Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:42, контрольная работа
1. Комбинаторика. 13 задач. max=13 баллов.
2. Вычисление вероятностей. 4 задачи. max=4 балла.
3. Сложение и умножение вероятностей. 5 задач. max=5 баллов.
4. Формула полной вероятности. 4 задачи. max=4 балла.
5. Формула Байеса. 3 задачи. max=3 балла.
6. Последовательтность испытаний (схема Бернулли). 2 задачи. 1-ая = 1балл, 2-ая = 2 балла. max=3 балла.
7. Числовые характеристики случайных величин. 2 задачи. max=4 балла.
8. Задачи для самостоятельного решения16 задач. 1 задача = 4 балла. max=64 балла.
Математические методы в юриспруденции
1. Комбинаторика. 13 задач. max=13 баллов.
2. Вычисление вероятностей. 4 задачи. max=4 балла.
3. Сложение и умножение вероятностей. 5 задач. max=5 баллов.
4. Формула полной вероятности. 4 задачи. max=4 балла.
5. Формула Байеса. 3 задачи. max=3 балла.
6. Последовательтность испытаний (схема Бернулли). 2 задачи. 1-ая = 1балл, 2-ая = 2 балла. max=3 балла.
7. Числовые характеристики случайных величин. 2 задачи. max=4 балла.
8. Задачи для самостоятельного решения16 задач. 1 задача = 4 балла. max=64 балла.
C 1-8 пункт можно набрать
100 баллов. Для зачета достаточно
набрать 90 баллов. Если 90 баллов не
набрано, то добираем на
№ занятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
кол-во баллов |
13 |
4 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
64 |
Зачет (+30) |
[назад]
Для ознакомления первого правила комбинаторики-правила суммы мы предлагаем разбор следующей задачи:
Задача 1. На столе лежат 3 черных и 5 красных карандашей. Сколькими способами можно выбрать карандаш любого цвета?
Решение: Выбрать карандаш любого цвета можно 5+3=8 способами.
Правило суммы в комбинаторике:
Если элемент а можно выбрать m способами, а элемент в-n способами, причем любой выбор элемента а отличен от любого выбора элементов в, то выбор «а или в» можно сделать m+n способами.
Задача 2. В классе 10 учащихся занимаются спортом, остальные 6 учащихся посещают танцевальный кружок. 1)Сколько пар учащихся можно выбрать так, чтобы один из пары был спортсменом, другой танцором? 2)Сколько возможностей выбора одного ученика?
Решение: 1)Возможность выбора спортсменов 10, а на каждого из 10 спортсменов выборов танцора 6. Значит, возможность выбора пар танцора и спортсмена 10·6=60.
2) Возможность выбора одного ученика 10+6=16.
Рассмотрим решение
задачи, через которое сформулируем
новое правило – правило
Задача 1. Из города А в город В ведут 3 дороги. А из города В в город С ведут 4 дороги. Сколько путей, проходящих через В, ведут из А в С?
Решение: Можно рассуждать таким образом: для каждой из трех путей из А в В имеется четыре способа выбора дороги из В в С. Всего различных путей из А в С равно произведению 3·4, т.е. 12.
Правило произведения:
Пусть нужно выбрать
к элементов. Если первый
Задача 2. В школьной столовой имеются 2 первых, 5 вторых и 4 третьих блюд. Сколькими способами ученик может выбрать обед, состоящий из первых, вторых и третьих блюд?
Решение: Первое блюдо можно выбрать 2 способами. Для каждого выбора первого блюда существует 5 вторых блюд. Первые два блюда можно выбрать 2·5=10 способами. И, наконец, для каждой 10 этих выборов имеются четыре возможности выбора третьего блюда, т. е. Существует 2·5·4 способов составления обеда из трех блюд. Итак, обед может быть составлен 40 способами.
Простейшими комбинациями,
которые можно составить из
элементов конечного множества,
Рассмотрим на примере перестановку без повторений.
Задача: На полке лежат 3 книги. В каком порядке можно расставить эти книги?
Решение: Обозначим их буквами а, в, с. Эти книги можно расставить на полке по – разному:
авс, асв, вас, вса, сав, сва.
Каждое из этих
рассположений называют переста
При решении этой
задачи можно воспользоваться
правилом умножения. Выбор
Опредление: Перестановкой из n элементов называется каждое расположение этих элементов в определенном порядке.
Число перестановок из n элементов обозначается символом Рn.
Пусть мы имеем n элементов. На первое место можно поставить любой из них всего п выборов. На второе место любой из оставшихся, т. е. n-1 выбор. На третьем месте любой из оставшихся после первых двух выборов, т. е. n-2 выбора и т. д. В результате получим: Рn = n·(n-1)·(n-2)…2·1.
Если произведение обозначим 1·2·3…(n-1)·n = n!, то число всевозможных перестановок из к элементов вычисляется по формуле:
Рп = n!
Задачи:
Решение: Р7 =1·2·3·4·5·6·7=5040 Ответ: 5040 способов.
цифры не повторяются?
Решение: Так какнатуральное число не может начинаться с цифры 0, исключаем те числа, которые начинаются с цифры 0. Количество таких чисел
Р4 = 1·2·3·4= 24
Р5 – Р4 = 1·2·3·4·5-1·2·3·4 = 120-24=96 Ответ: 96 чисел.
Решение: Если рассмотреть девочек как одну, всего перестановок будет Р5. В каждой из полученных комбинаций можно выполнить Р3 перестановок девочек. Искомое число перестановок:
Р5·Р3 = 5!·3!=1·2·3·4·5·1·2·3=720 Ответ: 720 способов.
Задачи для самостоятельного решения:
Размещением из элементов по называется всякая перестановка по элементов, выбранных каким – либо способом из данных элементов. Число размещений из элементов по обозначается и вычисляется по формуле .
Задача: Даны четыре различных шара: белый, зеленый, красный и синий. Их нужно поместить в 3 пустые ячейки. Сколько всего будет способов размещения шаров?
Решение: Сначала выпишем все варианты, которые начинаются с белого шара, затем – с зеленого и т. д.
бзк, бкз, бзс, бсз, бкс, бск.
збк, зкб, зсб, збс, зкс, зск.
кбз, кзб, ксб, кбс, кзс, ксз.
сбз, сзб, скб, сбк, скз, сзк.
Всего способов 24. В первую ячейку можно выбрать четырьмя способами. Во вторую – тремя, в третью – двумя. Всего способов 4·3·2=24. Каждую упорядоченную тройку, которую можно составить из четырех элементов, называют размещением из четырех элементов по три.
Определение: Размещением из n элементов по к (к≤n) называется любое множество, состоящее из любых к элементов, взятых в определенном порядке из данных n элементов.
Каждое множество при размещении отличается порядком элементов или их составом.
к
Число размещений из n элементов по к обозначают Аn.
Первый элемент можно выбрать n способами, второй n-1 и последний к-й элемент n-(к-1) способами.
к
Аn = n(n-1)(n-2)… (n-(k-1))
Задачи:
Решение: Расписание на один день отличаются либо порядком следования предметов, либо самими предметами. Значит, здесь речь идет о размещении
из 8 элементов по 4.
4
А8= 8·7·6·5=1680 Ответ: 1680 способов.
4
Решение: А10 = 10·9·8·7·=5040 Ответ: 50400 способов.
3. Сколько существует пятизначных
телефонных номеров, в каждом из которых
все цифры различны и первая цифра различна
отнуля?
Решение: Число размещений из десяти элементов по пять – А10. Число размещений
начинающихся с цифры ноль – А9. Число телефонных номеров равно:
5 4
А10 – А9 =10·9·8·7·6 – 9·8·7·6 = 27216 Ответ: 27216 номеров.
Задачи для самостоятельного решения:
Сочетанием из элементов по называется всякая совокупность по элементов, выбранных каким – либо способом из данных элементов. Число размещений из элементов по обозначается и вычисляется по формуле .
Задача: На столе лежат 5 разноцветных карандашей. Сколько способов для выбора 3 из них?
Решение: Обозначим карандаши буквами а, в, с, d, е. Можно составить такие сочетания: авс, авd, abe, acd, ace, ade, bcd, bce, bed, cde.
Всего: 10 способов.
Определение: Сочетанием из n элементов по к называется любое множество, составленное из к элементов, выбранных из данных n элементов.
к
Число сочетаний из n элементов по к обозначается Сn.
В сочетаниях не имеет
Допустим, имеется множество, содержащее n элементов, и из его элементов составлены
к
всевозможные сочетания по к элементов. Число таких сочетаний равно Сn. В каждом сочетании можно выполнить Рк перестановок. В результате мы получим все размещения,
к
которые можно составить из n элементов по к. Их число равно Аn.
К
к
Значит, Аn = Cn·Pк. Отсюда Сn = Аn
к
Сn = n(n-1)(n-2)…(n-(k-1))
1·2·3·…·k
Умножим числитель и знаменатель, на (n-к)!
к
Сn = (n-1)(n-2)…(n-(k-1)(n-k)! = n
1·2·3·…·k·(n-k)! k!(n-k)!
Задачи:
Решение: Каждый выбор отличается от другого хотя бы одним учеником. Значит, здесь речь идет о сочетаниях из 12 элементов по 3:
3
С12 = 1·2·3·…·9·10·11·12 = 220 Ответ: 220 способов
1·2·3·1·2·3·…·9
а) среди них должен быть 1 мальчик;
б) это могуть быть любые 3 ученика?
1
Решение: а) выбрать одного мальчика можно С8 способами:
1
С8 = 1·2…·8 = 8
1!·1·2·..·7
Выбрать из 10 девочек 2 дежурных можно С10 способами:
2
С10 = 1·2·…·8·9·10 = 45
1·2·1·2·…·8
Способов из 3 дежурных, среди которых 1 мальчик, всего:
1 2
С8 ·С10 = 8·45=360 Ответ: 360 способов.
б) любых 3 учеников из 18 учащихся можно выбрать
3
С18 = 1·2·3…15·16·17·18 = 816 Ответ: 816 способов.