Аборт как проблема социально - медицинской этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть аборт как проблему социально-медицинской этики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить биомедицинскую этику как науку;
2) Выявить проблемы биомедицинской этики;
3) Рассмотреть понятие аборта и его виды;

Файлы: 1 файл

Курсовая ОСМ.docx

— 52.19 Кб (Скачать)

Введение

Из средств массовой информации известно: огромное количество россиян  погибает в автокатастрофах, умирает  от суррогатных спиртных напитков, передозировки наркотиков, самоубийств  и пр. Страшная статистика, исчисляемая  сотнями тысяч, но она бледнеет в  сравнении с потерями общества по воле родителей. Вследствие абортов  погибают еще больше, так и не родившихся, людей – их миллионы… [Фесенко Д. О. Пустые песочницы.- М.: Даниловский благовестник, 2010. – 48 с.]

Современная демографическая ситуация России прогнозирует снижение рождаемости  на ближайшее будущее и выносит проблему абортов на повестку дня, так современная возможность прерывания беременности неограниченное количество раз существенно представляет угрозу для человека.

Россия занимает второе (после Румынии) место по количеству абортов, произведенных на 1000 женщин детородного возраста, и первое - по количеству абортов на 1000 рожденных. Ежегодно у нас производится 3 миллиона абортов, причем 60 % из них - прерывание первой беременности. Планируют детей единичные пары, большинство живет по принципу «как получится». Показательно, что пресловутый «залет» остается одним из главных поводов для вступления в брак. И хотя количество абортов за последние несколько лет снизилось примерно на 35-40 %, все-таки и теперь только одна из трех беременностей заканчивается рождением ребенка. [Что же толкает людей на аборт на позднем сроке беременности? // Статистика и юрисдикция абортов : информационный сайт 2009. [Электронный ресурс]. URL:  http://www.24q.ru/ (дата обращения 03.10.2011)].

На тему аборта написано много книг, существует множество  мнений и точек зрения. Это и  составляет разработанность темы.

Заведующая женской консультацией  московской горбольницы №1 им. Н.А. Семашко  Лариса Павловна Каплиенко считает, что аборт – это тяжелейшая моральная травма, даже если женщина абсолютно не сомневается в его необходимости. Через некоторое время может развиться тяжелая депрессия с навязчивым комплексом вины. В большей степени это свойственно опять- таки молодым, нерожавшим девушкам с позитивным взглядо на материнство. [Фесенко Д. О. Пустые песочницы.- М.: Даниловский благовестник, 2010. – 48 с.]

Светлана Роговская, акушер-гинеколог  Научно-поликлинического отделения  НЦ акушерства, гинекологии и перинатологии  РАМН отметила, что в рамках программы охраны сексуального и репродуктивного здоровья особое внимание необходимо уделить участию мужчин в принятии решений по всем вопросам репродуктивного здоровья пар. В России в 22% случаев именно мужчины и их безответственное поведение становятся причиной принятия решения об аборте. В этих случаях зачастую женщина остается наедине со своей проблемой и вынуждена не только самостоятельно принимать решение об аборте, которое само по себе является очень сложным, но и преодолевать все трудности, неизбежные в такой ситуации. Сегодня немаловажно способствовать расширению использования методов мужской контрацепции». [Фесенко Д. О. Пустые песочницы.- М.: Даниловский благовестник, 2010. – 48 с.]

Главный неонатолог Департамента здравоохранения г.Москвы, д.м.н., проф. Д.Н. Дегтярев отметил, что мы, врачи настроены на то, чтобы поддерживать жизнь любого недоношенного ребенка с признаками сердечной недостаточности начиная после полных 22 недель беременности (это уровень возможностей современной медицины). Это, конечно, парадокс: мы предпринимаем титанические усилия, чтобы спасти жизнь этих младенцев, а где-то рядом совершенно таких же абортируют, и в несравнимо больших количествах. Это трудно понять». [Фесенко Д. О. Пустые песочницы.- М.: Даниловский благовестник, 2010. – 48 с.]

Филипп Ней (Philip G. Ney), врач,  профессор мед. факультета университета в Отаго, Новая Зеландия сообщил о том, что врачи знают, что существуют силы, направленные против жизни. Одна из этих сил, новая и, возможно, самая мощная, - это массовые аборты. Их сумели представить как дело очень легкое, безвредное, безболезненно и полезное. В то время как в действительности это самая трагическая ошибка, которая когда-либо допускалась человечеством ». [Аборты//Здоровье: информационный сайт.-2011.[ Электронный ресурс]. URL:  http://avedjan.ucoz.ru/publ/abort/1-1-0-179 (дата обращения 03.10.2011).]

Целью курсовой работы является рассмотреть аборт как проблему социально-медицинской этики.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить биомедицинскую этику как науку;
  2. Выявить проблемы биомедицинской этики;
  3. Рассмотреть понятие аборта и его виды;
  4. Выявить моральные проблемы аборта.

Объектом исследования является социально – медицинская этика.

 Предметом данного исследования является аборт как проблема общества.

Гипотеза. Аборт несет  за собой много моральных проблем, как для общества в целом, так  и для отдельных граждан. Хотя человечество знакомо с абортами с древних времен, но эти проблемы остаются очень острыми.

Структура курсовой работы состоит из содержания, введения двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и  приложения.

Глава 1. Биомедицинская этика как раздел философии.

1.1. Биомедицинская этика как наука.

В каждый период своей истории  и на уровне теории, и на уровне практики медицина тысячами нитей связана с ценностно-мировоззренческими представлениями людей. Врачу известно, что знание о человеке не ограничивается медицинским естествознанием, но предполагает социально-гуманитарное измерение, т.е. изучение всей системы отношений между врачом и пациентом в диапазоне от традиционной заботы о психическом состоянии больного до принципов этического и законодательного регулирования врачебной деятельности.[Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997 ] 

В 60-х гг. ХХ в. как ответ  на призыв «выковать науку выживания» возникает новое междисциплинарное  направление - биоэтика. Ее родоначальник  В.Р. Поттер определил ее как «мост  в будущее», имея в виду, что только формирование нового стиля мышления, в котором приоритетными будут  ценности выживания, способно обеспечить человечеству сохранение жизни и  возможность будущего. Время потребовало  переосмысления парадигмы ценностной нейтральности научного знания, характерной  для технократического мышления классической науки вообще, для биологии и медицины, в частности. Возникла потребность в более адекватной модели взаимоотношений «действующих лиц» в области биологии и медицины, основанной на современных гуманистических  и демократических ценностях. Ответом  на эти требования стало появление  биоэтики, а затем и биомедицинской этики, интегрирующих в себе гуманитарное и естественнонаучное знание.

Высшей моральной ценностью  в биоэтике выступает нравственно-понимающее отношение к Жизни и любому Живому, в частности забота о правах человека. Главный принцип биоэтики - принцип благоговения перед жизнью.

Биомедицинская этика  распространяет эти подходы на человека, его право на жизнь и на смерть, опираясь на принципы автономности личности, информированного согласия, добровольности, приоритета пользы над риском в биомедицинских исследованиях и лечении человека. Обращение к нормам и ценностям  биомедицинской этики и применение их в конкретных ситуациях профессиональной деятельности медика и биолога в  современных условиях продуктивно  и современно. Сегодня разработка проблем биоэтики признана ведущей  тенденцией развития междисциплинарного научного знания и его магистральным  направлением в третьем тысячелетии. Это связано как с научно-техническими и технологическими достижениями в  сфере биологии и медицины, так и с устойчивой тенденцией гуманизации отношений в современной медицине. [Биомедицинская этика. Под ред. В.И. Покровского. М.,1997.]

Возникновение биоэтики связано  с рядом обстоятельств.

1. Появляется необходимость  и потребность осмысления и  нравственной оценки бурно развивающихся  исследований в сфере биологии  и медицины. Их достижения явственно  продемонстрировали опасность отношения  к человеку как объекту наблюдения, экспериментирования и манипулирования.  Причиной этого стали грандиозные  изменения в техническом и  технологическом перевооружении  медицины, кардинальные сдвиги в  медико-клинической практике, успехи  генной инженерии и клонирования, достижения в области новейших  биотехнологий, возможности трансплантологии  и длительного поддержания жизни  умирающего пациента. В этих условиях  стала актуальной необходимость  совершенствования не только  биомедицинских технологий, но и  этико-гуманистических факторов  в профессиональной деятельности  медиков и биологов.

2. В условиях гуманизации  общественной морали постоянно  увеличивается внимание к правам  человека. Фундаментальной проблемой  современной биомедицины становится  защита прав человека при его  соприкосновении – вынужденном  или добровольном - с медико-биологическими  воздействиями и манипуляциями.  Забота о жизни и здоровье  начинает рассматриваться как  право каждого человека, а не  приоритетное право ограниченного  круга лиц (медиков и биологов), которые ранее считали это  своей корпоративной профессиональной  привилегией. 

3. Формирование и развитие  биоэтики и биомедицинской этики,  а также определение их статуса  было связано с процессом трансформации  традиционной этики вообще и  медицинской этики в частности. 

Биоэтика* появляется на фоне действующей тысячелетиями медицинской этики*, а точнее – медицинской деонтологии*, давно определившей свою нишу в системе общемедицинских и этических знаний. Вопрос заключался, казалось бы, лишь в разделе сфер их влияния, но ситуация осложнилась тем, что практически одновременно в научный оборот вводится еще одно понятие - биомедицинская этика*. При этом вновь появившиеся биоэтику и биомедицинскую этику стали отождествлять друг с другом и медицинской этикой, практически не разграничивая этих понятий. [Введение в биоэтику. Отв. ред. Б.Г. Юдин. М., 1998.

Этическая проблематика с  ее основным вопросом - об отношении между врачом и пациентом - неотделима от любого вида врачебной деятельности. Со времен Гиппократа общепризнанным и бесспорным было суждение о том, что нравственная культура врача — это не просто заслуживающее уважения свойство его личности, но и качество, определяющее его профессионализм. Теряет ли силу эта оценка сегодня, в современной плюралистической в нравственном отношении культуре? Не устарела ли она для  современной  технологичной  медицины?

Профессионализм - отличительный признак специалиста, в известном смысле отделяющий его от остальных людей. Но в отличие от «профессии», понятие «профессионализм» фиксирует не только род деятельности, но, во-первых, меру овладения человеком специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки или опыта работы. Во-вторых, - качество, своеобразие знаний, относящихся именно к этой профессии, связанных именно с ней и именно ей свойственных.

В современной философии  признается, что «основание» любого действия» есть в строгом смысле понятия суть того, что называется «целью». Цель медицинского знания и медицинской деятельности человека - спасение жизни, помощь в достижении здоровья. Среди оснований формирования профессии, и в этом одна из ее особенностей, определяющим является не только экономическое, не только познавательное, но и моральное - «решительное действие на благо страдающего человека».

Важным свидетельством того, что медицина представляет собой моральное явление, выступает само понятие «медицина», восходящее к латинскому «medicina». Так, близкое к «medicine» слово «medicare» имеет два значения - лечить и отравлять, а «medicamen» - медикамент и яд, волшебство, что постоянно напоминает о мере ответственности лечащего перед пациентом. Возможность причинения вреда человеку является основанием моральной аксиомы любой медицинской деятельности — «не причиняй вреда».

Сегодня медицина обладает небывалым ранее в ее распоряжении арсенале средств, которые могут  быть использованы как во благо, так  и во вред не только конкретному  человеку, но и человеческому роду и на биологическом, и на социальном уровнях. Новые возможности медицины связаны сегодня не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью. Врач располагает средствами, с помощью которых осуществляется значительный контроль над деторождаемостью, жизнью и смертью, человеческим поведением. Действия врача способны влиять на демографию и экономику, право и мораль.

Утрата или отказ от моральных оснований врачевания, как никогда опасны сегодня в условиях распространения в обществе этического нигилизма, который непосредственно связан с обесцениванием традиционных человеческих христианских ценностей. При этом нельзя не обратить внимание на то, что со второй половины XX века обесценивание ценности человеческой жизни наиболее эффективно осуществляется именно средствами медицины. Так, генетическая диагностика или медицинское прогнозирование - мощное основание «показаний» для искусственного прерывания беременности (евгенические аборты). Более того, генетическая диагностика вообще имеет смысл только в условиях легализации искусственного прерывания беременности, является «необходимым и достаточным» условием фетальной терапии. Развитие реаниматологии «реанимирует» проблему эвтаназии. Процедура искусственного оплодотворения предполагает уничтожение жизнеспособных, но «лишних» эмбрионов человека. Развитие трансплантации приводит к созданию «рынка» человеческих органов, формирует «интересы», под влиянием которых в обществе усиливается тенденция купли-продажи человеческих органов с неизбежным для нее «теневым» бизнесом, уносящим тысячи человеческих жизней.

Таким образом возникновение  биомедицинской этики, как науки  было крайне необходимо, так как  человечество перестало ценить человеческую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Проблемы биомедицинской  этики.

"Уже является человеком  тот, кто им станет".

(Тертуллиан)

Круг проблем современной  медицины, подвергающихся серьезной  этической оценке, с каждым годом  обнаруживает тенденцию к расширению в связи с внедрением принципиально  новых методов исследования, терапии, высоких технологий, а также по причине изменений общественной морали. Однако, по-прежнему актуальными  для биомедицинской этики остаются следующие проблемы:

Информация о работе Аборт как проблема социально - медицинской этики