Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 15:10, курсовая работа
В настоящее время положение усугубляется низким уровнем финансирования здравоохранения, что не позволяет осуществлять мероприятия по охране труда, проводить экспертизу условий труда, обеспечивать предусмотренные законодательством льготы и компенсации. Низкий уровень финансирования здравоохранения также отрицательно сказывается на ее экономическую сторону.
Цель данной работы: на основании изучения и анализа нормативно-правовой, учебной и другой литературы рассказать о правах, обязанностях и социальной защите работников здравоохранения.
Содержание
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В Указе Президента Российской Федерации1 среди факторов национальной безопасности Российской Федерации было выделено физическое здоровье нации, угрозой которому является кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации,2 общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Охрана здоровья граждан осуществляется органами и учреждениями здравоохранения, а непосредственно – работниками здравоохранения.
Система здравоохранения сегодня — это более трех миллионов работающих, тысячи лечебно-профилактических, аптечных, санитарно-эпидемиологических учреждений, десятки научно-исследовательских институтов, центров, высших и средних учебных заведений, в которых эксплуатируется различное оборудование, коммуникации, электроустановки, котельные, лифты, водопроводно-канализационное хозяйство, технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, автотранспорт, сосуды, работающие под давлением, разнообразная медицинская техника, применяются ядовитые вещества и агрессивные жидкости.
Во вредных и неблагоприятных условиях труда (инфекционные, психиатрические, онкологические учреждения и отделения, радиологическая, рентгеновская, физиотерапевтическая, патологоанатомическая лабораторная службы, операционные, стерилизационные, отделения гиперболистической оксигинации и др.) заняты сотни тысяч работников здравоохранения.
Среди основных причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости необученность руководителей и персонала по вопросам безопасности, неблагоприятные условия труда, связанные с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы, и слабый контроль со стороны администрации за соблюдением персоналом охраны труда и производственной санитарии. Отрицательно влияет на состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости отсутствие современной базы отраслевых нормативно-отраслевых документов по охране труда.
В настоящее время положение усугубляется низким уровнем финансирования здравоохранения, что не позволяет осуществлять мероприятия по охране труда, проводить экспертизу условий труда, обеспечивать предусмотренные законодательством льготы и компенсации. Низкий уровень финансирования здравоохранения также отрицательно сказывается на ее экономическую сторону.
Цель данной работы: на основании изучения и анализа нормативно-правовой, учебной и другой литературы рассказать о правах, обязанностях и социальной защите работников здравоохранения.
К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.
К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.3
В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе:
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.
К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.
Работниками здравоохранения являются все люди, основная деятельность которых направлена на улучшение здоровья. В их число входят люди, оказывающие медицинские услуги (такие, как врачи, медицинские сестры, фармацевты и лаборанты), а также административные и вспомогательные работники (такие, как финансисты, повара, водители и уборщики).
Согласно статистическим данным, количество работников здравоохранения (медицинский персонал) в России (на конец 2007 года) составляет:
Отношения между работодателем и врачом или иным медицинским персоналом должны быть в обязательном порядке оформлены в виде трудового договора.
В современном понимании трудовые отношения — это отношения правового, социального и экономического характера, складывающиеся между двумя субъектами — работодателем и работником. Исторически сложился и способ правового оформления названных отношений — трудовой договор.
На сегодняшний день очевидно, что трудовой договор представляет собой самостоятельную юридическую конструкцию, регулируемую опять же самостоятельной отраслью права — трудовым законодательством.
Согласно действующему трудовому законодательству, формальным основанием для приёма работника на работу является личное заявление работника, сделанное им в письменной форме на имя руководителя клиники или центра, приказ о приёме работника на работу (в котором должны быть отражены, помимо фамилии, имени, отчества работника, дата приёма его на работу, система оплаты труда, должность и трудовая функция работника), а также трудовой договор, который должен быть заключён не позднее трёх дней с момента издания приказа о приёме работника на работу.
С практической точки зрения, чем более подробным будет трудовой договор, тем более понятными будут взаимные обязанности и права сторон, тем меньше споров и вопросов вызовет он в дальнейшем.
К сожалению, многие медицинские центры заключают с работниками довольно примитивные трудовые договоры, что не только свидетельствует об отсутствии или о низком уровне правовой культуры в клинике, но и ставит саму клинику в крайне неблагоприятные и иногда совершенно затруднительные условия в случае спора.6
Что является основополагающим в трудовом договоре? Это, безусловно, прописывание прав и обязанностей работника. Об этом и пойдет речь далее.
Итак, составление подробного трудового договора является превосходным инструментом для формирования собственной кадровой политики предприятия, особенно учитывая либеральный подход законодателя к правам работодателя сравнительно с нормами предыдущего Кодекса законов о труде (КЗоТ) РСФСР.
Если говорить коротко, то общими правами медицинского работника являются:
Работодателем могут быть предусмотрены иные дополнительные права работника, в частности, право на оплату за счёт работодателя в случае производственной необходимости и в целях повышения квалификации работника его обучения, участия работника в научно-практических конференциях, семинарах, иных мероприятиях, направленных на повышение профессионального уровня работника, а также иные права.
Права медицинских и фармацевтических работников здравоохранения закреплены в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»7.
Остановимся на них подробнее.
Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, - также сертификат специалиста и лицензию.
Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.
Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.
Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а также после получения лицензии на занятие определенными Министерством здравоохранения Российской Федерации видами деятельности, если иное не предусмотрено международным правом.