Государственная система здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время положение усугубляется низким уровнем финансирования здравоохранения, что не позволяет осуществлять мероприятия по охране труда, проводить экспертизу условий труда, обеспечивать предусмотренные законодательством льготы и компенсации. Низкий уровень финансирования здравоохранения также отрицательно сказывается на ее экономическую сторону.
Цель данной работы: на основании изучения и анализа нормативно-правовой, учебной и другой литературы рассказать о правах, обязанностях и социальной защите работников здравоохранения.

Файлы: 1 файл

Кур.р. Организация здравоохранения (1,5).doc

— 214.00 Кб (Скачать)

 


 


Содержание

 

Введение

 

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В Указе Президента Российской Федерации1 среди факторов национальной безопасности Российской Федерации было выделено физическое здоровье нации, угрозой которому является кризис систем здравоохранения и социальной защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации,2 общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Охрана здоровья граждан осуществляется  органами  и учреждениями здравоохранения, а непосредственно – работниками здравоохранения.

Система здравоохранения сегодня — это более трех миллионов работающих, тысячи лечебно-профилактических, аптечных, санитарно-эпидемиологических учреждений, десятки научно-исследовательских институтов, центров, высших и средних учебных заведений, в которых эксплуатируется различное оборудование, коммуникации, электроустановки, котельные, лифты, водопроводно-канализационное хозяйство, технологическое оборудование пищеблоков и прачечных, автотранспорт, сосуды, работающие под давлением, разнообразная медицинская техника, применяются ядовитые вещества и агрессивные жидкости.

Во вредных и неблагоприятных условиях труда (инфекционные, психиатрические, онкологические учреждения и отделения, радиологическая, рентгеновская, физиотерапевтическая, патологоанатомическая лабораторная службы, операционные, стерилизационные, отделения гиперболистической оксигинации и др.) заняты сотни тысяч работников здравоохранения.

Среди основных причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости необученность руководителей и персонала по вопросам безопасности, неблагоприятные условия труда, связанные с неудовлетворительным состоянием материально-технической базы, и слабый контроль со стороны администрации за соблюдением персоналом охраны труда и производственной санитарии. Отрицательно влияет на состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости отсутствие современной базы отраслевых нормативно-отраслевых документов по охране труда.

В настоящее время положение усугубляется низким уровнем финансирования здравоохранения, что не позволяет осуществлять мероприятия по охране труда, проводить экспертизу условий труда, обеспечивать предусмотренные законодательством льготы и компенсации. Низкий уровень финансирования здравоохранения также отрицательно сказывается на ее экономическую сторону.

Цель данной работы: на основании изучения и анализа нормативно-правовой, учебной  и другой литературы рассказать о правах, обязанностях и социальной защите работников здравоохранения.

 

 

 

 

1. Государственная система здравоохранения.

Общие положения

 

К государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан.

К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.3

В государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе:

  • лечебно-профилактические учреждения;
  • фармацевтические предприятия и организации;
  • аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.4 К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере здравоохранения, несут ответственность в пределах своей компетенции.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.

Работниками здравоохранения являются все люди, основная деятельность которых направлена на улучшение здоровья. В их число входят люди, оказывающие медицинские услуги (такие, как врачи, медицинские сестры, фармацевты и лаборанты), а также административные и вспомогательные работники (такие, как финансисты, повара, водители и уборщики).

Согласно статистическим данным, количество работников здравоохранения (медицинский персонал) в России (на конец 2007 года) составляет:

  • численность врачей: 707 тыс. человек, что составляет 48,9 человек на 10 000 человек населения;
  • численность среднего медицинского персонала: 1542 тыс. человек, что составляет 109 человек на 10 000 человек населения.5

 

 

Отношения между работодателем и врачом или иным медицинским персоналом должны быть в обязательном порядке оформлены в виде трудового договора.

В современном понимании трудовые отношения — это отношения правового, социального и экономического характера, складывающиеся между двумя субъектами — работодателем и работником. Исторически сложился и способ правового оформления названных отношений — трудовой договор.

На сегодняшний день очевидно, что трудовой договор представляет собой самостоятельную юридическую конструкцию, регулируемую опять же самостоятельной отраслью права — трудовым законодательством.

Согласно действующему трудовому законодательству, формальным основанием для приёма работника на работу является личное заявление работника, сделанное им в письменной форме на имя руководителя клиники или центра, приказ о приёме работника на работу (в котором должны быть отражены, помимо фамилии, имени, отчества работника, дата приёма его на работу, система оплаты труда, должность и трудовая функция работника), а также трудовой договор, который должен быть заключён не позднее трёх дней с момента издания приказа о приёме работника на работу.

С практической точки зрения, чем более подробным будет трудовой договор, тем более понятными будут взаимные обязанности и права сторон, тем меньше споров и вопросов вызовет он в дальнейшем.

К сожалению, многие медицинские центры заключают с работниками довольно примитивные трудовые договоры, что не только свидетельствует об отсутствии или о низком уровне правовой культуры в клинике, но и ставит саму клинику в крайне неблагоприятные и иногда совершенно затруднительные условия в случае спора.6

Что является основополагающим в трудовом договоре? Это, безусловно, прописывание прав и обязанностей работника. Об этом и пойдет речь далее.

 

2. Права работников  здравоохранения

 

Итак, составление подробного трудового договора является превосходным инструментом для формирования собственной кадровой политики предприятия, особенно учитывая либеральный подход законодателя к правам работодателя сравнительно с нормами предыдущего Кодекса законов о труде (КЗоТ) РСФСР.

Если говорить коротко, то  общими правами медицинского работника  являются:

  • право на работу в соответствии с условиями трудового договора. Требование от работника выполнения обязанностей, не предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, может производиться только в случаях, предусмотренных законодательством о труде;
  • право на ознакомление с должностной инструкцией;
  • право на ознакомление с требованиями охраны труда;
  • право на обеспечение работодателем безопасных условий работы в соответствии с требованиями правил техники безопасности, санитарных правил и норм, законодательства о труде РФ;
  • право на выплату заработной платы в сроки, установленные трудовым договором, право на выплату премий, вознаграждений в порядке, установленном работодателем, право на получение материальной помощи с учётом оценки личного трудового участия работника в работе клиники в порядке, установленном локальными (внутренними) нормативными актами клиники;
  • право на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также право на все предусмотренные законодательством виды социального страхования.

Работодателем могут быть предусмотрены иные дополнительные права работника, в частности, право на оплату за счёт работодателя в случае производственной необходимости и в целях повышения квалификации работника его обучения, участия работника в научно-практических конференциях, семинарах, иных мероприятиях, направленных на повышение профессионального уровня работника, а также иные права.

Права медицинских и фармацевтических работников здравоохранения закреплены в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»7.

Остановимся на них подробнее.

2.1. Право на  занятие медицинской и фармацевтической

деятельностью

Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности, перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, - также сертификат специалиста и лицензию.

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских учебных заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи гражданам в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Лица, не имеющие законченного высшего медицинского или фармацевтического образования, могут быть допущены к занятию медицинской или фармацевтической деятельностью в должностях работников со средним медицинским образованием в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующих учебных заведениях Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, а также после получения лицензии на занятие определенными Министерством здравоохранения Российской Федерации видами деятельности, если иное не предусмотрено международным правом.

Информация о работе Государственная система здравоохранения