Классификация основных представителей различных групп адаптированных смесей для питания детей грудного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 00:21, контрольная работа

Краткое описание

Искусственное вскармливание – это кормление ребёнка первого года жизни молочными смесями - так называемыми заменителями женского молока - при полном отсутствии последнего или наличии в количестве менее 1/5 суточного объёма питания (или менее 100 мл в сутки). Впервые смесь для искусственного питания была создана швейцарским фармацевтом Генри Нестле в 1867 году.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Актуальные проблемы искусственного вскармливания………………..5
Классификация адаптированных смесей…………………………………7
Заключение………………………………………………………………..20
Литература………………………………………………………………...22

Файлы: 1 файл

к.р.по ПЕДИАТРИИ.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

 

 

ФГБОУ «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»

 

 

 

 

Медицинский факультет

Специальность: «Сестринское дело»

Кафедра педиатрии

Контрольная работа по курсу:

«Сестринское дело в педиатрии»

на тему:

«Классификация основных представителей различных групп адаптированных смесей для питания детей грудного возраста»

 

 

 

Выполнила студентка

 

3 курса гр …………..     

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

            Актуальные проблемы искусственного вскармливания………………..5

Классификация адаптированных смесей…………………………………7

Заключение………………………………………………………………..20

Литература………………………………………………………………...22

 

Введение

Пользу грудного молока и преимущества грудного кормления переоценить невозможно. Картины трогательней и естественней, чем ребенок, приложенный к груди матери трудно представить.  На эту тему написано множество статей и книг.

И это естественно. Правильное питание — важнейшее условие, обеспечивающее оптимальные показатели психомоторного и интеллектуального развития малыша, устойчивость детского организма к инфекциям. Питание на первом году жизни "программирует" метаболизм.  Те или иные нарушения питания могут увеличить риск развития в будущем целого ряда болезней (аллергических заболеваний, ожирения, остеопороза и др.) По медицинской статистике, только 1-3% женщин имеют серьезные проблемы со здоровьем, делающие невозможным грудное кормление, при этом 60% детей в период с рождения до 2-х месяцев переводятся на искусственное вскармливание. Причина - несоблюдение или незнание основных правил грудного кормления и отсутствие у многих женщин нормальных материнских чувств к ребенку.

Хочется отметить, что хорошей альтернативой искусственному кормлению является кормилица, а в некоторых случаях (кратковременный отъезд матери или прием лекарств) можно выйти из ситуации, имея дома запас грудного молока, которое прекрасно хранится в морозильной камере в течение полугода (на емкость необходимо делать наклейки с датой сбора). К искусственным смесям нужно относится как к лекарству - необходимы индивидуальный подбор и наличие строгих показаний:

- Отсутствие матери (командировка, госпитализация, отказ от ребенка и т.д.).

- Необходимость приема матерью серьезных лекарственных препаратов, проникающих в грудное молоко, или ее заболевания, несовместимые с грудным кормлением (гепатит, СПИД, злокачественные новообразования).

- Абсолютными противопоказаниями  к грудному вскармливанию со  стороны ребенка являются лишь  только врождённые нарушения  обмена веществ (галактоземия, фенилкетонурия).

- Врожденные аномалии развития или заболевания ребенка, препятствующие грудному кормлению («волчья пасть», тяжелые пороки сердца с сердечной недостаточностью и т.д.).

- Отсутствие грудного молока. Данная проблема встречается крайне редко, в большинстве случаев имеет место незнание основ грудного кормления и наличия периодов скачков потребности, продолжающихся в среднем 2-4 дня. Максимальный скачок в потребности молока отмечается у ребенка в возрасте 2 месяцев, именно в этот период большинство детей становятся искусственниками, хотя этого легко избежать, если мама увеличит количество потребляемой жидкости и будет чаще прикладывать малыша к груди - через 2-3 дня количество вырабатываемого молока резко увеличится.

 

 

Актуальные проблемы искусственного вскармливания 

Искусственное вскармливание – это кормление ребёнка первого года жизни молочными смесями - так называемыми заменителями женского молока - при полном отсутствии последнего или наличии в количестве менее 1/5 суточного объёма питания (или менее 100 мл в сутки). Впервые смесь для искусственного питания была создана швейцарским фармацевтом Генри Нестле в 1867 году.

За последние годы существенно изменились многие представления о питании детей 1-го года жизни. Безусловно, положение о том, что грудное вскармливание является естественным и оптимальным способом питания детей 1 года жизни, не вызывает сомнений. Тем не менее, распространённость естественного вскармливания в России находится на недопустимо низком уровне, в связи с чем дети нередко вынужденно переводятся на искусственное вскармливание.

Отрицательными сторонами искусственного вскармливания являются следующие:

1.    Нарушение принципа видоспецифического питания;

2.    Отсутствие биологических факторов защиты от заболеваний и аллергии;

3.    Отсутствие биологически активных компонентов питания, определяющих регуляцию темпов созревания, управляющих ростом и тканевой дифференцировкой;

4.    Неоптимальные состав и пути метаболизации пищевых нутриентов – «метаболический стресс», создающие повышенный риск развития «болезней цивилизации» и другой патологии;

5.    Отсутствие защиты от повреждающего действия избыточного поступления пищевых нутриентов;

6.    Возможность формирования хронических заболеваний органов пищеварения, в связи с напряжением аппарата пищеварения и лёгкостью нарушений биоценоза кишечника;

7.    Ослабление психо-эмоциональных связей между матерью и ребёнком;

8.    Возможность контаминации молочных смесей экологическими и инфекционными патогенами.

Учитывая вышеизложенное, перевод на искусственное вскармливание, особенно на вскармливание неадаптированными молочными смесями, по образному выражению И.М. Воронцова, следует рассматривать как «экологическую катастрофу» для ребёнка. Решение о переводе ребенка на искусственное вскармливание необходимо принимать только в том случае, когда все попытки кормить грудью оказались безуспешными. До перевода на искусственное вскармливание необходимо использовать все меры помощи, направленные на профилактику гипогалактии и стимуляцию лактации, и самое главное, формировать у матери убежденность в необходимости грудного вскармливания.

И только при неспособности матери к адекватной лактации, когда весь арсенал средств, направленных на стимуляцию лактации, оказывается не эффективным, следует переводить ребёнка на рациональное искусственное вскармливание, учитывая новые и прогрессивные тенденции в создании заменителей женского молока.

Свойства женского молока уникальны, и «заменить» его практически невозможно, поэтому сам термин «заменитель женского молока» - условный. Женское молоко является «золотым стандартом» пищевого обеспечения ребёнка 1-го года жизни, поэтому все усилия производителей молочных смесей базирующиеся на последних достижениях науки, направлены на максимальное приближение ингредиентов молочных продуктов к аналогичным компонентам грудного молока. Эти усилия привели к созданию адаптированных молочных смесей (в англоязычной терминологии принят термин  infant formulas - «формулы молочного питания»), которые содержат важнейшие нутриенты в пропорциях, необходимых для правильного роста и развития младенца. Научные исследования продолжаются, что приводит к ежегодному появлению формул, обогащенных новыми компонентами, необходимость которых научно обоснована. 
Классификация адаптированных смесей

В настоящее время на российском рынке представлен широкий ассортимент различных современных молочных смесей и смесей прошлых поколений, что крайне затрудняет для практического врача выбор наиболее оптимальной смеси для конкретного пациента. К тому же современные молочные смеси по составу, соответствующему международным стандартам, близки между собой. Вот почему практический врач должен иметь чёткое представление об основных принципах адаптации коровьего молока, на основе которого производится подавляющее большинство заменителей, о количественном и качественном составе макро- и микронутриентов.

Принципы изменения состава коровьего молока для создания адаптированных молочных смесей:

1.    Снижение общего содержания белка. Попытки снизить уровень белка в смесях до уровня «золотого стандарта» (1,1-1,2 г/100 мл ) приводили к дефициту незаменимой аминокислоты — триптофана (уровень в грудном молоке выше, чем в белках коровьего молока ) и к снижению темпов роста грудного ребенка

2.    Обогащение сывороточными альбуминами для лучшего усвоения белка и коррекции аминокислотного состава. Для адаптации по белкам добавляют белки молочной сыворотки, при этом соотношение казеина и сывороточных белков составляет 40:60 или 20:80; в «казеиновых формулах» это соотношение составляет 65:35 или 80:20. Сывороточные белки позволяют уменьшить содержание ароматических аминокислот — фенилаланина, тирозина, уровень которых выше в казеин-предоминантных смесях. Опасность высокого содержания аминокислот в молочных смесях связана с тем, что аминокислоты, не использующиеся для синтеза белка, накапливаются в крови и выводятся почками, увеличивая нагрузку на них.

3.    Изменение состава жиров: частичная или полная замена животного жира на растительные жиры (подсолнечное, кукурузное, соевое, кокосовое) для оптимизации уровня полиненасыщенных жирных кислот, особенно классов ω6, ω3. Недоношенные дети особенно нуждаются в добавках среднецепочечных триглицеридов (СЦТ), так как максимальное накопление омега-3 и омега-6 жирных кислот происходит в третьем триместре беременности

4.    Повышение уровня углеводов за счёт дополнительного введения лактозы и других сахаров;

5.    Коррекция минерального состава – снижение уровня натрия, калия, кальция, общей зольности и осмолярности;

6.    Обогащение комплексом минеральных солей, витаминов и микроэлементов;

7.    Обогащение таурином, нуклеотидами, карнитином, инозитом и другими биологически активными соединениями. Таурин способствует развитию нервной системы и зрительного анализатора, а так же участвует синтезе желчных кислот.

8.    Обогащение бифидогенными и защитными факторами.

Современная классификация молочных смесей для искусственного вскармливания представлена на схеме 1, а перечень наиболее известных адаптированных молочных смесей – в таблице 1.

 

 

Кроме того, молочные смеси делятся на сухие (порошкобразные) и жидкие.

В основу классификации положен принцип приближенности состава ингредиентов молочных смесей к женскому молоку.

Адаптированные молочные смеси (АМС) скоррегированы в наибольшей степени, поэтому, прежде всего, предназначены для питания детей Iполугодия жизни («начальные» формулы, формулы 1). К этой же группе относятся также заменители более ранних поколений и современные, предназначенные для детей с рождения до 12 месяцев (см. таб. №1).

Частично адаптированные молочные смеси, как следует из названия, по составу лишь частично приближены к женскому молоку, поэтому они назначаются детям II полугодия жизни («последующие формулы», формулы 2). К этой же группе относятся и молочные смеси прошлых поколений, которые могут назначаться детям 1-го года жизни только при условии отсутствия более адаптированных молочных смесей или в сложных материальных ситуациях, так как они имеют более низкую стоимость (см. таб. №1).

И, наконец, до сих пор существуют lнеадаптированные молочные смеси, к которым относятся коровье молоко, кефир и их разведения. Они не соответствуют физиологическим возможностям ребёнка и имеют целый ряд недостатков. Это прежде всего высокая осмотическая нагрузка на почки, избыточное содержание белка с неоптимальным аминокислотным составом, избыточность насыщенных жирных кислот, низкое содержание многих витаминов и микроэлементов. Кроме того, обсуждается токсическое действие коровьего молока на энтероциты кишечника ребёнка, что приводит к диапедезным кровотечениям в слизистую тонкой кишки и способствует развитию анемии. В настоящее время эти смеси не рекомендуются к использованию у детей 1-го года жизни. Назначение этих смесей может рассматриваться лишь как временная мера вскармливания детей 1-го года, либо в сложных социально-экономических условиях жизни, либо при отсутствии АМС. К сожалению, в практике вскармливания детей 1-го года жизни в Российских регионах, особенно в сельской местности, ещё достаточно широко используется цельное коровье молоко и кефир, так как слабая техническая оснащенность молочных кухонь не позволяет им выпускать современные АМС. В настоящее время решается вопрос о поставках на молочные кухни сухих АМС в крупной фасовке, которые будут готовиться к использованию на местах.

Нутриентный состав молочных смесей регламентируется принятыми международными или государственными стандартами. Для России принят стандарт САНПИН («Санитарные правила и нормы»), где изложены основные требования к составу продуктов детского питания, представлены рекомендации по содержанию основных макронутриентов и к/калорий, 6 минералов, 5 микроэлементов, 16 витаминов и витаминоподобных соединений в заменителях женского молока.

АМС, как уже упоминалось, в наибольшей степени приближены по составу к женскому молоку. В них снижено по сравнению с коровьим молоком общее содержание белка до 1,5-1,7/100 мл, что предохраняет незрелые системы ребёнка от перегрузки белком. Скоррегирован качественный состав белков: соотношение казеина (основной белок коровьего молока) и сывороточных альбуминов (превалирующих в женском молоке) доведено до 40:60 или 50:50. Это способствует образованию мелкодисперсного, нежного сгустка в желудке ребёнка и обеспечивает более высокую степень переваривания и усвоения белка. Во многие смеси вносят условно эссенциальную гликокислоту таурин (до 4-5 мг/100 мл), содержание которой в коровьем молоке значительно ниже, чем в женском. Таурин играет важную роль в формировании мозга, сетчатки, является модулятором роста и дифференцировки тканей. Особенно велика потребность в этой аминокислоте у детей I полугодия жизни, а во II полугодии она снижается по мере введения злаковых блюд прикорма.

Информация о работе Классификация основных представителей различных групп адаптированных смесей для питания детей грудного возраста