Ознакомление детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Ознакомление детей с формой входит в сферу сенсорного и умственного воспитания. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Оглавление

Введение
1.Понятие геометрической фигуры, форм предметов. Виды геометрических
фигур.
2.Особенности восприятия детьми дошкольного возраста форм предметов.
3.Из истории развития представлений о форме предметов.
4.Задачи ознакомления детей с формой предметов:
а) плоские фигуры;
б) объемные фигуры.
5.Методика ознакомления детей с плоскими и объемными фигурами.
Приложение : подборка художественного слова по разделу «Геометрические фигуры»; игра по разделу; наглядность.
6.Список литературы.

Файлы: 1 файл

мет.мат.раз..docx

— 38.04 Кб (Скачать)

б)  объемные фигуры: шар, куб, цилиндр, параллелепипед, конус, пирамида, призма (часто используются предэталонные  названия «кирпичик», «крыша» и др.)

 

 

5. Методика ознакомления  детей с плоскими и объемными  фигурами-

Методика ознакомления с плоскими фигурами:

После того как дети научатся выделять признак формы, запомнят названия геометрических фигур, научатся обследовать  их осязательно-двигательным путем, группировать фигуры разного цвета и размера по форме, выкладывать сериационные  ряды по величине из геометрических фигур, приступаем к изучению признаков и свойств геометрических фигур.

В средней группе знакомим детей с прямоугольником, в старшей группе- с овалом, предварительно повторив знакомые геометрические фигуры и обсудив их свойства. Так как дети уже умеют считать, все свойства конкретизируются  и уточняются.

Фрагмент 1 :

-Что это? (квадрат)

-Что есть у квадрата? (у квадрата  есть стороны и углы.)

-Покажите стороны.

-Посчитайте, сколько углов у  квадрата? (у квадрата 4 стороны)

-Квадрат- это фигура, у которой есть 4 стороны и 4 угла. Повторите.

-Квадрат еще можно назвать  четырехугольником. Как вы думаете, почему?

 

Фрагмент 2:

-Что это? (Круг)

-Что вы про его знаете? (у круга нет углов, нет сторон, нет вершин.)

Замечание: можно познакомить детей с окружностью:

-Обведите круг (используя модель  или трафарет).

-Это граница круга, она называется  окружность.

-Закрасьте внутреннюю область.

-Что получилось? (Круг.)

 

Методика ознакомления с объемными  фигурами:

Знакомство с объемными формами  и моделями  объемных геометрических фигур (кубом, шаром, цилиндром и др.) происходит  в процессе игр со строительным и др. материалом еще в младших группах:

-Посмотри.

-Возьми.

-Потрогай.

-Назови.

-Покажи.

-Подействуй.

- Дай такой же.

-Дай то что назову.

В средней группе знакомим  с объемными геометрическими  фигурами на основе сравнения их между собой и сравнения их плоскими фигурами.

 

 

Последовательность обучения:

  1. Рассматривание и называние
  2. Обследование осязательно-двигательным путем  и словесное описание  фигуры
  3. Разнообразие действия с моделями(катать, ставить и др.)для выявления существенных свойств
  4. Упражнение в группировке, выкладывание сериационных рядов.

 

Фрагмент 1

-Что это? (шарик.)

-Эта форма называется шар. Повторите.

-Какой он? (Гладкий.)

-Что с ним можно делать? (Катать.)

-Покатайте, поиграйте.

-Можно ли из шариков построить  башенку? Попробуйте.

Фрагмент 2:

-А что это? (Кубик.)

-Эта форма называется куб. Повторите.

-Что с ним можно делать? (Строить.)

-Построите башню.

-Можно ли куб покатать? Попробуйте.

-Почему куб не катится?(мешают углы.)

-У куба есть углы. Покажите, посчитайте.

-У куба есть грани. Покажите, посчитайте.

-Какой формы грани куба? (Формы  квадрата или квадратной.)

 

Художественное слово:

КУБ 
Принёс нам ящик почтальон - 
Посылка мне и брату. 
Ящик - КУБ, в нём шесть сторон, 
Все стороны - квадраты. 
А что лежит в посылке? 
Там стружки и опилки, 
Конфеты и баранки, 
Ещё с вареньем банки. 
 
ШАР 
Удар! Удар! Ещё удар! 
Летит в ворота мячик - ШАР! 
А это- шар арбузный 
Зелёный, круглый, вкусный. 
Вглядитесь лучше - шар каков! 
Он сделан из одних кругов. 
Разрежьте на круги арбуз 
И их попробуйте на вкус.

 

Игра: "Что я вижу"

Предложите ребенку посмотреть внимательно вокруг себя (дома, на улице, в магазине). Какие предметы похожи на шар (имеют форму шара), куб, конус, пирамиду и.т.д. 
 
Рассмотрите картинки. Предложите ребенку назвать форму каждого предмета.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Белошистая А.В. Знакомство с геометрическими понятиями / А. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 9. - С.41- 51

2.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988.- 144с.

3. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: книга для воспитателя детского сада / [А.Н. Давидчук, Т.И. Осокина, Л.А. Парамонова и др.]; под ред. В.В. Холмовской. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

4. Габова М.А. Знакомство детей с геометрическими фигурами / М.А. Габова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 9. - С.2- 17.

5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: [пособие для воспитателя детского сада / под ред. Л.А. Венгера] . - М.: Просвещение, 1978. - 203 с.

6. Кербс Е.В. Математические досуги / Е.В. Кербс // Ребёнок в детском саду. - 2008. - № 3. - С.21- 23.

7. Математика в детском саду: [пособие для воспитателя дет. сада / составитель Г.М. Лямина]. - М.: Просвещение, 1977. - С.224 - 228.

8. Метлина Л.С. Математика в детском саду: [пособие для воспитателя дет. сада] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 1994. - 256 с.

 

 

 


Информация о работе Ознакомление детей дошкольного возраста с геометрическими фигурами