Сущность процесса дифференциации в обучении

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 07:02, реферат

Краткое описание

Объект исследования: процесс дифференциации в обучении. Предмет исследования: виды дифференциации в обучении. Задачи:
Раскрыть сущность процесса «дифференциация в обучении». Рассмотреть виды дифференциации в обучении.
Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.

Файлы: 1 файл

Нюра реферата.docx

— 48.73 Кб (Скачать)

Введение

В настоящее время на первый план выступает личность учащегося. Тем самым образование является личностно-ориентированным. В группе, как известно, нет одинаковых учеников. Каждого из них отличают разная мотивация, разный уровень базовых умений, знаний и навыков. В настоящее время во многих школах до сих пор осуществляется традиционная форма обучения, при котором не учитывается индивидуальные психологические различия (особенности) обучаемых. Хотя дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы.

В теории образования выделяются несколько видов дифференциации. Тогда на основе какого вида дифференциации разработать учебный задания (учебный процесс), чтобы ученики лучше усвоили материал?

Поэтому изучение сущности дифференциации и ее видов, методическая разработка уроков на основе особенностей видов дифференциации являются на сегодняшний день актуальными. Этим обусловлен выбор темы реферата: «Виды дифференциации в обучении».

Объект исследования: процесс  дифференциации в обучении. Предмет исследования: виды дифференциации в обучении. Задачи:

Раскрыть сущность процесса «дифференциация  в обучении». Рассмотреть виды дифференциации в обучении.

Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.

В процессе использованы идеи педагогов (Г.Д. Дорофеева, П.В. Кузнецовой, С.Б. Суровой, Н.Э. Унт, Г.Д. Глейзера, И.Д. Бутузова).     

 

 

 

 

 

 

 

§ 1 Сущность процесса дифференциации в  обучении

Личностно-ориентированное  обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития ученика, а также его подготовки по данной дисциплине, его способностей и задатков.

Внедрение дифференцированного  обучения помогает школе избавиться от необходимости учить всех одинаково, усилить гуманистическую направленность образования, снимает перегрузки, позволит учитывать особенности, возможности и интересы.

С социальной точки зрения, дифференциация обучения представляет собой целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального использования возможностей каждого члена общества всего взаимоотношения и социумом.

С дидактической точки  зрения -- решения назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

Дифференциация (в переводе с латинского «differentia» - различия) означает расчленения, разделение, расслоение целого на части формы, ступени. Тогда применительно к процессу обучения дифференциация понимается как действие, задачи которого - разделение содержания материала, методов работы над ними, учащихся по его интересам в процессе обучения для достижения главной цели обучения и при этом уделяется внимание особенностям каждого учащегося.

Дифференциация процесса обучения предполагает, прежде всего, разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, то есть в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся учащихся. При этом

необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может

быть явным, то есть группы будут  четко определены, отделены друг от друга, и неявным, когда границы между группами размыты, стерты, реален переход учеников из группы в группу.[12,с 929].

Для того чтобы дать определение  понятию дифференциации, необходимо решить еще один важный вопрос - о тех признаках, которые будут положены в основу деления учащихся на группы. Это особенности учащихся: рост, возраст, пол, цвет, глаз, волос, место жительства, которые могут являться признаками дифференциации; при переходе к дидактическому аспекту ограничиваться особенностями, прямо или косвенно влияющим на процесс обучения. Особенности учащихся, на основании которых они группируются в условиях дифференциации, называются индивидуально-типологическим. «Типологическими» индивидуальные особенности становятся в том случае, если на их основе учеников можно разделить на группы, то есть эти способности являются присущими не отдельным ученикам, а целым их группам.

Дифференциация обучения - - это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах[12,сЗОО].

Как и любое явление  действительности, дифференциации обучения — это специально организованный учебный процесс для определенной группы учащихся, который может проявляться в различных формах. Так, обучение одаренных детей может быть организованно и в форме специальных классов, и форме групповых занятий по развитию мыслительной, эмоциональной, волевой сфер личности детей. Обучение детей, проявляющих склонности и способности к изучению отдельных предметов, профильных классов углубленного изучения предметов, профильных классов, классов гибкого состава и в других формах, то есть в практике дифференциация обучения всегда реализуются в определенной форме.

 

 

 

Рассмотрим  теперь соотношение понятий «Дифференциация  обучение»,

«дифференцирование обучение», «дифференцированный подход». Говоря о дифференциации обучения, мы делаем акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение - результат таких изменений[8,с41с].

Дифференцированный     подход понятие     более     общее,     чем

дифференциация, то есть явление, лежащее в его основе. Однако необходимо отметить, что в практике дифференцированный подход иногда употребляется как синоним внутриклассной дифференциации. Когда говорят «дифференцированный подход к учащимся», это предполагает предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования[9,42с].

В педагогической энциклопедии понятие дифференциации трактуется следующим образом: дифференциация обучения - способ организации учебного процесса, при котором учитывается индивидуально-типологических особенностей личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности). Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся. В которых элементы дидактической системы различаются.

Понятие дифференцированного  обучения имеет более узкий смысл. Дифференцированное обучение - процесс обучения, организованный с учетом индивидуально - типологических особенностей учеников[2,120с].

Под дифференциацией понимается такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять внимание направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся разных возрастов, имеются

 

школьники с высоким, средним и низким уровнем  развития как практического, так и словесно-логического.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный  процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям[7, с 29-32].

При организации дифференцированного  обучения, усиливаются развивающие функции процесса обучения. Цель дифференцированного обучения - обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования[13,с 159].

Проблему дифференциации обучения в нашей стране исследовали  А.Е.Афанасьев[2], И.Д. Бутузов[4], Д.А. Данилов[2], Г.В. Дорофеев[10], П.В. Кузнецов[10], Е.С. Рабунский[7], С.Б Суворова[14], В.В. Фирсов[10] и другие.

По мнению Г.Ф. Дорофеева, П.В. Кузнецовой, С.Б. Суворовой, В.В. Фирсова[10, с. 17] дифференциация обучения -эта такая система обучения, при котором каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно меняющихся жизненных условиях. Получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Под дифференциацией И.Э. Унт понимает учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения, которое происходит по нескольким различным учебным планам и программам. При

этом     выделяет      следующие       индивидуальные       особенности,    которые

необходимо  учитывать в процессе обучения:

- это те особенности,   от которых больше   всего зависит качество 
процесса обучения;

та   вариативность,   которая   в   отношении   средних   показателей учащихся одного возраста, особенно велика;

- цель   воспитание     которых -- формирование     различий     между 
учащимся,        и        которые        станут     основной         для      формирования 
индивидуальности учеников [20, с.84].

Г.Д. Глейзер под дифференцированным обучением понимает учебно- 
воспитательный процесс с такой системой управления 
познавательной деятельности, которая учитывается как индивидуальные 
психологические различия (особенности) отдельных обучаемых, так и до 
минирующие особенности групп учащихся [6, с. 12].

Наиболее емко раскрывают сущность понятия «дифференциация» авторы: Г.Ф.Дорофеев, П.В.Кузнецов, С.Б.Суворов, В.В. Фирсов[10,

с. 17].

Дифференцированное обучение раскрывается, как организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуально -типологические особенности личности (способности общие и специальные) уровень развития интереса, психологические свойства нервной системы, характеризуется созданием группы учащиеся, в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы различаются.

Рассмотрев понятие «дифференциация  обучения», нельзя не коснуться 
понятия «дифференцированный подход».

В педагогической литературе дифференцированный подход ассоциируется с дифференцированным обучением. Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с

реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным

показателем его педагогического мастерства.

По мнению И.Д. Бутузова, основной смысл дифференцированного подхода заключается в том, чтобы, зная и учитывая, индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер работы на уроке[4, с.54]. А Е.С.Рабунский отличает в своих работах, что дифференцированный подход это приспособление форм и методов работы к индивидуальным особенностям учащихся и дидактическое положение, предполагающее деление класса на группы[14, с.42].

Г.Д.Глейзер предлагает дифференцированные задания в виде дозированной помощи ученика через карточки - информаторы, которые наряду с заданием включают элементы дозированной помощи, объем которой может варьироваться.

На практике дифференциация в обучении по мнению Г.Д.Глейзера, осуществляется различными способами:

обучение можно дифференцировать по характеру индивидуальных психолого-педагогических особенностей обучаемых (способностей, склонностей, интересов, мотивов учения, подготовленности к обучению и т.д.);

обучение можно дифференцировать по способу организации познавательной деятельности учащихся. В этом случае различают фронтальное, групповое, индивидуальное обучение и их всевозможные сочетания;

обучение можно дифференцировать также по элементам системы управления учебным процессом. Тогда обучение можно проводить по различным учебным планам и программам, используя различные формы организации учебного процесса (уроки, лекционно-семинарская система, практикумы и т.п.), методы и средства обучения[6,с.149].

Дифференциация обучения выражается не только в создании новых  школ, но и в дифференциации внутри самих школ. Даже в обычных общеобразовательных школах проводится дифференциация как уровневая, так и профильная. Создаются в начальных школах различные классы по уровню

развития учащихся (гомогенные классы), а на средней и старшей ступени

обучения классы разного  профиля, в том числе и математические. Естественно, что в разных новых школах и разных новых классах внутри школы курс математики должен быть также различный как по содержанию, так и по методам обучения. В школах и классах естественно — математического профиля курс математики является профилирующим учебным предметом и носит углубленный характер. В школах и классах гуманитарного профиля курс математики является общеобразовательным и носит сугубо гуманитарный характер.

Ознакомившись с разными  подходами к понятию дифференциация, мы за основу взяли определение Г.Ф. Дорофеева, П.В. Кузнецова и В.В. Фирсова. Дифференциация в обучении - процесс разделения учащихся на группы, где учитываются индивидуально - типологические особенности личности (способности общие и специальные), уровень развития, интересов в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы отличаются от традиционного.

Информация о работе Сущность процесса дифференциации в обучении