Контрольная работа по физиологии спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

Двигательная активность – это количество движений, которые человек выполняет в течение дня, недели, месяца. Двигательная деятельность является биологической потребностью живых организмов, не менее важной, чем потребность в пище, воде, сне. Ограничение или отсутствие двигательной деятельности отрицательно сказывается на развитии молодых и функционировании зрелых организмов; развиваются различного рода заболевания, активизируются и ускоряются процессы старения. Еще Аристотель отмечал, что ничто так не истощает и не разрушает организм, как физическое бездействие.

Оглавление

Двигательная активность и физические упражнения как составная часть здорового образа жизни (18).

Физиологическое обоснование дидактических принципов физического воспитания учащихся. Принцип оптимальной трудности заданий и прогрессирования, его связь с «законом силы», «законом оптимума-пессимума» (67).

Двигательная активность и регуляция массы тела (117).

Файлы: 1 файл

физиология.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Физическое самовоспитание

 

   Для работников умственного  труда систематическое занятие  физкультурой и спортом приобретает  исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет "сидячий" образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками.

   Сила и работоспособность  сердечной мышцы, главного двигателя  кровообращения, находится в прямой  зависимости от силы и развития  всей мускулатуры. Поэтому физическая  тренировка, развивая мускулатуру  тела, в то же время укрепляет  сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

   Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической  тренировки. Она должна стать  для всех такой же привычкой,  как умывание по утрам.

   Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.  Для людей, ведущих "сидячий" образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

   Таким образом, ежедневное  пребывание на свежем воздухе  в течение 1-1,5 часа является  одним из важных компонентов  здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.

 

Определение и основные черты здорового образа жизни

 

   Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек

- умел высокоэффективно и экономично  трудиться, рационально расходовать  свои силы, знания и энергию  в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

- владел знаниями, умениями  и навыками восстановления и  оздоровления организма после  напряженного труда;

- постоянно углублял  свои нравственные убеждения,  духовно обогащался, развивал и  совершенствовал свои физические  качества и способности;

- самостоятельно поддерживал  и укреплял свое здоровье.

   Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией - важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального ЗОЖ студента.

   ЗОЖ – отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

 

   На сегодняшний день практически каждый человек, живущий в странах хоть какого – либо технического прогресса, имеет массу дел и обязанностей. Порою ему не хватает времени даже на свои дела. В результате, с горою мелочных технических проблем человек просто забывает главные истины и цели, запутывается. Забывает о своем здоровье. Он не спит по ночам, не ходит в походы, не бегает по утрам, ездит на машине (по улицам с опасным составом воздуха), ест с книгой. Поэтому надо обязательно продумывать свои жизненные задачи и цели, чтобы выделить тем самым время для укрепления своего здоровья.

2

Физиологическое обоснование дидактических принципов  физического воспитания учащихся. Принцип  оптимальной трудности заданий и прогрессирования, его связь с «законом силы», «законом оптимума-пессимума».

 

Дидактические принципы (принципы обучения) – это основные положения,        определяющие содержание, организационные  формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения по своему происхождению являются теоретическим обобщением педагогической практики. Они носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями.

 Обучение в процессе физического  воспитания основывается на следующих  дидактических  принципах:  

Принцип сознательности.

   Успешное формирование двигательных  навыков и умений, развитие физических  качеств во многом зависит  от сознательного отношения детей к занятиям. С этой целью воспитатель объясняет детям важность занятий, значение упражнений, технику их выполнения; приучает детей наблюдать за выполнением упражнений сверстниками; побуждает их к самонаблюдению и самоанализу, самооценке своих действий; предварительному «прочувствованию» (мысленное воспроизведение) движений; привлекает к объяснению знакомого упражнения и т. д. 

Принцип активности.

   Предусматривает  воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески  решать поставленные перед ними задачи, (например, придумать самим, как лучше пролезть в обруч). Принцип сознательности тесно связан с принципом активности. 
Сущность принципа активности заключается в том, что дети должны большую часть времени, отведенного на занятия, выполнять различные упражнения и заинтересованно воспринимать двигательные задания. 

Принцип наглядности.

   У  дошкольников мышление конкретно;  двигательный опыт мал. Поэтому  при обучении физическим упражнениям  нужно привлекать по возможности  все анализаторы и применять разнообразные наглядные приемы: показ упражнений, использование наглядных пособий, имитации, зрительных, звуковых ориентиров и др. 

Принцип доступности и индивидуальности.

    Этот принцип предусматривает  обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий. Особенно важно определить посильность предлагаемых детям заданий. Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации физических и моральных сил ребенка, но без нарушения оздоровительного эффекта занятий. Возможности детей с возрастом и подготовленностью увеличиваются, поэтому нужно усложнять требования, чтобы стимулировать дальнейшее развитие ребенка. В процессе обучения и воспитания следует придерживаться правил: от известного к неизвестному, от простого к более сложному, от освоенного к неосвоенному. При переходе к более трудным заданиям нужно соблюдать постепенность, так как функциональные возможности организма повышаются постепенно. 
Функциональные возможности, здоровье, физическое развитие и физическая подготовленность детей различны. Имеются также индивидуальные различия в быстроте освоения движений, в характере реакции организма на физическую нагрузку. Все это обязывает педагога строго индивидуализировать процесс физического воспитания. Индивидуальный подход необходим при решении всех задач физического воспитания. При выполнении общих программных требований индивидуальный подход выражается в дифференцировании заданий, норм нагрузок и способов их регулирования, а также приемов педагогического воздействия. 

Принцип систематичности.

 Функциональные и структурные  изменения в организме, двигательные  навыки обратимы, т. е. они претерпевают  обратное развитие в случае прекращения занятий физическими упражнениями. Поэтому нужно проводить занятия через такой промежуток времени, чтобы эффект каждого последующего занятия наслаивался на «следы» предыдущего, закрепляя и развивая вызванные им положительные изменения. 
Правильно организованное физическое воспитание предусматривает учет всей совокупности условий и подбор физических упражнений в определенной системе и последовательности. 

Принцип оптимальной  трудности заданий и прогрессирования.

   Сущность этого принципа заключается в том, что в процессе физического воспитания постепенно повышаются требования, ставятся все более трудные новые задания, нарастает объем и интенсивность нагрузок. 
Чтобы приобрести широкий круг умений и навыков, надо постепенно овладевать более сложными движениями. Большой запас двигательных умений и навыков позволяет легче осваивать новые движения. Вместе с тем у детей развивается способность лучше координировать движения. В процессе занятий физическая нагрузка должна постепенно возрастать. Как только нагрузка становится привычной, она уже не может вызывать положительные изменения в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение функциональных возможностей, нужно систематически увеличивать объем и интенсивность нагрузок. 
Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для учащихся, соответствуют их возрастным и индивидуальным возможностям.

    Залогом успеха повышения двигательных способностей и спортивных достижений является рост физической работоспособности, в основе которого лежит фазовый характер изменений всех возбудимых образований. Фазовый характер изменения функционального состояния нервной и мышечной ткани впервые отметил физиолог Н.Е. Введенский (1952). Это так называемая фаза экзальтации - фаза повышения возбудимости нервных процессов сверх исходного уровня в период восстановления. Любая двигательная деятельность приводит к расходованию энергетических источников и снижению возбудимости нервной и мышечной систем. Но если двигательное действие прекращается, то начинается быстрый процесс восстановления, переходящий в фазу экзальтации.

   В условиях мышечной деятельности возбудителем восстановительных процессов в двигательном аппарате и обслуживающих органах служит утомление. Это так называемый биологический закон - закон суперкомпенсации (сверхвосстановление), сформулированный известным ученым К. Вейгертом, когда в ответ на трату одних веществ организм реагирует продукцией новых таких же веществ в количестве, превышающем траты. Такое повышение функциональных возможностей организма и является той основой, на которой происходит его развитие, так как последующая работа начинается с более высокого функционального уровня, чем прежде. Е.П. Ильин (1983) отмечает, что закономерности связанные с суперкомпенсацией и экзальтацией, касаются развития не только физических качеств, но и выработки навыков. При многократном повторении упражнения малый перерыв в обучении ( на 1-3 дня) приводит к увеличению полноты содержания образа упражнения, к большей I отчетливости представления пространственных, силовых и временных характеристик движения. Данное явление называется реминисценцией.

    В данном случае возникает связь с «законом оптимума-пессимума» и «законом силы». Согласно закону оптимума-пессимума Н.Е. Введенского оптимальную нагрузку на тренировочных занятиях необходимо подбирать так, чтобы период сверхвосстановления приходился на следующее тренировочное занятие. В свою очередь «закон силы» заключается в том, что реакции организма на раздражители средней величины оказываются больше, чем на слабые раздражители, а реакции на сильные больше, чем на средние. Например, на слабую нагрузку реакция организма является наименьшей, на среднюю – несколько большей, и на сильную – самой большой.

   Если очередная тренировка проводится на фоне неполного восстановления (Н.А. Фомин, В.П. Филин 1972), то создаются предпосылки для хронического утомления.

   Принцип прогрессирования тренировочных нагрузок подразумевает, что нагрузка по мере роста работоспособности должна становиться большей по объему и по интенсивности. |Как отмечают некоторые авторы (Е.П. Ильин, 1983; Дитрих Харре,1971) линейное, строго постепенное повышение нагрузки не всегда эффективно для развития тренированности. Наиболее эффективным является скачкообразное или ступенчатое повышение нагрузки с определенными временными интервалами. Медленное нарастание физической нагрузки может не привести к росту результативности, так как организм может "считать" ее по прежнему постоянной. Как отмечает Е.П. Ильин, здесь действует закон градиента роста раздражения. Данный закон отражает зависимость величины ответной реакции от быстроты нарастания (величины прироста) интенсивности раздражителя во времени: чем более круто изменяется интенсивность раздражителя, тем больший прирост реакции наблюдается. По мнению авторов, чтобы сдвинуть реакцию организма, необходимо давать такие новые нагрузки, которые превосходили бы прежние на величину порога градиента раздражения. Повышение физической нагрузки косвенным образом осуществляется и с помощью изменения трудности заданий при овладении учащимися знаниями, двигательными умениями и навыками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Двигательная  активность и регуляция массы  тела.

 

У многих, кто хотел бы избавиться от избы точной массы тела, сама мысль увеличить уровень физической активности вызывает панический страх; поэтому многие предпочитают купить какой-либо прибор, который сразу привел бы к желанной цели. Однако для достижения цели не обходимо приложить значительные усилия.

   Малоподвижный образ жизни — главная причина возникновения ожирения у жителей нашей планеты.

Информация о работе Контрольная работа по физиологии спорта