Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 11:51, реферат
В связи с бурным развитием в последние годы клинико-иммунологических,
лабораторных и инструментальных методов исследования, появилось много
сведений характеризующих с новых позиций этиологические и патогенетические варианты развития БА.
Бронхиальная астма - хроническое заболевание лёгких, поражающее людей
всех возрастных групп. Оно может протекать в виде единичных, эпизодических
приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным
исходом.
Введение…………………….……………………………………………….…3 1.Лечение и профилактика………………………………………...………….4
2.Физическая культура при бронхиальной астме…………………………8
Заключение….…………………………….….………………..………….…16
Библиографический список….……………………….…………….......…...17
4 ступень - тяжёлое состояние, характеризуется непрерывным рецидивированием симптомов болезни, степень их выраженности столь значительна, что приводит к снижению физический активности и нередко к инвалидизации. Учитывая значительную выраженность воспалительных изменений, ведущее место в терапии больных этой группы принадлежит ГКС. Рекомендуется сочетать высокие дозы ингаляционных ГКС (до 1000 мкг и выше) с минимальными, индивидуально подобранными дозами системных ГКС. Полной нормализации клинических и функциональных показателей у этих больных достичь не удаётся в связи с опасностью длительного применения высоких доз системных стероидов. Основной задачей при лечении больных тяжёлой формой бронхиальной астмы является снижение потребности в ГКС, что достигается путем сочетания их применения с различными группами бронхолитических препаратов пролонгированного действия. Контроль
7
кратковременных умеренно выраженных приступов осуществляется с помощью редких (не чаще 3-4 раз в сутки) приемов адреномиметиков короткого действия.
Более выраженные ухудшения в
течении заболевания требуют
назначения дополнительных доз
ГКС, вводимых парэнтерально
В соответствии со ступенчатым
подходом лечения бронхиальной
астмы по достижении и
2.Физическая
культура при бронхиальной
астме
Лечебно-физическая культура при бронхиальной астме
Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных бронхиальной астмой, а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении занятий и всего комплекса.
Цель этой работы указать физиологические основы для применения ЛФК при данной болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную структуру занятий и основные упражнения.
В комплекс лечения бронхиальной астмы обязательно включается лечебная физкультура - ЛФК.
ЛФК при бронхиальной
астме способствует регуляции процессов
возбуждения и торможения в коре
головного мозга, улучшает кровообращение,
дыхание, окислительно-
8
При выполнении физических упражнений щадят область легких. В остром периоде заболевания при наличии болей ЛФК не показана.
Физические упражнения назначают спустя 2 - 5 дней после прекращения острой боли. В этот период процедура лечебной гимнастики не должна превышать 10 - 15 минут. В положении лежа выполняют упражнения для рук, ног с ограниченной амплитудой движения.
При прекращении острых явлений физическую нагрузку постепенно увеличивают. Во избежание обострения делают это осторожно, с учетом реакции больного на нагрузку. Упражнения выполняют в исходном положении лежа, сидя, стоя. В стационарах занятия проводятся специально подготовленными методистами ЛФК.
В санаторно-курортных условиях объем и интенсивность занятий ЛФК увеличиваются; широко используются терренкур (лечебная, дозированная ходьба), прогулки, игра в воллейбол, катание на лыжах и коньках, плавание в свободном режиме (без соревнований).
Таким образом, объем физических нагрузок зависит от фазы заболевания.
Начнем с физиологии.
Импульсы от рецепторов внутренних органов
поступают в центральную
Болезнь подавляет
и дезорганизует двигательную активность
- непременное условие
При регулярном
выполнении физических упражнений, как
и в процессе физической тренировки,
постепенно возрастают энергетические
запасы , увеличивается образование
буферных соединений, происходит обогащение
организма ферментными
Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения.
Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его
9
реактивность.
ЛФК при применении
к больным, страдающим язвенной болезнью
оздоровительное влияние
1. Улучшить согласованное
функционирование систем
2. Путём правильной
организации режима движений, физических
упражнений и пассивного
3. Улучшить окислительно-
Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен.
ЛФК эффективна
только при условии длительного,
систематического проведения занятий
с постепенным увеличением
Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания и физическая подготовленность учащихся.
Важно и другое:
занимаясь физическими
Занятия имеют
и воспитательное значение: учащиеся
привыкают систематически выполнять
физические упражнения, это становится
его повседневной привычкой. Занятия
ЛФК переходят в занятия общей
физкультурой, становятся потребностью
человека и после выздоровления.
Существует большое количество методик, предупреждающих приступы этой болезни, приведем одну из них.
10
Первое правило.
Необходимо постоянно думать: «Гарью
пахнет! Тревога!» И шумно нюхать
воздух. Чем естественней, тем лучше.
Следует думать только о вдохе. Чувство
тревоги организует активный вдох лучше,
чем рассуждения о нем. Почему
же не следует дышать слишком глубоко,
если, конечно, на то нет никаких
причин, например активных физических
нагрузок? Оказывается, помимо кислородного
обмена при дыхании не менее, а, возможно
и более важен обмен
Второе правило.
Выдох - результат вдоха. Не следует
мешать выдоху уходить после каждого
вдоха как угодно, сколько угодно,
- но лучше ртом, чем носом. Не помогайте
ему. Думайте только: «Гарью пахнет!
Тревога!» И следите за тем
только, чтобы вдох шел одновременно
с движением. Выдох уйдет самопроизвольно.
Увлекайтесь вдохом и движением,
не будьте скучно-равнодушны. Движения
создают короткому вдоху
Третье правило. Повторяйте вдохи так, как будто вы накачиваете шину. Накачивайте легкие, как шины, в темпоритме песен и плясок. И, тренируя
11
движения и вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп 60 - 72 вдоха в минуту. Норма урока - 1000 - 1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов. Пауза между дозами вдохов 2 - 3 секунды, а расстояния между выдохами длиннее, чем между вдохами, потому что выдоху вы не помогаете, следовательно, воздух при этом выходит дольше.
Четвертое правило. Надо знать и помнить, что нужно подряд делать столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать легко. Если приступы часты - сериями по 2, 4, 8 вдохов, сидя и лежа. Если же на данный момент времени ремиссия - по 8, 16, 32 вдоха, стоя. После трех недель тренировок можно делать уже по 96 вдохов, если, конечно, это делать легко и это не приносит дискомфорта. Норма одного урока - 2 раза по 960 вдохов. Исключение - люди, страдающие астмой в тяжелейшей форме или перенесшие инфаркт. Для таких людей норма - 600 вдохов, и повторять урок следует до 5 раз в день. Особенно важно «накачивать» легкие перед сном за час. Это - борьба за нормальный сон, так как приступы в основном случаются ночью. Чем хуже самочувствие, тем чаще следует проделывать эту гимнастику, но чаще и отдыхать. 4000 вдохов в день, разумеется, не сразу, а в течение дня, - хорошая норма. При хорошей тренировке 2000 вдохов укладываются в 35 - 37 минут. Сокращать это время не следует.
Пятое правило.
И еще раз на счет выдоха. Необходимо
пробовать выдыхать «через силу». То
есть выдыхать так, как будто вы надуваете
воздушный шар. Для этого нужно
выдыхать, произнося звуки: «х», «ц»,
«ч», «ш», «щ», «брах», «брох». При этом
не нужно давать воздуху полностью
выходить из легких. То есть объем воздуха
при вдохе должен быть больше, чем
при выдохе. Это упражнение следует
выполнять только в том случае,
если имеются затруднения с
Комплекс упражнений.. Для начала - разминка.
Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Руки по швам. Делайте короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага. 96 вдохов. Можно и больше, чтобы ощутить, что ноздри двигаются и слушаются вас. Вдох должен быть мгновенным.
Чтобы до конца понять эту гимнастику, делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой - левой, правой - левой, вдох - вдох, вдох - вдох. А не вдох - выдох, как в обычной гимнастике.
12
Сделайте 96 шагов - вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно, переминаясь с ноги на ногу: вперед - назад, вперед - назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом - вдох, но короткий и шумный.
Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть - чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи были одновременны. Не мешайте и не помогайте выдохам выходить после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте их столько, сколько сможете сделать легко.
Движения головы.
Повороты. Поворачивайте голову вправо - влево резко в темпе шагов. И одновременно с каждым поворотом - вдох носом. 96 вдохов.
Вдохи короткие и шумные. В первый день по 8 вдохов подряд. Можно и дважды по 96.
«Ушки». Покачивайте головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи не подвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.
«Малый маятник». Кивайте головой вперед - назад, вдох - вдох.
Каждое движение головы - повороты. «Ушки» и «малый маятник» проделайте не менее чем по 96 вдохов, по 8, 16 или 32 вдоха подряд. То есть столько, сколько сможете сделать легко. Можно выполнить и 192 вдоха - движения головой каждое.
Главные движения.
«Кошка». Ноги на
ширине плеч. Вспомните кошку, которая
подкрадывается к воробью, если конечно
вы не предрасположены к условно-