Контрольная работа по «Сестринскому делу в педиатрии с курсом здорового ребенка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

Недоношенные дети имеют своеобразное телосложение — относительно большая голова с преобладанием мозгового черепа, иногда — открытые черепные швы, малый и боковой роднички, низкое расположение пупочного кольца; слабое развитие подкожной жировой клетчатки. Для недоношенных характерно обильное пушковое оволосение (лануго), при значительной степени недоношенности — недоразвитие ногтей. Кости черепа податливы вследствие недостаточной минерализации, ушные раковины мягкие. У мальчиков яички не опущены в мошонку (у крайне незрелых детей мошонка вообще недоразвита); у девочек половая щель зияет вследствие недоразвития половых губ и относительной гипертрофии клитора. На основании внешнего осмотра ребенка можно сделать заключение о степени недоношенности (гестационном возрасте) по совокупности морфологических критериев, для чего разработаны оценочные таблицы этих признаков в баллах.

Оглавление

Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка. Особенности выживания, сестринский процесс…………………..3
Развитие ребенка в раннем онтогенезе. Факторы риска. Проведение дородового патронажа, его оценка. Определение группы риска, направленность. Сестринские мероприятия по профилактике и уменьшению влияния факторов риска на развитие ребенка в раннем онтогенезе………………………………13
Литература……………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Сестринское дело в педиатрии с курсол зд реб.docx

— 90.80 Кб (Скачать)

Основы развития переживания успеха-неуспеха в этот период связаны с дальнейшим установлением взаимосвязи с матерью на основе ее реакции на шевеление ребенка. Оформившийся в субъективном опыте ребенка «сенсорный мир материнских стимулов», представляющий собой основу будущего «внешнего населения», приобретает свойство подкреплять или не подкреплять переживания ребенка от своей собственной активности и субъективных переживаний, возникающих в результате соприкосновения со стенками матки, а позже тактильными и слуховыми ощущениями (от прикосновений матери и интонаций ее голоса). Это является аффективно-когнитивной основой антиципации поддержки или неподдержки своих состояний со стороны той части субъективного мира, которая не зависит от самого ребенка и при разделении после рождения «внутреннего и внешнего населения» и образования рабочей модели мира «Я — Другой» [Э, Эрик-сон, Д. Винникотт] перейдет на полюс «другой». Таким образом в отношении развития переживания успеха-неуспеха появляется основа тех структур, которые будут впоследствии включены в функции социума в формировании самооценки и мотивации достижений.

 Функции матери на  этом этапе состоят в естественном  продолжении ее функций на  предыдущем этапе. Особенностью  является необходимость стабильных  реакций матери на шевеление  ребенка и ее «аккомпанементе»  внешней стимуляции. Как показывают  исследования пренатального обучения, для образования устойчивой, ответной  реакции ребенка требуется длительная (4 — 6 недель) и одинаковая стимуляция  от матери. 
К концу беременности состояние женщины изменяется. Наряду с возрастанием страхов родов общей тревожности наблюдаются явное сужение интересов, акцентация на переживаниях и содержаниях любой деятельности, связанных с ребенком [P.M. Shereshewsky, L.J. Yarrow, В.И. Брутман, М.С. Радионова и др.].

Общее понижение всей активности к концу беременности затрагивает и эмоциональную сферу. В последние недели отмечается как бы эмоциональное отупение. Это защищает мать и ребенка от излишних стрессов, опасных в этот период, и вообще от лишних переживаний. Интересно, что если у человека отмечается возрастание тревожности, причем основной причиной оказывается ожидание неблагоприятных событий в родах и после них, то у высших приматов — повышение раздражительности по отношению к внешней стимуляции, в первую очередь в сфере общения. Такое состояние обеспечено физиологическими особенностями последней стадии беременности: общее расслабление костной и мышечной системы, понижение сензитивности к внешней стимуляции, резкое увеличение стимуляции от состояния организма, общая физическая усталость. Интерпретация этого состояния как тревоги связана исключительно с прогнозом будущих родов и должна рассматриваться как «приобретение» сознательного уровня развития. Адаптивные механизмы состояния конца беременности у животных обеспечивают меньший контакт с внешней средой и сородичами, уменьшают риск гиперстимуляции, опасной для преждевременных сокращений матки, а также способствуют нарастанию отрицательного отношения к взаимодействию с членами группы, что необходимо для возникновения агрессии к ним после родов (для защиты детеныша). Повышение активности в рамках комфортной сферы, связанное у некоторых млекопитающих и птиц с обустройством гнезда, не характерно для высших приматов, не строящих убежище для выращивания потомства. Однако появление сходного периода в третьем триместре беременности у женщин является очень интересным феноменом. Возможно, это способ «перевода» присущей приматам и другим групповым млекопитающим повышения раздражительности по отношению к членам группы в более приемлемое русло, так как у человека существует наравне с этим противоположная тенденция усиления зависимости женщины от членов сообщества, предполагающая, напротив, интенсификацию общения. Это можно рассматривать как Вариант «смещенной активности». Содержательная заполненность этого периода у человека характеризуется направлением активности на подготовку к послеродовому периоду. Традиционное оформление этой активности женщины будет рассмотрено в следующей главе. 
Таким образом, функции матери в этот период Состоят в стабилизации ее положительного отношения к стимуляции от ребенка, ограничении внешней по отношению к интересам материнства жизни и опять же подчинении своим собственным состояниям.

    1. Факторы риска.

Факторы риска (в психологии развития) [лат. factor — делающий, производящий] — понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка. В отличие от однозначно вредоносных воздействий, Ф. р. — это такие условия, опасное действие которых носит вероятностный характер, т. е. означает не неизбежность, а лишь более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. В зависимости от степени ее вероятности выделяют факторы высокого, умеренного и низкого риска.

В зависимости от теоретических позиций авторов, наметилось несколько классификаций Ф. р. Например, выделяются:

(1) экзогенно-биологические  факторы (нарушения в протекании  беременности, родовые травмы, тяжелые  соматические заболевания и т. п.);

(2) эндогенно-биологические  факторы (хромосомные и генные  дефекты, различные формы дизонтогенеза);

(3) социально-психологические  факторы (психическая депривация, неправильное  воспитание в семье, психические  травмы и др.) (В.В. Ковалев).

Е.И. Казаковой указывает три основных группы Ф. р.: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

 По В.Е. Логуновой, Ф. р. делятся на:

(1) медико-биологические (нарушения  здоровья, врожденные свойства, отклонения  в психическом и физическом  развитии и т. д.);

(2) социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, воровство, драки, попытки суицида, употребление  спиртных напитков, наркотиков и  т. д.);

(3) психологические (неприятие  себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех  в социальной адаптации, трудности  общения, взаимодействия со сверстниками  и взрослыми и т. д.);

(4) педагогические (несоответствие  содержания программ и условий  обучения детей их психофизиологическим  особенностям, преобладание отрицательных  оценок и т. д.). Ф. р. подразделяются и в зависимости от времени воздействия на развивающийся организм: факторы внутриутробного периода, перинатального периода, новорожденности, младенчества, раннего детства и т. д.

 

 Факторы риска заболеваемости детей

А. Факторы риска нарушения состояния здоровья в период социальной адаптации и риска повышенной заболеваемости ОРВИ:

1) возраст матери свыше 30 лет;

2) вредные привычки матери;

3) экстрагенитальная патология матери;

4) патология беременности и родов;

5) токсоплазмоз и другие латентные инфекции у матери и плода;

6) острые инфекции матери в конце беременности и во время родов;

7) асфиксия новорожденного;

8) недонашивание;

9) крупновесный плод;

10) неудовлетворительные бытовые условия;

11) III, IV, V группы здоровья ребенка.

Б. Факторы риска развития патологии:

1) вредные привычки матери;

2) экстрагенитальная патология матери;

3) ОРВИ и другие бактериальные инфекции, особенно перенесенные в конце беременности и в родах;

4) умственная отсталость матери;

5) выкидыши в анамнезе, мертворождения, многоплодная беременность, бесплодие;

6) профессиональные вредности;

7) возраст матери до 16 лет и старше 40 лет;

8) патология беременности и родов;

9) узкий таз;

10) токсикоз первой половины беременности;

11) многоводие;

12) патология плаценты;

13) внутриутробная гипоксия плода;

14) 4-я беременность и более;

15) период между предыдущими и настоящими родами 1 год и менее;

16) слабость родовой деятельности;

17) преждевременная отслойка плаценты;

18) применение акушерских методов родов;

19) обвитие пуповины;

20) иммунологическая несовместимость крови матери и плода;

21) недонашивание;

22) асфиксия новорожденного;

23) масса тела ребенка 4 кг и более;

24) дети с уровнем стигматизации 5 баллов и более.

В. Новорожденные группы социального риска:

1) дети из социальнонеблагополучных семей;

2) дети из неполных семей;

3) дети из многодетных семей;

4) дети из семей с низким уровнем материальной обеспеченности;

5) дети, родители которых студенты.

 

 

 

 
2.3. Проведение дородового патронажа

После взятия беременной на учет в женской консультации сведения передаются по телефону в детскую поликлинику и фиксируются в специальном журнале.

Дородовой патронаж осуществляет участковая акушерка в обязательном порядке дважды при: взятии на учет и перед родами и, кроме того, проводится по мере необходимости (для вызова беременной к врачу, контроля назначенною режима и т.п.). 
Послеродовой патронаж осуществляется в течение первых 3-х дней после выписки из родильного дома. Родильницу посещают работники консультации - врач (при патологических родах) или акушерка (при нормальных родах). Для обеспечения своевременного послеродового патронажа консультация должна иметь постоянную связь с акушерскими стационарами.

Своевременная госпитализация женщины в течение беременности и до родов. При возникновении показаний экстренная ими плановая госпитализация беременной является одной из главных задач врача женской консультации. Своевременная госпитализация может снизить перинатальную смертность в 8 раз по сравнению с группой женщин, подлежащих стационарному лечению, но своевременно не госпитализированных. 
Наблюдениe беременных должны осуществлять в следующие сроки и черную половину беременности — 1 раз в месяц; с 20 до 28 недель - 2 раза в месяц; с 28 до 40 недель:— 1 раз в неделю (10-12 раз за время беременности). При выявлении соматической или акушерский патологии частота посещений возрастает. При неявке женщины к врачу в течение 2 дней после очередного срока необходимо провести патронаж и добиться регулярного посещения консультации.

Беременные, инфицированные BИЧ, наблюдаются врачом акушером-гинекологом женской консультации совместно с врачом-инфекционистом, который назначает курсы соответствующей терапии по согласованию с территориальным центром по профилактике и борьбе со СПИДом и определяет стационар для родоразрешения. 
Физиопсихопрофилактическая подготовка к родам 100% беременных. Занятия в «Школе матерей». 100% охват мужей беременных женщин занятиями в «Школе отцов».

Первый дородовой патронаж к беременной женщине осуществляет участковая медицинская сестра детской поликлиники. Цель патронажа – собрать анамнез и провести инструктаж будущей матери.

При сборе анамнеза необходимо обратить внимание на 3 группы факторов пренатального риска:

1)социально-биологические;

2)акушерско-гинекологические (включая осложнения беременности  и состояние плода);

3)экстрагенитальные  заболевания матери.

Для оценки степени риска используют шкалу значимости пренатальных факторов риска.

К группе высокого риска относятся беременные женщины с суммарной оценкой пренатальных факторов риска 10 баллов и выше, среднего риска – 5–9 баллов, низкого – до 4 баллов. С течением времени группа низкого риска, как правило, к родам уменьшается, а среднего и высокого – увеличивается. Необходимо также обратить внимание на наследственность, морально-психологический климат в семье, выяснить, желанна или случайна данная беременность.

Инструктаж касается вопросов здорового образа жизни и возможности снижения выявленных факторов риска. Медицинская сестра приглашает будущих родителей в «Школу молодой матери», которая действует в отделении здорового ребенка.

Полученные сведения и данные рекомендации тщательно регистрируются в истории развития ребенка (ф. №112) под заголовком «Первый дородовой патронаж». Участковый врач знакомится с результатами патронажа, при необходимости посещает беременную женщину на дому.

Второй дородовой патронаж проводится на 31-38-й неделе беременности участковой медицинской сестрой. Основные его цели – проверка выполнения данных ранее рекомендаций, повторная оценка факторов риска и подготовка к послеродовому периоду.

При сборе анамнеза медицинская сестра повторно оценивает факторы пренатального риска, уточняет сведения о наследственности и морально-психологическом климате в семье, готовности к воспитанию ребенка.

Инструктаж включает такие вопросы, как:

1)грудное вскармливание (преимущества перед искусственным  вскармливанием);

2)организация зоны  для обслуживания ребенка;

3)приобретение приданого  для новорожденного;

4)приобретение аптечки  для матери и ребенка, в которой  должны быть: стерильная вата  и бинты, детская присыпка и  крем, калия перманганат, 5%-ный раствор  йода, фурацилин в таблетках, вазелиновое  масло, 1%-ный водный раствор бриллиантового  зеленого, резиновая грелка, детская  клизма №3, газоотводная трубка, термометр для измерения температуры  тела и водяной термометр, пипетки;

5)информация о  телефонах поликлиники и педиатрической  неотложной помощи;

6)беседы с будущей  мамой и другими членами семьи, подготавливающие к рождению  ребенка.

 

    1. Определение группы риска, направленности.

Течение раннего онтогенеза включает сведения об антенатальном (раздельно о течение 1-й и 2-й половины беременности), интранатальном, раннем неонатальном, неонатальном и постнатальном периодах развития ребенка, полученные из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, а также бесед с родителями (табл. 4).

Информация о работе Контрольная работа по «Сестринскому делу в педиатрии с курсом здорового ребенка»