Экономика фармации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 15:29, контрольная работа

Краткое описание

1. Фармацевтическая этика и деонтология. Предмет, методы исследований, основные категории фармацевтической деонтологии. Общие и отличительные черты фармацевтической, медицинской и торговой деонтологии. Деонтологические принципы работы провизора. Этический кодекс российского фармацевта.
2. В материальной комнате аптеки на стеллажах при комнатной температуре и относительной влажности воздуха 60% хранятся следующие товары:
• Гриппферон назал.кап. 10тысМЕ/мл фл 10 мл
• Ихтиол супп. рект. 200 мг х 10
• Апилак мазь н.п. 3% 50 г туба
• Лейкопластырь Унипласт бактер. 6x10 натуральный
• Бинт медицин, трубч. эласт.
Дайте оценку условий хранения и рекомендации по организации хранения каждого наименования товара. Обоснуйте свое решение нормативными документами.

Файлы: 1 файл

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ  РАБОТЫ №1

Теоретический вопрос

1. Фармацевтическая этика и деонтология. Предмет, методы исследований, основные категории фармацевтической деонтологии. Общие и отличительные черты фармацевтической, медицинской и торговой деонтологии. Деонтологические принципы работы провизора. Этический кодекс российского фармацевта.

Особую важность приобретает  вопрос о моральных качествах  провизора, его отношения к профессиональному  долгу, что нашло отражение в учении о фармацевтической этике и деонтологии. Мораль и этика возникли на определенном этапе развития общества в связи с необходимостью создания определенных правил, регулирующих взаимоотношения людей.

Этика — это система норм нравственного поведения человека какой-либо общественной или профессиональной группы.

Термин «этика» был  предложен еще Аристотелем, под  которым он понимал науку о  человеческой морали. На ранних этапах развития человечества, когда фармация была неотъемлемой частью медицины, этические нормы поведения медицинского персонала разрабатывались в странах Древнего Востока (Китае, Индии).

Однако наиболее полное отражение этические нормы поведения медицинского персонала получили в клятве Гиппократа (V—VI вв. до н. э.), которая является самым значительным и самым неподвластным времени трудом этого ученого. На протяжении многих веков выпускники российских и зарубежных медицинских и фармацевтических учебных заведений, приступая к практической деятельности, присягали избранной профессии клятвой Гиппократа.

«Клянусь... исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу... Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости... Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла... Чисто и непорочно буду я проводить свое искусство...

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в  жизни и в искусстве и слава у людей на все времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»

Клятва Гиппократа

Отражение ее требований можно найти в трудах и деятельности Галена, Авиценны, в указе императора Священной Римской империи Фридриха II, который разделил права и обязанности врачей и фармацевтов и установил, в частности, клятву фармацевтов. Содержание всех международных и национальных медицинских кодексов и обязательств, близко и созвучно клятве Гиппократа. В настоящее время в России существует присяга врача РФ, в основе которой тоже лежит клятва Гиппократа.

Фармацевтическая этика определяет взаимоотношения фармацевтического персонала, нормы его поведения в различных ситуациях фармацевтической деятельности.

«...Аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно...»

Аптекарский устав

В России впервые высокий  уровень нравственных и профессиональных требований к фармацевтам был заявлен в первом Аптекарском уставе 1789 г. Высокие гуманные моральные нормы и нравственные требования предъявлялись к аптечным работникам на всех этапах развития российской фармации. В 80-е гг. XIXв. профессиональная фармацевтическая этика определялась как обеспечение благоприятных морально-психологических условий (лечебно-охранительного режима) при оказании лекарственной помощи населению в аптечных организациях.

Это подразумевало: Аптечные работники должны внимательно и чутко относиться к посетителям аптеки, не допускать необоснованных случаев отказов и нарушения сроков отпуска лекарственных средств. Работники аптеки должны четко соблюдать внутренний трудовой распорядок дня, а также должны всегда находить пути к дружескому контакту с посетителями... Аптечные работники должны проявлять особую осторожность в общении с больным, не давать справок о его заболевании с тем, чтобы это могло внушить опасение больному и тревогу за благоприятный исход заболевания или нарушить его психическое равновесие. Все недоразумения, связанные с неправильно выписанным или неправильно оформленным рецептом, должны выясняться с врачом... В случае отсутствия прописанного врачом лекарственного средства аптечные работники должны предпринять все необходимые меры для обеспечения им больного... Надо стремиться, чтобы каждый посетитель ушел из аптеки не только с нужным ему лекарством, но и с хорошим настроением.

Понятие «деонтология» (от греч. «деон» — должное и «логос»  — учение) было введено в начале XIX в. как наименование науки о профессиональном поведении человека. Фармацевтическая деонтология изучает принципы поведения фармацевтического персонала, направленные на максимальное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.

Вопросы деонтологии в профессиональной деятельности фармацевта впервые нашли свое отражение в Аптекарском приказе 1789 г. В нем были определены специфические нравственные и профессиональные требования к аптечным работникам: «Фармацевт должен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен». 

В России, в отличие  от всех других торговых учреждений, аптекари пользовались особыми привилегиями. В 1807 г. министр внутренних дел Кочубей  писал: «Торговля аптекарей есть отлична от прочих родов торговли по важности вещей, оную составляющих. Она, состоя под ближайшим надзором правительства, не обложена никакими податями и повинностями, но имеет, напротив, разные привилегии и права, отличные от купеческих, и аптекари, как и прочие ученые звания, пользуются на основании Городового положения правом именитых граждан».. 

Аптекарей, которые весьма часто имели высшую фармацевтическую степень, по праву относили к числу  самых образованных людей в России, а аптеки занимали почетное место  среди других медицинских учреждений. Эти привилегии и льготы аптечного дела, определяющие деятельность фармацевтов, были отражены во многих юридических документах.  Российская аптека в XIX – начале XX вв. была центром, где больной получал не только лекарства, но и рекомендации, облегчающие его страдания. А сейчас именно в этом и заключаются многие проблемы, относящиеся к разряду деонтологических. Больной должен выйти из аптеки не только с необходимым лекарством, но и уверенностью в его эффективности, в возможности исцеления недуга. Умение поддержать больного морально и духовно, не оставлять без внимания его запросы, заботиться о каждом человеке, обратившемуся за помощью в аптеку, – в этом состоит высокая миссия современного фармацевта. 

Выполняя профессиональные обязанности, каждый из нас опирается на свой опыт и знания. Но есть кое-что, о чем должен помнить любой сотрудник аптеки: это этика и деонтология фармацевтической деятельности. И вопрос соблюдения этических норм в аптеке стал сегодня одним из самых злободневных – в погоне за прибылью многие из нас не задумываются о том, насколько этичны некоторые действия.

Причина важности этических  норм состоит в том, что человек  стремится жить в безопасности, а  это возможно только при наличии  четких норм и правил. И бизнес здесь  не исключение.

Простейший тест на профессиональную этику — попробуйте купить в аптеке без рецепта антибиотик. Процент  аптек, поставивших продажи над  профессионализмом, гарантированно окажется больше 50%. А ведь любой фармацевт или провизор прекрасно знает: самолечение антибиотиками, без контроля врача,  опасно для пациента своими побочными эффектами,  их применение с нарушением сроков приема и дозировки способствует развитию резистентных штаммов возбудителей заболеваний, в частности суперинфекций, что уже представляет опасность не только для жизни отдельного больного, но и социума в целом.  Подобные действия аптечного работника нарушают не только  требования законодательства, но и  этические и профессиональные нормы, причем грубейшим образом, однако одобряются, поскольку якобы ведут к увеличению продаж.

В 1995 г. Российской фармацевтической ассоциацией был принят Этический кодекс российского фармацевта, провозгласивший главную цель профессиональной деятельности фармацевтов — всегда помнить об обязанности сохранять человеческую жизнь. Главное условие фармацевтической деятельности — всегда поддерживать высочайший профессиональный уровень, а также обязанности, права и ответственность фармацевтов за нарушение профессиональной этики.

Фармацевтическая деонтология  имеет свои направления и включает взаимоотношения: 1) фармацевта с обществом; 2) фармацевта с врачом; 3) фармацевта с больным; 4) фармацевта с фармацевтом. Эти направления нашли отражение в Этическом кодексе фармацевтического работника России, разработанном в ММА им. И.М.Сеченова коллективом под руководством профессора П. В. Лопатина (1996).

Взаимоотношения фармацевтического  работника и общества предполагают, что фармацевт должен оказывать  фармацевтическую помощь любому человеку независимо от национальности, политических и религиозных убеждений, имущественного положения, возраста, социального статуса пациента. Право и долг фармацевтического работника — хранить свою профессиональную независимость и сознавать меру ответственности за свои поступки. Он должен поддерживать престиж своей работы и приоритетность своих знаний в области обращения ЛС. Фармацевтический работник несет личную ответственность за соблюдение безупречности и незапятнанности своей профессии. При общении с больным со стороны фармацевтического работника недопустимы раздражительность, обида, спешка, нетерпение, заносчивость, безразличие. У фармацевта и врача одна общая задача — возвращение здоровья пациенту, они должны работать в тесном контакте. Взаимодействие с коллегами должно строиться на уважении труда и опыта каждого члена коллектива, на сохранении благодарности и обязательств по отношению к тому, кто научил его фармацевтическому искусству.

В 1997 г. Советом Международной  фармацевтической федерации также был принят «Этический кодекс фармацевта», содержащий этические принципы и вытекающие из них профессиональные обязательства. В кодексе подчеркивается преимущество интересов больного перед личными и коммерческими интересами, фармацевт должен признавать право личности на свободу выбора лечения и соблюдать конфиденциальность информации о больном. Кодекс признает, что профессиональная деятельность фармацевта служит в конечном итоге обществу в целом.

В 1969 г. американским биологом В.Ф. Поттером был введен термин «биоэтика». По его определению, биоэтика — это соединение биологических знаний и человеческих ценностей. В настоящее время, по мнению ряда специалистов, наблюдается создание фармацевтической биоэтики как нормы поведения, отражающейся в профессиональном сознании фармацевтического работника. В силу специфики фармацевтической профессии, имеющей дело со здоровьем и жизнью человека, очень тяжелыми могут быть последствия возможных ошибок. Порой трудно определить грань между моральными и правовыми нормами в фармацевтической деятельности. Еще древнеиндийский врач Сушрута сказал, что лекарство в руках знающего человека уподобляется бессмертию и жизни, в руках невежды — огню и мечу. В соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» и Федеральным законом «О лекарственных средствах» в случае недобросовестного выполнения фармацевтическими работниками своих профессиональных обязанностей, повлекшими причинение вреда здоровью граждан или их смерть, они обязаны возместить ущерб и подвергнуться дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Российское уголовное  законодательство выделяет следующие  профессиональные преступления медицинских  работников (в том числе фармацевтических):

-неоказание помощи больному;

-незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка или сбыт наркотических средств и психотропных веществ;

-хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;

-незаконная выдача или подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ;

-незаконное занятие частной фармацевтической деятельностью;

-нарушение правил обработки экологически опасных веществ и их отходов и т.д.

Если противоправные действия не причинили существенного  вреда, то виновные несут только дисциплинарную ответственность.

Требования фармацевтической этики и деонтологии распространяются на все виды деятельности провизоров и фармацевтов в сфере обращения лекарственных средств. Необходимо помнить, что их профессиональные ошибки, не говоря уже о проступках или преступлениях, не только наносят моральную травму человеку и социальный вред обществу, но и дискредитируют высокое звание фармацевтического работника.

Практические  задания

1. В материальной комнате аптеки на стеллажах при комнатной температуре и относительной влажности воздуха 60% хранятся следующие товары:

•  Гриппферон назал.кап. 10тысМЕ/мл фл 10 мл

•  Ихтиол супп. рект. 200 мг х 10

•  Апилак мазь н.п. 3% 50 г  туба

•  Лейкопластырь Унипласт бактер. 6x10 натуральный

•  Бинт медицин, трубч. эласт.

Дайте оценку условий хранения и рекомендации по организации хранения каждого наименования товара. Обоснуйте свое решение нормативными документами.

 

•  Гриппферон назал.кап. 10тысМЕ/мл фл 10 мл

Хранение препарата осуществлялось не правильно.

 Фз РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» № 157-ФЗ от 17 сентября 1998 г.

 Хранение осуществляется:

4.7. Хранение иммунобиологических  препаратов осуществляется в  холодильниках, оборудованных термометрами, при температуре (5±3) °С (в пределах  от 2 до 8 °С), медицинские иммунобиологические препараты хранятся в промышленной упаковке и располагаются таким образом, чтобы к каждой упаковке был обеспечен доступ охлажденного воздуха, а препараты одного наименования хранятся по сериям, с учетом срока годности.

4.9. В морозильной камере холодильника  хранится необходимый запас хладоэлементов.

4.10. Не допускается хранение  МИБП на дверной панели холодильника.

4.11. Контроль за температурным  режимом хранения вакцин осуществляется 2 раза в день. Показания термометра заносятся должностным лицом в журнал регистрации температурного режима холодильника (прилож. 2).

Информация о работе Экономика фармации