Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 07:02, реферат
Объект исследования: процесс дифференциации в обучении. Предмет исследования: виды дифференциации в обучении. Задачи:
Раскрыть сущность процесса «дифференциация в обучении». Рассмотреть виды дифференциации в обучении.
Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.
Введение
В настоящее время на первый план выступает личность учащегося. Тем самым образование является личностно-ориентированным. В группе, как известно, нет одинаковых учеников. Каждого из них отличают разная мотивация, разный уровень базовых умений, знаний и навыков. В настоящее время во многих школах до сих пор осуществляется традиционная форма обучения, при котором не учитывается индивидуальные психологические различия (особенности) обучаемых. Хотя дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы.
В теории образования выделяются
несколько видов
Поэтому изучение сущности дифференциации и ее видов, методическая разработка уроков на основе особенностей видов дифференциации являются на сегодняшний день актуальными. Этим обусловлен выбор темы реферата: «Виды дифференциации в обучении».
Объект исследования: процесс дифференциации в обучении. Предмет исследования: виды дифференциации в обучении. Задачи:
Раскрыть сущность процесса «дифференциация в обучении». Рассмотреть виды дифференциации в обучении.
Данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.
В процессе использованы идеи педагогов (Г.Д. Дорофеева, П.В. Кузнецовой, С.Б. Суровой, Н.Э. Унт, Г.Д. Глейзера, И.Д. Бутузова).
§ 1 Сущность процесса дифференциации в обучении
Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития ученика, а также его подготовки по данной дисциплине, его способностей и задатков.
Внедрение дифференцированного обучения помогает школе избавиться от необходимости учить всех одинаково, усилить гуманистическую направленность образования, снимает перегрузки, позволит учитывать особенности, возможности и интересы.
С социальной точки зрения, дифференциация обучения представляет собой целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального использования возможностей каждого члена общества всего взаимоотношения и социумом.
С дидактической точки зрения -- решения назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Дифференциация (в переводе с латинского «differentia» - различия) означает расчленения, разделение, расслоение целого на части формы, ступени. Тогда применительно к процессу обучения дифференциация понимается как действие, задачи которого - разделение содержания материала, методов работы над ними, учащихся по его интересам в процессе обучения для достижения главной цели обучения и при этом уделяется внимание особенностям каждого учащегося.
Дифференциация процесса обучения предполагает, прежде всего, разделение учащихся на группы по каким-либо признакам, которое осуществляется для последующего группирования, то есть в дифференциации обязательно присутствует интеграция, выражающаяся учащихся. При этом
необходимо учесть, что разделение учеников и объединение их в группы может
быть явным, то есть группы будут четко определены, отделены друг от друга, и неявным, когда границы между группами размыты, стерты, реален переход учеников из группы в группу.[12,с 929].
Для того чтобы дать определение понятию дифференциации, необходимо решить еще один важный вопрос - о тех признаках, которые будут положены в основу деления учащихся на группы. Это особенности учащихся: рост, возраст, пол, цвет, глаз, волос, место жительства, которые могут являться признаками дифференциации; при переходе к дидактическому аспекту ограничиваться особенностями, прямо или косвенно влияющим на процесс обучения. Особенности учащихся, на основании которых они группируются в условиях дифференциации, называются индивидуально-типологическим. «Типологическими» индивидуальные особенности становятся в том случае, если на их основе учеников можно разделить на группы, то есть эти способности являются присущими не отдельным ученикам, а целым их группам.
Дифференциация обучения - - это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах[12,сЗОО].
Как и любое явление действительности, дифференциации обучения — это специально организованный учебный процесс для определенной группы учащихся, который может проявляться в различных формах. Так, обучение одаренных детей может быть организованно и в форме специальных классов, и форме групповых занятий по развитию мыслительной, эмоциональной, волевой сфер личности детей. Обучение детей, проявляющих склонности и способности к изучению отдельных предметов, профильных классов углубленного изучения предметов, профильных классов, классов гибкого состава и в других формах, то есть в практике дифференциация обучения всегда реализуются в определенной форме.
Рассмотрим
теперь соотношение понятий «
«дифференцирование обучение», «дифференцированный подход». Говоря о дифференциации обучения, мы делаем акцент на процессе внесения определенных изменений в ход учебного процесса для отдельных групп учеников. Дифференцированное обучение - результат таких изменений[8,с41с].
Дифференцированный подход понятие более общее, чем
дифференциация, то есть явление, лежащее в его основе. Однако необходимо отметить, что в практике дифференцированный подход иногда употребляется как синоним внутриклассной дифференциации. Когда говорят «дифференцированный подход к учащимся», это предполагает предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования[9,42с].
В педагогической энциклопедии понятие дифференциации трактуется следующим образом: дифференциация обучения - способ организации учебного процесса, при котором учитывается индивидуально-типологических особенностей личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности). Дифференциация характеризуется созданием групп учащихся. В которых элементы дидактической системы различаются.
Понятие дифференцированного обучения имеет более узкий смысл. Дифференцированное обучение - процесс обучения, организованный с учетом индивидуально - типологических особенностей учеников[2,120с].
Под дифференциацией понимается такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять внимание направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. В условиях классно-урочной системы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся разных возрастов, имеются
школьники с высоким, средним и низким уровнем развития как практического, так и словесно-логического.
Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям[7, с 29-32].
При организации
Проблему дифференциации обучения в нашей стране исследовали А.Е.Афанасьев[2], И.Д. Бутузов[4], Д.А. Данилов[2], Г.В. Дорофеев[10], П.В. Кузнецов[10], Е.С. Рабунский[7], С.Б Суворова[14], В.В. Фирсов[10] и другие.
По мнению Г.Ф. Дорофеева, П.В. Кузнецовой, С.Б. Суворовой, В.В. Фирсова[10, с. 17] дифференциация обучения -эта такая система обучения, при котором каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно меняющихся жизненных условиях. Получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.
Под дифференциацией И.Э. Унт понимает учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения, которое происходит по нескольким различным учебным планам и программам. При
этом выделяет следующие индивидуальные особенности, которые
необходимо учитывать в процессе обучения:
- это
те особенности, от которых больше
всего зависит качество
процесса обучения;
та вариативность, которая в отношении средних показателей учащихся одного возраста, особенно велика;
- цель
воспитание которых -- формирование
различий между
учащимся, и
которые станут
основной для
формирования
индивидуальности учеников [20, с.84].
Г.Д. Глейзер под дифференцированным
обучением понимает учебно-
воспитательный процесс с такой системой управления
познавательной деятельности, которая
учитывается как индивидуальные
психологические различия (особенности)
отдельных обучаемых, так и до
минирующие особенности групп учащихся
[6, с. 12].
Наиболее емко раскрывают сущность понятия «дифференциация» авторы: Г.Ф.Дорофеев, П.В.Кузнецов, С.Б.Суворов, В.В. Фирсов[10,
с. 17].
Дифференцированное обучение раскрывается, как организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуально -типологические особенности личности (способности общие и специальные) уровень развития интереса, психологические свойства нервной системы, характеризуется созданием группы учащиеся, в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы различаются.
Рассмотрев понятие «
понятия «дифференцированный по
В педагогической литературе дифференцированный подход ассоциируется с дифференцированным обучением. Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с
реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным
показателем
его педагогического
По мнению И.Д. Бутузова, основной смысл дифференцированного подхода заключается в том, чтобы, зная и учитывая, индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер работы на уроке[4, с.54]. А Е.С.Рабунский отличает в своих работах, что дифференцированный подход это приспособление форм и методов работы к индивидуальным особенностям учащихся и дидактическое положение, предполагающее деление класса на группы[14, с.42].
Г.Д.Глейзер предлагает дифференцированные задания в виде дозированной помощи ученика через карточки - информаторы, которые наряду с заданием включают элементы дозированной помощи, объем которой может варьироваться.
На практике дифференциация в обучении по мнению Г.Д.Глейзера, осуществляется различными способами:
обучение можно
обучение можно
обучение можно
Дифференциация обучения выражается не только в создании новых школ, но и в дифференциации внутри самих школ. Даже в обычных общеобразовательных школах проводится дифференциация как уровневая, так и профильная. Создаются в начальных школах различные классы по уровню
развития учащихся (гомогенные классы), а на средней и старшей ступени
обучения классы разного профиля, в том числе и математические. Естественно, что в разных новых школах и разных новых классах внутри школы курс математики должен быть также различный как по содержанию, так и по методам обучения. В школах и классах естественно — математического профиля курс математики является профилирующим учебным предметом и носит углубленный характер. В школах и классах гуманитарного профиля курс математики является общеобразовательным и носит сугубо гуманитарный характер.
Ознакомившись с разными
подходами к понятию
Информация о работе Сущность процесса дифференциации в обучении