Брохиальная астма

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 11:51, реферат

Краткое описание

В связи с бурным развитием в последние годы клинико-иммунологических,

лабораторных и инструментальных методов исследования, появилось много

сведений характеризующих с новых позиций этиологические и патогенетические варианты развития БА.

Бронхиальная астма - хроническое заболевание лёгких, поражающее людей

всех возрастных групп. Оно может протекать в виде единичных, эпизодических

приступов либо иметь тяжёлое течение с астматическим статусом и летальным

исходом.

Оглавление

Введение…………………….……………………………………………….…3 1.Лечение и профилактика………………………………………...………….4

2.Физическая культура при бронхиальной астме…………………………8

Заключение….…………………………….….………………..………….…16

Библиографический список….……………………….…………….......…...17

Файлы: 1 файл

ба.docx

— 41.78 Кб (Скачать)

        4 ступень - тяжёлое состояние, характеризуется непрерывным рецидивированием симптомов болезни, степень их выраженности столь значительна, что приводит к снижению физический активности и нередко к инвалидизации. Учитывая значительную выраженность воспалительных изменений, ведущее место в терапии больных этой группы принадлежит ГКС. Рекомендуется сочетать высокие дозы ингаляционных ГКС (до 1000 мкг и выше) с минимальными, индивидуально подобранными дозами системных ГКС. Полной нормализации клинических и функциональных показателей у этих больных достичь не удаётся в связи с опасностью длительного применения высоких доз системных стероидов. Основной задачей при лечении больных тяжёлой формой бронхиальной астмы является снижение потребности в ГКС, что достигается путем сочетания их применения с различными группами бронхолитических препаратов пролонгированного действия. Контроль

     7

     кратковременных умеренно выраженных приступов осуществляется с помощью редких (не чаще 3-4 раз  в сутки) приемов адреномиметиков  короткого действия.

        Более выраженные ухудшения в  течении заболевания требуют  назначения дополнительных доз  ГКС, вводимых парэнтерально или  повышения поддерживающей дозы  ГКС. Критериями эффективности  проводимого лечения является  снижение частоты возникновения   астматических симптомов, положительная  динамика данных объективного  исследования больных, нормализация  или устойчивая тенденция к  нормализации лабораторных и  функциональных показателей.

        В соответствии со ступенчатым  подходом лечения бронхиальной  астмы по достижении и сохранении  стабильных результатов лечения  можно снизить интенсивность  терапии для установления минимальной  степени воздействия лекарствами,  необходимой для поддержания  контроля заболевания (ступень  вниз). 
 
 
 
 

2.Физическая  культура при бронхиальной  астме 

Лечебно-физическая культура при бронхиальной астме

Лечебная физкультура  является составной частью общей  физкультуры и одним из важнейших  методов комплексного лечения больных  бронхиальной астмой, а также эффективным  средством предупреждения обострений при правильном построении занятий  и всего комплекса.

Цель этой работы указать физиологические основы для применения ЛФК при данной болезни, некоторые методические рекомендации, а также примерную структуру  занятий и основные упражнения.

В комплекс лечения  бронхиальной астмы обязательно  включается лечебная физкультура - ЛФК.

ЛФК при бронхиальной астме способствует регуляции процессов  возбуждения и торможения в коре головного мозга, улучшает кровообращение, дыхание, окислительно-восстановительные  процессы, положительно влияет на нервно-психическое  состояние больного.

8

При выполнении физических упражнений щадят область  легких. В остром периоде заболевания  при наличии болей ЛФК не показана.

Физические упражнения назначают спустя 2 - 5 дней после  прекращения острой боли. В этот период процедура лечебной гимнастики не должна превышать 10 - 15 минут. В положении  лежа выполняют упражнения для рук, ног с ограниченной амплитудой движения.

При прекращении  острых явлений физическую нагрузку постепенно увеличивают. Во избежание  обострения делают это осторожно, с  учетом реакции больного на нагрузку. Упражнения выполняют в исходном положении лежа, сидя, стоя. В стационарах  занятия проводятся специально подготовленными  методистами ЛФК.

В санаторно-курортных  условиях объем и интенсивность  занятий ЛФК увеличиваются; широко используются терренкур (лечебная, дозированная ходьба), прогулки, игра в воллейбол, катание на лыжах и коньках, плавание в свободном режиме (без соревнований).

Таким образом, объем физических нагрузок зависит  от фазы заболевания.

Начнем с физиологии. Импульсы от рецепторов внутренних органов  поступают в центральную нервную  систему, сигнализируя об интенсивности  функционирования и состоянии органов. При заболевании происходит нарушение  рефлекторной регуляции, возникают  патологические доминанты и порочные (патологические) рефлексы, извращающие  течение нормальных процессов в  организме человека.

Болезнь подавляет  и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального  формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения  болезни.

При регулярном выполнении физических упражнений, как  и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы , увеличивается образование  буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция.

Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения.

Отмечается благоприятное  влияние ЛФК на кровообращение и  дыхание, что также расширяет  функциональные возможности организма  и повышают его

9

реактивность.

ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью оздоровительное влияние осуществляется в следующих направлениях:

1. Улучшить согласованное  функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения.

2. Путём правильной  организации режима движений, физических  упражнений и пассивного отдыха  повлиять на урегулирование нервно-психической  сферы больного.

3. Улучшить окислительно-восстановительные  процессы во всех органах, способствовать  нормальному течению трофических  процессов.

Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры  при данном заболевании обязателен.

ЛФК эффективна только при условии длительного, систематического проведения занятий  с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер и учащийся для  достижения подобающих результатов.

Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются основными условиями при  проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция  занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания  и физическая подготовленность учащихся.

Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно участвует  в лечебно-оздоровительном процессе, а это благотворно воздействует на его психоэмоциональную сферу.

Занятия имеют  и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически выполнять  физические упражнения, это становится его повседневной привычкой. Занятия  ЛФК переходят в занятия общей  физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления. 

Существует большое  количество методик, предупреждающих  приступы этой болезни, приведем одну из них.

10

Первое правило. Необходимо постоянно думать: «Гарью пахнет! Тревога!» И шумно нюхать воздух. Чем естественней, тем лучше. Следует думать только о вдохе. Чувство  тревоги организует активный вдох лучше, чем рассуждения о нем. Почему же не следует дышать слишком глубоко, если, конечно, на то нет никаких  причин, например активных физических нагрузок? Оказывается, помимо кислородного обмена при дыхании не менее, а, возможно и более важен обмен углекислого  газа. Дело в том, что в клетках  нашего организма содержатся примерно 2 процента кислорода и до 7 процентов  углекислоты. Причем эта углекислота  играет важнейшую роль в обменных процессах. При падении её содержания в клетках нарушается метаболизм (обмен), что и ведет к болезням. Снижение уровня углекислоты в клетках  до уровня ниже 3 процентов означает смерть. Углекислого же газа в воздухе  чрезвычайно мало - всего 0,03 процента. Откуда же тогда организм берет углекислоту? Всё объясняется довольно просто. Она - продукт химических реакций, которые  проходят на клеточном уровне. Богатая  СО2 венозная кровь попадает в легкие, где углекислый газ растворяется в альвеолярном газе. Отсюда же - из альвеол легких - СО2 поступает в  артериальную кровь, где её содержится примерно до 6,5 процента. Значит, что  очень важно при дыхании? Не «вымывать» глубоким вдохом и глубоким выдохом (гипервентиляцией) углекислоту из легких. Если СО2 в легких окажется мало - а в воздухе ее почти совсем нет - в артериальной крови ее окажется не 6,5 процента, а меньше. В результате, по законам химии, возможен отток  углекислоты из клеток в артериальную кровь, что приведет к нарушению  баланса СО2 и О2 в клетках и, как следствие, к болезням гормональной и дыхательной систем. Кроме того, следует дышать носом, так как  вдох носом не боится холода и пыли и отлично избавляет от насморка.

Второе правило. Выдох - результат вдоха. Не следует  мешать выдоху уходить после каждого  вдоха как угодно, сколько угодно, - но лучше ртом, чем носом. Не помогайте  ему. Думайте только: «Гарью пахнет! Тревога!» И следите за тем  только, чтобы вдох шел одновременно с движением. Выдох уйдет самопроизвольно. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушны. Движения создают короткому вдоху достаточный  объем и глубину без особых усилий. Итак, нужно запомнить: строго следите за одновременностью вдохов и движений не мешайте выдоху уходить  самопроизвольно.

Третье правило. Повторяйте вдохи так, как будто  вы накачиваете шину. Накачивайте  легкие, как шины, в темпоритме песен  и плясок. И, тренируя

11

движения и  вдохи, считайте на 2, 4 и 8. Темп 60 - 72 вдоха  в минуту. Норма урока - 1000 - 1200 вдохов, можно и больше - 2000 вдохов. Пауза  между дозами вдохов 2 - 3 секунды, а  расстояния между выдохами длиннее, чем между вдохами, потому что  выдоху вы не помогаете, следовательно, воздух при этом выходит дольше.

Четвертое правило. Надо знать и помнить, что нужно  подряд делать столько вдохов, сколько  в данный момент можете сделать легко. Если приступы часты - сериями по 2, 4, 8 вдохов, сидя и лежа. Если же на данный момент времени ремиссия - по 8, 16, 32 вдоха, стоя. После трех недель тренировок можно делать уже по 96 вдохов, если, конечно, это делать легко и это  не приносит дискомфорта. Норма одного урока - 2 раза по 960 вдохов. Исключение - люди, страдающие астмой в тяжелейшей форме или перенесшие инфаркт. Для  таких людей норма - 600 вдохов, и  повторять урок следует до 5 раз  в день. Особенно важно «накачивать» легкие перед сном за час. Это - борьба за нормальный сон, так как приступы в основном случаются ночью. Чем  хуже самочувствие, тем чаще следует  проделывать эту гимнастику, но чаще и отдыхать. 4000 вдохов в день, разумеется, не сразу, а в течение дня, - хорошая  норма. При хорошей тренировке 2000 вдохов укладываются в 35 - 37 минут. Сокращать  это время не следует.

Пятое правило. И еще раз на счет выдоха. Необходимо пробовать выдыхать «через силу». То есть выдыхать так, как будто вы надуваете  воздушный шар. Для этого нужно  выдыхать, произнося звуки: «х», «ц», «ч», «ш», «щ», «брах», «брох». При этом не нужно давать воздуху полностью  выходить из легких. То есть объем воздуха  при вдохе должен быть больше, чем  при выдохе. Это упражнение следует  выполнять только в том случае, если имеются затруднения с выполнением  второго правила.

Комплекс упражнений.. Для начала - разминка.

Встаньте прямо. Ноги на ширине плеч. Руки по швам. Делайте  короткие, как укол, вдохи громко, шмыгая носом. Заставьте крылья носа соединяться в момент вдоха, а  не расширяйте их. Тренируйте по 2, по 4 вдоха подряд в темпе прогулочного шага. 96 вдохов. Можно и больше, чтобы  ощутить, что ноздри двигаются и  слушаются вас. Вдох должен быть мгновенным.

Чтобы до конца  понять эту гимнастику, делайте шаг  на месте и одновременно с каждым шагом - вдох. Правой - левой, правой - левой, вдох - вдох, вдох - вдох. А не вдох - выдох, как в обычной гимнастике.

12

Сделайте 96 шагов - вдохов в прогулочном темпе. Можно, стоя на месте, можно, переминаясь с  ноги на ногу: вперед - назад, вперед - назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей  впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные  вдохи невозможно. Думайте: «Ноги  накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом - вдох, но короткий и  шумный.

Освоив движение, поднимая правую ногу, чуть - чуть приседайте на левой, поднимая левую - на правой. Получится  танец рок-н-ролл. Следите за тем, чтобы движения и вдохи были одновременны. Не мешайте и не помогайте выдохам  выходить после каждого вдоха. Повторяйте вдохи ритмично и часто. Делайте  их столько, сколько сможете сделать  легко.

Движения головы.

Повороты. Поворачивайте  голову вправо - влево резко в  темпе шагов. И одновременно с  каждым поворотом - вдох носом. 96 вдохов.

Вдохи короткие и шумные. В первый день по 8 вдохов подряд. Можно и дважды по 96.

«Ушки». Покачивайте  головой, как будто кому-то говорите: «Ай-яй-яй, как не стыдно!» Следите, чтобы тело не поворачивалось. Правое ухо идет к правому плечу, левое - к левому. Плечи не подвижны. Одновременно с каждым покачиванием - вдох.

«Малый маятник». Кивайте головой вперед - назад, вдох - вдох.

Каждое движение головы - повороты. «Ушки» и «малый маятник» проделайте не менее чем по 96 вдохов, по 8, 16 или 32 вдоха подряд. То есть столько, сколько сможете сделать легко. Можно выполнить и 192 вдоха - движения головой каждое.

Главные движения.

«Кошка». Ноги на ширине плеч. Вспомните кошку, которая  подкрадывается к воробью, если конечно  вы не предрасположены к условно-рефлекторным или психосоматическим приступам  бронхиальной астмы. Повторяйте ее движения, - чуть-чуть приседая, поворачивайтесь  то вправо, то влево. Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую. На ту, в  какую сторону вы повернулись. И  шумно нюхайте воздух справа, слева  в темпе шагов.

Информация о работе Брохиальная астма