Основы развития переживания
успеха-неуспеха в этот период связаны
с дальнейшим установлением взаимосвязи
с матерью на основе ее реакции на шевеление
ребенка. Оформившийся в субъективном
опыте ребенка «сенсорный мир материнских
стимулов», представляющий собой основу
будущего «внешнего населения», приобретает
свойство подкреплять или не подкреплять
переживания ребенка от своей собственной
активности и субъективных переживаний,
возникающих в результате соприкосновения
со стенками матки, а позже тактильными
и слуховыми ощущениями (от прикосновений
матери и интонаций ее голоса). Это является
аффективно-когнитивной основой антиципации
поддержки или неподдержки своих состояний
со стороны той части субъективного мира,
которая не зависит от самого ребенка
и при разделении после рождения «внутреннего
и внешнего населения» и образования рабочей
модели мира «Я — Другой» [Э, Эрик-сон,
Д. Винникотт] перейдет на полюс «другой».
Таким образом в отношении развития переживания
успеха-неуспеха появляется основа тех
структур, которые будут впоследствии
включены в функции социума в формировании
самооценки и мотивации достижений.
Функции матери на
этом этапе состоят в естественном
продолжении ее функций на
предыдущем этапе. Особенностью
является необходимость стабильных
реакций матери на шевеление
ребенка и ее «аккомпанементе»
внешней стимуляции. Как показывают
исследования пренатального обучения,
для образования устойчивой, ответной
реакции ребенка требуется длительная
(4 — 6 недель) и одинаковая стимуляция
от матери.
К концу беременности состояние женщины
изменяется. Наряду с возрастанием страхов
родов общей тревожности наблюдаются
явное сужение интересов, акцентация на
переживаниях и содержаниях любой деятельности,
связанных с ребенком [P.M. Shereshewsky, L.J. Yarrow,
В.И. Брутман, М.С. Радионова и др.].
Общее понижение
всей активности к концу беременности
затрагивает и эмоциональную сферу. В
последние недели отмечается как бы эмоциональное
отупение. Это защищает мать и ребенка
от излишних стрессов, опасных в этот период,
и вообще от лишних переживаний. Интересно,
что если у человека отмечается возрастание
тревожности, причем основной причиной
оказывается ожидание неблагоприятных
событий в родах и после них, то у высших
приматов — повышение раздражительности
по отношению к внешней стимуляции, в первую
очередь в сфере общения. Такое состояние обеспечено
физиологическими особенностями последней
стадии беременности: общее расслабление
костной и мышечной системы, понижение
сензитивности к внешней стимуляции, резкое
увеличение стимуляции от состояния организма,
общая физическая усталость. Интерпретация
этого состояния как тревоги связана исключительно
с прогнозом будущих родов и должна рассматриваться
как «приобретение» сознательного уровня
развития. Адаптивные механизмы состояния
конца беременности у животных обеспечивают
меньший контакт с внешней средой и сородичами,
уменьшают риск гиперстимуляции, опасной
для преждевременных сокращений матки,
а также способствуют нарастанию отрицательного
отношения к взаимодействию с членами
группы, что необходимо для возникновения
агрессии к ним после родов (для защиты
детеныша). Повышение активности в рамках
комфортной сферы, связанное у некоторых
млекопитающих и птиц с обустройством
гнезда, не характерно для высших приматов,
не строящих убежище для выращивания потомства.
Однако появление сходного периода в третьем
триместре беременности у женщин является
очень интересным феноменом. Возможно,
это способ «перевода» присущей приматам
и другим групповым млекопитающим повышения
раздражительности по отношению к членам
группы в более приемлемое русло, так как
у человека существует наравне с этим
противоположная тенденция усиления зависимости
женщины от членов сообщества, предполагающая,
напротив, интенсификацию общения. Это
можно рассматривать как Вариант «смещенной
активности». Содержательная заполненность
этого периода у человека характеризуется
направлением активности на подготовку
к послеродовому периоду. Традиционное
оформление этой активности женщины будет
рассмотрено в следующей главе.
Таким образом, функции матери в этот период
Состоят в стабилизации ее положительного
отношения к стимуляции от ребенка, ограничении
внешней по отношению к интересам материнства
жизни и опять же подчинении своим собственным
состояниям.
- Факторы риска.
Факторы риска (в психологии развития) [лат.
factor — делающий, производящий] — понятие,
обозначающее широкий круг условий, способных
оказывать неблагоприятное влияние на
психическое развитие ребенка. В отличие
от однозначно вредоносных воздействий,
Ф. р. — это такие условия, опасное действие
которых носит вероятностный характер,
т. е. означает не неизбежность, а лишь более
или менее вероятную угрозу возникновения
отрицательных последствий. В зависимости
от степени ее вероятности выделяют факторы
высокого, умеренного и низкого риска.
В зависимости от теоретических
позиций авторов, наметилось несколько
классификаций Ф. р. Например, выделяются:
(1) экзогенно-биологические
факторы (нарушения в протекании
беременности, родовые травмы, тяжелые
соматические заболевания и т. п.);
(2) эндогенно-биологические
факторы (хромосомные и генные
дефекты, различные формы дизонтогенеза);
(3) социально-психологические
факторы (психическая депривация, неправильное
воспитание в семье, психические
травмы и др.) (В.В. Ковалев).
Е.И. Казаковой указывает три
основных группы Ф. р.: психофизические,
социальные и педагогические (как особый
вид социальных).
По В.Е. Логуновой, Ф. р.
делятся на:
(1) медико-биологические (нарушения
здоровья, врожденные свойства, отклонения
в психическом и физическом
развитии и т. д.);
(2) социально-экономические
(многодетные и неполные семьи,
несовершеннолетние родители, воровство,
драки, попытки суицида, употребление
спиртных напитков, наркотиков и
т. д.);
(3) психологические (неприятие
себя, эмоциональная неустойчивость,
неуспех в деятельности, неуспех
в социальной адаптации, трудности
общения, взаимодействия со сверстниками
и взрослыми и т. д.);
(4) педагогические (несоответствие
содержания программ и условий
обучения детей их психофизиологическим
особенностям, преобладание отрицательных
оценок и т. д.). Ф. р. подразделяются
и в зависимости от времени воздействия
на развивающийся организм: факторы внутриутробного
периода, перинатального периода, новорожденности,
младенчества, раннего детства и т. д.
Факторы риска заболеваемости
детей
А. Факторы риска нарушения
состояния здоровья в период социальной
адаптации и риска повышенной заболеваемости
ОРВИ:
1) возраст матери свыше 30 лет;
2) вредные привычки матери;
3) экстрагенитальная патология матери;
4) патология беременности и родов;
5) токсоплазмоз и другие латентные инфекции
у матери и плода;
6) острые инфекции матери в конце беременности
и во время родов;
7) асфиксия новорожденного;
8) недонашивание;
9) крупновесный плод;
10) неудовлетворительные бытовые условия;
11) III, IV, V группы здоровья ребенка.
Б. Факторы риска развития
патологии:
1) вредные привычки матери;
2) экстрагенитальная патология матери;
3) ОРВИ и другие бактериальные инфекции,
особенно перенесенные в конце беременности
и в родах;
4) умственная отсталость матери;
5) выкидыши в анамнезе, мертворождения,
многоплодная беременность, бесплодие;
6) профессиональные вредности;
7) возраст матери до 16 лет и старше 40 лет;
8) патология беременности и родов;
9) узкий таз;
10) токсикоз первой половины беременности;
11) многоводие;
12) патология плаценты;
13) внутриутробная гипоксия плода;
14) 4-я беременность и более;
15) период между предыдущими и настоящими
родами 1 год и менее;
16) слабость родовой деятельности;
17) преждевременная отслойка плаценты;
18) применение акушерских методов родов;
19) обвитие пуповины;
20) иммунологическая несовместимость
крови матери и плода;
21) недонашивание;
22) асфиксия новорожденного;
23) масса тела ребенка 4 кг и более;
24) дети с уровнем стигматизации 5 баллов
и более.
В. Новорожденные группы социального
риска:
1) дети из социальнонеблагополучных семей;
2) дети из неполных семей;
3) дети из многодетных семей;
4) дети из семей с низким уровнем материальной
обеспеченности;
5) дети, родители которых студенты.
2.3. Проведение дородового
патронажа
После взятия беременной
на учет в женской консультации сведения
передаются по телефону в детскую поликлинику
и фиксируются в специальном журнале.
Дородовой патронаж осуществляет
участковая акушерка в обязательном порядке
дважды при: взятии на учет и перед родами
и, кроме того, проводится по мере необходимости
(для вызова беременной к врачу, контроля
назначенною режима и т.п.).
Послеродовой патронаж осуществляется
в течение первых 3-х дней после выписки
из родильного дома. Родильницу посещают
работники консультации - врач (при патологических
родах) или акушерка (при нормальных родах).
Для обеспечения своевременного послеродового
патронажа консультация должна иметь
постоянную связь с акушерскими стационарами.
Своевременная госпитализация
женщины в течение беременности и до родов.
При возникновении показаний экстренная
ими плановая госпитализация беременной
является одной из главных задач врача
женской консультации. Своевременная
госпитализация может снизить перинатальную
смертность в 8 раз по сравнению с группой
женщин, подлежащих стационарному лечению,
но своевременно не госпитализированных.
Наблюдениe беременных должны осуществлять
в следующие сроки и черную половину беременности
— 1 раз в месяц; с 20 до 28 недель - 2 раза
в месяц; с 28 до 40 недель:— 1 раз в неделю
(10-12 раз за время беременности). При выявлении
соматической или акушерский патологии
частота посещений возрастает. При неявке
женщины к врачу в течение 2 дней после
очередного срока необходимо провести
патронаж и добиться регулярного посещения
консультации.
Беременные, инфицированные
BИЧ, наблюдаются врачом акушером-гинекологом
женской консультации совместно с врачом-инфекционистом,
который назначает курсы соответствующей
терапии по согласованию с территориальным
центром по профилактике и борьбе со СПИДом
и определяет стационар для родоразрешения.
Физиопсихопрофилактическая подготовка
к родам 100% беременных. Занятия в «Школе
матерей». 100% охват мужей беременных женщин
занятиями в «Школе отцов».
Первый дородовой
патронаж к беременной женщине
осуществляет участковая медицинская
сестра детской поликлиники. Цель патронажа
– собрать анамнез и провести инструктаж
будущей матери.
При сборе анамнеза
необходимо обратить внимание на 3 группы
факторов пренатального риска:
1)социально-биологические;
2)акушерско-гинекологические
(включая осложнения беременности
и состояние плода);
3)экстрагенитальные
заболевания матери.
Для оценки степени
риска используют шкалу значимости пренатальных
факторов риска.
К группе высокого
риска относятся беременные женщины с
суммарной оценкой пренатальных факторов
риска 10 баллов и выше, среднего риска
– 5–9 баллов, низкого – до 4 баллов. С течением
времени группа низкого риска, как правило,
к родам уменьшается, а среднего и высокого
– увеличивается. Необходимо также обратить
внимание на наследственность, морально-психологический
климат в семье, выяснить, желанна или
случайна данная беременность.
Инструктаж касается
вопросов здорового образа жизни и возможности
снижения выявленных факторов риска. Медицинская
сестра приглашает будущих родителей
в «Школу молодой матери», которая действует
в отделении здорового ребенка.
Полученные сведения
и данные рекомендации тщательно регистрируются
в истории развития ребенка (ф. №112) под
заголовком «Первый дородовой патронаж».
Участковый врач знакомится с результатами
патронажа, при необходимости посещает
беременную женщину на дому.
Второй дородовой патронаж
проводится на 31-38-й неделе беременности
участковой медицинской сестрой. Основные
его цели – проверка выполнения данных
ранее рекомендаций, повторная оценка
факторов риска и подготовка к послеродовому
периоду.
При сборе анамнеза
медицинская сестра повторно оценивает
факторы пренатального риска, уточняет
сведения о наследственности и морально-психологическом
климате в семье, готовности к воспитанию
ребенка.
Инструктаж включает
такие вопросы, как:
1)грудное вскармливание
(преимущества перед искусственным
вскармливанием);
2)организация зоны
для обслуживания ребенка;
3)приобретение приданого
для новорожденного;
4)приобретение аптечки
для матери и ребенка, в которой
должны быть: стерильная вата
и бинты, детская присыпка и
крем, калия перманганат, 5%-ный раствор
йода, фурацилин в таблетках, вазелиновое
масло, 1%-ный водный раствор бриллиантового
зеленого, резиновая грелка, детская
клизма №3, газоотводная трубка,
термометр для измерения температуры
тела и водяной термометр, пипетки;
5)информация о
телефонах поликлиники и педиатрической
неотложной помощи;
6)беседы с будущей
мамой и другими членами семьи,
подготавливающие к рождению
ребенка.
- Определение группы
риска, направленности.
Течение раннего онтогенеза включает
сведения об антенатальном (раздельно
о течение 1-й и 2-й половины беременности),
интранатальном, раннем неонатальном,
неонатальном и постнатальном периодах
развития ребенка, полученные из выписок
родильного дома и других медицинских
учреждений, а также бесед с родителями
(табл. 4).