Аборт как проблема социально - медицинской этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть аборт как проблему социально-медицинской этики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить биомедицинскую этику как науку;
2) Выявить проблемы биомедицинской этики;
3) Рассмотреть понятие аборта и его виды;

Файлы: 1 файл

Курсовая ОСМ.docx

— 52.19 Кб (Скачать)

• защиты прав пациентов (в  том числе ВИЧ инфицированных, психиатрических больных, детей  и др. больных с ограниченной компетентностью);

• справедливости в здравоохранении;

• взаимоотношения с живой  природой (экологические аспекты  развития биомедицинских технологий);

• аборта, контрацепции и  новых репродуктивных технологий (искусственное  оплодотворение, оплодотворение «в пробирке»  с последующей имплантацией эмбриона в матку, суррогатное материнство);

• проведения экспериментов  на человеке и животных;

• выработки критериев  диагностики смерти;

• трансплантологии;

• современной генетики (генодиагностики, генной терапии и  инженерии);

• манипуляций со стволовыми клетками;

• клонирования (терапевтического и репродуктивного);

• оказания помощи умирающим  пациентам (хосписы и организации  паллиативной помощи);

• самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной). [С. Саверская С., Сергеева Е. Отечественные записки //Проблемы акушерства в России. -2006. - №2. - С. 64-74.]

 

Рассмотрим некоторые  актуальные проблемы более подробно.

Клонирование есть получение  генетических копий животных и человека. Пожалуй, ни одно из достижений науки  не вызвало в минувшем веке столь  бурных дебатов, как клонирование. Возможность  создавать человеческие копии фактически разделила мир на две части: тех, кто за и тех, кто против. Причем, против оказались не только большинство  религиозных деятелей, но и часть  научного сообщества. Противники клонирования утверждают: создание людей с идентичным генетическим кодом противоестественно и аморально. Клонирование равнозначно  принятию на себя роли Бога, полагают представители  религиозной оппозиции. Приверженцы  идеи отвечают, что священные тексты не содержат явного запрета на клонирование и напоминают, что любое открытие в области медицины в первое время вызывало аналогичные возражения со стороны религиозных деятелей.

Клонирование  человека способно извратить естественные основы деторождения, кровного родства. Ребёнок может стать сыном  деда, сестрой матери и т.п. Так  появившийся на свет человек может  не ощутить себя полноценной личностью, а всего лишь «копией» кого-то другого. Поэтому, думается, нравственно оправдано  клонирование отдельных клеток и  тканей организма, но не человека в  целом. [Биоэтика: проблемы и перспективы. Под ред. А.П. Огурцова. М., 1992.]

Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные  проблемы связаны с искусственно вызванным абортом. Искусственное  прерывание беременности распространено в наши дни более чем когда-либо в предыдущей истории. Ежедневно  в мире совершается около 100 млн. половых актов, в 910 000 случаев происходит зачатие, в 10% этих случаев беременность заканчивается искусственным абортом. При этом озабоченность вызывают как медицинские последствия  абортов - материнская заболеваемость (нередко приводящая к бесплодию) и смертность, так и морально-правовые проблемы его допустимости на разных сроках беременности и законодательной  регламентации. [Истина проблемы. Риск, связанный с абортом //Аборт и его последствия: информационный сайт поддержки в трудной  ситуации.-2010.[ Электронный ресурс]. URL:   http://www.aborti.ru/articles/risk (дата обращения 03.10.2011)]

В последние десятилетия  аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых  проблем теории морали. Защитники  права на аборт и их оппоненты  не соглашаются между собой даже в терминологии спора. Оппоненты  настаивают, что здесь проблема следующая: должны или нет эмбрионы иметь  право не быть убитыми, как и другие человеческие существа? Защитники считают  центральным вопросом о том, можно  ли заставить женщину вынашивать нежелательного ребенка даже ценою  собственного здоровья и жизни? Противники абортов, делая главный акцент на том, что эмбрион имеет такое же право на жизнь, как и вообще всякий человек, считают, что искусственный аборт – это всегда произвольное лишение жизни человеческого существа, то есть, убийство, а потому недопустимо говорить о «праве на убийство».

Помимо искусственного аборта современные средства планирования семьи включают контрацепцию и стерилизацию. Существующие методы контрацепции можно  условно разделить на две группы. К первой, традиционной, группе относят  ритмический метод, который известен в литературе как календарный, температурный  метод, прерванный половой акт, механические средства, химические с локальным  действием. Ко второй группе современных  методов относятся: гормональная или  оральная контрацепция, внутриматочные средства (ВМС).

Предельно эффективным  методом контрацепции является стерилизация - "перевязка" или создание искусственной  непроходимости маточных труб при мини-лапаротомии, лапароскопии или гистероскопии. Однако возможна и сегодня получает распространение  не только женская, но и мужская стерилизация (вазэктомия). В настоящее время  используется два вида стерилизации: один из них - с восстановлением генеративной функции ("зажимы Фильше"), и второй - так называемая необратимая стерилизация. Возникает вопрос: кто же является основным субъектом регуляции рождаемости  в условиях государственной демографической  политики - женщина, семья или государство  и международные организации? К  числу наиболее остро обсуждаемых  тем современной биоэтики также  относятся медицинские практики, связанные с рождением человека. Применение новых репродуктивных технологий сопряжено со многими философскими, религиозными, правовыми и моральными проблемами, большая часть которых  не имеет однозначного решения. Среди  таких технологий выделяют:

  • искусственную инсеминацию спермой донора или мужа;
  • оплодотворение вне организма с последующей имплантацией эмбриона в матку женщины;
  • «суррогатное материнство» - когда яйцеклетка одной женщины оплодотворяется вне организма, а затем эмбрион имплантируется в матку другой женщины.

Искусственная инсеминация  может быть гомологичной - с использованием спермы мужа (ИСМ) и гетерологичной - с использованием спермы донора (ИСД). При успешном применении ИСМ биологические  и социальные родители ребенка совпадают, и поэтому такой метод вызывает сравнительно мало этических возражений и, как правило, не противоречит устоявшимся  правовым нормам семейно-брачных отношений. Рождение же ребенка с помощью  ИСД сопряжено со многими противоречиями морального порядка и требует  специальных юридических норм регулирующих такую практику. [Аборты//Здоровье: информационный сайт.-2011.[ Электронный ресурс]. URL:  http://avedjan.ucoz.ru/publ/abort/1-1-0-179 (дата обращения 03.10.2011).]

Другой современной репродуктивной технологией является оплодотворение «в пробирке», иначе называемое «экстракорпоральным  оплодотворением и переносом  эмбриона». Как известно, чтобы повысить вероятность беременности в полость  матки переносят несколько эмбрионов. С целью негативных последствий  многоплодной беременности иногда осуществляют операцию, называемую «редукцией эмбрионов». Иными словами, если после переноса в матку одновременно приживается  более трех эмбрионов, часть из них  абортируется. Такая практика в ряде стран считается юридически или  этически неприемлемой.

Серьезные моральные проблемы применения новейших технологий репродукции  человека связаны с состоянием здоровья, показателями физического и психического развития детей, родившихся с помощью  искусственного оплодотворения. По некоторым  зарубежным литературным данным при  применении метода ЭКО и ПЭ количество выкидышей возрастает в 2-3раза, внематочных  беременностей в 2-5 раз, многоплодных беременностей – в 20-27 раз. Более  чем в половине случаев дети, зачатые  в пробирке, появляются на свет с помощью кесарева сечения, риск недоношенности у них увеличен в 3 раза, врожденных дефектов – в 2 раза.

Один из трудных вопросов, возникающий при донорстве яйцеклетки, связан с тем, кто именно должен считаться  матерью родившегося ребенка. В  литературе представлены три возможных  ответа на этот вопрос: матерью всегда считается женщина, родившая ребенка; родительница признается матерью лишь в том случае, если использованная яйцеклетка принадлежит ей; женщина-донор  яйцеклетки признается матерью наряду с женщиной, которая родила ребенка. Согласно имеющимся на этот счет законам  в ряде стран (Болгария, некоторые  штаты Австралии) матерью признается женщина, родившая ребенка. По российскому  законодательству матерью ребенка  считается не женщина-донор яйцеклетки, а женщина, давшая письменное согласие на имплантацию ей эмбриона. [Колоколова М . Реабилитация после аборта, восстановление после аборта// Всё что нужно знать об абортах: сайт об абортах и прерыванию беременности -2011. [Электронный ресурс]. URL : http://www.helpwoman.ru/page-al-reabilitacia.html ]

В биомедицинской этике  существует множество проблем и  разные точки зрения на них, поэтому  можно сделать вывод, что проблемы биомедицинской этики остаются всегда актуальными.

2.1. Аборт и его  виды

Аборт в переводе с латинского означает «выкидыш». Аборты бывают самопроизвольными  и искусственными. Самопроизвольные выкидыши происходят извне. Искусственный  аборт - медикаментозное или хирургическое  вмешательство, с помощью которого производится прерывание беременности.

По данным Российской ассоциации «Планирование семьи», Россия удерживает второе место в мире по числу абортов - на 100 родов приходится 208 абортов. К сожалению, не смотря на то, что  в арсенале врачей-гинекологов имеется  огромное количество средств контрацепции, аборт по-прежнему остается основным методом планирования семьи. Выбор  метода прерывания беременности, как  правило, определяет женщина вместе с врачом в соответствии со сроком беременности и материальными возможностями женщины [Марданов, Р.А. Скажи абортам «нет» [Текст] / Рафаэль Марданов // Женское здоровье жур. - 2006.- 24 июня - 17 с.].

Существуют различные  виды выполнения операций по прерыванию беременности, при этом каждая операция предназначена для выполнения лишь на определенном сроке беременности и отличается своими особенностями  и осложнениями.

Мини-аборт - этот метод применяется  до срока 4 недель беременности. В ходе такой операции в шейку матки  последовательно вводятся металлические  расширители, при этом каждый следующий  инструмент больше предыдущего по диаметру. После этих манипуляций в матку  вводится трубка от вакуумного аспиратора. Создавшееся отрицательное давление способствует отсасыванию внутреннего  слоя матки (эндометрия) и организма  плода. Если аборт выполняется при  сроке более 4 недель, плод при этом разрывается на части.

Лучше всего проводить  его при 4-5-недельной беременности. При мини-аборте от металлических  расширителей отказываются, то есть не подвергают риску травмы мышечный аппарат  шейки матки, тогда реже возникают  осложнения, которые в дальнейшем нередко становятся причиной невынашивания, если женщина захочет родить [Байер, К. Здоровый образ жизни [Текст] / К. Байер, Л. Шейнберг / перевод с англ. - М.: Мир, 1997 - 368 с. [С. 103-110].

Существует также так  называемый классический аборт. К сожалению, для многих женщин этот метод является главным средством прерывания беременности. За год в мире 60 млн. представительниц прекрасного пола проходит через  абортарий. Из трех беременностей лишь одна заканчивается родами, а две - абортами.

Процесс подготовки более  сложен: в стационаре врач-гинеколог  осматривает женщину, уточняет срок последней менструации, устанавливает  предполагаемый срок беременности. Заводится  специальная медицинская карточка. Кроме того от женщины получается письменное подтверждение о согласии но операцию и о том, что она предупреждена о возможных осложнениях. Затем женщину консультирует врач-анестезиолог и получает подтверждение от женщины о том, что она предупреждена о возможных осложнениях.

Суть аборта заключается  в удалении из матки оплодотворенной  яйцеклетки. Вначале влагалище обеззараживается спиртом и йодом. Затем специальными «пулевыми» щипцами наружу из влагалища  вытаскивают шейку матки. Чтобы  попасть внутрь матки, растягивают  канал шейки матки специальными расширителями, по-научному расширители  Гегара. Вводят сначала самый тонкий расширитель, а затем заменяют его  на более толстые. Затем врач проникает  в матку и специальным пробором под название кюретка срезает  внутренний слой матки с оплодотворенной  яйцеклеткой. О том, что аборт  закончен, свидетельствует специфический  хруст, создающийся при трении кюретки  о внутреннюю поверхность матки.

После выскабливания проводят очистку полости матки при  помощи вакуум-экстрактора. В идеале после проведения аборта нужно произвести гистероскопию или контрольный  ультразвук, чтобы убедиться, что  аборт прошел хорошо. Также необходим  массаж матки, особенно при первом аборте и назначение диадинамических токов. Дополнительные исследования и физиотерапевтические процедуры позволяют предупредить осложнения аборта [Блиев, Ю. Высвобождая  женщину от народного хозяйства…[Текст] / Юрий Блиев // Медицинская газ. - 2009. - 25 сентября - с. 20].

На сроке 18-27 недель часто  применяется метод интраамниального введения жидкостей. После расширения шеечного канала в матку вводится длинная толстая игла, которая  прокалывает плодный пузырь и  отсасывает некоторое количество околоплодных вод. После этого по этой игле в  матку вводится равный объем концентрированного раствора поваренной соли и глюкозы. Согласно научным данным, на этих сроках у ребенка уже появляется чувствительность, и смерть подобным образом является для него наиболее мучительной. Тельца младенцев чернеют и сморщиваются от обезвоживания и ожога концентрированным раствором соли. Через несколько часов после гибели ребенка начинается родовая деятельность и организм женщины избавляется от мертвого плода.

При сроке беременности до 27 недель может применятся метод  внутривенного введения простогландинов, вызывающих родовую деятельность. На таком сроке младенцы рождаются  жизнеспособными, но врачи не применяют  никаких терапевтических мероприятий  по отношению к ним, оставляя младенцев  умирать. Однако применение простогландинов  в нужных дозах часто вызывает резкие нарушения в организме  женщины.

Операция малого кесарева сечения также является одним  из методов искусственного прерывания беременности. Обычно применяется на сроке 18-27 недель, однако при необходимости  может быть использована при сроке  от 13 недель до самых последних дней беременности. При проведении этой операции на поздних сроках плод обычно уже бывает жизнеспособен. В этом случае ребенка кладут на окна между  рамами или в холодильник с  тем, чтобы он погиб от переохлаждения.

Информация о работе Аборт как проблема социально - медицинской этики