Аборт как проблема социально - медицинской этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть аборт как проблему социально-медицинской этики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить биомедицинскую этику как науку;
2) Выявить проблемы биомедицинской этики;
3) Рассмотреть понятие аборта и его виды;

Файлы: 1 файл

Курсовая ОСМ.docx

— 52.19 Кб (Скачать)

К сожалению, в наши дни  существует так называемый криминальный аборт. С точки зрения современного российского законодательства данным абортом считается искусственное  прерывание беременности, произведенное  лицом, не имеющим медицинского сертификата  по специальности «врач акушер-гинеколог». То есть, если в условиях стационара медицинского центра или сельской больницы беременность прервет врач-специалист, не являющийся гинекологом, то это будет  квалифицированно, как преступление. Но с другой стороны, если акушер-гинеколог  предложит произвести прерывание беременности, к примеру, в сарае собственной  дачи, то нарушением это являться не будет [Запрет на плод [Текст] // АиФ газ. - 2008. - 13 февраля - с. 14].

В частной переписке некоторых  акушеров-гинекологов нередко встречаются  вопросы о том, как самостоятельно прервать беременность, но ранних сроках. Поэтому многие врачи рассказывают о доступных в быту способах прерывания беременности и о непоправимом вреде здоровью, которые они наносят.

Одним из популярных методов  был подробно описан в повести  А. Приставкина «Дети Арбата». Этот метод заключается в общем  воздействии на организм. Чтобы вызвать  плодоизгнание женщина принимает  горячую ванну или душ, обклеивает себя горчичниками. В ряде случаев  манипуляции вызывают сокращения матки  и выкидыш. К этому же методу можно  отнести умышленное падение на живот, к примеру, со шкафа, сдавлевание  матки руками. Опасность заключается  в развитии маточных кровотечений, которые достаточно трудно остановить. В зависимости от методики самостоятельного аборта летальность (женская смертность) колеблется от 25 до 40% [5].

Искусственное прерывание беременности является серьезным испытанием для организма женщины репродуктивного возраста. С развитием медицины угроза здоровью и жизни во время беременности и родов существенно уменьшилась, но все больше женщин сталкиваются с риском, связанным с искусственным прерыванием беременности [Шурыгина, Ю.Ю. Научные концепции здорового образа жизни [Текст] / Ю.Ю. Шурыгина. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009 - С. 148-155].

Для того, чтобы не испытывать моральных и физических мук, необходимо помнить, что существует огромное количество методов и средств для предупреждения нежелательной беременности [Шурыгина, Ю.Ю. Научные концепции здорового  образа жизни [Текст] / Ю.Ю. Шурыгина. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009 - С. 148-155.].

Таким образом можно сделать  вывод, что существует большое количество абортов, однако при этом всегда страдает организм женщины.

 

2.2 Морально-этические  проблемы искусственного прерывания  беременности.

Вокруг столь сложной  и деликатной темы в биоэтической литературе сложились две противоположные  точки зрения. Аборт - это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Это - просто одна из медицинских операций, и как в случае каждой хирургической операции все проблемы решаются врачом и пациентом. Если коротко выразить эту точку зрения, можно сказать так: “Аборт - это медицинская проблема”. Вторая точка зрения представляет собой противоположный полюс: аборт оскорбляет моральное чувство, поэтому здесь существует моральная, этическая проблема, и притом - сложнейшая. Ведь прежде, чем придти к врачу, женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть будущего человека, да и после того, как она обращается к врачу, этический смысл проблемы не только не исчезает, но еще более усложняется: в нее вовлекается третий человек -- врач, и если он делает свое дело, то становится соучастником убийства [Коновалова, Л.В. Прикладная этика [Текст]: по материалам западной литературы/ Л.В. Коновалова. РАН; Ин-т философии. - М.; 1998. - 216 с. [С. 103-119]].

В последние десятилетия  аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых  проблем теории морали. Однако философская  и научная изощренность этой дискуссии, конечно, совсем не означает, что проблема искусственного прерывания беременности становится более ясной. Специалисты  так формулируют ее содержание: «Защитники права на аборт и их оппоненты  не соглашаются между собой даже в терминологии спора. Оппоненты  настаивают, что здесь проблема следующая: должны или нет, эмбрионы иметь право  не быть убитыми, как и другие человеческие существа? Защитники считают центральным  вопрос о том, можно ли заставить  женщину вынашивать нежелательный  плод даже ценою собственного здоровья и жизни?»[ Иванюшкин, А.Я. Введение в  биоэтику [Текст]: учебное пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. - М.: Прогресс - Традиция, 1998. - 384 с. [С. 197-201, 205-215]].

Противники абортов считают  совершенно несостоятельной концепцию  жизнеспособности плода в качестве обоснования искусственного прерывания беременности. Во-первых, с их точки  зрения, эмбрион имеет право на жизнь с момента зачатия. Во-вторых, они постоянно подчеркивают условный характер понятия «жизнеспособность». В-третьих, в публикациях противников абортов приводятся документированные случаи выживания детей, родившихся с массой тела в 420, 360 гр.

Так же они анализируют  множество других аспектов проблемы искусственного прерывания беременности. Например, проблема риска, сопровождающего  искусственное прерывание беременности: осложнения у матери; осложнения у  детей, родившихся у женщин, сделавших  аборты; психоэмоциональные проблемы и т.д. Проблему риска противники связывают с проблемой адекватного  информирования женщин. Утверждается, что врачи совсем не информируют  или даже дезинформируют беременных женщин, принявших решение об искусственном  прерывании беременности, о степени  зрелости плода и даже о сущности самого этого медицинского вмешательства[Иванюшкин, А.Я. Введение в биоэтику [Текст]: учебное  пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. - М.: Прогресс - Традиция, 1998. - 384 с. [С. 197-201, 205-215]].

На основании подобных аргументов противники искусственного прерывания беременности как морального допустимого вмешательства настаивают, что аборт - это жестокое убийство невинного человеческого существа.

В современном мире существуют три основные позиции, которых придерживаются люди в отношении к искусственному аборту:

 

    • Либеральная позиция. Плод (и тем более эмбрион) до момента рождения является частью тел матери и правом на жизнь не обладает. Поэтому аборт морально допустим на любой стадии развития эмбриона и плода.
    • Консервативная позиция. Эмбрион (и тем более плод) с момента зачатия является человеком, обладающим в полной мере правом на жизнь. Следовательно, аборт - это форма убийства человека.
    • Умеренная позиция. Аборт морально допустим лишь на начальных стадиях развития плода.

Однозначно вопросы о  недопустимости прерывания беременности решаются только религиозными конфессиями. Все основные религии мира выступают  противниками аборта [Шурыгина, Ю.Ю. Научные  концепции здорового образа жизни [Текст] / Ю.Ю. Шурыгина. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009 - С. 148-155.].

В «Исламском кодексе медицинской  этики», в частности, говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь неродившегося  ребенка должна быть спасена, кроме  случаев абсолютной медицинской  необходимости, признаваемых Законом  ислама. Современные тенденции разрешения аборта исламом не признаются. Ислам  предоставляет плоду некоторые  права, например, право наследования: если беременная женщина, приговоренная  к смерти, приговор приводится в  исполнение лишь после того, как  она родит и выносит своего ребенка».

Согласно, буддизму, убить - значит совершить самый страшный отрицательный поступок. Этика буддизма начинается с заповеди: «Не отнимай  ничьей жизни, будь то человек или  животное». Решение проблемы природы  и статуса эмбриона в буддизме таково: «зародыш священен и несет  весь потенциал человеческого существа». Поэтому аборт «соответствует уничтожению  жизни независимо от стадии».

Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще - нежелание иметь  детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В  то же время, если беременность угрожает физическому здоровью матери, это  обстоятельство должно быть принято  во внимание [Иванюшкин, А.Я. Введение в  биоэтику [Текст]: учебное пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. - М.: Прогресс - Традиция, 1998. - 384 с. [С. 197-201, 205-215]].

В последние десятилетия  мы удивляемся – почему наша страна так плохо живёт? А может ли рассчитывать на счастливую жизнь страна, занимающая первое место в мире по количеству младенцев, убитых невероятно варварским способом? Известный итальянский юрист Рафаэль Баллестрини метко заметил 100 лет тому назад «Самым верным доказательством полного нравственного падения народа будет то, что аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым». Большинство из нас, русских, уже вполне заслужили подобную оценку, и пришло время выбираться из липкого нравственного подземелья. Либо мы осознаем свои заблуждения и изменимся, либо погибнем сами, разрушим свои семьи и бесславно завершим существование некогда великого народа. Так уже бывало в истории с другими народами, и не надо тешить себя надеждой, что не произойдет с нами.

Искусственный аборт - это  современные формы медицинского вмешательства в репродуктивную способность человека. В XX веке оно  приобретает массовый характер и  происходит на фоне принципиальных изменений  его нравственной оценки и юридического статуса. Цивилизованный мир - прежде всего  государства Европы, США, Россия - пытается освободиться от традиции, в которой  они существовали практически пятнадцать веков. Речь идет о традиции морально-религиозного осуждения и законодательного запрещения абортов. Известно, например, что плодоизгнание  каралось смертной казнью во всех европейских  государствах на протяжении нескольких столетий. В результате длительных дискуссий и обсуждений произошла  отмена законодательного запрета или  его ослабление в той или иной степени в Швеции (1946), в Англии (1967), во Франции (1979), в США (1973), в Италии (1978), в Испании (1978), в Нидерландах (1981), в Норвегии (1978). В то же время  остаются еще государства, которых  не затронула легализация абортов. Это страны с устойчивой католической культурой (например, Португалия).

С начала XX века и до сих  пор вопрос о легализации абортов  остается поводом для дискуссий  специалистов, демонстраций граждан, заседаний  парламентов. Острота в обсуждении проблем аборта сохраняется, несмотря на то, что эта проблема "стара  как мир". Исторически отношение  врача к аборту является одной  из первых и основных этико-медицинских  проблем, сохраняющих свою актуальность и сегодня. Это объясняется тем, что проблема аборта концентрирует в себе отношения между людьми на уровне нравственного, юридического, социально-политического, религиозного, научного сознания. Рассмотрев проблему аборта на каждом из этих уровней, можно ответить на вопрос, почему она является основной и принципиальной проблемой современной биомедицинской этики.

В заключении можно добавить, что тема аборта носит не только медицинский характер, но также морально-этический.

 

Заключение.

Аборты – одна из главных  причин низкой рождаемости и отрицательного естественного прироста населения. Такое огромное количество абортов  в России связано, прежде всего, с  экономической ситуацией. Вот уже  на протяжении нескольких лет Россия находится в условиях социально-экономического кризиса, что и является причиной такого демографического явления, как  аборты.

В большинстве своем аборты делают женщины в возрасте от 16 до 25 лет, т. к. этот социальный слой находится  в наиболее неблагоприятном материальном положении. Также на процент абортов  влияет моральное и нравственное здоровье людей. Ведь за последние несколько  лет моральные рамки сильно расширились, а многие нравственные принципы в  глазах сегодняшней молодежи выглядят непоправимо устаревшими и совершенно неприемлемыми. И, несмотря на все старания российского правительства, количество абортов продолжает расти, и чтобы  остановить этот процесс и привести статистику абортов в мировые  рамки, понадобиться не один год и  не одно десятилетие, при условии, что  это вообще удастся осуществить. К 2025 году репродуктивный потенциал  России может оказаться в "точке  невозврата", из которой его будет  практически невозможно восстановить.

В современном мире допустимость абортов и ее пределы являются одной из наиболее дискуссионных  проблем, включающих религиозные, этические, медицинские, социальные и правовые аспекты. В некоторых странах эта проблема приобрела такую остроту, что вызвала раскол и ожесточенное противостояние в обществе. Поэтому необходимость создания биомедицинской этики было крайне необходимо.

Биомедицинская этика  рассматривает множество проблем, которые в современном мире являются актуальными.

Одной из самых распространенных и значимых проблем биомедицинской этики является аборт и существует множество разных точек зрения на данную проблему. Также существует множество разных видов аборта, однако при этом всегда страдает организм женщины.

Таким образом, можно сделать  вывод, что тема аборта носит не только медицинский характер, но также морально – этический.

Сегодня Россия занимает первое место по количеству абортов. В будущем  прогнозируется снижение рождаемости  и поэтому такая проблема биомедицинской этики, как аборт, актуальна и  требует немедленного решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы


Информация о работе Аборт как проблема социально - медицинской этики