Контрольная работа по «Сестринскому делу в педиатрии с курсом здорового ребенка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

Недоношенные дети имеют своеобразное телосложение — относительно большая голова с преобладанием мозгового черепа, иногда — открытые черепные швы, малый и боковой роднички, низкое расположение пупочного кольца; слабое развитие подкожной жировой клетчатки. Для недоношенных характерно обильное пушковое оволосение (лануго), при значительной степени недоношенности — недоразвитие ногтей. Кости черепа податливы вследствие недостаточной минерализации, ушные раковины мягкие. У мальчиков яички не опущены в мошонку (у крайне незрелых детей мошонка вообще недоразвита); у девочек половая щель зияет вследствие недоразвития половых губ и относительной гипертрофии клитора. На основании внешнего осмотра ребенка можно сделать заключение о степени недоношенности (гестационном возрасте) по совокупности морфологических критериев, для чего разработаны оценочные таблицы этих признаков в баллах.

Оглавление

Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка. Особенности выживания, сестринский процесс…………………..3
Развитие ребенка в раннем онтогенезе. Факторы риска. Проведение дородового патронажа, его оценка. Определение группы риска, направленность. Сестринские мероприятия по профилактике и уменьшению влияния факторов риска на развитие ребенка в раннем онтогенезе………………………………13
Литература……………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Сестринское дело в педиатрии с курсол зд реб.docx

— 90.80 Кб (Скачать)

Крайне незрелые и находящиеся в тяжелом состоянии дети обычно в первые 24—48 ч жизни получают только парентеральное питание.

Оптимальная пища для недоношенного ребенка — материнское нативное грудное молоко. При отсутствии молока у матери используют пастеризованное донорское грудное молоко (нагревают до 68—70°С в течение 30 мин), так как пастеризация меньше, чем стерилизация, денатурирует белки молока, но все же частично разрушает его защитные факторы. Поэтому в крупных клиниках создаются банки грудного молока — сцеженное грудное молоко подвергают пастеризации в щадящем режиме (62,5 "С в течение 30 мин) и затем замораживают при температуре -18...-20 °С. Замороженное грудное молоко можно хранить в течение 3 мес.

Недоношенных детей с достаточно сформированным сосательным рефлексом, без тяжелой патологии обычно вскармливают из бутылочки в течение 1—2 нед (иногда чередуют прикладывания к груди и сосание из бутылочки); незрелым и тяжелобольным детям молоко вводят через назогастральный зонд иногда до конца 1-го — начала 2-го месяца жизни. По мере улучшения общего состояния часть кормлений через зонд заменяют кормлением из соски. Прикладывание к груди недоношенного ребенка осуществляют по индивидуальным показаниям, при активном сосании и массе тела 1800-2000 г.

Частоту кормлений также подбирают индивидуально. Для детей, вскармливаемых через зонд, возможны 2 варианта кормления: дробное порционное (7 или 10 раз в сутки, с 6-часовым ночным перерывом) или пролонгированное введение молока с помощью шприце-вых насосов (введение порции молока в течение 2—3 ч, обычно 5—6 раз в сутки с небольшими перерывами). Последний способ вскармливания особенно показан детям с синдромом срыгиваний, с явлениями частичного пареза кишечника или с дыхательной недостаточностью, а также при необходимости увеличения калорийности пищи маловесным и гипотрофичным детям.

В связи с тем, что в первые дни после рождения емкость желудка у недоношенных детей мала, объем одного кормления в 1-е сутки составляет 5—10 мл, на 2-е — 10—15 мл, на 3-й — 15—20 мл.

Расчет питания недоношенным детям необходимо проводить по калорийности. В первые 3—5 дней ребенок получает 30—60 ккал/кг в сутки, к 7—8-му дню — 60—80 ккал/кг, к концу 1-го месяца — 135—140 ккал/кг. С двухмесячного возраста детям, родившимся с массой тела более 1500 г, калорийность снижают до 130—135 ккал/кг; маловесным детям калорийность сохраняют на уровне 140 ккал/кг до 3 мес.

Суточная потребность недоношенных детей в пищевых ингредиентах зависит от вида вскармливания. При естественном вскармливании (грудным натив-ным или пастеризованным молоком) ребенок должен получать в 1-м полугодии 2,2—2,5 г/кг белков, 6,5— 7 г/кг жиров, 12—14 г/кг углеводов; во 2-м полугодии 1-го года жизни 3—3,5 г/кг белков и 5,5—6 г/кг жиров.

При смешанном и искусственном вскармливании потребность в белках составляет соответственно 3—3,5 и 3,5—4 г/кг; калорийность повышают на 10—15 ккал/кг.

Недоношенный ребенок нуждается в достаточном количестве жидкости. В качестве питья используют смесь раствора Рингера с 5 % раствором глюкозы (1:1). Общий суточный объем жидкости (87,5 % от объема молока + питье + внутривенные инфузии) к концу 1-й недели составляет 70—80 мл/кг для детей с массой тела менее 1500 г и 80—100 мл/кг для более зрелых детей; в возрасте 10 дней — 125—130 мл/кг, к 15-му дню — 160 мл/кг, к 20-му — 180 мл/кг, к концу 1-го и на 2-м месяце — 200 мл/ кг (возможны варианты в зависимости от потери жидкости при фототерапии, эксикозе или, напротив, при склонности к отекам).

Как правило, недоношенные дети нуждаются в дополнительном введении витаминов. В первые 2—3 дня жизни всем недоношенным детям вводят витамин К (викасол) в связи с недостаточным его синтезом в организме для профилактики геморрагических нарушений по 0,001 г 2—3 раза в день перорально или внутримышечно по 0,1—0,3 мл.

Аскорбиновую кислоту применяют в первые месяцы жизни в дозе 30—100 мг в сутки в зависимости от вида вскармливания, тиамин и рибофлавин — по 2—3 мг в сутки (за исключением детей, получающих кефир). У недоношенных детей также более высокая потребность в витамине Е вследствие усиления процессов перекисного окисления липидов мембран. Поэтому обычно детям, не имеющим диспепсических расстройств, дают перорально 5 % раствор токоферола по 2—3—5 капель в день в течение 10—12 дней; тяжелобольным детям токоферол вводят внутримышечно.

Специфическую профилактику рахита недоношенным детям проводят строго индивидуально в зависимости от состояния ребенка, вида вскармливания, сезона года. Возможны разные схемы профилактики: уплотненный метод с использованием 0,5 % спиртового раствора эргокалыдиферола до 10 000—12 000 ME в день в течение 20 дней (курсовая доза 200 000— 300 000 ME); метод дробных доз — 500—2500 ME масляного раствора витамина D3 (0,0625 % или 0,125 %) в день в течение нескольких месяцев, на курс 200 000-400 000 ME.

Прочие витамины назначаются недоношенным детям по клиническим показаниям. Детям с выраженной незрелостью или тяжелобольным комплекс витаминов-метаболитов, включающий витамины Be, BS, Bi5 и липоевую кислоту, применяют в виде ректальных суппозиториев.

Недоношенные дети очень чувствительны к минеральному составу питания. Как правило, вследствие нарушения процессов всасывания незрелые дети при грудном вскармливании испытывают относительный дефицит кальция, при смешанном и искусственном - дефицит фосфора и некоторых микроэлементов (железо, цинк, медь). Большинство микроэлементов оптимально усваиваются при вскармливании нативным грудным молоком. При назначении препаратов кальция целесообразно ориентироваться на уровень ионизированного кальция в плазме крови ребенка.

При отсутствии материнского или донорского молока для питания недоношенных детей уже со 2-й недели жизни можно применять специально адаптированные молочные смеси, которые имеют более высокую энергетическую ценность (81 ккал в 100 мл) и более высокое содержание белка, что важно для питания незрелых детей. Это отечественная смесь «Новолакт-ММ», импортные смеси «Препилтти», «Претугтели», «Премалалак», «Ненатал». Помимо пресных смесей, используется ацидофильная смесь «Малютка», после 2 мес — кефир.

Начиная с 3—4-й недели, недоношенному ребенку дают свежие фруктовые соки (обычно яблочный или гранатовый); с 2,5—3 мес — тертое яблоко и желток (при отсутствии противопоказаний). Возраст и порядок введения прикорма определяют индивидуально.

При невозможности энтерального вскармливания (язвенно-некротический энтероколит, врожденные аномалии развития желудочно-кишечного тракта, упорная рвота и эксикоз на фоне различных заболеваний) ребенка переводят на частичное или полное парентеральное вскармливание. Существует 2 схемы парентерального питания: скандинавская (с использованием для внутривенного вливания аминокислот, глюкозы и жировых эмульсий типа липофундина и т. п.) и способ гипералиментации (только глюкоза и растворы аминокислот). Для недоношенных детей рекомендуют последний способ, так как они плохо переносят жировые эмульсии. Парентеральное питание требует точного расчета количества вводимых белков, углеводов и жидкости, постоянного контроля электролитного состава крови и КОС, мониторирования газового состава крови, АД и пульса.  

    1. Помощь в адаптации.

Уход за недошенными после выписки из роддома. За детьми, родившимися недоношенными, по месту жительства устанавливается диспансерное наблюдение до 7 лет жизни. Обязательны периодические консультации специалистов, в первую очередь невропатолога. В возрасте 1-2 недель и далее проводится профилактика рахита (ультрафиолетовое облучение-кварцевание, добавление в пищу по назначению врача витамина Д, массаж, закаливание). Соки дают с 15-го дня жизни, причем лучше начинать с лимонного или клюквенного в дозе 3-5 капель, постепенно увеличивая это количество. В возрасте 1 месяца - яблочное пюре из зеленых сортов яблок, т.к. красные и желтые могут вызывать аллергию. С 15 дня в рацион вводят уже кефир или творог, начиная с 1 чайной ложки кефира и постепенно увеличивая дозировку на 1 чайную ложку в день. Следует помнить, что творога нужно давать не более 30-40 г в день, т.к. при кормлении продуктами, содержащими в больших количествах кальций, существует опасность раннего закрытия родничка. С 4 месяцев - прикорм в виде овощного пюре, в 5 мес. - каши, в 6 мес. - дают мясное гаше, в 7 – бульоны.б

При купании недоношенных детей температура воды должна быть не менее 37С. Первое время купание проводят под рефлектором. Зимой прогулки начинают с двухмесячного возраста при температуре воздуха не ниже -8, -10С, с 15 мин. до 1-2 часа в день, летом более длительное время.

Физическое и психомоторное развитие. За 4 недели ребенок прибавляет в весе 600-800 г, в росте - 3-4 см. Уже по 4-5 часов в день он бодрствует, делает попытки улыбнуться, приподнять голову, лежа на животе. 
  
Занятия: общаясь, ласково разговаривать с ним, петь, вначале выпрямившись, а потом склонясь к его лицу. Ходить вокруг кровати, что приучивает детей к сосредоточенности и слежению за звуком.  
Перед каждым кормлением и сном выкладывать на живот.  
Рекомендуемые игрушки: крупные, яркие, но не многоцветные, которые утомляют. Привлекательнее простой формы, погремушки. Подвешивая на расстоянии 70 см от груди, медленно перемещать из стороны в сторону и звенеть ими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие ребенка в раннем онтогенезе. Факторы риска. Проведение дородового патронажа, его оценка. Определение группы риска, направленность. Сестринские мероприятия по профилактике и уменьшению влияния факторов риска на развитие ребенка в раннем онтогенезе.

Развитие ребенка в раннем онтогенезе.

    1. Развитие ребенка в раннем онтогенезе

Первый триместр.

Развитие чувствительности и нервной системы в этот период происходит необыкновенно интенсивно. Основные структуры головного мозга закладываются на 5-й неделе развития, морфофункциональные основы высших нервных функций — в 7 — 8 недель. С 6 до 8 недели происходит образование центральной и периферической нервной системы. Еще раньше — с конца третьей недели — начинает биться сердце эмбриона. Синтез гормонов начинается со второго месяца, когда закладываются и дифференцируются периферические органы эндокринной системы. Однако связей между периферическими и центральными отделами эндокринной системы еще нет.

Развитие органов чувств и появление чувствительности также отмечается очень рано. В 6 недель начинает функционировать вестибулярный аппарат, в 7,5 недели отмечается ответная реакция на прикосновение к коже в области губ, а в 8 недель появляется кожная чувствительность на всей поверхности тела, и эмбрион реагирует на прикосновение в любой части тела. Эта реакция представляет собой локальный ответ, без генерализации возбуждения. Общая генерализованная реакция на прикосновения в форме отстранения от источника раздражения возникает позже. В 9 недель появляются вкусовые почки на языке, заглатывание околоплодной жидкости и попадание ее в желудок. В этом же возрасте функционирует выделительная система, образуется и выделяется моча. В 10 недель появляется мышечная активность, наблюдается открывание рта, а в 10,5 недели — сгибание пальцев рук. В этом возрасте эмбрион активно передвигается в околоплодной жидкости, прикасается к стенке плодного пузыря, изменяет траекторию своего движения. В 11 – 12 недель уже есть хватательный рефлекс, а в 13 — сосательный. При прикосновении своего пальца к области рта развивающийся ребенок захватывает его ртом и сосет. Таким образом, этот период в развитии характеризуется возникновением чувствительности и способности переживать в субъективных состояниях внутреннюю и внешнюю стимуляцию Регуляция притока стимуляции в мозг начинается практически еще до образования первых структур мозга: биение сердца плода начинается значительно раньше, с 21-го дня. Само возникновение первых структур центральной и периферической нервной системы осуществляется на фоне уже имеющейся ритмической стимуляции, которая может служить материалом для первого появляющегося в онтогенезе анализатора — вестибулярного. Наличие в 7,5 недели ответа на кожное раздражение является показателем именно кожной чувствительности.

  1. О структуре деятельности на этом этапе говорить очень трудно, так как проблематично само существование деятельности, поскольку деятельность в психологии рассматривается как организация активности субъекта для удовлетворения потребности и выделяется по критерию потребности, для удовлетворения которой она производится. В рассматриваемый период происходят только формирования состояний и механизмов, которые будут обеспечивать организацию такой активности и само переживание напряжения и удовлетворения потребности. Можно говорить только о возникновении субъективныx переживаний, которые позднее встроятся в потребности во впечатлениях и пищевую, а также об основах эмоциональных состояний, которые будут сопровождать напряжение и удовлетворение потребности. То есть формируются отдельные компоненты как состояний, так и физиологических механизмов, не выполняющих еще функций организации активности всего субъекта для изменения субъективного состояния. Однако появление к 10 неделям реакций, аналогичных таксисному поведению низших животных, позволяет по крайней мере допустить, что начинают связываться в единую триаду отрицательное состояние, положительное и существующий между ними временной промежуток, заполненный проприоцептивной стимуляцией от собственного движения. Все это по феноменологии аналогично низшему уровню элементарной сенсорной психики. Однако нельзя забывать, что в филогенезе это устойчивая организация, обеспечивающая эффективное решение задач самостоятельной жизнедеятельности субъекта, а у ребенка это только этап в развитии совсем другой организации. Его задачи жизнедеятельности состоят в развитии и решаются за счет функционирования организма матери. Таким образом, по аналогии с выделенными в эволюции психики стадиями развития, можно назвать этот период развития структуры деятельности элементарным сенсорным. Особенностью субъективного переживания является переживание внешней и внутренней стимуляции как изменение своего субъективного состояния, ориентация на градиент интенсивности стимуляции для ее оценки как положительной, так и отрицательной. Изменение этого градиента собственного субъективного состояния переживается как то, что надо сохранить и продолжить, или то, что надо уменьшить или увеличить. Оптимум состояния соответствует оптимуму стимуляции. Этот оптимум и можно определить как состояние комфорта. Вся «деятельность» состоит в изменении активности, в результате которой достигается этот оптимум. Однако, если в филогенезе этот оптимум генетически определен в форме таксиса, то в онтогенезе он «осваивается» развивающимся мозгом на «материале» имеющейся внутриутробной стимульной среды, Эта среда фиксирована в отношении качественных и количественных параметров стимуляции и может быть оценена как эволюционно ожидаемая среда [Е.А. Сергиенко], причем совпадающая с границами жизни субъекта и поэтому абсолютно однозначно обеспечивающая развитие видотипичных особенностей нервной системы человека. Как известно, главной особенностью этого развития является формирование мозга в процессе и на материале поступающей стимуляции. Переживание определенного качества и интенсивности своего субъективного состояния и наделение его статусом «удовольствия» (пока в более общей форме состояния комфорта) и «неудовольствия» (состояние дискомфорта) формируется таким же путем.

Информация о работе Контрольная работа по «Сестринскому делу в педиатрии с курсом здорового ребенка»