Использование малых форм устного народного творчества на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: Обучение математике через формы устного народного творчества в начальных классах.
Предмет исследования: формы, содержание, роль устного народного творчества на уроках математике в начальных классах.
Целью исследования является разработка эффективных методов и средств обучения математике средствами устного народного творчества

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические основы использование устного народного творчества в преподавании математики
1.1 Сущность устного народного творчества на уроках математики
1.2 Воспитательные возможности уроков математики с использованием устного народного творчества
1.3 Виды устного народного творчества в преподавании математики
Глава 2. Методика использования малых форм устного народного творчества на уроках математики
2.1 Анализ учебников на изучение устного народного творчества
2.2 Педагогическая практика по применению устного народного творчества на уроках математики
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсов.).doc

— 380.50 Кб (Скачать)


Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Губернский колледж город Похвистнево.

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Использование малых форм устного народного творчества на уроках математики

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                             

 

 

 

Ильясова Светлана Алексеевна

Специальность 050709.52

Преподавание в начальных классах

Курс IV, группа 641

Научный руководитель: Каврына Т.А.

Форма обучения: очная

 

 

Похвистнево

2011год

 

  Содержание:

Введение                                                                                                            

Глава 1 Теоретические основы использование устного народного творчества в преподавании математики

1.1 Сущность устного народного творчества на уроках математики

1.2 Воспитательные возможности уроков математики с использованием устного народного творчества

1.3 Виды устного народного творчества в преподавании математики

Глава 2. Методика использования малых форм устного народного творчества на уроках математики

2.1 Анализ учебников на изучение устного народного творчества

2.2 Педагогическая практика по применению устного народного творчества на уроках математики

Заключение                                                                                                          

Список используемой литературы                                                                     

Приложение                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач учителя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в школьном возрасте. А детство невозможно представить без потешек, считалок, загадок, сказок, словом без устного народного творчества. Поэтому приобщение к математике через использование устного народного творчества поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов. Однако, существует проблема - нет четко разработанной системы познавательной деятельности по математике для школьников с использованием устного народного творчества. Многие учителя полагают, что главное - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (например: система Л.В. Занкова, система В.В. Давыдова, «Школа 2100» и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить приводит к появлению «проблем с математикой». Как следствие теряется интерес к предмету, появляется страх, что  - это не понять и т.п. Обучение математике не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же у народа существует огромное количество произведений устного народного творчества для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому необходимость соединения современных требований к подготовке школьников с возможностью максимального использования потенциала устного народного творчества делает эту проблему в настоящее время актуальной.

  Объект исследования: Обучение математике через формы устного народного творчества в начальных классах.

   Предмет исследования: формы, содержание, роль устного народного творчества на уроках математике в начальных классах.

                   

   Целью исследования является разработка эффективных методов и средств обучения математике средствами устного народного творчества

  В исследовании реализованы следующие задачи:

1.  Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования элементарных математических представлений  у детей.

2.Разработать систему познавательной деятельности с использованием элементов малых жанров народного фольклора, которая будет способствовать повышению уровня математических представлений у детей. 3.Выявить условие эффективного влияния малых форм устного народного творчества обучение математике в начальных классах.

  При разработке системы познавательной деятельности я ознакомилась с вопросами теории таких исследователей как Т.М. Бабушкина,  В.П. Аникина, Г.С. Виноградова, Е.И. Щербакова, Е.В. Шаталова. Это явилось методологической основой моей работы.

  Новизна состоит в том, что в работе предлагается система познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с включением малых жанров народного фольклора.

  Гипотеза: если в работе со школьниками использовать систему познавательной деятельности с элементами устного народного творчества, то это будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей, а также воспитанию патриотических чувств.

  Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей школьников, включающая малые жанры устного народного творчества, будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей:

1.У детей выработан интерес к самому процессу познавательной деятельности.

2.Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач.

3.Стремятся к достижению познавательной цели.

 

 

Глава 1. Теоретические основы использование устного народного творчества в преподавании математики

1.1 Сущность устного народного творчества на уроках математики

    Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.                                                                                                                                              

  Ведущим компонентом народной культуры является – фольклор.

Фольклор (англ. folklore) народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

 

1.2 Воспитательные возможности уроков математики.

 

  В отличие от многих других дисциплин математика имеет предметом своего учения не вещи и явления реального мира, а абстрагированные от них количественные отношения и пространственные формы. С древних времен математика рассматривалась как высшая мудрость. Так, древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «... огромные развивающие возможности математики;... она пробуждает ум, придает ему гибкость, живость и памятливость...»

Основные воспитательные функции предмета математики следующие:

— уроки математики должны воспитывать у учащихся логическую культуру мышления, строгость и стройность в умозаключениях;

— содержание математических задач дает возможность значительно расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень.

  На уроках математики ученику требуется анализировать каждый шаг своего решения, аргументировать и доказывать свое мнение. На уроках математики у учащихся вырабатывается привычка к тому, что невнимательность при решении задачи приведет к ошибке, а любая неточность в математике не останется без последствий, приведет к неверному решению задачи. Поэтому занятия математикой дисциплинируют. Кроме того, благодаря наличию в математических задачах точного ответа каждый ученик может после выполнения задания достаточно точно и объективно оценить свои знания и меру усилий, вложенных в работу, т. е. дать себе самооценку, столь важную для формирования личности. Занимаясь математикой, каждый ученик воспитывает в себе такие личностные черты характера, как справедливость и честность; привыкает быть предельно объективным. Честная и добросовестная работа на уроках математики требует напряженной умственной работы, внимания, терпимости в преодолении различных трудностей. Поэтому уроки математики воспитывают в учениках трудолюбие, настойчивость, упорство, умение соглашаться с мнениями других, доводить дело до конца, ответственность.

  На уроках математики формируется уважение к достижениям человеческого гения, убежденность в важности математических знаний в практической жизни человека, признание радости творческого труда как одной из основных человеческих ценностей. Использование устного народного творчества, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся.   Школа не только учит, она готовит учащихся к самостоятельной жизни, формирует их как личность, поэтому беседы нравственного характера очень важны.

   

1.3 Виды устного народного творчества, в преподавании математики

 

    Начальная школа – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в младших классах закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том как научиться правильно держать ручку, писать, но и умению общаться, дружить, думать, творить. Для изучения математики очень важно использовать малые формы фольклора, т.к. он помогает детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры.                                                                                                                               Занимаясь с этим материалом, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, использование малых форм фольклора поможет учителю в воспитании и обучении детей, испытывающих трудности в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.                                       

  На уроках математики используются такие формы фольклора как загадки, поговорки, пословицы, скороговорки, сказки.

Загадки. Загадка задумывает, замышляет, предлагает отгадать то, что скрыто иносказанием («Висит сито, не руками свито»). Загадки открывают много чудесного в окружающем нас мире. Особенности загадок (рифма, ритм). Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Педагогическая ценность загадок состоит в том, что она знакомит ребенка с радостью открытия, направляет внимание на предметы, явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления, силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства. Если же загадка не разгадана, го это вызывает в нем жажду познания, неслучайно этот жанр, фольклора широко применяли в обучении младших школьников К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой.

Загадка может служить исходным мате­риалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями {цифра, число, ве­тчина и т.д.). Например, при знакомстве с цифрой и числом 2 можно использовать та­кую загадку:

Вид ее — как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи ее — нет.

После того как ученики отгадали ее, педагог может попросить детей вспомнить, о чем загадка, показать карточку с цифрой 2, назвать соседей числа 2, объяснить, как можно получить число 2, сравнить его с последующими числами.

Понимание внутренней структуры загадки позволяет учителю обучать детей отгадывать их (понимать содержание, объяснить и доказывать правильность отгадки), а также составлять загадки самостоятельно. Иногда для отгадывания загадки ученикам достаточно одного признака, догадки, а для того, чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, развернутое логическое рассуждение. Без доказательства процесс отгадывания не закончен. Чтобы побудить ребенка к доказательству, следует выяснить, каким путем он шел: «Как ты догадался? Почему ты так решил?»

При изучении темы «Время» можно использовать такую загадку про дни недели:

Что за гуси пролетают?

По семерке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротишь их назад.

 

Она нуждается в анализе даже тогда, когда дети правильно ее отгадали. Опыт показывает, что отгадки могут быть случайными. Можно задать вопросы: «Почему вы думаете, что гуси — это дни?» «Почему их 7?» «Что значит выражение летят вереницей?» «Почему гусей нельзя возвратить на­зад?» «Как нужно относиться ко времени, если оно не возвращается?»

Таким образом, загадка стимулирует умственную деятельность детей, прививает вкус к умственной работе, приучает к четкой логике, рассуждению и доказательству.

 

Скороговорки. Словесная игра, когда в одной фразе нарочно совмещаются трудные для выговаривания звуки («На дворе трава, на траве дрова». Употребление скороговорок содействует преодолению косноязычия, развивает артикуляцию речевого аппарата.  Например, при знакомстве с цифрой и числом 2 можно предложить такие скороговорки:

Возле грядки – две лопатки,

Возле кадки – два ведра.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

После разучивания скороговорки учитель может предложить детям вспомнить, какое слово в тексте связано с рассматриваемым числом, какая цифра соответствует ему. Можно предложить ученикам составить свою скороговорку.

                                                                                                                                 Считалки. Считалки применяю для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба считалок. По силе эстетического воздействия, распространенности и количеству произведений они, можно сказать, не знают себе равных. «Видимо, какие-то плодоносящие зерна скрыты в этих неувядаемых произведениях», — писал основоположник теории детского фольклора Г.С. Виноградов. Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые для определения ведущего или распределения ролей в игре. Например:

На дубу — скворец и галка.

Улетел домой скворец,

И считалочке конец.

* * * * *

Ветер осенью летал,

Ветер листики считал.

Красный лист,

Зеленый лист,

Липы лист,

Клена лист.

Хорошо ли ты считал?

Сколько листьев насчитал?

Лист от ветки отрывался,

Ветер злился и сбивался,

Вот попробуй, сосчитай,

Оторвался — улетай.

 

Соревнование в произнесении считалок заставляет детей разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память, учиться артистизму, добиваться права вести пересчет (по детским неписаным законам это право предоставляется не о всем, а только тем, в ком уверены остальные, что он будет честно вести счет, определяющий судьбу игроков). Таким образом, использование считалки способствует выработке таких качеств, как честность, непреклонность, чувство товарищества. Следовательно, она несет познавательную, эстетическую, этическую функции и способствует физическому развитию детей. На уроке математики с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном порядке можно предложить следующие считалки:

1, 2,3 — Ваня, не шути.

1, 2, 3, 4, 5 — Ваня, не шути опять.

Информация о работе Использование малых форм устного народного творчества на уроках математики