Сущность процесса дифференциации в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 07:02, реферат

Краткое описание

Объект исследования: процесс дифференциации в обучении. Предмет исследования: виды дифференциации в обучении. Задачи:
Раскрыть сущность процесса «дифференциация в обучении». Рассмотреть виды дифференциации в обучении.
Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.

Файлы: 1 файл

Нюра реферата.docx

— 48.73 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             §2. Виды дифференциации в обучении

В изученной литературе многие авторы выделяют, что конкретные проявления дифференциации называются формами дифференцированного обучения, которые могут быть объединены в виды и реализованы на различных уровнях.

Дифференциация психолого-педагогической, дидактической и методической системы обучения, проявляется в двух основных видах: уровневая и профильная[2, с.34].

Виды дифференциации определяются, исходя из тех индивидуально- 
типологических особенностей учащихся, которые в данном случае 
учитываются. Традиционно выделяются следующие виды

дифференцированного обучения: по общим  и специальным способностям, но интересам, склонностям, по проектируемой профессии. В основании деления, лежат те признаки, те индивидуально-типологические особенности учащихся, которые позволяют  разделить их на группы.

Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в  одном классе, по одной программе и учебнику, ученики могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижения свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируется более высоким овладением материалом.

И так, уровневая дифференциация - это такая организация обучения, при которой школьники имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности. Частным случаем уровневой дифференциации является углубленное изучение отдельных предметов. Указанный вид дифференциации осуществляется при разделении учебного коллектива на группы на основе разных показателей: имеющегося уровня знаний, умений и навыков (уровень успеваемости); уровня интеллектуального развития; интересов, склонностей и способностей; эмоциональных и волевых качеств (в том числе - отношения к учению).

Таким образом, многие специалисты  фактически отождествляют уровневую дифференциацию с дифференциацией внутренней (внутриклассной), предполагающей учет индивидуальных особенностей учащихся посредством эффективного сочетания различных методов, организационных форм и средств обучения. Однако заметим, что в последнее время уровневую дифференциацию рассматривают в более широком смысле, связывая ее с реализацией учебных программ различного уровня. Появились и разноуровневые требования обязательного минимума содержания обучения - уровень "А" и уровень "В". Обсуждаются вопросы выделения трех уровней: уровень "А" общеобразовательный; уровень "В" - повышенный, "С" - углубленный.

Представляется важным определить, каково соотношение понятий "углубленное обучение" и "дифференцированное обучение". При этом отметим еще раз, что в психолого-педагогической литературе термин "углубленное обучение", как правило, не используется: говорят о различных аспектах обучения в школах и классах с углубленным изучением предметов.

Уровневая дифференциация присуще следующие  черты:

учет индивидуально - типологических особенностей учеников в процессе обучения их в стабильности группе (классы, созданные по случайным признакам);

организации в этих группах неоднородной обучающей среды, предметной социально жестко неориентированной, но преследующей задаче разностороннего развития каждого ученика;

отсутствие специального отбора задач в учебные группы, но в пределах класса может быть представлена ученику возможность выбора способов и

методики  обучения.

Распределение  на  группы  может  быть явным  или  неявным,  состав группы меняется в зависимости от поставленной задачи.

Ориентация   на   личность   ученика   требует,   чтобы   дифференциация обучения учитывала потребность всех школьников. Обучаясь в одном классе по

одной программе и учебнику, школьники  могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим уровнем при этом является уровень обязательной подготовки. На его основе формируется более высокие уровни овладения материалом. По отношению к этому виду дифференциация в последнее время получил термин «уровневая дифференциация».

Особенности дифференциации по уровню:

Положительные аспекты

Отрицательные аспекты

Исключаются неопределенные и нецелесообразные для общества уравниловки и у средних детей.

У учителя появляется возможность

помогать слабым, уделять внимание

сильным.

Отсутствие в классе отстающего

снимает необходимость в  снижении

общего уровня преподавания.

Проявляется возможность  более

эффективно работать с  трудными

учащимися, плохо  адаптирующимся

к общественным нормам.

Реализуется желание  сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.

Повышается уровень  Я   -концепции: сильные утверждаются в

своих   способностях,   слабые

получают возможность  испытывать

учебный успех, избавится     от 

комплекса неполноценности. Повышается уровень мотивации

ученья в сильных  группах. В группе,

где собраны одинаковые   дети,

ребенку легче учиться.

Деление детей по уровню развития негуманно.

Высвечивается социально  -экономических неравенство.

Слабые лишаются возможности

тянуться    за    более   сильными,

получать   то   них помощь,

соревноваться с  ними.

Перевод в   слабые группы

воспринимаются  детьми как

унижение их достоинство.

Несовершенно  диагностики приводит

порой к тому, что разряд слабого

переводится неординарные дети.

Понижается уровень Я - концепции: в    элитных группах возникает

иллюзия исключительности,

эгоистический комплекс;     в     слабых

группах снижается     уровень

 

самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.

Понижается уровень мотивации  ученья в слабых группах.

Перекомплектование  разрушаются классные коллективы.  


Важные   условия,   выполнение   которых   необходимо   для   успешного осуществления уровней дифференциации[7, с. 19]:

- выделение уровня усвоения материала и в первую 
очередь, обязательно результаты обучения должны быть 
открытыми для учащихся;

- при наличии   определенных   границ между уровнем 
требования и уровнем обучений;

- в обучении должны быть обеспечены последовательность 
в продвижении ученика по уровням обучения;

-добровольность в выборе уровня усвоениям и отчетности.

Главных достоинством заданий  с дифференцированной помощью являться полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню. На каждом уровне имеются свои возможности подготовки многоуровневых заданий.

Таким образом, по мнению И.В. Ромашке [15,с.172] понимаем такую 
организацию учебно - воспитательного процесса при которой каждый 
ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по

отдельным предметам школьной программы на разных уровнях (А В  С ), но и не ниже базового в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности ученика

принимаются   его   усилия   по       овладению   материалом   творческому   его

применению.

С заданиями первого  уровня должны справляться все ученики. Используя первичные знания, умения по усвоению материала, нужно известные данные подставить в выведенную формулу, провести простые арифметические действия.

Второй уровень включает в себе все, что достигнуто на первом уровне и дополнительные приемы и действия, требующие определенных знаний и формул. А также для проверки умений применять изученные математические методы в измененной ситуации. Эти задания более сложные и объемные по количеству производимых операций, по сравнению с заданиями первого уровня.

Третий уровень, кроме  требований к первому и второму  уровням сложности, включает в себе дополнительного требования. Эти задания используются для проверки умения применять знания в нестандартной ситуации. При решении этих задач необходимо используются умения анализировать ситуацию, самостоятельно вырабатывать способ решения, проводить математические рассуждения, а также показать умения решать задачи, приводя необходимые обоснования его шагов. Решив задания третьего уровня сложности, ученик достигает поставленной задачи.

Профильная   дифференциация   предполагает   обучение   разных   групп 
старшеклассников по программам, отличающимся глубиной изложения

материала объемом сведений и даже номенклатурой включенных вопросов, а также профессионально  ориентированным содержанием. Разновидностью профильного обучения является углубленное изучение отдельных предметов, которое отличает достаточно продвинутый уровень подготовки школьников по этим предметам, что позволяет добиваться высоких результатов. Профильное обучение представляет собой более демократичную и широкую форму фуркации школы на старшей ступени. Вместе с тем надо отметить, что профильная дифференциация в настоящее время встречается в большем числе

 

 

школ в связи, с чем возникает  угроза усиления односторонности в  развитии

личности школьника. При  уменьшении числа часов на непрофилирующие  предметы важно не потерять те качества, которые они могут формировать в силу своей специфики. Для этого нужен, рассматривать вклад каждого учебного предмета с позиций общей культуры.

Профильная дифференциация связана с целенаправленной специализацией содержания образования на основе интересов, склонностей школьников, их жизненных планов и намерений. В современной педагогике цель профильной дифференциации содержания обучения определяется "в направленной специализации образования области устойчивых интересов, склонностей и способностей обучаемых с целью максимального их развития в избранном направлении".

С профильной дифференциацией содержания образования связывают возможности максимального раскрытия индивидуальности, творческих способностей и склонностей личности учащегося, более эффективной и целенаправленной подготовки их к продолжению образования в избранной области, предполагаемой профессиональной деятельности.

Профильная дифференциация предусматривает осознанный, добровольный выбор учащимися направления специализации содержания обучения, познавательных потребностей, способностей, а также достигнутого уровня на основе знаний и умений и профессиональных намерений. Она тесно связана с осуществлением индивидуального подхода по отношению к отдельным группам учащихся.

Дифференциация осуществляется и первой, второй половине дня. В 
первой половине учебная работа в классах разноуровнего и

равнонаправленного обучения, во второй половине реализуется вариативная  часть учебного плана школы: изучаются дополнительные учебные предметы, курсы, факультативы, проводятся групповые и индивидуальные занятия. Чем старше классы, тем жестче дифференциация, тем тоньше профилирование и индивидуализация обучения[16, с 14]. Физиологические аспекты дифференцированного обучения освещают М.В. Антропова, Г.Г. Манке, Л.М. Кузнецова, Г.В. Бродкина. Авторы отмечают, что существует перезагрузка занятиям в школьников профильных классов. Например, в десятом классе по учебному плану недельная нагрузка - 36 часов, 20 часов в неделю уходит на выполнение домашнего задания, 14 - 15 часов занимают дополнительные и внеклассные занятия. Суммарная нагрузка - 70 часов,т.е. 11 — 12 часов в день[1,с 9].

Чтобы уменьшить перегрузку учащихся часть материала профилирующих предметов решили излагать крупными блоками - лекционно, планировать самостоятельную работу учащихся, проводить семинарские занятия, консультации. Попытались уменьшить статический компонент учебной деятельности: вводили физкультурные паузы, гимнастику до уроков, занятия на тренажерах, 3 урока физкультуры в неделю, 2 спортивных часа, 2 занятия в спорт секциях. Однако проблема перегрузки учеников остается одной из самых острых в профильном обучении[1,с!0].

Проведенный анализ психолого-педагогических и дидактических основ, а также практики профильной дифференциации содержания образования в школе, показывает, что:

  • профильная дифференциациая содержания образования является, одним 
    из    эффективных    средств    повышения    качества    образования,    развития 
    способностей,      склонностей,      интересов      школьников;      активности      их 
    познавательной деятельности;
  • профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах, 
    носящие предпрофессиональный характер, позволяет обеспечить достаточную 
    подготовку выпускников школы к успешному продолжению образования, а сама 
    такая подготовка рассматривается в настоящее время как одна из основных 
    задач старшей ступени школы;

профильная дифференциация содержания обучения является для старшеклассников средством самореализации, возможностью реально оценить

свои  познавательные   способности,   профессиональные   намерения,   наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения;

- основаниями для профильной дифференциации содержания образования являются основные предметные области знания и профессиональные.

Профильное обучение может строиться  либо на основе лишь профильной дифференциации или на основе сочетания профильной и уровневой дифференциации; при этом оно должно реализоваться на старшей ступени школы, а с точки зрения организации - должно основываться на внешней дифференциации (организация профильных классов и школ).

Разновидностью профильного  обучения является углубленное изучение математики, которое отличает достаточно продвинутый уровень математической подготовки, что позволяет добиваться высоких результатов. Одновременно высокий уровень учебных требований естественным образом ограничивает число учащихся, охваченных этой формой обучения. Профильное же обучение является более демократичной и широкой формой фуркации школы на старшем классе.

Оба вида дифференциации - уровневая  и профильная - сосуществуют и взаимно  выполняют друг друга на всех ступенях школьного образования, однако удельный вес их различен. В основной школе ведущем направлением дифференциации является уровневая, хотя она не теряет своего значения и в старших классах. На старшей ступени школы приоритет отдается разнообразным формам профильного изучения предметов. Вместе с тем дифференциация по содержанию может проявляться уже и в основной школе, где она осуществляется через систему кружковых занятий (во всех классах) и факультативов (в 8- 9 классах). Эти формы предназначены для школьников, обнаруживающих повышенный интерес к такому- то предмету, имеющих желание и возможность работать больше отводимого расписанием времени.

Информация о работе Сущность процесса дифференциации в обучении