаще встречаются указания на важную роль в патогенезе неврозов структур лимбико-ретикулярного комплекса, с которым связана основная симптоматика болезни. Кроме того, общепризнано, что для развития невроза, помимо стресса, должна быть еще и генетически или прижизненно обусловленная предрасположенность. В связи с этим научно-техническую революцию с ее «информационными перегрузками» и пр.следует рассматривать не как причину, а как условия, астенизирующие нервную систему и тем самым предрасполагающие к развитию неврозов.

Нарушения условнорефлекторной деятельности после невротизирующих воздействий  были во всех случаях у всех животных, но выражадись они поразному: в виде увеличения латентных периодов и нарушения силовых отношений рефлексов с развитием фазовых состояний (уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная), снижения или выпадения условных рефлексов и т.п. Четко выявлялась завивисимость характера нарушений условнорефлекторной деятельности от типологических особенностей нервной системы. Нарушения эти были длительными и носили, особенно в начале болезни, волнообразный характер:периодическое улучшение без всякой видимой причины вновь сменялось ухудшением. Эти волнообразные изменения состояния ВНД ученые предлагают рассматривать не как проявление начинающейся болезни, а скорее как мобилизацию защитных сил организма. Изменения со стороны вегетативных функций наблюдались у всех животных и проявлялись по-разному у представителей разных типов ВНД.

Со стороны  эндокринной системы было показано, что введение гидрокортизона в среднетерапевтических  дозах у собак сильного типа НС повышает условные рефлексы, улучшает дифференцировку, тогда как у  собак слабого типа эти дозы ухудшают условнорефлекторную деятельность, снижая условные и безусловные рефлексы. Хроническое применение кортизона (как и АКТГ) приводит к длительным нарушениям ВНД у животных и после прекращения введения препаратов. Эти гормоны рассматриваются как непременные компоненты стрессовых реакций, они «запускаются» под влиянием адреналина, выделяемого при любых стрессовых ситуациях.Как правило, введение малых доз гормонов: тиреотропного, АКТГ, кортизона, половых гормонов, адреналина – оказывает стимулирующее действие на ВНД, а высокие дозы гормонов угнетают ее, нарушая условнорефлекторную деятельность.

На ЭКГ  у собак при экспериментальном  неврозе наряду с увеличением  ЧСС регистрировалась экстрасистолия, сглаженность или даже выпадение  зубца P, увеличение или двухфазность зубца T, увеличение зубца R.

На ЭЭГ  усиление тета – и альфа-частот во всех структурах.

Вообще  факторами, способствующими повышению  мозгового кровотока при эмоциональном  стрессе и усилению вегетативных реакций, могут быть катехоламины, выделяемые катехоламинергическими системами и надпочечниками. Известно, что с повышением артериального давления гематоэнцефалический барьер становится проницаемым для катехоламинов, которые увеличивают скорость метаболических процессов и мозговой ткани и повышают локальный мозговой кровоток (ЛМК).При невротических нарушениях, вызванных длительными стрессовыми воздействиями, происходит истощение катехоламиновых систем, что может привести к снижению интенсивности метаболических процессов и снижению ЛМК. Отмечены нарушения всех фаз сна – укорочение продолжительности глубоких фаз сна, увеличено число пробуждений – его дефектность и функциональная неполноценность. Были выявлены нейромедиаторные нарушения, были сосудистые и глионейрональные нарушения, указывающие на развитие в ЦНС гипоксии. Было выявлено снижение скорости локального кровотока в 2-3 раза.

Психопатологичесое  направление (основоположник Зигмунд  Фрейд) – в основе неврозов лежит  нарушение бессознательной психической  деятельности человека – инстинкты: любовь и агрессия. Фрейд выделил 3 уровня: бессознательный, подсознательный и уровень сознания. Фрейд считал источником неврозов подавление бессознательной деятельности, т.к. у человека она постоянно сдерживается уровнем сознания. Воспитание людей – это постоянное ограничение инстинкта и это (по Фрейду) ведет к неврозам. Инстинкт не может исчезнуть, и когда его подавляют – то он проявится искаженным – в виде невроза (по Павлову – «сшибка»). Фрейд предложил способ психоанализа:

1) анализ  поведения;

2) анализ  ошибочных действий человека;

3) свободное  изложение мыслей, которые приходят  в голову, когда человека о  чем-либо спрашивают – метод  свободных ассоциаций. Больного  нужно очистить от переживаний,  навязчивых мыслей.

Итак, причина  невроза – хронический психоэмоциональный стресс, связанный с перенапряжением ВНД – смыкание физиологического и психоэмоционального направления.

Схема патогенеза неврозов: психоэмоциональный стресс → стимуляция мозговой деятельности; стрессорные реакции → нарушение  интегративной деятельности (дезинтеграция нервной деятельности, нарушения поведения и сна) → нарушения вегетативной нервной деятельности, нейромедиаторной активности, эндокринной системы (симпатоадреналовые сдвиги, увеличение выработки дофамина, ваготонии, инсуллярные сдвиги) → нарушения метаболизма микроструктур и микроциркуляции → нарушения деятельности внутренних органов и соматической сферы. Формируется порочный круг – гипоксия мозга стимулирует психоэмоциональный стресс и стимулирует деятельность мозга.

У детей  неврозы характеризуются малой очерченностью, стертостью, большой изменчивостью клинических признаков. Отсутствуют классические формы, кроме истерических и фобических; преобладает двигательная расторможенность. Отсутствуют отчетливые жалобы со стороны ребенка и обилие их от окружающих. Есть основной симптом или синдром, определяющий особенности болезни (так называемый моносимптоматический невроз); изменение поведения и снижение успеваемости.

Неврозы у детей характеризуются наличием отчетливых предрасполагающих факторов, способствующих возникновению невроза, благоприятным течением и прогнозом. Они имеют следующие особенности: чем меньше возраст ребенка, тем меньшая дифференциация невроза, тем чаще его картина представлена преходящими невротическими реакциями. С возрастом картина невроза становится все более типичной, клинически более очерченной. Эмоциональные переживания ребенка фиксируются на деятельности внутренних оганов и систем. Детям свойственна также большая фиксация на конфликтной ситуации, что легко приводит к возникновению страха, например: страха темноты, одиночества, расстройства аппетита.

В преклонном возрасте имеет место та же картина  невроза, что и в детстве, однако с противоположной динамикой. 
 
 

Профилактика  неврозов:

1) прекращение  хронического действия стрессора – все перемелется;

2) наличие  высоких целей в жизни и  реальных возможностей для их  достижения;

3) создание  философии жизни – все умрем  – радуйся, пока живешь;

4) сделай  так, чтобы ближний полюбил  тебя как себя самого. 

Заключение 

     Учение  о высшей нервной деятельности - одно из величайших достижений современного естествознания: оно положило начало новой эпохе в развитии физиологии; имеет большое значение для медицины, так как полученные в эксперименте результаты послужили отправным пунктом физиологического анализа и патогенетического лечения (например, сном) некоторых заболеваний центральной нервной системы человека; для психологии, педагогики, кибернетики, бионики, научной организации труда и многих других отраслей практической деятельности человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

7. http://www.medkurs.ru/psychiatry/aperiodicities_maturity/section2753/17535.html

8. http://www.medkurs.ru/encyclopedia/n/section2345/12140.html 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План

    1. Введение

    Понятие о  высшей нервной деятельности

    II. Основная часть

1. Изменения высшей нервной деятельности при действии фармакологических препаратов и химических веществ.

2. Патологические изменения высшей нервной деятельности.

  • Неврастения
  • Неврозы навязчивых состояний
  • Истерия
  • Психастения

3. Невроз – хроническое нарушение высшей нервной деятельности

  • Классификация неврозов.
  • Этиология неврозов.
  • Вопросы патогенеза неврозов.
    1. Заключение
    2. Список литературы

Информация о работе Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы