Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:05, реферат
Высшая нервная деятельность – сложная форма жизнедеятельности, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление человека и высших животных к изменяющимся условиям окружающей среды. Понятия высшая нервная деятельность введено великим русским физиологом И.П. Павловым в связи с открытием условного рефлекса как новой, не известной до этого формы нервной деятельности.
Южно-Казахстанская
Государственная
Кафедра
нормальной и патологической физиологии
СРС
Тема:
Нарушения высшей нервной деятельности.
Неврозы.
Выполнила: ст. 311 гр. ФР Джурабекова Зилола
Проверила:
ст. преподаватель., к.м.н.
Понятие
о высшей нервной
деятельности
Высшая
нервная деятельность – сложная
форма жизнедеятельности, обеспечивающая
индивидуальное поведенческое приспособление
человека и высших животных к изменяющимся
условиям окружающей среды. Понятия высшая
нервная деятельность введено великим
русским физиологом И.П. Павловым в связи
с открытием условного рефлекса как новой,
не известной до этого формы нервной деятельности.
Изменения
высшей нервной деятельности
при действии фармакологических
препаратов и химических
веществ.
Различные химические вещества, меняя функциональное состояние корковых клеток и подкорковых образований головного мозга, значительно изменяют и высшую нервную деятельность. Обычно действие химических веществ на высшую нервную деятельность взрослого и ребенка характеризуется аналогичными изменениями, но у детей и подростков эти изменения всегда выражены ярче. Далеко не безобидными являются в этом отношении чай и кофе, содержащие кофеин. Это вещество в малых дозах усиливает корковый процесс возбуждения, а в больших — вызывает его угнетение и развитие запредельного торможения. Большие дозы кофеина вызывают также неблагоприятные изменения вегетативных функций.
Значительное влияние на высшую нервную деятельность оказывает никотин. В малых дозах он угнетает тормозной процесс и усиливает возбуждение, а в больших — угнетает и процессы возбуждения. У человека в результате длительного курения нарушается нормальное соотношение между процессами возбуждения и торможения и значительно снижается работоспособность корковых клеток.
Особенно разрушительное действие на высшую нервную деятельность оказывает употребление различных наркотических средств, в том числе и алкоголя. Их действие на высшую нервную деятельность имеет много общего, обычно первая фаза характеризуется ослаблением тормозных процессов, в результате чего начинает преобладать возбуждение. Это характеризуется повышением настроения и кратковременным увеличением работоспособности. Затем возбудительный процесс постепенно ослабляется и развивается тормозной, что часто приводит к наступлению тяжелого наркотического сна.
Патологические
изменения высшей
нервной деятельности.
К патологическим изменениям высшей нервной деятельности следует относить длительные хронические ее нарушения, которые могут быть связаны как с органическими структурными повреждениями нервных клеток, так и с функциональными расстройствами их деятельности.
Нарушения речи
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь бывает устная и письменная. В свою очередь устная речь бывает монологической и диалогической.
Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Устная и письменная речь обладают своими психологическими особенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время.
Внутренняя речь—это
внутренний беззвучный речевой процесс.
Она недоступна восприятию других людей
и, следовательно, не может быть средством
общения. Внутренняя речь—словесная оболочка
мышления. Внутренняя речь своеобразна.
Она очень сокращена, свернута, почти никогда
не существует в форме полных, развернутых
предложений. Часто целые фразы сокращаются
до одного слова (подлежащего или сказуемого).
Расстройства
речи известны с глубокой древности.
Без сомнения, болезни эти существуют
так же давно, как и человеческое
слово. Это достаточно распространенное
явление и среди детей, и среди
взрослых.
Этиология
Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:
Что происходит?
При наиболее серьезных
нарушениях речи страдает не только произношение
звуков, но и умение различать звуки
на слух. При этом ограничен активный
(используемый в речи) и пассивный
(тот, который ребенок воспринимает на
слух) словарь ребенка, возникают проблемы
с построением предложений и фраз. Все
эти нарушения, если их вовремя не исправить,
вызывают трудности общения с окружающими.
В дальнейшем они могут привести к развитию
у ребенка закомплексованности, мешая
ему учиться и в полной мере раскрывать
свои природные способности и возможности.
По степени
тяжести речевые нарушения
Алалия
— это полное или частичное отсутствие
речи у детей при хорошем физическом слухе,
обусловленное недоразвитием или поражением
речевых областей головного мозга. При
сенсорной алалии ребенок плохо понимает
чужую речь, причем, не распознает именно
звуки речи: слышит, что человек что-то
говорит, но не понимает, что именно. Это
сходно с тем, как мы не понимаем говорящих
на неизвестном нам иностранном языке.
При моторной алалии ребенок не может
овладеть языком (его звуками, словами,
грамматикой).
Дизартрия (анартрия)
— это нарушение произношения, возникающее
вследствие поражения нервной системы.
При дизартрии страдает не произношение
отдельных звуков, а вся речь. Ребенок
с дизартрией нечетко, смазанно произносит
звуки, голос у него тихий, слабый, или
напротив, чересчур резкий; ритм дыхания
нарушен; речь теряет свою плавность, темп
речи ненормально ускорен или чересчур
замедлен. Нередко у детей с дизартрией
нарушены мелкие движения кисти, они неловки
физически.
Дети со стертыми
формами дизартрии не выделяются
резко среди своих сверстников,
даже не всегда сразу обращают на себя
внимание. Однако у них имеются
некоторые особенности. Так, эти дети
нечетко говорят и плохо едят. Обычно они
не любят мясо, хлебные корочки, морковь,
твердое яблоко, так как им трудно жевать.
Немного пожевав, ребенок может держать
пищу за щекой, пока взрослые не сделают
ему замечание. Часто родители идут малышу
на уступки — дают мягкую пищу, лишь бы
поел. Тем самым они, не желая того, способствуют
задержке у ребенка развития движений
артикуляционного аппарата.
Дислалия
– это нарушения произношения различных
звуков, другое название этого типа нарушений
речи – косноязычие. Виды косноязычия
весьма разнообразны. Для обозначения
их обычно пользуются греческими названиями
тех звуков речи, произношение которых
нарушено: искаженное произнесение звука
«р» получило название ротацизма, звука
«л» – ламбдаизма, свистящих и шипящих
звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ»)
– сигмаизма (от греческих букв «ро», «ламбда»,
«сигма»). Если нарушено произнесение
всех согласных и звукосочетаний за исключением
«т», так что речь становится совсем непонятной,
то употребляют термин «тетизм» (от греческого
названия буквы «т» (тета)).
Заикание
— это нарушение темпа, ритма, плавности
речи, вызываемое судорогами, спазмами
в различных частях речевого аппарата.
При этом у ребёнка в речи наблюдаются
вынужденные остановки или повторения
отдельных звуков и слогов. Заикание чаще
всего возникает у детей в возрасте от
двух до пяти лет. Очень важно не пропустить
первые признаки заикания: ребёнок вдруг
внезапно замолкает, отказывается говорить.
Это состояние может длиться до нескольких
дней. В таком случае необходимо срочно
обратиться к врачу.
Нередко причиной
заикания становится испуг или длительная
психическая травма. Нарушения речи
в дошкольном возрасте, при отсутствии
коррекционной работы, неминуемо
приведут к проблемам в школе,
в частности, может развиться дисграфия
— нарушение письма, так называемое, косноязычие
в письме. Как правило, оно проявляется,
когда ребёнок начинает учиться читать
и писать. Причиной этого нарушения является
недоразвитие или нарушение фонематического
слуха. Кстати, проговаривание вслух всех
операций при написании буквы в нужной
последовательности – довольно действенное
средство для обучения ребенка правильно
мыслить о действии, то есть может быть
профилактикой возникновения графических
ошибок у младших школьников.
Нарушения
сна
Физиологическое
значение сна - это отдых тела, укрепление
моторных функций, памяти, закрепление
навыков. Нарушения сна вызывает
усталость, слабость, возбудимость, торможение
моторных функций, нарушение способности
концентрироваться.
Нарушения
сна разнообразны. В соответствии с Международной
классификацией заболеваний нарушения
сна классифицируют следующим образом:
Бессонница
- понятие, которое объединяет различные
состояния. Она означает неспособность
спать, несмотря на то, что обстоятельства
это позволяют. Во-первых, бессонница
- это нарушение ощущения продолжительности
сна, изменение глубины сна, нарушение
ощущения отдыха - человек чувствует себя
невыспавшимся, неотдохнувшим.
Сон поверхностный,
хрупкий, с частыми повторяющимися
пробуждениями в течение ночи.
Могут быть также трудности с засыпанием,
сон может вообще не наступить. Наконец,
при бессоннице могут быть и противоположные
нарушения - слишком раннее пробуждение,
невозможность заснуть снова. Нередко
наблюдается комбинация этих симптомов.
Бессонница в значительной степени снижает
качество жизни человека и влияет на его
работоспособность, что определяет медицинское
и социальное значение данной проблемы.
Человек, страдающий от бессонницы, сонлив
в течение дня, ему трудно сконцентрироваться
на ежедневной работе, снижается производительность
его труда. Со временем развивается психологический
дистресс - усталость, нервозность.
Для классификации
бессонницы можно использовать различные
подходы в зависимости от характера
расстройств, от этиопатогенеза.
В
зависимости от характера
расстройств
Информация о работе Нарушения высшей нервной деятельности. Неврозы