Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:34, курсовая работа
Модели систем массового обслуживания – это случайные процессы специального вида, которые иногда называют процессами обслуживания.
Основные задачи теории массового обслуживания обычно состоят в том, чтобы на основании локальных свойств рассматриваемых случайных процессов изучить их стационарные характеристики (если таковые существуют) или поведение этих характеристик за большой промежуток времени.
Одна из главных конечных целей исследований в этой области состоит в выборе наиболее разумной организации тех или иных систем массового обслуживания.
Введение 3
Обзор литературы 4
1. Классификация систем массового обслуживания 5
2. Простейший поток событий и его свойства 7
3. Формулировка задачи и характеристики СМО 9
4. Система с отказами 11
5. Решение задач 13
Заключение 25
Список литературы 26
БОУ ОО СПО «Омский
промышленно-экономический
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Математические методы»
Тема: Система с отказами
Выполнил:
Бондарев А.С.
3 курс, гр. БП-119
Руководитель
Белгородцева Н.А.
Оценка:________________
Дата защиты:___________
Омск 2012
Оглавление
Системой массового обслуживания (далее - СМО) называется любая система, предназначенная для обслуживания каких-либо заявок (требований), поступающих на нее в случайные моменты времени. Примеры СМО: телефонная станция; бюро ремонта; билетная касса; парикмахерская; ЭВМ. Теория массового обслуживания изучает случайные процессы, протекающие в системах массового обслуживания. Любое устройство, непосредственно занимающееся обслуживанием заявок, называется каналом обслуживания (или «прибором»). СМО бывают как одно-, так и многоканальными. Пример одноканальной СМО — билетная касса с одним кассиром; пример многоканальной — та же касса с несколькими кассирами.
Модели систем массового обслуживания – это случайные процессы специального вида, которые иногда называют процессами обслуживания.
Основные задачи теории массового обслуживания обычно состоят в том, чтобы на основании локальных свойств рассматриваемых случайных процессов изучить их стационарные характеристики (если таковые существуют) или поведение этих характеристик за большой промежуток времени.
Одна из главных конечных целей исследований в этой области состоит в выборе наиболее разумной организации тех или иных систем массового обслуживания.
[1] В ней было хорошо
расписано СМО с отказами и
формула для нахождения
[2] Было взято "Простейший поток событий и его свойства" достаточно коротко и ясно изложена информация.
[3] Была исследована и сравнена "Простейший поток событий и его свойства" с другим источником.
[4] Была исследована и сравнена "Система массового обслуживания" с другим источником. Введение было взято с этого источника.
Также были использованы
лекции по дисциплине "Математические
методы".
1. Классификация систем массового обслуживания
В каждую систему массового обслуживания (СМО) поступает входящий
поток заявок на обслуживание. Результатом работы СМО является выходящий поток обслуженных заявок.
В третьем случае заявки из очереди могут обслуживаться, как по схеме:
«Первым пришел - первым обслуживаешься», так и по схеме: «Последним
пришел - первым обслуживаешься».
Поток событий называется простейшим потоком событий, если он обладает следующими свойствами стационарности, отсутствия последействия и ординарности:
Замечание: Поток, в котором события происходят через равные промежутки времени, не является простейшим потоком событий.
Интенсивностью (плотностью) потока событий называется среднее число событий, происходящих в единицу времени.
Замечание: Простейший поток событий обладает постоянной интенсивностью.
Замечание: В дальнейшем изложении будем предполагать, что все потоки событий являются простейшими потоками, не оговаривая этого особо. Простейший поток событий близко связан с распределением Пуассона. Действительно, справедливо следующее
Утверждение 1. Вероятность того, что на отрезке времени длины T произойдет ровно k событий из простейшего потока с интенсивностью λ, выражается формулой Пуассона.
Утверждение 2. Длина отрезка времени между последовательными событиями из простейшего потока событий с интенсивностью λ является случайной величиной, распределенной по показательному (экспоненциальному) закону с параметром λ.
Замечание. Плотность показательного распределения определяется по формуле.
3. Формулировка задачи и характеристики СМО
Ожидание является следствием
вероятностного характера возникновения
потребностей в обслуживании и разброса
показателей обслуживающих
Основными элементами СМО являются источники заявок, их входящий поток, каналы обслуживания и выходящий поток.
Рисунок 3.1 – Основные элементы СМО
Входящий поток: на практике наиболее распространённым является простейший поток заявок, обладающий свойствами стационарности, ординарности и отсутствия последействия.
Стационарность
Ординарность потока определяется невозможностью одновременного появления двух или более заявок.
Отсутствие последействия
В этом случае вероятность того, что число заявок, поступивших на обслуживание за промежуток времени t, равно k, определяется по закону Пуассона
где - интенсивность потока заявок, т. е. среднее число заявок в единицу времени:
где - среднее значение интервала времени между двумя соседними заявками.
Случайное время ожидания в очереди начала обслуживания находится по формуле:
где - интенсивность движения очереди, т. е. среднее число заявок, приходящих на обслуживание в единицу времени:
где - среднее значение времени ожидания в очереди.
Выходящий поток заявок связан с потоком обслуживания в канале, где длительность обслуживания является случайной величиной и вычисляется по формуле
где - интенсивность потока обслуживания, т. е. среднее число заявок, обслуживаемых в единицу времени:
где - среднее время обслуживания.
Важной характеристикой СМО, объединяющей и , является интенсивность нагрузки
4. Система с отказами
Система массового обслуживания с отказами не допускает образования очереди поступающих работ. Если в момент поступления очередного требования в системе все каналы заняты, то требование покидает систему.
Если имеется свободный канал, то он немедленно приступает к обслуживанию поступившего требования.
Каждый из п каналов может одновременно обслуживать только одно требование и все каналы функционируют независимо.
В систему поступает простейший (пуассоновский) поток требований с параметром . Время обслуживания каждого требования является случайной величиной, которая подчиняется экспоненциальному закону распределения с параметром . Состояние такой системы описывается системой дифференциальных уравнений:
где - вероятность того, что в системе в момент времени t занято k каналов обслуживания.
Интенсивность нагрузки:
где - интенсивность потока заявок,
- интенсивность потока
где n - число каналов обслуживания;
- параметр системы.
где - интенсивность нагрузки;
n - число каналов обслуживания;
- вероятность того, что все обслуживающие каналы свободны.
где - интенсивность нагрузки.
где - Среднее число каналов занятых обслуживанием каналов;
n - число каналов обслуживания.
где - интенсивность потока заявок.
Для систем массового обслуживания решаются задачи выбора оптимального количества аппаратов, подбора параметров обслуживающего комплекса, расчета пропускной способности систем и др.
Экономическая оценка вариантов систем имеет вид:
где а - норма амортизации;
- цена канала обслуживания;
и - текущие затраты на обслуживание работающего и простаивающего канала;
- потери производства от
- годовой фонд рабочего времени системы.
5. Решение задач
Задание 1. Фирма имеет n = 4 телефонных диспетчеров. Среднее число вызовов в течении часа составляет = 96. Среднее время телефонного разговора = 2 минуты. Определить степень загрузки диспетчеров и вероятность отказа в обслуживании.
Решение.
Определим интенсивность потока обслуживания:
где - среднее время обслуживания.