Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа
Объект исследования: Обучение математике через формы устного народного творчества в начальных классах.
Предмет исследования: формы, содержание, роль устного народного творчества на уроках математике в начальных классах.
Целью исследования является разработка эффективных методов и средств обучения математике средствами устного народного творчества
Введение
Глава 1 Теоретические основы использование устного народного творчества в преподавании математики
1.1 Сущность устного народного творчества на уроках математики
1.2 Воспитательные возможности уроков математики с использованием устного народного творчества
1.3 Виды устного народного творчества в преподавании математики
Глава 2. Методика использования малых форм устного народного творчества на уроках математики
2.1 Анализ учебников на изучение устного народного творчества
2.2 Педагогическая практика по применению устного народного творчества на уроках математики
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
1, 2,3,4, 5,6, 7,8 — Ваня, не шути,
мы просим.
9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 - в прятки
мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать?
Соревнование в произнесении считалок заставляет детей разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память, учиться артистизму, добиваться права вести пересчет. Таким образом, использование считалки способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, чувство товарищества. Следовательно, она несет познавательную, эстетическую, этическую функции и способствует физическому развитию детей.
Это счет в простейшей форме. Счетом решали, кому водить («Раз, два, три — полетели комары!»). Использовались считалки в детской игре.
Сказка — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия: справа, слева, впереди, сзади, воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.). Сказки расширяют границы познавательных и воспитательных возможностей обучения. Вносят в методику проведения урока захватывающее, живое. Страстное чувство, бурную динамику. Персонажи сказок часто попадают в затруднительные ситуации, в которых им надо решить, как поступить, какой сделать выбор. В эти моменты учитель может предложить детям выполнять учебные задания, тексты которых и результаты выполнения связаны с композицией произведения. Становясь участниками разыгрываемых событий, ученики с разным уровнем игровой и учебной деятельности активно включаются в учебную работу и способны концентрироваться на ней более длительное время, чем обычно.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облеченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка — из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы, в которых сгущают их содержание.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Все за одного, один за всех.
Две сестрицы – мастерицы, друг дружке помощницы.
Глава 2. Методика использования малых форм устного народного творчества на уроках математики
2.2 Анализ учебников на изучение устного народного творчества
Математика. 1-4. (Моро М.И. и др.)
Ориентирована на массовую общеобразовательную школу; предназначена для изучения в 1 - 4 классах . Используется при обучении примерно в 76% классов четырехлетней школы. Направлена на формирование устойчивых навыков устных и письменных вычислений. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений, направленных на усвоение отношений между единицами измерения величин и действий с величинами.
При анализе данных изданий было выявлено следующие ,
2.2 Педагогическая практика по применению устного народного творчества на уроках математики
При исследовании данной темы был разработан конспект урока для 1 класса с использованием устного народного творчества
Конспект урока по учебнику автора М.И. Моро 2010 год 1 класс I часть
Тема урока: Числа от 1 до 10 ( закрепление).
Цели урока:
закрепить знания детей нумерации чисел от 1 до 10;
научит счёту в прямом и обратном порядке;
научить решать примеры, сравнивать;
закреплять знания о составе чисел;
развивать память, логическое мышление;
воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности, воспитывать любовь к устному народному творчеству – сказкам.
Оборудование: учебник математики 1 класс (авт. М.И. Моро), иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», рисунки яблок с цифрами на них, танграммы.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке математики мы с вами отправимся в мир русской народной сказки «Гуси-лебеди». Унесли гуси братца, побежала девочка его искать. Она просила помощи у яблони, печки и речки. Но прежде чем помочь девочке, её они просили исполнить желание. Девочка спешит, волнуется, ей трудно всё исполнить – ведь она одна, а нас так много! Ведь работу легче делать вместе. Давайте поможем вернуть брата и отправимся в путь вместе с ней.
Путешествие будет трудным, нужно будет решать примеры, задачи, сравнивать числа. Не испугались?
2. Устный счёт
– Бежит девочка и видит стоит яблоня. Девочка просит сказать, куда полетели гуси.
– Какое волшебное слово должна сказать девочка?
– Но яблоня просит выполнить её задания.
1) Собрать яблоки по порядку, начиная с меньшего
(У детей на партах лежат рисунки яблок с цифрами. По порядку они выставляют их на наборное полотно.)
2) Индивидуальная работа у доски (3 человека).
1 + * = 5 5 – * = 2 * – 8 = 0
2 – * = 0 6 – * = 6 * + 2 = 5
5 – * = 2 9 + * = 10 * – 1 = 9
4 – * = 3 8 – * = 7 * – 4 = 1
3 + * = 5 4 – * = 2 * + 2 = 2
3) Фронтальная работа
– Какое число при счёте называют после числа 8? 6? 4? 2?
– Какое число предшествует 7? 5? 10?
– Какое число стоит между 6 и 8? 3 и 5?
– Какое число больше на 1 , чем 7?
Увеличьте 5 на 1, 8 на 1.
Уменьшите 6 на 1, 10 на 1.
4) Задача для смекалистых
Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?
5) Итог по устному счёту
– Вы выполнили все задания яблони и она показала дорогу, куда полетели гуси-лебеди.
3. Работа по теме урока
1) Повторение состава чисел.
– Побежала девочка дальше. Стоит печка. Девочка просит сказать, куда полетели гуси. Но печка просит выполнить задание.
Около печки растут ёлки с волшебными ветками. Повесим на ветки недостающие числа.
– Помогли девочке выполнить задание, и печка указала дорогу.
2) Работа с танграммами.
– Побежала она дальше, а навстречу речка – кисельные берега. Девочка просит речку показать, куда понесли гуси-лебеди братца. А речка просит построит дом у неё на берегу.
(Дети из танграмма строят домик на парте по образцу.)
– Как только построили дом, девочка увидела на опушке избушку Бабы Яги, а в ней сидел её братец. Схватила сестрица братца и побежала обратно.
3) Физминутка
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом. (Ходьба на месте)
Крылья быстрые мелькают,
В поле бабочки летают. (Взмахи руками)
1, 2, 3, 4, 5….
Полетели, закружились. (Кружатся)
4) Работа по учебнику
– А за девочкой гонятся слуги Бабы-Яги – гуси-лебеди. Чтобы речка спрятала её и братца от гусей, мы должны с вами выполнить задание на стр. 69 учебника.
А) Закройте красным кругом примеры с ответом 5
Б) «Какая фигура лишняя?»
– Как одним словом можно назвать фигуры?
– Какая лишняя? Почему?
В) Игра «Где моё место?»
– Рассмотрите нижний рисунок. Между какими хоккеистами должен встать игрок с номером 4? 5? 9? 10?
– Полетели гуси мимо, девочку с братцем не заметили.
5) Работа в тетради. (Самостоятельная работа).
– Девочка дальше побежала с братцем. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Стоит печка. Чтобы печь спрятала детей, нужно в тетрадях выполнить задание.
(Дети выполняют самостоятельно работу в тетради.)
– Поставьте знаки. Назови равенства, неравенства.
8 * 9 3 * 3
7 * 6 4 * 1
3 * 5 6 * 6
– Гуси не заметили детей и пролетели мимо.
6) Решение задач.
– Девочка с братцем побежали дальше. Тут гуси увидели их, хотят братца из рук вырвать. Добежала девочка до яблони, та её спрятала. А нас попросила решить весёлые задачи.
В туесочке есть грибы.
Посчитать их помоги.
Мухомор красный – гриб опасный,
Лисичка – рыжая косичка,
Волнушка – розовое ушко,
Сморчок – бородатый старичок,
Ну, а это – белый – ешь его смело. (5)
Пять зелёных лягушат
В воду бросится спешат.
Два испугались, на берегу остались.
Сколько было храбрых лягушат? (3)
На берёзе пять листочков,
Ветер рвётся под плащи.
А листочков на берёзе уже не пять
А только три.
Сколько листочков сорвал ветер? (2)
Пять синиц на ветку сели,
К ним три галки прилетели.
Сосчитайте быстро, детки,
Сколько птиц сидит на ветке? (7)
По лесу охотник шёл,
В чащу леса он зашёл.
Повстречались ему здесь
Заяц, волк, лиса, медведь.
Звери все до одного
Убежали от него
Сосчитайте всех зверей
И как можно поскорей. (4)
– Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали, и ни с чем улетели к Бабе Яге. А девочка с братцем вернулись домой.
4. Итог урока
– Мы вспомнили с вами русскую народную сказку «Гуси-лебеди», вы можете прочитать её ещё раз.
– Чему учит эта сказка?
– С какими героями встретились?
– Какие задания давали?
– Что понравилось на уроке?
А так выглядит урок без использования устного народного творчества:
Конспект урока по учебнику автора М.И. Моро 2010 год 1 класс I часть
Тема урока: Числа от 1 до 10 ( закрепление).
Цели урока:
закрепить знания детей нумерации чисел от 1 до 10;
научит счёту в прямом и обратном порядке;
научить решать примеры, сравнивать;
закреплять знания о составе чисел;
развивать память, логическое мышление;
ХОД УРОКА
Устный счёт
1.Расставить цифры по порядку, начиная с меньшего:
6,2,7,1,8,5,4,9,3,10.
2) Индивидуальная работа у доски (3 человека).
1 + * = 5 5 – * = 2 * – 8 = 0
2 – * = 0 6 – * = 6 * + 2 = 5
5 – * = 2 9 + * = 10 * – 1 = 9
4 – * = 3 8 – * = 7 * – 4 = 1
3 + * = 5 4 – * = 2 * + 2 = 2
3) Фронтальная работа
– Какое число при счёте называют после числа 8? 6? 4? 2?
– Какое число предшествует 7? 5? 10?
– Какое число стоит между 6 и 8? 3 и 5?
– Какое число больше на 1 , чем 7?
Увеличьте 5 на 1, 8 на 1.
Уменьшите 6 на 1, 10 на 1.
4) Задача для смекалистых
Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?
3. Работа по теме урока
1) Повторение состава чисел.
Вставьте недостающие цифры
4 Работа по учебнику
Выполнить задание на стр. 69 учебника.
1 Закройте красным кругом примеры с ответом 5
2 «Какая фигура лишняя?»
– Как одним словом можно назвать фигуры?
– Какая лишняя? Почему?
3 Игра «Где моё место?»
– Рассмотрите нижний рисунок. Между какими хоккеистами должен встать игрок с номером 4? 5? 9? 10?
5) Работа в тетради. (Самостоятельная работа).
– Поставьте знаки. Назови равенства, неравенства.
8 * 9 3 * 3
7 * 6 4 * 1
3 * 5 6 * 6
6) Решение задач.
Итог урока:
При сравнении можно сделать вывод. Исрользование устного народного творчества на уроках математики делает его насыщенным , интересным, занимательным. Если учитывать возрастные особенности младших школьников, у которого ведущая деятельность является игра, использование фольклора на уроках математике будет актуальным и значимымУстное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития логического мышления. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей
Заключение
Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это – загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом пословицы, поговорки у детей развивается воображения, логическое мышление, обогащается речь, эмоции.
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Приобщая детей младшего школьного возраста к фольклорной культуре на уроках математике, учитель владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, скороговорки, пословицы, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании
Список используемой литературы:
1. Богданова О.Ю. Русское народное творчество [Текст]: Хрестоматия / Богданова О.Ю.// М: Просвещение, С.530-601.
2. Бурлага Е.Г .Занимательная математика [Текст] /Бурлага Е.Г.// М: Просвещение, С.4-7.
3.Даль В. «Пословицы русского народа» [Текст] /Даль В.// М: Государственное издательства художественной литературы, С.125-300.
4.Ефимов В. Ф. Математика в сюжетах [Текст] / Ефимов В. Ф. – М.: Дрофа, 2002.-245с.
5.Круглов А.Г. Фольклор и школа [Текст]: Русское литературоведение в новое тысячелетие / Круглов А.Г.// М: 2003.-С.390-401.
6. Куликова И. В. Использование загадок, пословиц и стихотворений в ходе обучения математике в начальной школе [Текст]: Хрестоматия / Куликова И. В.// Начальная школа.-2011- № 4 С.32-35.
Информация о работе Использование малых форм устного народного творчества на уроках математики