Сущность процесса дифференциации в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 07:02, реферат

Краткое описание

Объект исследования: процесс дифференциации в обучении. Предмет исследования: виды дифференциации в обучении. Задачи:
Раскрыть сущность процесса «дифференциация в обучении». Рассмотреть виды дифференциации в обучении.
Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.

Файлы: 1 файл

Нюра реферата.docx

— 48.73 Кб (Скачать)

И так, виды дифференциации разделяются    два типа дифференциации: внешняя и внутренняя[11,с.48].

Внешняя дифференциация- это разделение учащихся по определенным

признакам (способностям, интересам) на стабильные группы, в которых  и содержания образования и методы обучения, организационные формы различаются. Внешняя дифференциация может осуществляться либо в рамках селективной системы (выбор профильного класса или класса с углубленным изучением цикла предметов), либо в рамках элективной системы (свободный ыбор учебных предметов для изучения на базе инвариантного ядра образования).

Сущность внешней дифференциации заключается в направленной специализации  образования в области устойчивых интересов, склонностей и способностей школьников с целью максимального их развития в избранном

направлении [22,135с].

Внутренняя        (внутриклассная) дифференциации      учитывает

индивидуальные особенности  в процессе обучения в классе. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной задачи.

В.К. Шишмаренко считается, что это форма основано на возможности более полном учете индивидуальных и групповых особенности учащихся. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с нами на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны. Особенность внутренней дифференциации на основе современном этапе ее направленность не только для детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей. [22, 134с].

Внутренняя дифференциация может осуществляться как и в традиционной форме учета индивидуальных особенностей учащихся, так и в форме системы уровневой дифференциации на основе планирования

результатов  обучения.   Традиционно  сущность  внутренней  дифференциации

состояла в применении форм и  методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалам. Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники обучаясь по одной программе, имеют право и возможность устаивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.

При этом в средней школе  осуществляется внутренняя дифференциация по способностям, результаты которой не афишируются для учащихся. А внешняя дифференциация может реализовываться только на основании склонностей и интересов, учащихся в форме кружков, факультативов, лабораторий, профильных классов. Таким образом, автор сводит понимание дифференциации только к дифференциации по общим интеллектуальным способностям и интересам учеников.

Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить как за счет привлечения пройденного материала, тогда ученикам необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания, так и в счет усложнения видов работы, усиление творческой деятельности, необходимой при выполнении задания.

Дифференциация

Дифференцированное обучение

Внешняя

 

 

Внутренняя

В разных типах учреждений

В разные сроки обучения

По разным учебным программам

С разными видами педагогической помощи

С разными учебными требованиями

С разной мерой помощи


 

В дифференциации по типу «внутриклассной» выделяются следующие виды: дифференциация по способностям, дозирование помощи учителя, уровневая дифференциация, дифференциация по интересам проектируемой профессии.

И так, чтобы выявить  наклонности, способности, интересы учащихся неординарный подход предложил Н. Рогановский к организации дифференцированного обучения в школах Белоруссии, раскрыл это в журнале «Народное образование», 1991 №3. Он предполагает выделить в дифференциации 2 этапа: подготовительный и основной. Задача подготовительного этапа - выявить и формировать наклонности и интересы учащихся. На этом этапе необязательно делить школьников на различные уровни, потоки, группы. Достаточно факультативов и классов с углубленным изучением отдельных предметов. На основном этапе вводятся блоки обязательных предметов и предметов по выбору учеников. И те и другие изучаются в двух уровнях: общекультурном и повышенном. Взгляд Н. Рогановского на проблему организации дифференциации довольно нестандартен, так как обычно считается, что классы с углубленным изучением отдельных предметов целесообразно создавать, тогда наклонности и интересы учащихся уже выявились и сформировались. И в дальнейшем, на повышенном уровне изучаются не все обязательные предметы, а соответствующие способностям и склонностям ученика[16, с 13].

В   основе  дифференцированного   обучения   математики  лежат     два основных положения;[18,с 92]

           1 Получения всеми учащимися общеобразовательной подготовки, которая дает возможность подлить дальнейшее образование в вузах по любой специальности;

            2 Усиление   преподавание   математики   с   целью углубить

и разбить специальные математические способности.

Дифференцированное   обучения   математики   рассматривается   с трех позиций:[18,с 93]

1. В смысле целепологания оно представляет собой разработку 
новых учебных планов с учетом национально-регионально компонента 
образования, обеспечений дифференциацию и индивидуализацию

образования;

  1. В содержательном   аспекте   оно   реализуется   через   освоение   учащимся   базового и углубленного уровней образования, что обеспечивается спецификой построения учебных предметом на различных уровнях обучения;
  2. В организационном плане оно предусматривается диагностику подготовленности     учащимся     к     обучению     в     классах математической   направленности.

В учебных планах образовательных  учреждений нового типа (лицеи, гимназии, профильные школы и др.) выделяют два основных блока в виде базового (инвариантного) и вариативного компонентов содержания образования.

Базовый компонент математического  образования обеспечивает общее развитие, мотивацию выбора, закладывается базовая общекультурная подготовка по математике.

Вариативная часть математического  образования обеспечивает «зоны  ближайшего развития» учащегося и строятся на основе альтернативного выбора содержания, средств, методов образования. Вариативные компоненты дают возможность выбрать учащимся более узкий профиль, отвечающий их интересам и склонностям.

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основные выводы исследования сводятся к следующему:

  1. В ходе работы над рефератом нами раскрыта сущность процесса «дифференциация в обучении» на основе работ авторов Дорофеева Г.Ф., Кузнецова П.В., Суворовой В.В., Фирсова В.В. Дифференциация в обучении – это процесс разделения учащихся на группе, где учитывается индивидуально- типологические особенности личности (способности и общие специальные), уровень развития, интересов в которых содержание образование, методы обучения, организационные формы отличаются от традиционных.
  2. Рассмотрели виды дифференциации в обучении. Различают два вида дифференциации в оьучении: уровневая и профильная.

Уровневая дифференция в обучении – это такая организация учебного процесса, в котором учащиеся имеют право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности. Уровневая дифференциация разделяется на основе: уровня знаний, умений и навыков (уровень успеваемости); уровня интеллектуальногоиразвития; интересов, склонностей и способностей; эмоциональных и волевых качеств (в том числе отношения к учению).

        Профильная  дифференциация в обучении математики  – это обучение разных групп  старшеклассников по программам, отличающим изложения материала и обьема сведений, и даже номенклатура включенных вопросов , а также профессионально ориентированным содержанием (углубленная изучения предмета). Подготовка к продолжению образования в избранной области, предполагаемой профессиональной Де и связана с связана с целенаправленной специализацией содержания образования на основе интересов, склонностей школьников, их планов и намерений.

 


Информация о работе Сущность процесса дифференциации в обучении