Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа
Объект исследования: Обучение математике через формы устного народного творчества в начальных классах.
Предмет исследования: формы, содержание, роль устного народного творчества на уроках математике в начальных классах.
Целью исследования является разработка эффективных методов и средств обучения математике средствами устного народного творчества
Введение
Глава 1 Теоретические основы использование устного народного творчества в преподавании математики
1.1 Сущность устного народного творчества на уроках математики
1.2 Воспитательные возможности уроков математики с использованием устного народного творчества
1.3 Виды устного народного творчества в преподавании математики
Глава 2. Методика использования малых форм устного народного творчества на уроках математики
2.1 Анализ учебников на изучение устного народного творчества
2.2 Педагогическая практика по применению устного народного творчества на уроках математики
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
7. Т.Н. Лейкина Научиться придумывать [Текст]/ Т.Н. Лейкина М: Санкт-Петербург,2000. -С.30-45.
8. Моро М.И. Математика 1-4 класс [Текст]: Учебник / Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. – М.: Просвещение, 2009.
9. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Морозова Н.Г.// М.: Дрофа, 2001.-235с.
10. Мишина М.А. Использование элементов устного народного творчества на уроках в начальной школе [Текст] / Мишина М.А.// Начальная школа.- 2011 -№5 -С.10-13.
11. Николаева С.А. Приёмы занимательной математики [Текст] / Николаева С.А.// Начальная школа.-2009.-№5 -С.15-20.
12. Носкова Н.В.Использование фольклора на уроках математике [Текст] / Носкова Н.В.// Начальная школа.- 2007.- №11.-С.22-24.
13. Петрова В.И. Загадки с числами [Текст] / Петрова В.И.// Начальная школа.-2007,№ 1 -С.92.
14. Сердюк М.А.Об изменение подходов к изучению фольклора в начальной школе [Текст] / Сердюк М.А.// Начальная школа.-2011.- С.8-10.
Приложение:
Приведем пример сценария урока для II класса, построенного на сказке.
Тема: «Нумерация чисел от 0 до 20».
Цели урока: закрепить знания и умения читать, записывать числа; формировать умение различать геометрические фигуры; тренировать учеников в решении примеров на сложение и вычитание чисел, в пределах 20 и круглых чисел в пределах 100;обобщать умение решать задачи на нахождение суммы, остатка и разностное сравнение. Оборудование: учебник «Математика-2», авторы: М.И. Моро, С.В.Степанова и др.); воображении короля и замка Людоеда, ватман с таблицей на нахождение первого и второго слагаемого; предметные картинки изображением мельницы, осла, кота, куропаток, кроликов.
Ход урока
Вводная беседа
Сегодня у нас не простой урок математике. Для того чтоб узнать, в какую сказку пойдём, послушайте начало сказки.
Один Мельник умирая, не оставил всем своим сыновьям никакого другого наследства, кроме мельницы, осла и кота. С разделом недолго возились и обошлись без приказных, потому что они обобрали братьев до нитки». Выполнив первое задание вы узнаете, что досталось в наследство каждому брату.
II. Устные упражнения.
Учитель прикрепляет к доске лист ватмана на котором изображена таблица.
Слагаемое | 10 | 9 | 6 | 8 | 20 |
|
|
|
Слагаемое | 5 | 20 |
|
|
| 2 | 7 | 90 |
сумма |
|
| 46 | 78 | 23 | 12 | 37 | 94 |
К ватману сзади прикреплены конверты возле ,третьей, шестой и восьмой колонок). В некоторые вложены картинки с изображением мельницы, кота и осла. Как только дети доходят до соответствующего столбца, учитель открывает конверт, и появляется картинка с изображением того, что досталось в наследство каждому брату.
— Решите примеры, проговаривая, как называются все компоненты. (Первое слагаемое 10, второе слагаемое 5, сумма равна 15. Первое слагаемое 10, второе 20, сумма 29.) Мы дошли до примера, который нам подскажет, что же мельник оставил в наследство старшему брату. Что нужно найти? (Второе слагаемое.) Как будем находить? (Мы из суммы вычтем первое слагаемое получим второе.) Назовите пример, который получился. (46 - 6 = 40.)
Учитель записывает его на доске.
—Как называются числа в этом примере? (46 — уменьшаемое, 6 — вычитаемое, 40 — разность.) Теперь узнаем, что же осталось в наследство старшему брату?
Учитель достает из конверта картинку с изображением мельницы. Аналогично ученики узнают, что среднему брату достался осел, а младшему — кот.
-Погоревал младший брат. Что ему с котом делать? А кот ему и говорит: «Не горюй, хозяин, а дай мне лучше мешок да закажи пару сапог, чтобы не больно было по кустам ходить, и увидишь, что ты не так обделен, как думаешь». Когда коту доставили все, что он просил, то он отправился к королю, напевая песню.
III.Физкультминутка.
Шел король по лесу, по лесу, по лесу! Встретил там принцессу, принцессу,
принцессу!
Давай с тобой попрыгаем — раз, два, три! Давай с тобой потопаем — раз, два, три! Давай с тобой похлопаем — раз, два, три!
IV.Математический диктант.
—До места, где находятся экипажи, в которых едут к королю, коту нужно было пройти несколько домов, начиная с шестнадцатого до второго. Мимо домов с какими номерами (четными или нечетными) нужно было пройти коту? Запишите номера этих домов. (16, 14, 12, 10, 8, 6, 4, 2.) Запишите номера домов на другой стороне улицы. (15, 13, 11, ...) Запишите, сколько домов прошел кот, прежде чем добрался до короля?
Учитель выставляет на доску карточки с числами — номерами домов.
— На какие группы можно разделить эти числа? (На однозначные и двузначные.) Каких чисел больше, меньше? (Их одинаковое количество.) Пристроился кот сзади одного экипажа. Для того чтобы узнать, сколько он ехал, нужно записать все двузначные числа, в записи которых одинаковые цифры. (11, 22, 33,...) Сколько чисел получилось. (9) Самое большое из записанных чисел обозначает число километров, которое коту нужно проехать до короля. Подчеркните это число. (99) Кот подумал, что это самое большое двузначное число, так как оно меньше на 1 числа 100. Правильно или нет подумал кот? Как это доказать?
V. Работа над задачами.
—Чтобы не являться к королю с пустыми руками, кот решил наловить кроликов. Стрелял он в них из лука в трех местах по три раза. Сколько кроликов он каждый раз настрелял, вы узнаете из рисунков в учебнике на с. 16 к заданию № 5.
Учитель записывает ответы школьников в виде примеров: 10 + 1 + 1,10 + 5 + 1, 5 + 5 + 1 + 1—и предлагает их решить с последующей проверкой.
—Кота впустили в покои короля, Его Императорского Величества.
Кот отвесил ему поклон и сказал: «Вот кролики. Мой господин и хозяин маркиз Карабас просит передать их вам в подарок». Король принял дар, а кот отправился для него за другой добычей. Он поймал 10 молодых, 6 зрелых и 4 старых куропатки. Объясните, что вы узнаете, выполнив следующие действия: 10 + 6, 6 + 4, 10 - 6, 10 - 4, 6 - 4. Как узнать, сколько всего куропаток поймал кот для короля? (10 + 4 + 6 = 20.)
Кот принес королю куропаток и побежал в замок Людоеда, чтобы убить его и сказать королю, что самый красивый замок на свете принадлежит маркизу Карабасу. Замок Людоеда состоял из двух этажей, планы которых изображены на доске.
Посчитайте, сколько треугольных и сколько четырехугольных комнат в замке людоеда на каждом этаже. Кот прибежал к Людоеду, который умел превращаться в различных животных. Кот попросил Людоеда превратиться в мышь. Людоед выполнил просьбу кота, а кот поймал мышь и съел ее. Не стало Людоеда. В это время проезжал мимо король и спросил у кота: «Чей это замок?» Что ответил ему кот? (Маркиза Карабаса.) Увидев доброту и богатство маркиза Карабаса, король решил отдать за него замуж свою дочь. Хозяин кота стал жить счастливо и богато.
VI. Итог урока.
— Какие усилия принимал кот, чтобы помочь маркизу Карабасу? Что мы делали на уроке, чтобы помочь коту?
Описанные в конспекте возможности использования фольклора соответствуют возрастным особенностям учащихся, их мироощущению, являются ценным средством личностно-ориентированного образования младших школьников.
Нескучная математика
Цифры от 1 до 9
Это один – важный господин.
А это два – большая голова.
А здесь смотри – это три.
Две половинки круга
Около друг друга.
Откуда в нашей квартире появилось четыре?
Просто кто-то взял стул и перевернул.
Барабан и палочки, чтобы играть.
Вместе похоже на пять.
А это шесть, как она есть.
Бабушка вязала, кошка играла,
Была шерсть, получилось шесть.
Семь – очень стройная дама.
Почти как мама.
А это не "Во! Семь", а именно восемь.
Как будто оса или два колеса.
Это девятка, цифра простая.
Не то головастик, не то запятая.
6 и 9
Цифра девять, посудите сами, –
Это же шестерка, только вверх ногами.
Если ж взять шестерку, это, в свой черед,
Снова цифра девять, но наоборот.
Ноль, цифра и число
Ноль – это колобок, который плохо ел
И потому похудел.
Ноль – парень простой,
Но он не пустой.
И хоть единица –
Важная птица,
Но вместе с нулем тотчас
Она станет важнее в десять раз.
Но не только лишь единица.
Если ноль присоединится,
То любое число – вам понятно? –
Возрастает десятикратно.
Считаем от 1 до 10
Мама права,
Один и один – это два.
Как ни хитри,
Но два плюс один будет три.
Во всем мире
Три и один – четыре.
Легко понять,
Что четыре и один будет пять.
Важная весть –
Пять плюс один будет шесть.
Известно всем:
Шесть и один – семь.
У кого ни спросим,
Семь и один – восемь.
Можешь поверить,
Восемь и один – девять.
И если все взвесить,
Девять и один – десять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Теперь можно куролесить.
А дальше... Натуральные числа
Но тут со стены закричало мочало:
"Это всего лишь сказки начало,
И даже самый мудрейший мудрец
Не сможет придумать для сказки конец".
Один да один... идут числа подряд,
Все дальше и дальше уходит их ряд.
Огромные числа у нас получаются,
Они никогда и нигде не кончаются.
И очень их любят все дети нормальные.
А все потому, что они натуральные.
Цифра и число
Из букв вы составите слово.
Из цифр создадите число вы.
Верблюд – животное жвачное.
Восемь – число однозначное.
А какие еще ты знаешь однозначные числа?
Второй десяток
Ну а после десяти
Будет счет легко идти:
Начинаешь все сначала
И во что бы то ни стало,
Можем мы тебе признаться,
Добавляй повсюду "-надцать".
Один-надцать, две-надцать,
Три-надцать, четыр-надцать.
Дальше, если ты упрям,
Сосчитать сумеешь сам.
Начал Федя зазнаваться –
Узнал цифру девятнадцать.
Тебя, Федя, занесло:
Девятнадцать ведь число.
И число двузначное,
Скажу однозначно я.
20 и 30
Ну а два десятка, братцы,
Заменяем словом двадцать.
Дальше трудно ошибиться:
Три десятка – это тридцать.
20 и 21
К рассказу о числах добавим мы кратко,
Что двадцать – конец второго десятка,
А далее, не нарушая порядок,
Двадцать один начнет третий десяток.
40
Теперь возникает странное слово,
Древней истории нашей осколок.
Четыре десятка, хоть слово не ново,
Напомним, имеют название сорок.
От 50 до 80
Все в России говорят:
Пять десятков – пятьдесят.
Ну и далее подряд:
Шесть-, семь-, восемь- – все -"десят".
90
Девять десятков ясно и просто
Словом красивым зовем – девяносто.
100
Еще один шаг и... внимание! стой!
Важнейшее слово: короткое СТО!
Один два ноля пишем цифрами кратко,
Сто означает десять десятков.
От 200 до 400
Цифру два и два нуля мы напишем вместе,
Назовем это число одним словом – двести.
Если ты не смог понять, сколько это, сразу,
Объясняем: это сто, взятое два раза.
Дальше "трести" будет? – Нет! Ты ошибся знатно.
Триста будет три по сто, это всем понятно.
И четыреста затем. Просто до зевоты.
Сколько это будет, сам объяснишь легко ты.
От 500 до 900
Продолжаем сотням счет.
Дальше что пойдет?
Пятьсот!
Окончание на "-сот"
До конца теперь идет.
Получается шестьсот,
Дальше следует семьсот,
Затем будет восемьсот
И последним девятьсот.
1000
Теперь сядь и помолчи,
От восторга не кричи,
По затылку постучи,
Мы дошли до ты-ся-чи!
Единица – три нуля,
Объясним порядка для,
Что за новый оборот,
Тыща – это десять сот!
Считалка
Эники, Беники ели вареники,
Было четырнадцать штук.
Четыре съел Эники, пять скушал Беники.
ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ...
В арифметике
Когда сложишь семь и три – десять получается.
Ну а сумма "три плюс семь" вновь десяти равняется.
От перемены мест слагаемых
Сумма не меняется!
В жизни
Федор, мальчик пяти с лишним лет,
Попросил свою маму в обед
Дать пирожное вместо второго,
А картошку на третье он съест.
И не будет ни капли плохого
От такой перемены мест.
А как думаешь ты?
Сорока-воровка
Сорока-воровка кашку варила, деток кормила.
Этому дала три ложки и еще плошку,
Этому две плошки без одной ложки,
А этому, старшему, целых три плошки,
Но без двух ложек...
И нет больше кашки.
Сколько же всего плошек каши сварила сорока?
Четыре действия
Всем известно, что умножить –
Это значит умно жить.
И делить не всякий может,
Легче вычесть и сложить.
Таблица умножения
Не добьется никогда в жизни уважения,
Кто не знает наизусть таблицы умножения!
Что такое много?
Раз пришел к отцу сынок,
И спросил он строго:
"Объяснить бы ты мне мог,
Сколько будет много?"
И сказал отец в ответ
Мягко и решительно:
"Много будет или нет –
Это относительно.
Человеку срок в сто лет –
Много, без сомнения,
А для Солнца – вовсе нет,
Лишь одно мгновение.
И с любым числом в ряду
Будет в том же духе.
Чтоб испортить нам еду,
Много одной мухи.
Тут сынок воскликнул: "Где ж
Промах мой, не знаю:
Ведь меняется падеж,
Когда я считаю?
Возьмем ложки: две, и три,
И четыре то же,
Ну а далее, смотри,
Пять уж будет ложек.
Много раз я проверял:
Нет нигде иного –
И тогда уверен стал:
Пять, конечно, много.
Много, ты меня прости,
Начинается с пяти".
Информация о работе Использование малых форм устного народного творчества на уроках математики